Административное и гражданское право

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное и гражданское право». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.

Особенности административного права

Особенности АП:

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

Административное и трудовое право

Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предме­ту правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по ор­ганизации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

Разграничение административного и гражданского судопроизводства при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции

В силу общего правила, изложенного в части 1 статьи 1 КАС РФ, в порядке административного судопроизводства в судах общей юрисдикции подлежат рассмотрению дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебным контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

После вступления в силу КАС РФ актуален вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, относятся по своему характеру к гражданско-правовым и не могут рассматриваться в порядке административного судопроизводства.

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 ГПК РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.

Наибольшие сложности в выборе надлежащих судопроизводственных процедур возникают в случаях оспаривания частными лицами решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления.

Ключевым при таком подходе для определения вида судопроизводства является отнесение либо неотнесение судом спорных правоотношений к публичным.

В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида судопроизводства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применимы вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.

В настоящее время судебная практика исходит из того, что институциональные и процедурные условия осуществления права на доступ к механизмам правосудия должны не только предотвращать неоправданные задержки при рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.

Исходя из изложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу о том, что поступившее к нему в порядке административного судопроизводства заявление подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, обязан самостоятельно при решении вопроса о его принятии руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регламентируют процедуру рассмотрения таких исков, если не имеется иных препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».

Что такое административный иск?

Впервые признанное законом понятие административного иска, появляется со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Под административным иском понимается спорное требование административного истца к административному ответчику, которое вытекает из материального правового юридического факта и предъявляется в суд для разрешения в конкретном порядке, закрепленном в КАС РФ.

Административное исковое заявление необходимо отличать от административного иска.

Административное исковое заявление, содержащие несколько оснований, на которых базируется его одно материальное правовое требование либо несколько требований, может заключаться в одном административном иске. Элементы административного иска могут меняться и сам административный иск может измениться, тогда как административное исковое заявление постоянно.

Специфика административного и гражданского права

Каждая отрасль права регулирует определенную область общественных отношений, имеет свои базовые принципы, ее нормы регулируются определенными законодательными актами.

Читайте также:  Налоги на недвижимость в 2023 году при продаже и при дарении

Гражданское право:

  1. Контролирует общественные отношения возникающие в процессе заключения сделок с недвижимым и движимым имуществом, а также личные неимущественные отношения, связанные с правом интеллектуальной собственности;
  2. Базируется на принципах: равенства сторон, невмешательства государства в частные правоотношения, неприкосновенности собственности и свободы подписания соглашений;
  3. Нормы гражданского права фиксируются преимущественно в законодательных актах федерального значения;
  4. Использует диспозитивны метод, дающий сторонам право самостоятельно установить правила поведения. Если стороны не смогли договориться, правила будут исходить из действующих норм права.

Административное право:

  1. Регулирует общественные отношения, связанные с осуществление полномочий теми или иными государственными и муниципальными органами власти (сбор налогов, распределение бюджета и прочие);
  2. Принципы административного права: демократия, законность, взаимная ответственность государства и личности, федерализм, гуманизм, справедливость, равенство равенства граждан перед законом и правоприменителем;
  3. Нормы административного права содержатся в федеральных законах, а также законах субъектов РФ, в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях/приказах/ инструкциях федеральных органов власти;
  4. Придерживается императивного метода, согласно которому нормы спускаются сверху уполномоченными органами и обязательны к исполнению.
Гражданское право Административное право
Что общего между ними?
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом
В чем разница между ними?
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам

По наказанию за нарушения

В гражданском праве также существует ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других участников. При нарушении прав других участников, лицо, причинившее вред, несет ответственность в пределах причиненного вреда и упущенной выгоды. В договорах возможно применение штрафов и пени как меры обеспечения исполнения договора. Виновные лица возмещают вред добровольно или по решению суда.
Административное право широко использует систему административных наказаний, таких как штрафы, ограничение и лишения каких-либо прав и свобод, вплоть до административного ареста. Правом наложения наказания обладают суды и другие уполномоченные властные структуры.

Во взаимоотношениях административного и гражданского права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования (например, отношения иму­щественного характера, возникающие в хозяйствен­ной сфере). Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в прису­щих им методах правового регулирования.

Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны; одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не является юридическим лицом, не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении.

Гражданское право — одна из отраслей частного права.

Это система правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения, связанные с ними, основанные на самостоятельности и независимости их участников. Это право занимает центральное место среди остальных отраслей права, регулирующих имущественные отношения. Именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым и другим отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве (семейном или трудовом).

В современных условиях многоукладной экономики и равенства всех форм собственности роль гражданского права возрастает, т. к. расширяется сфера его действия, усиливается потребность в правовом регулировании общественных отношений с учетом равноправия самостоятельных участников.

Под предметом гражданско-правового регулирования понимают те общественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права. К ним относятся две группы отношений:

а) имущественные, связанные с принадлежностью имущества определенным лицам или с переходом имущества от одного лица к другому;
б) связанные с ними неимущественные отношения, к которым можно применить нормы гражданского права.

