Профстандарт руководителя медицинской организации без медицинского образования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт руководителя медицинской организации без медицинского образования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Положение о лицензировании медицинской деятельности, действовавшее до 31 августа 2021 года, содержало четкие квалификационные требования к руководителям медицинских организаций. Строгость требований смягчалась оговоркой о том, что соответствовать им должен руководитель, «ответственный за осуществление медицинской деятельности». Клиники трактовали этот нюанс в том ключе, что если обязанности руководителя ограничиваются административно-хозяйственной деятельностью, то высшее медобразование и стаж для него необязательны. Проще говоря, главный врач должен «быть врачом», генеральный директор – нет.

Трудовые функции руководителя медицинской организации

В проекте профессионального стандарта «Руководитель медицинской организации» выделены следующие обобщенные трудовые функции:

  • «Администрирование деятельности медицинской организации и ее структурных подразделений» (ОТФ А);

  • «Менеджмент обеспечения качества и безопасности деятельности медицинской организации» (ОТФ В);

  • «Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения» (ОТФ С);

  • «Управление финансово-экономической сферой медицинской организации» (ОТФ D);

  • «Управление медицинской организацией» (ОТФ F).

На основе этих функций и выделяются должности: мененджер по качеству, финансовый директор и т.д.

В основу распределения трудовых функций и трудовых действий положен компетентностный подход, когда ведущим критерием подбора и расстановки кадров является не владение теоретическими знаниями, а умение применить их для решения практической задачи обеспечения качества и безопасности в сфере здравоохранения с учетом специфики деятельности конкретной медицинской организации.

  1. Выполнение обобщенной трудовой функции А предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:«Управление процессами информационно-справочного сопровождения пациентов, управление формированием баз данных»;

  2. «Менеджмент процессов прикрепления и открепления пациентов к медицинской организации».

Выполнение обобщенной трудовой функции В предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Разработка и внедрение системы менеджмента качества (СМК) в медицинской организации»;

  2. «Совершенствование системы менеджмента качества»;

  3. «Мониторинг осведомленности и обучение персонала»;

Выполнение обобщенной трудовой функции C предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Оценка и прогноз состояния здоровья населения с учетом социальных детерминант и факторов риска заболеваний»;

  2. «Планирование, реализация и оценка мероприятий и программ по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения»;

  3. «Информирование и обучение населения по вопросам профилактики заболеваний и укрепления здоровья»;

Выполнение обобщенной трудовой функции D предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Организация планирования деятельности медицинской организации»;

  2. «Организация финансово-экономической деятельности медицинской организации»;

  3. «Анализ эффективности деятельности медицинской организации»;

  4. «Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд медицинской организации»;

Выполнение обобщенной трудовой функции F предложено реализовывать путем выполнения следующих трудовых функций:

  1. «Стратегическое планирование и прогнозирование деятельности медицинской организации»;

  2. «Управление ресурсами медицинской организации»;

  3. «Взаимодействие с вышестоящими и партнерскими организациями»;

  4. «Обеспечение развития медицинской организации».

Основанием для такого подхода к структурированию документа стал анализ необходимых трудовых функций в медицинской организации на современном этапе, которые могут реализовать специалисты с немедицинским образованием.

Организация, координация и реализация деятельности по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения

Профилактика неинфекционных заболеваний и укрепление здоровья населения являются приоритетными стратегическими направлениями государственной политики в РФ в области охраны здоровья нации.

Организация профилактики в Российской Федерации в настоящее время базируется на реализации популяционной стратегии, стратегии высокого риска и стратегии вторичной профилактики. На практике выявляется значительный дефицит популяционной составляющей. Низкая активность первичного звена здравоохранения в этом направлении обусловлена загруженностью врачей.

Формирование инновационного профессионального кадрового потенциала, отвечающего современным требованиям системы охраны общественного здоровья, – один из путей эффективного решения новой стратегии «Здравоохранение».

Более пяти лет в медицинских вузах Российской Федерации идет подготовка и выпуск необходимых для страны современных профессиональных кадров в области профилактики заболеваний и укрепления здоровья населения – магистров по направлению подготовки 32.04.01 «Общественное здравоохранение», имеющих как медицинское, так и немедицинское базовое высшее образование. Данная магистерская программа изначально разрабатывалась при поддержке Минздрава России для создания необходимого странового кадрового потенциала для межсекторального решения проблем борьбы с неинфекционными заболеваниями и укрепления здоровья населения и организации и проведения профилактической деятельности в соответствии с современными международными подходами.

