Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как встать в очередь на улучшение жилищных условий?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Закон предусматривает достаточно широкий перечень лиц, кто имеет право на получение этого статуса и последующее улучшение жилищных условий. Полный список граждан, объединенный в каком-либо законе или постановлении, отсутствует – смотреть надо целый ряд нормативных документов.
Пнд | Втр | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 |
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Как ускорить процедуру получения жилплощади?
Чтобы ускорить прохождение процесса, необходимо получить консультацию в Департаменте жилищной политике. Есть несколько вариантов решить проблему, это:
- Участие в социальных программах по обеспечению малоимущих граждан, а также многодетных и молодых семей жильем;
- Государственная помощь в проекте «Жилищный шаг», который создан с целью поддержки семей, которые при наличии низкого заработка не в состоянии оформить льготную ипотеку. С этой целью жилая недвижимость предоставляется в аренду по доступным ценам, что позволяет существенно ускорить процесс накопления стартового капитала для будущего приобретения жилого объекта;
- Использование различных субсидий, предусмотренных социальными программами.
Но такую информацию можно получить лишь у специалистов соответствующего Департамента.
Как узнать свой номер
В настоящий момент каждый государственный орган имеет свой информационный сайт, где содержатся основные данные: начиная от руководства и часов приема граждан, и оканчивая всеми социальными программами, которые работают в тех или иных регионах.
Соответственно, на указанном сайте и присутствуют списки лиц, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке очередности.
Если же доступа к сайту нет либо гражданин не обладает необходимыми знаниями по работе с информационными технологиями, данные о своем номере очередности можно получить в органах местного самоуправления путем подачи заявления, которое будет удовлетворено не позднее двух недельного срока с дня подачи заявки по адресу заявителя.
Основание для постановки на учет
В соответствии с ЖК РФ основанием, по которому гражданин может быть признан нуждающимся в жилье, является договор социального найма жилых помещений. К нуждающимся относятся:
- граждане, не являющиеся нанимателями и собственниками жилого помещения;
- граждане, члены семьи законного нанимателя по договору соц.найма, не обеспеченные нормативной площадью проживания, рассчитанной на одного человека;
- граждане – наниматель и семья нанимателя жилья, чье жилье на момент подачи заявления было признано аварийным – не отвечающим требованиям и нормам российского законодательства;
- граждане – наниматель жилья или члены его семьи, которые проживают на одной жилплощади с людьми, страдающими хроническими заболеваниями и совместное проживание является невозможным по санитарным нормам.
Кого признают нуждающимся в улучшении жилищных условий
Все вопросы по предоставлению социального жилья лицам, которые в этом нуждаются, предусмотрены в ЖК РФ.
Претенденты на такое жилье должны отвечать следующим требованиям:
- быть гражданином Российской Федерации. Однако если один из супругов является иностранным гражданином, то из общих правил есть свои исключения, которые для каждого региона разные. А в том случае, если нуждающиеся граждане не имеют гражданства РФ, то им социальное жилье не предоставляется;
- иметь статус малоимущей семьи;
- в установленном законом порядке, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- в течение последних 10 лет непрерывно были зарегистрированы в данном населенном пункте и постоянно там проживали последние 5 лет. Некоторые регионы страны устанавливают свои требования, отличающиеся от общепринятых;
- не предпринимали никаких умышленных действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий последние 5 лет. Имеется в виду, что не занимались пропиской посторонних лиц на свою жилплощадь, не производили обмен большей жилплощади на меньшую и т. д.
Документы для признания нуждающимися в улучшении жилищных условий
Для того чтобы любой гражданин, который имеет право и желает стать на учет для улучшения своих жилищных условий, мог им воспользоваться, ему следует предоставить в орган местного самоуправления пакет документов, которые подтверждают, что он имеет право участвовать в социальной программе по жилью.
Перечень состоит из таких документов:
- паспорт гражданина РФ или другой документ, который удостоверяет личность заявителя. А также аналогичные документы на взрослых членов семьи. На несовершеннолетних – свидетельства о рождении;
- справка с места постоянной работы для заявителя и на каждого трудоспособного члена семьи. Для студентов – справки из учебных заведений;
- документ, который подтверждает факт регистрации каждого члена семьи заявителя на той жилплощади, где они постоянно проживают;
- если заявитель, или кто-либо из членов его семьи, владеет движимым или недвижимым имуществом, — документы, подтверждающие их право собственности на данное имущество;
- техническая документация на жилье, в котором семья зарегистрирована и постоянно проживает;
- выписка из домовой книги места постоянного жительства;
- данные о задолженности по коммунальным платежам;
- документ, который подтверждает отсутствие жилого помещения в собственности заявителя и членов его семьи.
