Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Является ли нарушением завершение обгона по сплошной?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Завершение обгона через сплошную линию, на первый взгляд, ситуация спорная. Фактически, водитель начинает движение на прерывистой, что прямо разрешено, однако, завершает его уже через сплошную линию, что является нарушением законодательства. Учитывая, что заканчивать манёвр придётся всё равно через сплошную, действие можно расценить именно как нарушение действующего законодательства.

Назначение штрафа за завершение обгона через сплошную линию

Штрафная санкция применяется к нарушителю ПДД в следующем порядке:

  1. Водитель совершает правонарушение, выполняя запрещённый ПДД манёвр в виде завершения обгона по сплошной линии.
  2. Нарушение фиксируется сотрудником ГИБДД.
  3. Транспортное средство водителя останавливается сотрудником ГИБДД.
  4. Сотрудник выписывает протокол о совершении административного нарушения и вручает его лицу.
  5. Водитель подписывает протокол. Если он не согласен с нарушением, то указывает данный момент при подписании.
  6. В ГИБДД формируется дело и передаётся для рассмотрения в суд.
  7. Суд вызывает нарушителя в судебное заседание.
  8. В заседании рассматривается процесс, стороны предоставляют доказательства своих позиций и выражают мнения на счёт вынесения нарушения.
  9. Суд выносит решение о применении санкции за завершение обгона по сплошной линии.

Внимание! Окончательное решение выносит только суд! Сотрудник ГИБДД не вправе применять санкцию, так как одно из возможных наказаний – лишение права управления транспортными средствами.

Если водитель согласен с нарушением, он может выразить данный факт в заседании. При этом он вправе просить о применении более мягкого наказания, то есть денежного штрафа, а не лишения прав. Если иных проступков со стороны водителя нет, а он свою вину признаёт, то суд, с большей долей вероятности, пойдёт навстречу и применит именно финансовое наказание.

Каковы особенности фиксации нарушения, связанного с пересечением сплошной

При фиксации такого нарушения обычно составляется схема места совершения административного проступка, хотя она и не является обязательной (п. 154 Приказа МВД № 664).

Схема является дополнением к протоколу об административном нарушении. Это рисунок, который изображает обстоятельства совершения проступка с указанием линий разметки, траектории движения ТС, знаков и других важных моментов.

Рисунок места события изучается судом наряду с другими материалами по делу, поэтому уделить ему следует особое внимание. Действуйте следующим образом:

  • Проверьте, правильно ли зафиксировано нарушение — представители ГИБДД часто используют уже готовые схемы на местах, где часто совершаются наезды на сплошную. Но не всегда на этих схемах изображены все знаки и особенности разметки.
  • Если вы не согласны со схемой, напишите: «Не согласен» — нарисуйте свою схему, в суде заявите ходатайство о ее приобщении к материалам дела.
  • Сфотографируйте место нарушения, чтобы из материалов можно было понять о расположении знаков и разметки.
  • Привлеките свидетелей — данные о них, как о понятых, могут быть вписаны в схему места совершения нарушения. Свидетелей вы можете вызвать в суд для дачи показаний.

Копии схемы и протокола обязательно вручается водителю.

Помните, что от фиксации нарушения зависит очень многое — если в чем-то сомневаетесь, лучше не подписывайте схему, ее копию целесообразно показать автоюристу.

Как правильно защищаться

Прежде чем давать объяснения сотруднику ДПС, нужно выяснить, как им зафиксирован проступок. Если есть видео-, фотоматериалы следует попросить ознакомиться с ними.

Когда нарушение будет четко зафиксировано, даже не на спец.оборудование, то шансов отпираться мало.

Но при документировании по принципу «сам видел», следует стоять на своем конца. Не признавать вины и требовать, чтобы доказательства были весомее, чем «глаз» сотрудника ДПС, свидетельские показания и пр.

Часто водители совершают ошибку, допуская маневры на разметке, которая слабо видна из-за погодных условий, давности нанесения, думая, что это их железное оправдание. Но при этом не собирают доказательств, то есть не производят фото-, видеосъемку, не просят работника госавтоинспекции указать об этом в протоколе. А когда они начинают говорить об этом в суде, то такие слова воспринимаются, как голословная попытка уклонится от ответственности.

Варианты спорных ситуаций

Водитель может избежать назначения наказания за переезд через непрерывную линию. Штраф не выписывают, если совершен объезд препятствия, когда миновать его невозможно по правой стороне – авария на проезжей части, большая яма и т.д. В этом случае водитель имеет право пересечь непрерывную черту без назначения наказания.

Читайте также:  Налоги и недвижимость: что изменится для россиян в 2023 году

Чтобы избежать выписывания штрафа, придется доказать сотруднику ГИБДД правомерность маневра. Так, если впереди образовалась пробка, в результате чего машины медленно движутся в нужном направлении, и водитель решил ее объехать по левой стороне через сплошную разметку, то взыскание применяют. Затор не является уважительной причиной переезда непрерывной линии.

