Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто оплачивает штраф, наложенный на должностное лицо». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Может ли другой гражданин или организация оплатить штраф за третье лицо? Вот, к примеру, налог можно оплатить за другое лицо. Это прямо предусмотрено в Налоговом кодексе. А КоАП РФ говорит о том, что оплата административного штрафа осуществляется лицом, привлеченным к административной ответственности.
Исключения по срокам оплаты административных штрафов
Больше всего исключений по срокам исполнения наказания (оплата и есть исполнение) законодатель предусмотрел для иностранных участников административных правоотношений:
- если суд назначил иностранцу дополнительное наказания в виде административного выдворения. Иностранный гражданин обязан оплатить такой штраф не позднее следующего за днем вступления в силу постановления дня. За неуплату такого штрафа въезд в страну в дальнейшем не разрешается. И это помимо 5-летнего запрета в связи с выдворением
- иностранный перевозчик (водитель) должен оплатить штраф до выезда принадлежащего такому перевозчику транспортного средства. Но не позднее общего срока
Штраф по статье 19.28 КоАП РФ нарушитель обязан уплатить не позднее 7 дней после вступления постановления в силу.
Исключение составят и случаи предоставления отсрочки (рассрочки). Ее может применить орган, который вынес постановление по делу. Учитывать он будет материальное положение нарушителя. Срок рассрочки — до 3 месяцев. Они будут указаны в постановлении срок, с которого начинается исполнение наказания.
Как оплатить штраф в налоговую, если у организации нет и не было расчетного счета
Долгое время оплатить штраф в налоговую допускалось только через расчетный счет организации. При этом заключать договор на РКО с банком необязательно даже для ведения деятельности, ведь небольшие фирмы вполне обходятся наличными платежами. Ранее должностные лица лишь в исключительных случаях шли навстречу и позволяли руководителю оплатить пени за организацию, если у нее нет счета.
С начала 2021 года вступили в силу изменения налогового законодательства, и вопрос о том, как заплатить штраф за ООО без расчетного счета был решен, причем в пользу налогоплательщиков. Заплатить любые взносы в ИФНС за организацию, если у нее нет счета, могут другие лица: директор, сотрудники и даже партнеры по бизнесу. Нововведение дает возможность юридическому лицу работать без расчетного счета.
Рассмотрим по шагам, как происходит оплата налогов за ООО без р/с в банке:
1
Руководитель фирмы или другое лицо заполняет квитанцию, платежное поручение или заявление на перевод средств. При этом надо указать данные фирмы, за которую платится налог или пени в поле «Назначение платежа».
2
Квитанция оплачивается в кассе или документ передается на исполнение соответствующему сотруднику банка.
Нормативное регулирование
Статья 126 НК РФ предусматривает штрафы за непредоставление документов и сведений налоговому органу.
БУ. Налоговые санкции отражаются на счете 99.09 «Прочие прибыли и убытки» (Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н, п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, Письмо Минфина РФ от 15.02.2006 N 07-05-06/31, План счетов 1С).
Есть рекомендации Минфина РФ отражать санкции за нарушение налогового законодательства в составе прочих расходов (Письмо Минфина РФ от 28.12.2016 N 07-04-09/78875, п. 11 ПБУ 10/99).
Организации следует закрепить способ отражения данных расходов в учетной политике.
НУ. Суммы санкций за нарушение налогового законодательства не учитываются в расходах (п. 2 ст. 270 НК РФ).
УСН. Налоговые штрафы также не принимаются в расходы при расчете налога, т. к не входят в закрытый перечень (ст. 346.16 НК РФ).
Погашаем задолженность
Некоторые автовладельцы совершают ошибку в оплате. Когда они забывают внести необходимую сумму своевременно, на них налагается еще один штраф, увеличенный в два раза. Тогда берутся решать вопрос именно с ним, совершенно забывая про первый. Но надо понимать, что последний никуда не денется и с вас будут требовать деньги за все нарушения, отмеченные в базе.