Особенностью отношений, регулируемых гражданским правом, является то, что они возникают между равноправными и независимыми друг от друга субъектами. Отношения, основанные на власти и подчинении (в том числе и имущественные), регулируются другими отраслями права (административным, финансовым и т. д.).

Участниками отношений, регулируемых гражданским правом, могут быть граждане, различные организации (юридические лица), государственные образования, иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации и государства, осуществляющие деятельность на территории России. Под имущественными отношениями понимаются отношения не только по поводу вещей, но и по поводу права требовать (например, право гражданина требовать свой вклад в банке, по сути, право требовать передачи денег).

Поэтому различаются две группы имущественных отношений: отношения вещевого характера и отношения обязательственного характера. Предметом личных неимущественных отношений, регулируемых гражданским правом, являются нематериальные блага: честь, имя, достоинство, личная жизнь, авторство произведений и т. д.

Отличие гражданской ответственности от административной — Законники

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица. 6. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.

Закон, смягчающий или отменяющий административную 7.

ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

Гражданское право регулирует имущественные отношения, имеющие экономическую основу современного общества. Однако данная отрасль права регулирует не все имущественные отношения, возникающие в цивилизованном мире, часть правоотношений относится к трудовой, финансовой, семейной, административной и природоресурсной отраслям права.

Гражданское право и административное право. В процессе любой организационной деятельности, возникающей в сфере производства, распределения, обмена или потребления, образуются имущественно-стоимостные отношения, которые регулируются посредством обязывающих предписаний, опирающихся на властные полномочия органов государственного или муниципального управления. Например, для организации и осуществления строительной деятельности субъекту гражданского права необходимо получить соответствующее разрешение. В этом случае между строительной организацией и органом государственного или муниципального управления возникают правоотношения по получению лицензии для выполнения строительных работ. Таким образом, складывающиеся между субъектами гражданского права правоотношения, имеющие имущественно-стоимостной характер, независимо от сферы организационной деятельности опираются на метод власти и подчинения и регулируются нормами административного права.

Читайте также:  Как получить законно военный билет в Миассе в 2022 году

Гражданское право и трудовое право. В процессе становления рыночной экономики в России и формировании рынка рабочей силы все более просматривается товарный характер отношений, возникающих в сфере трудовой деятельности человека. Ранее действовавшие в нашем государстве правовые нормы, связанные с регулированием найма рабочей силы, не признавали ее товаром, и поэтому к ней должны применяться некоторые элементы гражданского законодательства. В то же время, действующее трудовое законодательство продолжает регулировать рынок рабочей силы без учета ее стоимостной характеристики, что показывает несоответствие правового регулирования в сфере труда современным экономическим требованиям.

Гражданское право и финансовое право. Имущественные отношения, возникающие в сфере деятельности государственных органов и связанные с накоплением и распределением денежных средств на общегосударственные нужды, регулируются нормами финансового права. Движение денежных масс, как объектов гражданского права, осуществляется по прямым безэквивалентным связям и не носит стоимостный характер. Данное положение законом закреплено в ст. 2 ГК РФ, где записано, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законом.

Вместе с тем между субъектом гражданского оборота и органами власти и управления могут складываться правоотношения, основанные на юридическом равенстве сторон. В этом случае правовое регулирование осуществляется нормами гражданского права, например, правоотношения, возникающие по поводу необоснованного взыскания налоговыми органами денежных сумм с юридического лица.

Гражданское право и природоресурсное право. Земля и ее недра, лесные ресурсы, водные и другие природные объекты, созданные самой природой, являются объектами гражданских прав, но в то же время как бы лишены стоимостных признаков, отсюда возникает много вопросов по поводу их правового регулирования. С учетом того, что природные ресурсы все больше и больше являются объектами товарного оборота, а возникающие имущественные отношения приобретают стоимостный характер, законодатель заложил в ГК РФ гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю».

Гражданское право и семейное право. В условиях рыночной экономики характер имущественных отношений, возникающих между членами семьи, качественно меняется. Это связано с возможностью появления у членов семьи различного имущества, имеющего значительную материальную ценность, поэтому имущественные отношения в семье приобретают стоимостный характер. Личный характер взаимоотношений между членами семьи накладывает особый отпечаток на возникающие между ними имущественные отношения, но не меняет функцию семьи как экономической ячейки общества, основанной на товарном производстве. В этих условиях целый ряд правовых норм, которые традиционно относились к семейному законодательству, законодатель перенес в гражданское право (например, ст. 31-41, 47, 256 ГК РФ). Статья 4 Семейного кодекса РФ устанавливает, что к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, применяется гражданское законодательство, постольку поскольку это не противоречит существу семейных отношений.

Список используемых источников

  1. Конституция Российской Федерации М. 2003.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации М. ИНФРА – М, 2005.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации М. ИНФРА – М, 2007.
  4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации М. ИНФРА – М, 2006.
  5. Братусь С.Н. Предмет и система советского гражданского права. М., 1963.
  6. Егоров Н.Д. Гражданско-правовое регулирование общественных отношений. Л., 1988.
  7. Калмыков Ю.X. О значении общих положений гражданского законодательства /Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М., 1998.
  8. Гражданское право: Учебник /Под ред. М.М. Агаркова, Д.М. Генкина. — М., 2006.
  9. Гражданское право: Учебник /Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева. — М.: Проспект, 2005.