Если же автолюбитель совершает маневр из-за преграды на дороге в виде аварии, то к нему не могут применять наказание.

Штраф не вправе назначить и в том случае, если выполнен переезд через сплошную линию, чтобы избежать возникновения ДТП. Этот вопрос освещает Здесь говорится о том, что правонарушением не является деяние, совершенной в случае крайней необходимости.

Способы избежать наказания и обжалование штрафа в суде

Самое главное правило для защиты своих прав от несправедливых взысканий: приобретите видеорегистратор, и добивайтесь правоты с доказательствами своих слов перед самим инспектором или в суде. Файл записи можно и даже нужно использовать для подтверждения своих слов. Самый распространенный случай – если на дороге возникло серьезное препятствие, которое никак не объехать без выезда на встречную полосу, а это обязательно подразумевает пересечение сплошной линии и нарушение общих правил. Открытый люк, ДТП, сломанная машина перед капотом иной раз вынуждают пренебрегать правилами и платить штраф, если рядом нет регулировщика, который безопасно направит потоки движения.

Сотруднику ГИБДД доказать свою невиновность проще, так как разбираться и выписывать постановление он обязан на месте – соответственно и объяснить дорожную ситуацию проще. Попытайтесь надавить на то, что не вы виноваты в происшествии, а вы стали жертвой действия или бездействия других водителей. Может случиться, что сумму штрафа удастся уменьшить вплоть до простого предупреждения. Но если ваше вынужденное нарушение заметила камера, то разговаривать с ней бесполезно. Постановление об административном правонарушении придется обжаловать.

Если не согласны с наказанием, то пишите жалобу в районное отделение ГИБДД, которое выпустило постановление, или обращайтесь в суд.

Причинами для неправомерного взыскания могут служить:

  • Крайняя необходимость – вы пытались избежать ДТП не по своей вине;
  • Правонарушение зафиксировано с помощью смартфона или другого неопломбированного устройства;
  • Полоса стерта и невозможно определить, как действовать – это проблема дорожных служб, а не водителей;
  • Камерой неправильно считаны номера и вас оштрафовали по ошибке;

Приготовьте фото и видео, как доказательства, или показания свидетелей, которые помогут вам отстоять свою невиновность. Вот несколько действий, которые могут помочь вам защищаться:

  • Как только к вам подойдет инспектор, попросите его представиться и спишите его данные;
  • Объясните необходимость совершения маневра;
  • Удостоверьтесь, что все обстоятельства дела занесены в протокол;
  • В протоколе есть графа, где вы можете изложить свою версию – воспользуйтесь этим и объясните все там;
  • На месте сфотографируете дорожную разметку, если она плохо намечена и совершенно не читается, снимите место, где вас остановили за нарушение, и все действия сотрудника ГИБДД. Постарайтесь добиться, чтобы он сделал все обвинения под запись. Если перед вами вымогатель или недобросовестный инспектор, камера его отпугнет.

В любом случае сделать пару материалов на случай судебных разбирательств будет не лишним. Если у вас нет доказательств на руках, то помочь вам сможет та же самая камера фиксации нарушений, если она висит где-то поблизости. Требуйте записи, когда будете подавать жалобу в ГИБДД.

Чтобы обжаловать протокол у вас есть десять дней с момента его составления. Воспользуйтесь этим временем, чтобы подать жалобу в органы или в суд.

Когда грозит штраф, а когда лишение прав

Исходя из имеющейся на сегодняшний день судебной практики, можно утверждать, что при нарушении статьи 8.6 ПДД в ряде случаев удается обойтись штрафом (если нарушение квалифицируют п. 2 ст. 12.16 КоАП РФ):

Поворот налево или разворот в нарушение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

В случаях нарушения разметки или дорожных знаков, несоблюдения правил обгона, если нарушение было зафиксировано камерой — водителю грозит только штраф. Если же оно зафиксировано сотрудником ГИБДД — грозит также лишение прав до 6 месяцев.

Как вернуть права после лишения за сплошную линию?

Если суд всё же принял решение о лишении водительских прав за пересечение сплошной линии, их нужно сдать в течение 3 дней. Сдаче подлежит и временное разрешение на управление авто, если оно имеется. Если с его помощью гражданин попытается избежать наказания, это только продлит его срок.

Получить права обратно удастся на следующий день, когда срок лишения завершится. Нужно учитывать, что отсчет периода начинается с момента сдачи удостоверения в ГИБДД. Права вернут при предъявлении следующих документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • документ, предоставленный инспектором при изъятии удостоверения;
  • копия решения суда.

Завершение обгона через сплошную — лишение или нет?