Чтобы четко понимать, как обстоят дела с задолженностью, зайдите на сайт ФССП, введите свои данные и проверьте, есть ли там информация о вас. Если еще нет, то положение более выгодное: ответьте по обязательствам поскорее, и проблема исчезнет. В случае когда вами уже занялись приставы, тоже есть возможность избежать запретов на выезд из страны, ареста счетов и прочего. Для этого опять же нужно внести необходимую сумму, но надо успеть до даты судебного разбирательства. Если все долги будут погашены, у сотрудников ФССП пропадут основания начинать заседание и решать вашу судьбу.
Взыскание с работника наложенного на работодателя административного штрафа
На практике зачастую возникает вопрос, связанный с возможностью взыскания с работника суммы наложенного на работодателя административного штрафа.
В целом, по указанному вопросу в судебной практике присутствует достаточное единообразие:
Позиция в пользу работника:
Анализ положений трудового законодательства не позволяет отнести к материальной ответственности работника выплату работодателем ответчика штрафа государственным органам, поскольку такая выплата не направлена на возмещение ущерба, что является обязательным условием наступления ответственности работника перед работодателем, сумма уплаченных финансовых санкций не относится к категории наличного имущества работодателя.
Уплата юридическим лицом штрафа за нарушение законодательства не может являться основанием для возложения материальной ответственности на работника. Данное в ч. 2 ст. 238 ТК РФ понятие прямого действительного ущерба не является идентичным с понятием убытков, содержащимся в п. 2 ст. 15 ГК РФ. Поскольку работник не является лицом, привлеченным к административной ответственности, следовательно, никаких обязательств и последствий уплата работодателем штрафа для него не влечет.
Таким образом, сумма штрафа, уплаченная работодателем в виде штрафных санкций не может быть отнесена к прямому реальному ущербу, который обязан возместить работник, в противном случае указанное расширяет пределы материальной ответственности работника перед работодателем, установленные положениями главы 39 Трудового кодекса Российской Федерации.
Штраф является мерой административной ответственности, применяемой к юридическому лицу за совершенное административное правонарушение, уплата штрафа является непосредственной обязанностью лица, привлеченного к административной ответственности, а сумма уплаченного штрафа не может быть признана ущербом, подлежащим возмещению в порядке привлечения работника к материальной ответственности. Требования работодателя о взыскании суммы уплаченного штрафа с работника фактически направлены на освобождение от обязанности по уплате административного штрафа, наложенного на него в качестве административного наказания, что противоречит целям административного наказания, определенным в статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 03.10.2019 по делу N 33-12400/2019
Апелляционное определение Московского городского суда от 08.07.2019 по делу N 33-29766/2019
Апелляционное определение Московского городского суда от 12.09.2018 по делу N 33-35029/2018
Апелляционное определение Московского городского суда от 10.08.2018 по делу N 33-31413/2018
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 27.02.2018 по делу N 33-3330/2018
Апелляционное определение Саратовского областного суда от 02.11.2017 по делу N 33-8200/2017
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 13.06.2017 по делу N 33-5501/2017
Кассационное определение Курского областного суда от 20.09.2011 по делу N 33-2513-2011
Определение Приморского краевого суда от 13.04.2011 по делу N 33-3449
Позиция в пользу работодателя:
Доводы о том, что данное в ч. 2 ст. 238 ТК РФ понятие прямого действительного ущерба, не предусматривает обязанности работника возмещать работодателю уплаченные им сумму штрафа за нарушение работодателем действующего законодательства, признаны не состоятельными, поскольку совокупностью представленных доказательств подтверждается совершение работником в период трудовых отношений действий, противоречащих заключенному с ним трудовому договору и должностной инструкции, что свидетельствует о противоправности его действий и наличии вины в причинении ущерба.
Что если заплатить до вступления постановления в силу?
Вы можете это сделать, если в постановлении суда есть все необходимые реквизиты. Однако учтите, что в случае, если апелляция впоследствии отменит постановление суда первой инстанции, возвращать уплаченный штраф будет долго и сложно — могут уйти месяцы.