В ходе проверки выявлены нарушения…:

  • в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения у руководителя — генерального директора Соколова В.Л. (приказ от 05.09.2012 N 08-к) отсутствует высшее медицинское образование, у заместителя генерального директора по лечебной работе Рябовой О.И. (приказ от 16.09.2012 N 09/К, трудовой договор от 16.09.2012) отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • в нарушение подпункта «г» пункта 4 Положения у заместителя генерального директора по лечебной работе Рябовой О.И. не подтвержден стаж работы по специальности «стоматология хирургическая» не менее 5 лет;

Однако Росздравнадзор и суды нередко игнорировали эту оговорку. Приведем в пример дело, завершившееся в сентябре 2018 года. Гендиректор одной клиники не имел высшего медицинского образования. Территориальный орган Росздравнадзора расценил это как нарушение лицензионных условий и предписал его устранить. Клиника обратилась в суд. Первая и апелляционная инстанции последовательно встали на сторону медиков и признали необоснованным выдвинутое надзорным органом требование. Основной аргумент судов: за медицинскую деятельность этой клиники отвечает не генеральный директор, а главный врач, у которого имеется и профильное образование, и стаж – все, как полагается по закону.

Но, начиная с кассации, направление ветра правосудия изменилось. Арбитражный суд кассационной инстанции счел, что требование к медобразованию у руководителя организации общеобязательно и «не нуждается в дополнительном толковании». Финальным аккордом стало определение Верховного Суда, который также указал на то, что и у гендиректора должно быть профильное образование.

Ни кассационный суд, ни Верховный Суд не дали никакой оценки той самой оговорке. Принимая решения, они по сути ее проигнорировали. Но при этом дословно процитировали в ссылках Положение о лицензировании медицинской деятельности, где эта оговорка содержится.

Судебная практика только начала складываться, но уже есть интересные сюжеты. Вот два дела, по которым были вынесены решения в декабре 2021 года.

Еще в период действия старого положения клинику оштрафовали за отсутствие у генерального директора высшего медобразования и стажа. Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение без изменений. Представители клиники уверяли, что гендиректор не отвечает за медицинскую деятельность, что это обязанность главврача, имеющего все требуемые «регалии». Но суды отклонили их аргументы.

Клиника обратилась в Верховный Суд с просьбой отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. К этому моменту уже действовало новое положение, в котором, напомним, нет квалификационных требований к руководителю. Верховный Суд отказал клинике в удовлетворении ее требований. Основание: после принятия закона, исключающего административную ответственность за содеянное, не исполненное к этому моменту постановление о назначении административного наказания исполнению не подлежит. То есть, поскольку клиника до этого момента не исполнила неактуальное уже постановление, рассматривать дело по новой не нужно – клинике следует обратиться в суд первой инстанции, который назначил наказание с тем, чтобы он же его и отменил.

Еще одна клиника с «неправильным» руководителем оказалась в похожей ситуации. На момент ее проверки Росздравнадзором действовало старое положение. Росздравнадзор составил протокол о привлечении медорганизации к административной ответственности, но та оспорила предписание в суде. В этом случае суд первой инстанции встал на сторону медиков, решив, что клиника не должна быть привлечена к ответственности, поскольку ко времени рассмотрения дела вступило в силу новое, лояльное к медикам положение.

Разочарованный Росздравнадзор обратился с жалобой в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд. Апелляционная инстанция оставила решение без изменений.

Комментарии к должности

Приведенные выше квалификационные характеристики должности «Главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации» предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений и обеспечением эффективной системы управления персоналом в различных организациях. На основе этих характеристик разрабатывается должностная инструкция главного врача медицинской организации, содержащая права и ответственность работника, а также конкретный перечень его должностных обязанностей с учетом особенностей организации и управления деятельностью предприятия (учреждения).

При составлении должностных инструкций руководителей и специалистов необходимо учесть общие положения к данному выпуску справочника и введение с общими положениями к первому выпуску справочника должностей.

Обращаем ваше внимание на то, что одинаковые и схожие наименования должностей могут встречаться в разных выпусках ЕКС. Найти схожие названия можно через справочник должностей (по алфавиту).