Гражданское право России. Общая часть: Курс лекций (под ред. О.Н. Садикова). — «Юристъ», 2001 г.

Разница между гражданским правом и административным правом

Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?

  • статьи
  • Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
  1. имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
  2. личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.

Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.

Гражданское право в современных государствах основано на принципах:

  1. равенства участвующих сторон;
  2. неприкосновенности собственности;
  3. свободы подписания соглашений;
  4. невмешательства государства в частные правоотношения.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

Чем отличается административное право от гражданского

Характерной чертой гражданского права является то, что оно регулирует имущественные отношения предполагая равенство сторон этих отношений и дозволяя им самим определить свои права и обязанности в пределах, установленных законом.

Административное право устанавливает властные предписания гражданам и организациям к совершению определенных действий, нарушение которых влечет административную ответственость. В отличие от гражданского права здесь нет равенства сторон, напротив, граждане и организации должны безусловно подчиняться законным требованиям государственных органов и их должностных лиц.

Уголовное право отличается от административного и гражданского ярко выраженным правоохранительным характером, оно защищает жизнь, здоровье и имущество граждан, систему правосудия, общественный порядок и государственную безопасность, устанавливая уголовное наказание за совершение преступлений.

Заказать и получить выписку из ЕГРН через интернет недорого можно в компании «КТОТАМ».

В разделе Финансовое право на вопрос в чем отличие предмета финансового права от предмета гражданского и административного права заданный автором Низкосортный лучший ответ это Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом.

Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Указанные нормы являются основными источниками административного права.Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Административное право определяет компетенцию органов исполнительной власти, в том числе с участием финансовых органов (Министерства финансов РФ, ряда федеральных служб). Административное право регламентирует порядок организации финансовых органов и их функционирование, т.е. регулирует управленческие отношения в сфере финансов.Нормы земельного права регулируют общественные отношения по поводу земли. Государство в лице органов исполнительной власти ведет земельный кадастр, проводит государственный земельный контроль, сдает земельные участки, находящиеся в государственной собственности, в аренду, предоставляет их в пользование, производит их изъятие, устанавливает общеобязательные для исполнения требования по рациональному и бережному использованию земель и т.п. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права.Гражданское право регулирует имущественные отношения, используя гражданско-правовые методы правового регулирования. В свою очередь, административное право регулирует имущественные отношения в распорядительном порядке методом власти-подчинения. Например, по распоряжению органа управления одна хозяйственная организация передает другой оборудование или имущество. В этом случае орган управления государственно-властным методом регулирует имущественные отношения. Нередко во исполнение актов управления хозяйственные и иные организации заключают договоры, руководствуясь нормами гражданского права. Акт управления может служить основанием заключения договора между организацией (юридическим лицом) и гражданином (физическим лицом). Например, договор жилищного найма гражданина с жилищной организацией заключается при наличии у гражданина ордера на жилую площадь. Гражданско-правовой метод регулирования, в отличие от административно-правового, характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает. Однако это не исключает их сферы имущественных отношений, основанных на административном подчинении, административно-правовом регулировании.Тесная взаимосвязь имеется и с трудовым правом. Многие трудовые отношения регулируются нормами административного права. Например, отношения, связанные с институтом государственной службы. Нормами административного права регулируется административно-правовой статус государственного служащего. Вместе с тем в качестве носителей личных прав они являются участниками трудовых отношений, которые регулируются трудовым правом.Административное право связано и с уголовным правом. Нормы административного права определяют, какие деяния являются административными правонарушениями (проступками) и меры наказания, применяемые к лицам, совершившим их. Уголовное право устанавливает, какие деяния являются преступлениями и виды наказания за их совершение. Границы между административным и уголовным правом подвижны, т.к. при определенных условиях отдельные деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в преступления, и наоборот.

По методу регулирования

Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.

Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.

По составу участников

Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.

В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.

В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.

Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.

Правила подачи административных исков

Во взаимоотношениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования (например, отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере). Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права.

Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, не одинаковы права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. Не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбоохраны.

Гражданское право объединяет правовые нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, а также между гражданами и организациями. Предметом данной отрасли являются материальные и нематериальные блага, в отношении которых возникают гражданские взаимоотношения.

В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов.

С 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), принятие которого обусловлено необходимостью повышения уровня доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Дело в том, что далеко не всякое общественное отношение в сфере деятельности органов государственного управления и с их участием является управленческим. Как уже говорилось выше, эти органы могут совершать и такие действия, которые регулируются нормами других отраслей права. Например, они могут заключать имущественные сделки.

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Устанавливая такие правила, государство по существу создает определенный правовой режим реализации управленческих функций и возникающих в этой связи отношений. Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому и подпадает под регламентирующее воздействие административного права в следующих случаях.

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.).

Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. Иначе строится административно-правовое регулирование. Как правило, нормами точно определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]