При этом некоторые активисты все равно видят смысл заплатить сразу. Дело в том, что за повторное нарушение «митинговых» правил грозит ч. 8 ст. 20.2 КоАП (наказание значительно более суровое, чем при однократном нарушении). «Повторным» правонарушение считается, если человек совершил его в течение года с момента исполнения предыдущего наказания — например, с момента оплаты штрафа. Поэтому чем раньше оплатить, тем быстрее пройдет этот год и исчезнет риск «повторности».
Минфин России предлагает разрешить другим лицам уплату штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности
Проект ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросу, связанному с уплатой административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности, иным лицом».
В настоящее время уплата административного штрафа возможна только непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности, за исключением случая уплаты за несовершеннолетнего. В этой связи КоАП РФ предполагается дополнить положением, согласно которому уплата административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности, может быть произведена иным лицом. При этом предусматривается, что лицо, уплатившее штраф за правонарушителя, не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченной суммы штрафа.
Статья 3.5. Административный штраф
1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:
1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, либо сумме неуплаченного административного штрафа;
3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.
4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
5) начальной (максимальной) цене государственного или муниципального контракта при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
3. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, незаконно переданных или оказанных от имени юридического лица, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном статьей 7.27 настоящего Кодекса, не может превышать пятикратный размер стоимости похищенного имущества.
4. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.
4.1. Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), не может превышать двукратную величину излишне полученной выручки за весь период регулирования, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность, предусмотренная за неуплату административного штрафа
- Порядок обращения граждан
- График приема
- Интернет приемная
- Уведомления об экстремизме
- Статусы уведомлений
- Прямая линия для предпринимателей
Важно
То есть возможность уплаты пеней, штрафов иным лицом за налогоплательщика наличествует лишь в том случае, если им совершено правонарушение, поименованное в указанных главах НК РФ. Нарушение валютного законодательства образует состав не налогового, а административного правонарушения, квалифицирующие признаки которого раскрываются в ст.
15.25 КоАП РФ. Иными словами, по действующему законодательству ответственность за нарушение валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования надлежит квалифицировать как административную (не налоговую). Соответственно, применение норм налогового права к отношениям, возникающим из административных правонарушений, не допустимо, поскольку каждая отрасль права регулирует только те отношения, которые составляют её предмет.
В соответствии с ч. 1 ст.
Ситуация: может ли за налогового агента перечислить налог в бюджет другая организация
Нет, не может.
С 1 января 2018 года любые организации, предприниматели и граждане могут перечислять в бюджет налоги и страховые взносы за плательщиков. Это следует из положений абзаца 4 пункта 2 и пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 9 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что положения данной статьи распространяются в том числе и на налоговых агентов.
Однако это не означает, что налоговый агент вправе переложить свои обязанности на другое лицо.
Во-первых, другому лицу можно поручить исполнить только ту обязанность, которая есть у налогоплательщика.
Они корректно учитывались в системах ПФР, и вопросов с их зачислением фактически не было.
В настоящее время сбором всех взносов и штрафов вместо ПФР занимаются налоговые инспекции. Внесенные в 2018 году изменения законодательства позволяют и эту категорию взносов осуществлять третьим физическим и юридическим лицам.
Обычно оплату производит директор или соответствующий сотрудник фирмы.
Рассмотрим по шагам, как оплатить штраф или взнос в ПФР, если у компании нет р/с:
- Заполнить и передать в банк платежный документ, обязательно указав в назначении платежа фирму, за которую осуществляется платеж. Могут потребоваться документы, подтверждающие полномочия на совершение такого платежа (решение о назначении директора, доверенность и т.
НК РФ), имеющих право производить уплату налогов за налогоплательщика, равно как и налогоплательщиков, за которых иные лица вправе уплачивать налоги, не установлено. Факт уплаты налога за налогоплательщика третьим лицом имеет следствием прекращение соответствующей обязанности налогоплательщика (пп. 1 п. 3 ст. 44, пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ).