Деятельность руководителей медицинских организаций связана не только с огромным объемом различных по своей природе функций, за невыполнение или некорректное выполнение которых существует риск быть привлеченным к ответственности, но и с трактовкой действующего законодательства, определяющего, в том числе, требования к лицам, занимающим эту должность.

Существующие в законодательстве нюансы и противоречия создают лишние сложности при осуществлении должностных обязанностей руководителя медицинской организации.

Представляется, что нормативные акты и отдельные их нормы, регламентирующие профессиональную деятельность руководителей медицинских организаций, нуждаются в доработке и гармонизации друг с другом. До тех пор следует внимательно следить за разъяснениями контролирующих органов и судебной практикой.

Обновление Приказа №707н и новые квалификационные требования к медработникам

Одновременно обновят и Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки». Соответственно Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8.10.2015 года № 707н также ожидают изменения.

Такие обновления необходимы, чтобы во время разработки отраслевых профессиональных стандартов, произошли изменения в требованиях к медицинским работникам, а именно врачам и провизорам. Напомним, что с 2021 года следование требованиям профстандартов обязательно для некоторых должностей.

Необходимость изменений можно проиллюстрировать актуальностью квалификационных требований к специалистам, которые завершили профессиональное обучение до и после 2021 года. Так те, кто получил базовое медицинское образование до 2021 года, могут пройти интернатуру или ординатуру по специальности «Дерматовенерология». А вот для тех, кто получил профессиональное медицинское образование после 2021 года, нужно пройти первичную аккредитацию и обучение в ординатуре по специальности «Дерматовенерология» в той части, которая касается профессиональных компетенций, описанных в обобщенных трудовых функциях профессионального стандарта «Врач-дерматовенеролог».

Врач, получивший диплом, зачастую плохо представляет себе должность, на которую его назначают. Во многих случаях, она просто не связана со специальностью. К примеру, молодым хирургам в районных больницах из-за укрупнения медорганизаций приходится выполнять задачи главврачей, сталкиваться с нормами права, организацией работы, принимать решения. Все это порождает риски серьезных нарушений и конфликтов в области права. Энциклопедии и словари не разделяет медицинские должности и специальности:

  1. Большая советская энциклопедия подсказывает, что специальность – набор обретенных в процессе учебы или практики знаний, которые нужны для определенного вида работы или профессии. Понятие совпадает с определением профессии, когда специальные функции соответствуют полностью трудовым обязанностями.
  2. Большой энциклопедический словарь называет специальность – деятельностью в рамках профессии.
  3. Общероссийским классификатор называют специальностью – сумму знаний и навыков, полученных после образования для решения конкретных профессиональных задач.
Читайте также:  Как стать индивидуальным предпринимателем?

Должность — это:

  • обязанности по работе;
  • полномочия, установленные должностной инструкцией.

Большой юридический словарь определяет должность как первичную структурную единицу штата с определенным набором полномочий, местом в иерархии и денежным вознаграждением.

Толковый словарь русского языка называет должностью служебное место и связанные с ним обязанности, а новый толково-образовательный словарь — служебное положение с перечнем обязанностей.

Приказом Минздрава СССР с 1970 года № 280 действовала 51 медицинская должность и специальность. Вместо утратившего силу документа введен приказ № 700н 2015 года:

  1. Документ отменяет предыдущие приказы, в том числе № 210н о номенклатуре специальностей 2009 года.
  2. Исчезает деление на специальности для ВУЗов и для дополнительной подготовки.
  3. Перечень состоит из 94 наименований без расшифровок.
  4. Появилась специальность «остеопатия».
  5. Упрощен ряд специальностей: диабетология, клиническая и лабораторная микология.

Документ введен в действие 28.11.2015 года.

Специальности для врачей со средним образованием в сфере медицины и фармации не менялись и закреплены приказом № 176н с последующей редакцией 2008 года.

Законодательное регулирование специальности и должности медицинской организации

Приказом Минздрава № 707н, утверждающим квалификационные требования к работникам, обученным по направлению «Здравоохранение и медицинские науки», устанавливается требования к профессиональному образованию и дополнительным знаниям, называются должности.

Введенная в номенклатуру в 2009 году специальность «Медико-социальная экспертиза» выдвигает требования к соискателю:

  1. Высшее образование по специальности «лечебное дело» или «педиатрия».
  2. Ординатура — «медико-социальная экспертиза».
  3. Дополнительное образование и профпереподготовка по специальности «медико-социальная экспертиза» или на выбор: педиатрия, детская хирургия, семейная медицина, неврология, онкология, офтальмология, терапия, оториноларингология, травматология и ортопедия, хирургия, эндокринология, фтизиатрия.
  4. Обязательно раз в пять лет повышать квалификацию.
  5. Занимаемые должности врача по медико-социальной экспертизе, начальник подразделений или организации.