В российском законодательстве нигде не сказано, что если ты начинал обгон в разрешенном месте, то заканчивать его можно «через сплошную». Иногда говорят о неком решении Верховного суда, которое это позволяет, однако на самом деле его… не было.

Читайте также:  Финансирование детских пособий в Волгограде в 2023. Таблица

В свое время Верховный суд действительно планировал дать разъяснения по этому вопросу, однако так и не сделал этого. Оказалось, что нельзя однозначно трактовать ситуации, когда автомобиль выехал на встречку в разрешенном месте, а закончил обгон в неположенном.

Каждый случай нужно рассматривать индивидуально. И помнить, что пункт 11.

1 российских ПДД четко говорит, что «прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения».

Российская судебная практика, увы, не радует водителей. Если гаишник вас поймает при выполнении такого маневра, то судья с высокой долей вероятности лишит вас прав (4-6 месяцев, а при повторном — уже на 1 год). Шансы на спасение есть, и мы про них сейчас расскажем.

Можно ли завершать обгон, когда появляется сплошная разметка?

ПДД запрещают перемещение транспортных средств по сплошной либо заезд на данную линию. Такие действия трактуются, как выезд на встречную полосу, и жестко пресекаются. Споры между водителями и полицейскими по поводу того, действительно ли автомобилисты нарушают ППД в случае пересечения сплошной линии разметки при завершении маневра, объясняются двумя причинами:

  • непониманием, как трактуются соответствующие нормы КоАП;
  • повреждением (стиранием) дорожных линий.

Общий порядок, закрепленный постановлением пленума Верховного суда, следующий: если автомобилисты выехали на встречную полосу на прерывистой линии, но закончили обгон на сплошной — это прямое нарушение ПДД. Такая трактовка объясняется тем, что водители несут полную ответственность за собственные действия на дорогах. То есть, управляя транспортным средством, человек обязан:

  • постоянно следить за ситуацией на дороге;
  • самостоятельно оценивать дистанцию между соседними автомобилями;
  • избегать действий, способных привести к аварии.

Вс отменил лишение водителя прав за обгон по встречной

О запрете, а вернее о штрафе или лишении прав за пересечение сплошной линии разметки разделяющей полосы движения встречного направления, мы уже рассказывали в одной из наших статей. Надо заметить, что штраф в этом случае существенный. Кроме того, возможно даже и лишение прав, на срок от 4 до 6 месяцев.

Наказание вполне в соответствии с правонарушением. Здесь как бы все понятно и ясно, нарушители рискующие не только своей жизнью, но и жизнями других людей должны быть наказаны без сожаления и компромиссов.

Другое дело, — а судьи кто!? Но это уже вопрос не для простых смертных, и решение этого вопроса не прерогатива «серой» массы большинства, как считают наши парламентарии… Не смотря на то, что ситуации могут быть и очень опасными и по факту безобидными.

Итак, пересечение сплошной линии разметки идущей в разделе ПДД «Горизонтальная разметка» под номером 1.1 или , предписывает лишение прав. Однако бывают и не столь однозначные ситуации, по крайней мере как нам кажется. Вот, например, так. Выехал через пунктирную линию разметки 1.

5 на полосу предназначенную для встречного движения, то есть не нарушая правила ПДД, а затем перестроился на «свою» полосу, но уже через сплошную 1.1 или 1.3 (см выше). Как же быть в этом случае!? Об этом мы поговорим в нашей статье.

ПДД: завершение обгона через сплошную

Многие водители интересуются, что делать, если уже начат маневр, но возникла рискованная ситуация. Специалисты в данном случае разъясняют, что сплошная линия не возникает на дороге просто так. Дорожные службы рисуют разметку только в опасных местах:

  • там, где достаточно интенсивное движение;
  • перед пешеходными переходами;
  • другими сложными участками шоссе.

При этом часто сплошная линия дублируется знаком «Обгон запрещен».

Таким образом, опасные участки дороги обознаются дополнительно знаками, будь то:

  • знак пешеходного перехода;
  • поворот дороги;
  • сложное преломление рельефа.

Любой водитель в состоянии всегда увидеть их издалека, поэтому не стоит начинать обгон, если присутствуют какие-либо сомнения.

Если же автомобиль уже находится на встречной полосе, необходимо помнить, что сплошная линия также внезапно не начинается. Как было указано выше в статье, перед этим всегда рисуются длинные прерывистые линии с короткими пропусками. По закону длина такой разметки не должна быть менее 50 метров до начала сплошной. Это означает, что у водителя транспортного средства есть достаточно времени и расстояния, чтобы затормозить и вернуться на свое место. В результате можно избежать нарушения правил дорожного движения, создания аварийной ситуации и соответствующего взыскания.

Несмотря на регулярные попытки довести Кодекс об административных правонарушениях до совершенства, многие прописанные в нем моменты вызывают вопросы.