При этом лицо, осуществившее уплату налога за налогоплательщика, не сможет требовать возврата уплаченных таким образом сумм из бюджетной системы РФ (п. 1 ст. 45 НК РФ в редакции Закона N 401-ФЗ). Принимая во внимание положения п. 8 ст.
45 НК РФ, можно прийти к выводу о том, что иные лица теперь могут уплачивать также сборы, пени и штрафы за налогоплательщиков (плательщиков сборов)*(1).
Минфин России предлагает разрешить уплату административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности
- В настоящее время уплата административного штрафа возможна только непосредственно лицом, привлеченным к административной ответственности, за исключением случая уплаты за несовершеннолетнего.
- В этой связи КоАП РФ предполагается дополнить положением, согласно которому уплата административного штрафа за лицо, привлеченное к административной ответственности, может быть произведена иным лицом.
- При этом предусматривается, что лицо, уплатившее Штраф за правонарушителя, не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченной суммы штрафа.
За третьих лиц разрешено платить налоги
Закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ внес поправки в статью 45 НК РФ. Если раньше платить налоги за себя мог только сам налогоплательщик за таким редким исключением, как например, уплата налогов правопреемником за реорганизованное лицо, то с 30 ноября 2021 г. задолженность перед бюджетом по налогам и сборам за него могут погашать любые другие организации, ИП и даже физлица, например, директор компании.
Теперь возможна не только оплата налогов за другое лицо, но и уплата за него госпошлины. Ведь госпошлина, согласно ст. 333.16 НК РФ относится к сборам, взимаемым при обращении в госорганы, и для нее действуют те же правила оплаты.
Перечень лиц, которые могут перечислить оплату в бюджет за кого-либо, Налоговым кодексом не ограничен: за юрлицо могут уплатить налоги как другое юрлицо, так и ИП, или физическое лицо, а равно — оплату налогов за ИП и физлиц могут производить другие ИП и физлица, а также организации.
Такой подход, конечно же, очень удобен для всех налогоплательщиков. Например, организация должна уплатить по сроку какой-либо налог, и уже наступил последний день для уплаты, но средств на расчетном счете недостаточно. Раньше в такой ситуации организация неминуемо нарушила бы сроки, в результате чего, кроме самого налога, пришлось бы платить штрафы и пени. Произвести оплату налога за другое юридическое лицо в 2021 году, чтобы не нарушать срок, может, например, директор из своих личных средств, или сторонняя организация, при этом обязанность налогоплательщика будет считаться исполненной, а платеж не останется невыясненным.
Точно также, любое физлицо или ИП может произвести оплату налогов за другого человека: например, муж уплатит в банке налог по уведомлению, пришедшему на имя его жены, или дети перечислят налоги за своих родителей. Не имеет значение, каким образом погашается налоговая задолженность: наличными через банк, банковской картой или через платежные онлайн-сервисы.
В учете кредитора (продавца) никаких особенностей в связи с заменой должника по обязательству не возникнет. Ведь организации на упрощенке признают доходы и расходы после их фактической оплаты (п. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ). Поэтому продавец учтет доход, когда новый должник погасит обязательство. То есть так же, как если бы обязательство по оплате исполнил первоначальный должник. Доходы от реализации в данном случае возникают на дату поступления средств от нового должника (п. 1 ст. 346.15, п. 1 ст. 346.17 НК РФ).
У первоначального должника при переводе долга прекращается обязательство по оплате. Поэтому стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) он может признать в составе расходов. Ведь обязанность по их оплате исполнена на дату перевода долга (подп. 5, 8 п. 1 ст. 346.16, подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письма Минфина России от 23 марта 2012 г. № 03-11-06/2/45, от 25 мая 2012 г. № 03-11-11/169).
Как оплачивать штраф ГИБДД юридическому лицу
Уплата штрафов ГИБДД юрлицами осуществляется путем перечисления денежных средств с расчетного счета организации на счет ГИБДД. Данные перечисления отражаются в бухгалтерском учете как «Расходы прочие». В платежном поручении необходимо отразить данные о правонарушителе, а так же указать данные протокола.
*Как указано выше, собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.