Приказом Минздравсоцразвития № 541н утвержден единый квалификационный справочник с соответствующим разделом для сферы здравоохранения, который:

  1. Отменяет приказ Минздравсоцразвития № 869 с аналогичным названием.
  2. Подробно описывает должностные обязанности и квалификационные требования врачей и медсестер касательно квалификации и стажа.
  3. Упрощает должности врача-интерна по решению Верховного Суда РФ.

Приказ Минздрава о квалификационных требованиях к медицинским работникам говорит, что кандидат на должность врача должен обязательно иметь высшее образование по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и спецподготовку в интернатуре, ординатуре по той сфере, в которой предстоит работать. Например, если это врач скорой медпомощи, то его основное высшее образование должно быть по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и законченная ординатура по специальности «Скорая медицинская помощь».

Врач должен иметь сертификат специалиста по специальности «Терапия» и(или) свидетельство об аккредитации «Лечебное дело».

На сегодняшний день выпущены следующие профстандарты врачей:

  • Ветеринарный врач
  • Врач-стоматолог
  • Врач-биохимик
  • Врач-биофизик
  • Врач-кибернетик
  • Врач-оториноларинголог
  • Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)
  • Врач-педиатр участковый
  • Врач-офтальмолог

Квалификационные характеристики работников в сфере здравоохранения

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам со средним медицинским образованием приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерское дело» необходимо получить либо получить среднее профессиональное образование по специальности «Акушерское дело», либо пройти профессиональную переподготовку по специальности «Акушерское дело» при наличии среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» согласно перечню специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199.

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей Приказа № 1199. Это удобный инструмент, позволяющий медицинскому специалисту переквалифицироваться и работать в новой должности без повторного получения образования.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Лечебное дело» возможно только путем прохождения среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В ряде случаев соответствие требованиям к медицинской специальности позволит занять соответствующей ей должность: например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Медицинская оптика» позволит занимать должность медицинского оптика-оптометриста.

В других случаях соответствие требованиям к одной специальности позволяет занимать несколько различных должностей. Например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Сестринское дело» позволит занимать должности:

  • медицинская сестра,
  • старшая медицинская сестра,
  • медицинская сестра палатная (постовая),
  • медицинская сестра процедурной,
  • медицинская сестра перевязочной,
  • медицинская сестра участковая,
  • медицинская сестра приемного отделения,
  • медицинская сестра патронажная,
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи,
  • медицинская сестра стерилизационной,
  • заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — медицинская сестра,
  • заведующий здравпунктом — медицинская сестра,
  • заведующий кабинетом медицинской профилактики — медицинская сестра.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты медицинских работников в части требований к образованию и обучению ссылаются на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

То есть квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н.

Так, например, для должности «Медицинская сестра» профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 83н для специальности «Сестринское дело» установлены следующие квалификационные требования:

  • Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» или профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 83н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 83н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним образованием устанавливается лицензионным законодательством.

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Читайте также:  Что делать, если вам грозит выселение из служебного жилого помещения?

Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.

Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно федеральным законам и положениям об образовании, квалификация – теоретические знания и практические навыки, уровень компетентности в отношении выполнения определенных навыков, которые человек получает во время обучения в учебном учреждении для последующей работы по специальности. По действующим законодательным актам, программа образования, подготовленная в соответствии с требованиями министерства, обеспечивает получение квалификационного уровня учащимися, вне зависимости от специфики обучения.

Также о получении квалификационного уровня свидетельствую следующие законы:

  • «Закон об образовании», ст.60, часть 7. Лица, которые успешно прошли подготовительную программу, государственную итоговую аттестацию, получают удостоверение о получении образования, уровне квалификации. Документация подтверждает, что специалист получил соответствующее профильное образование, квалификацию по направлению деятельности, специальности или профессии;
  • «Закон об образовании» ст.11, часть 8 Минпросвещения (ранее – Минобразования и науки). Официальный действующий документ содержит ряд специальностей и профессий среднего профессионального образования, уровни квалификации по специальностям, которые присваиваются специалистам после окончания обучения. Также закон регламентирует порядок составления перечней профессий;
  • перечень профессий, которые человек может получить при обучении в средних специальных учреждениях, в том числе и медицинских, подтвержден приказом №1199 от 2013 года Минобразования и науки РФ;
  • Для лиц, прошедших обучение в средних специальных учреждениях, подтверждением профессионального готовности, уровня квалификации является диплом об образовании. Положение о присвоении уровня специализации регламентирует приказ №1199 Минобрнауки;
  • Согласно с Законом №60, ч.8, документы, в которых указан уровень специального образования, специализации, дают право на осуществление определенной профессиональной деятельности. Специалист может занимать должность, для которой действующее законодательство определило уровень квалификации и образования.