Довольно частый случай, когда инспектор на дороге вменяет вам в вину совсем не то нарушение, которые вы совершили, а более тяжкое. Зачастую судьи идут на поводу у таких инспекторов.

Читайте также:  Что такое пролонгация договора?

Чтобы вопросов было меньше, пленум Верховного суда рассмотрит самые спорные из них, тем более что предыдущее постановление пленума безнадежно устарело. У нас уже другие Правила дорожного движения и сильно исправленная 12-я автомобильная глава КоАП

Инициатором внесения поправок в действующее постановление стала ГАИ. Помните, «РГ» публиковала схемы различных дорожных ситуаций с комментариями Госавтоинспекции о том, как должны квалифицироваться нарушения? Чтобы придать данным схемам совершенно законный статус, руководство ГИБДД и обратилось в Верховный суд. И хотя было предложение оформить эти ситуации в виде схем, чтобы было понятней и наглядней, ВС решил пойти опробованным способом, то есть описывать все словами.

Из проекта нового постановления пленума можно узнать много нового и интересного. Стоит напомнить, что суды будут принимать решения по различным ситуациям согласно этому документу. Но эти знания пригодятся и сотрудникам ГИБДД на дороге. Есть ли смысл оформлять якобы нарушение, если суд его таковым не сочтет?

Итак, в наиболее спорных случаях выезда на встречную, за которые можно лишиться прав, Верховный суд даже облегчил участь водителя.

Напомним, что в правилах появилось исключение для знака «обгон запрещен». В зоне его действия можно обгонять тихоходные транспортные средства, конструктивная максимальная скорость которых не может превышать 30 км/час, а также гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски. В ГАИ настаивали, что такое исключение распространяется только на те машины, которые снабжены соответствующим знаком «тихоходное транспортное средство». А если такого знака на тракторе нет, то и обгонять его нельзя. К тому же, если при наличии знака «обгон запрещен» есть еще и сплошная линия разметки, то нельзя обгонять даже тихоход. Потому что для этой линии исключений в правилах нет, считали в ГАИ.

Однако Верховный суд посчитал, что если на конструктивно медленной машине нет соответствующего знака, то это вина владельца такой машины, а не того, кто ее обгоняет. Также пленум решил, что раз по правилам знак имеет приоритет над разметкой, то и исключения для него также распространяются на разметку, а поэтому при обгоне тихоходного транспортного средства, на котором нет обозначения, что оно тихоходное, даже через сплошную линию разметки в зоне действия знака «обгон запрещен» водитель не может быть привлечен к административной ответственности.

Так что если вы не уверены, что перед вами тихоход, то и не стоит его обгонять до разрешенного места.

Остается вопрос: каким образом инспектор будет определять, ограничена ли скорость у этого трактора производителем или нет?

Еще одна интересная новелла. В правилах прописано, что поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. Здесь нет прямого запрета. Поэтому некоторые суды в некоторых случаях не рассматривали такой маневр, как движение по встречной полосе. Получалось, что, выехав из двора на встречку и проехав по ней до того места, где сплошная становится прерывистой, водитель как бы и не нарушает правил. Пленум Верховного суда решил, что такое движение следует квалифицировать по части 4 статьи 12.15, то есть лишать водителя прав.

Однако в проекте пленума нигде не сказанно, как квалифицировать разворот по кратчайшей траектории, а это также один из острых вопросов. Почему при разрешенном на перекрестке развороте на дороге с двумя сплошными линиями я его могу выполнить по кратчайшей траектории, а при прочих равных условиях, но если встречные потоки разделяет бульвар, не могу? Если считать поворот частью такого маневра, как разворот, то все понятно, а если это разные маневры?

Даже такая занятная ситуация попала в решение пленума: водитель начал и закончил обгон через прерывистую линию разметки. Но в процессе обгона на определенном участке двигался слева от сплошной. Оказывается, и такие случаи вызывали споры в судах. Теперь это будет квалифицировано высшей судебной инстанцией по части 4 статьи 12.15.

Но что делать, если машина ДПС шла вам навстречу, либо стояла на обочине, и полицейские сумели зафиксировать ваше правонарушение на видеокамеру (или видеорегистратор). Попросите их показать вам съёмку.

Современный комплекс видеофиксации, установленный в машинах оперативных служб, позволяет чётко фиксировать нарушения даже в тёмное время суток или в пределах плохой видимости с расстояний более пяти сотен метров. Более того, такие системы неразрывно связаны со спутниковой системой ГЛОНАСС, позволяющей определить местоположение камеры и нарушителя с точностью до нескольких сантиметров.

Поэтому, если водитель начал обгон на прерывистой, закончил на сплошной и при этом оказался в прямой видимости объектива, то даже с большого расстояния это правонарушение будет зафиксировано с точностью, достаточной для признания судом его вины.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]