По законодательству, специалист имеет право вступить в трудовые отношения с работодателем, если имеет необходимую специализацию, уровень обучения и документы, подтверждающие это. Исключения могут составлять федеральные законы, которые предусматривают другие требования к профессиональной готовности.

Согласно разделу о занимаемых должностях, служащий с определенной профессией может занимать вакансию, предусмотренную перечнем в законе №83н от 2016 года. Также перечень занимаемых вакансий утвержден номенклатурой для фармацевтических, медспециалистов, утвержденной приказом №1183н Министерства здравоохранения от 2012 года.

Подробнее о характеристиках квалификационного уровня вакансий для медицинских работников можно узнать из приказа №541н Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Приказ министерства входит в Единый справочник, обобщающий различные посты и специальности для любых профессий. Должности, приведенные в справочнике, имеют три основных раздела:

  • обязанности на занимаемой должности;
  • база знаний, перечень теоретических тем, которыми должен оперировать сотрудник;
  • условия к компетентности, которые разняться в зависимости от профессии;
  • стаж работы, который необходимо иметь при приеме.

Условия к сертификации изложены в пунктах, которым должно отвечать образование, подготовка специалиста. Раздел о профессиональной готовности сотрудников отвечает действующему законодательству, нормативным документам и актам.

Приказ №541 не устанавливает обобщенные требования к сотрудникам, независимо от занимаемой вакансии, а регулирует требования исходя из дополнительных нормативных актов и положений. Так, при приеме на работу работодатель будет руководствоваться не только данным приказом, но и рядом других нормативных документов, среди которых решающим будет Приказ №83н.

Кроме того, приказ №541н позволяет делать исключения, если сотрудник будет занимать должность, не имея изначально необходимой компетенции или соответствующего образования. В некоторых ситуациях, лица, которые не имеют достаточного стажа работы, практических навыков или теоретических знаний, без образования, необходимого для работы по вакансии, могут занять пост. Это возможно, если служащий качественно и в полной мере выполняет поставленные обязанности. В дальнейшем работодателю необходимо принять меры для повышения квалификации, переподготовки члена коллектива.

Среди документации, которые определяют требования к квалификационным уровням отдельных должностей, выделяют основные:

  • профессиональные стандарты;
  • справочные комплексы по компетенции.

Нормативы равноправно применяются работодателями при приеме новых сотрудников в коллектив, но есть исключение – большинство руководствуется именно стандартами, создавая комплексные положения или инструменты, которые соотносят пункты справочников со стандартами.

Если в дальнейшем медицинские учреждения будут руководствоваться профстандартами, влияние справочных систем сойдет на нет, несмотря на то, что справочные утверждены действующим законодательством. Нюанс – система стандартизации находиться на стадии разработки, стандарты разработаны для ограниченного перечня специальностей, в том числе и медицинских, поэтому руководителям необходимо руководствоваться существующими нормативными документами.

Для работников, имеющих среднее специальное образование, требования к уровню квалификации основываются на приказе Министерства образования №83н от 2016 года. Профтсандарты же дублируют требования перечней, применяются к определенному ряду должностей или выполняемых работниками функций.

В целях установления требований к медицинскому персоналу около десяти лет назад в России был принят приказ Минздрава от 23 июля 2010 года N 541н. Этот нормативный документ утвердил действующую редакцию Единого квалификационного справочника, который содержит требования к наличию особых навыков и знаний у разных категорий медицинского персонала.

Поскольку, как уже было отмечено, эта область быстро развивается, документ регулярно пересматривается и обновляется. Это делается, чтобы обеспечить соответствие содержащихся в нем требований текущему состоянию отрасли. Например, последние изменения в него были внесены приказом Минздрава от 9 апреля 2018 года N 214н. Основной частью этого документа становится приложение к нему: это сам справочник должностей и профессий в области здравоохранения с указанием квалификационных требований к каждой из них.

Во вводной части документа отмечается, что основная цель его разработки – это база для качественного отбора медицинского персонала для профильных организаций, а также корректная расстановка конкретных специалистов на имеющихся позициях. Для простоты ориентирования в тексте документа основная часть квалификационного справочника разделена на несколько блоков:

  • общие положения, устанавливающие правила применения сформулированных квалификационных требований и специфику их практической реализации в медучреждениях;
  • квалификационные требования к должностям представителей руководящего состава;
  • требования к должностям специалистов среднего звена;
  • требования к позициям, занимаемым младшим медицинским персоналом;
  • требования к позициям прочих специалистов, вовлеченных в деятельность лечебно-трудовых мастерских, действующих при медучреждениях.

Положения, содержащиеся в справочнике, также должны обеспечить единообразный подход к определению требований к идентичным должностным позициям.

Структура анализируемого нормативного документа представляет собой комплекс описаний конкретных профессий, сгруппированных по их уровню в служебной иерархии медицинской организации. При этом для каждой должностной позиции в квалификационном справочнике устанавливаются:

  • должностные обязанности в соответствии с занимаемой позицией. Они определяются согласно должностной инструкции, которая составляется руководством предприятия с учетом положений приказа № 541н;
  • список навыков и знаний, которые должен иметь специалист, находящийся на конкретной должности. Эти навыки могут носить как практический, так и теоретический характер и приобретаться в ходе обучения или работы. Также в этом разделе отражается состав нормативной базы, применяемой для регулирования деятельности сотрудника в определенной медицинской сфере;
  • требования к квалификации специалиста. В этом разделе отражается необходимый уровень образования для данной должности, а также условия относительно практического опыта работы по специальности и его длительности.

Кроме определения требований к сотрудникам, занимающим конкретные должности, в приложении к приказу определены унифицированные требования к формированию названий конкретных позиций. Это сделано для обеспечения единообразия такого наименования в разных типах врачебных организаций, что дает удобство ориентирования пациентов и облегчение вопросов учета стажа работы медперсонала.

При определении названий занимаемых должностей приказ требует придерживаться следующих принципов:

  • если работа сотрудника предполагает управление работой младшего персонала, к его должности присоединяется уточнение «старший»;
  • к должностям заместителей руководителей медучреждений присоединяются уточнения, демонстрирующие области, в которых они заняты — например, «по хозяйственной части», «по работе с младшим медицинским персоналом»;
  • названия должностей начальников структурных подразделений организаций дополняются указанием на профиль их деятельности – например, «хирург», «онколог» и проч.;
  • наименования должностей медицинского персонала формируются в соответствии с полом занимающих их сотрудников – например, они могут обозначаться как «медсестра» и «медицинский брат», «акушер» и «акушерка» и т.д.

В исключительных случаях лица, не имеющие требуемого образования, но обладающие большим опытом работы по специальности и качественно выполняющие свои обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут назначаться на должности, требующие специального образования. В этой ситуации работодатель должен принять меры, чтобы они получили такое образование как можно быстрее.

  • Раздел Экология
    • Раздел 03 СОЦИОЛОГИЯ. УСЛУГИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИРМ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ. АДМИНИСТРАЦИЯ. ТРАНСПОРТ
      • Раздел 03.040 Труд. Занятость

А также в:

  • Раздел Строительство
    • Раздел Нормативные документы
      • Раздел Нормативные документы органов надзора
        • Раздел Нормативные документы Госкомсанэпиднадзора и Минздрава Российской Федерации

Понятие Профстандарта было введено в ТК РФ еще в конце 2012 года с включением в него ст. 195.1. Как это влияет на условия работы педагога? Что важно знать педагогу, чтобы защитить свои права в случае неправомерных действий образовательного учреждения?

Коронавирус весь мир заставил изменить привычный уклад жизни. Никогда мы не слышали так много о дистанционном обучении, как в последние пару месяцев. Сейчас весь мир подводит итоги, насколько успешно образовательная система перешла на дистанционный формат, какие выводы можно сделать. Не обошлось без проблем. Читайте об опыте российских и зарубежных учителей.

Рассмотрим ограничения и запреты, которые установлены действующим законодательством РФ.

Особенности деятельности по совместительству медицинских работников:

  1. Работники медучреждений могут работать по совместительству по аналогичной специальности или должности как на основном месте работы, так и в других учреждениях.
  2. Сотрудникам, которые трудятся в условиях сокращенного времени работы, совместительство допускается при условии, что они не участвуют в работе, на которой, согласно НПА, распространяются санитарно-гигиенические ограничения.
  3. Установлены правила на максимальную продолжительность работы. Это зависит от должности и конкретно выполняемой работы. Максимальное время труда не должно превышать половину месячной нормы.
Читайте также:  Правило № 2: не пренебрегаем дальними родственниками

Соискатели, имеющие судимость, не могут занимать некоторые должности, в том числе в медицине и в направлении деятельности, связанной с участием несовершеннолетних детей. Это образование, воспитание, развитие детей, организация их отдыха и оздоровления, медобеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в детско-юношеском спорте, культуре и искусстве с участием несовершеннолетних. Медицинская деятельность, не связанная с перечисленным, допускается.

Запрещается осуществление медработниками эвтаназии — ускорение по просьбе пациента его смерти какими-либо действиями или бездействием, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

Не допускается отказ в оказании помощи. А также, согласно программе безвозмездного оказания медпомощи, запрещается брать за нее плату тем организациям и медработникам, которые участвуют в этой программе. Помощь в экстренной форме оказывается немедленно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

А также медработникам и руководству медорганизаций запрещено:

  1. Принимать денежные средства, подарки, в том числе денежные средства для отдыха или проезда к месту отдыха.
  2. Принимать участие в увеселительных мероприятиях, которые проводят за свой счет фармацевтические компании и их представители.
  3. Заключать негласные соглашения или иные договоренности с компанией или представителем компании о назначении пациентам лекарственных препаратов или изделий (за исключением официальных договоров о проведении клинических испытаний).
  4. Принимать различные образцы лекарств или изделий от компаний и представителей для раздачи пациентам (если это не официальные исследования и испытания профильных изделий).
  5. Предоставлять недостоверную, неполную или искаженную информацию о назначаемых препаратах или изделиях. Также нельзя скрывать сведения о наличии в обращении идентичных препаратов и изделий.
  6. Принимать представителей фармацевтических компаний, продавцов и т. д., кроме тех случаев, когда это связано с проведением клинических исследований и испытаний. Все официальные мероприятия, связанные с этим, проводятся в установленном порядке администрацией учреждения.
  7. Выписывать лекарственные препараты на бланках не установленного образца, содержащих рекламу, или на которых уже напечатано название лекарственного препарата.

Данные ограничения и запреты должны соблюдаться медработниками независимо от принадлежности их к медицинской профессии или врачебной специальности.

  1. Раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС) призван способствовать правильному подбору и расстановке кадров, повышению их деловой квалификации, разделению труда между руководителями, специалистами, а также обеспечению единства подходов при определении должностных обязанностей этих категорий работников и предъявляемых к ним квалификационных требований и состоит из пяти разделов:
    • I — Общие положения;
    • II — Должности руководителей;
    • III — Должности специалистов;
    • IV — Должности младшего медицинского персонала;
    • V — Должности прочего персонала лечебно-трудовых мастерских при медицинских организациях.
  2. Квалификационные характеристики, содержащиеся в разделе Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения ЕКС (далее — квалификационные характеристики), применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций. Наименования должностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием устанавливаются в соответствии с Квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России. Например, наименование должности врач-терапевт соответствует врачебной специальности терапия.

Наименования должностей врачей-специалистов и провизоров-специалистов устанавливаются в соответствии с наименованием врачебных и провизорских специальностей, номенклатура которых утверждается в установленном порядке.

Наименование должности врач-лаборант сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.

В случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет либо изменяет профиль специальности, требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача — специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности, отвечая наравне с ним за свои действия.

  1. Наименования должностей заместителей руководителя медицинской организации (главного врача, директора, заведующего, начальника) дополняются наименованием раздела работы, руководство которой он осуществляет. Например, заместитель главного врача по медицинской части, заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом и др.

Наименования должностей руководителей структурных подразделений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.) дополняются наименованием врачебной должности, соответствующей специальности по профилю структурного подразделения. Например, заведующий хирургическим отделением — врач-хирург.

  1. Квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: Должностные обязанности, Должен знать и Требования к квалификации.

В разделе Должностные обязанности установлен перечень основных функций, которые могут быть поручены работнику, занимающему данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, полученного профессионального образования.

В разделе Должен знать содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов и средств, которые работник должен уметь применять при выполнении должностных обязанностей.

В разделе Требования к квалификации определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе Требования к квалификации, приведены в соответствии с Законом Российской Федерации Об образовании от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150) и иными нормативными правовыми актами.

  1. Должностное наименование старший устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.
  2. Лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.

Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

  1. В медицинских организациях наименование должностей: акушерка, медицинская сестра, санитарка, фасовщица, замещаемые лицами мужского пола, именуются соответственно: акушер, медицинский брат (медбрат), санитар, фасовщик.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения

  • высшее медицинское образование;
  • послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения;
  • сертификат специалиста;
  • а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Соответствие данным требованиям должно иметь документальное подтверждение.

АТТЕСТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Важно! Обращает на себя внимание и порождает конфликты на практике фраза «ответственных за осуществление медицинской деятельности».

Как видно из приведенных нормативных актов, существует коллизия между Единым квалификационным справочником, Номенклатурой должностей в сфере здравоохранения и Положением о лицензировании медицинской деятельности. В связи с этим, вызывает интерес оценка указанной коллизии судами.

Правоприменительная практика арбитражных судов.

DUE DILIGENCE

Важно! Обнаруженная нами правоприменительная практика арбитражных судов свидетельствует о том, что контролирующие органы, как правило, отсутствие у руководителя медицинского образования всегда оценивают как нарушение лицензионных требований. К нарушителю применяется штраф статье 14.1 КоАП РФ.

Арбитражные суды, рассматривая вопрос обоснованности применения штрафных санкций, в большинстве случаев, подтверждают правильность выводов контролирующих органов, и реже встают на сторону медицинской организации.

Ниже приведем примеры судебных решений: в первом случае суды рассматривали ситуацию, когда у руководителя есть медицинское образование, но нет сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье и стажа работы в медицинских организациях; во втором случае – нет медицинского образования.

Постановление Седьмого Арбитражного Апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу № А03-13309/2014. В данном судебном акте указано, что квалифицирующим признаком при применении положений законодательства о лицензировании является факт возложения на соответствующее должностное лицо (руководителя, заместителей руководителя, руководителя структурного подразделения) ответственности за осуществление медицинской деятельности.

Директор проверяемого юридического лица не отвечает за осуществление медицинской деятельности. В организации имеются два руководителя: директор и начальник медицинской службы. Приказом по организации распределены должностные обязанности, входящие в компетенцию начальника медицинской службы и директора. При этом, именно в должностные обязанности начальника медицинской службы входят обязанности, связанные с осуществлением медицинской деятельности, что подтверждается также и утвержденной в Обществе инструкцией начальника медицинской службы. В обязанности директора входит исключительно организация и оперативное руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью.

21.10.2015 Выходные дни 2016 года 06.01.2015 Как отдыхаем в 2015 году 12.02.2014 Пенсионный ликбез для гражданина на 2014 год 17.11.2013 Как отдыхаем в 2014 году: перенос государственных праздников 04.04.2013 ЕГЭ в 2013 году: расписание, чем можно пользоваться на экзамене

  • 1 из 39
  • следующая ›

16.07.2017 Понятие «адрес» строго не определено 09.07.2017 Извините, возможно, Вам просто не к нам? 09.07.2017 Нет, не можете 30.06.2017 Техническая ошибка? 30.06.2017 Налоговое законодательство ответа не содержит

  • 1 из 78
  • следующая ›

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Какой диплом должен быть у генерального директора медицинского учреждения?

Итак, с января следующего года руководитель медицинского учреждения, он же генеральный директор, должен иметь образование в области знаний «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование». Исключение делается только для руководителей учреждений здравоохранения, которые предоставляют исключительно первичную медицинскую помощь.

Разница с предыдущими требованиями в том, что ранее генеральный директор мог стать таковым и при наличии диплома также в сферах: «Здравоохранение», или «Право», или «Социальные и поведенческие науки», или «Гуманитарные науки». Сегодня же наличие таких дипломов допустимо, но тогда должен быть второй — со специализацией «Управление и администрирование» или «Публичное управление и администрирование».

Установлен стаж работы на руководящих должностях, который должен быть у генерального директора:

  • для учреждений национального уровня — не менее 10 лет;

  • областного уровня — 7 лет;

  • районного уровня — 5 лет.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]