В заявлении претендента на получение социального жилья должны быть указаны причины, по которым он имеет право на получение помощи со стороны органов муниципалитета. При этом они должны быть подтверждены соответствующими документами.
Так, например:
- если в семье есть больной, который должен проживать отдельно, то его заболевание должно быть подтверждено заключением соответствующего медицинского учреждения;
- Если же жилье заявителя находится в аварийном состоянии, то этот факт должен быть подтвержден соответствующими экспертными заключениями;
- В том случае, если гражданин лишился родительского попечения по различным основаниям, этот факт также должен быть подтвержден соответствующими документами;
- При условии, что заявитель проживает в общежитии или коммунальной квартире, для этого также понадобится подтверждение.
После того, как все необходимые документы будут переданы членам соответствующей комиссии для проверки, они их изучат и проверят фактическое состояние жилищных условий с данными, которые содержатся в предоставленных документах, комиссия примет решение о предоставлении такому заявителю и членам его семьи участвовать в программе по жилью или нет.
О принятом решении, заявитель в обязательном порядке будет извещен установленным способом. В случае несогласия с выводами комиссии, ее решение может быть обжаловано в управлении департамента жилищной политики либо сразу же в суде.
Требования к претендентам
Если вы обратились с просьбой о поддержке в решении жилищно-бытовых проблем, чиновники в первую очередь поинтересуются, действительно ли существуют основания для предоставления помощи. В ст. 51 ЖК указано, что признать НУЖУ могут субъектов, которые:
- не являются нанимателями соцжилья, собственниками или членами семьи собственника жилой недвижимости;
- пользуются наемной или собственной квартирой, домом, но на 1 человека приходиться площади менее закрепленного показателя учетной нормы;
- занимают помещение, не отвечающее действующим санитарно-эпидемиологическим предписаниям;
- проживают совместно с человеком, страдающим тяжелыми хроническими болезнями;
Важно! Список таких заболеваний установлен Приказом Минздрава № 987н от 29.11.2012.
Кроме перечисленного кандидат должен подтвердить российское гражданство, статус малоимущего и постоянную регистрацию не менее 10 лет в том регионе, где оформлен запрос.
Собранный в полном объеме пакет обязательной документации поможет значительно ускорить процесс. В зависимости от особенностей конкретного случая список бумаг может значительно отличатся. Однако точно не удастся обойтись без:
- паспортов для взрослых и свидетельств о рождении для малолетних членов семьи;
- свидетельства о регистрации брака, если граждане состоят в официальных отношениях;
- свидетельства о расторжении брачного союза, если развод состоялся в пределах 5-летнего срока до момента обращения;
- решения о признании жилища непригодным, если этот факт выступает показателем жилищной необеспеченности;
- документов, подтверждающих проживание в населенном пункте не менее 10 лет в общей сложности;
- справки о доходах за последние 2 года;
- доверенности, если интересы претендента на соцжилье отстаивает уполномоченный представитель.
Кроме перечисленного лицу также могут понадобиться бумаги, подтверждающие особые преимущества или льготный статус. Например, государство дополнительно заботиться о ветеранах ВОВ и ветеранах труда, инвалидах, жертвах стихийных бедствий и терроризма, многодетных родителях.
Законодательное регулирование вопроса
В Конституции нашей страны обозначено, что каждый подданный Российской Федерации имеет право на обладание собственным жильем. Кроме того, ЖК РФ закрепляет, что жители государства также наделены правом на приобретение оного с максимально выгодными условиями, при условии, что имеют статус нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Таким образом, этим же нормативно-правовым актом определяется, что искомый статус присуждается тем лицам, которые стоят на государственном учете. Постановка на учет обеспечивается:
- отсутствием у людей достойных условий проживания;
- наличием дополнительного статуса малоимущих.
Нуждающиеся в жилье: как встать на учет после совершеннолетия?
Если ранее семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий и имела детей, то после совершеннолетия ребенка из этой семьи, он мог на правах полноправного гражданина РФ претендовать отдельно на улучшение своего жилья. Другими словами, очередь разделялась, но не с момента наступления совершеннолетия ребенка, а с того времени, когда его родители или опекуны изначально вставали на учет по улучшению жилья.
Согласно вновь принятым поправкам к Закону Жилищного Кодекса, раздел очереди на улучшение жилья теперь считается с момента совершеннолетия ребенка (после 18 лет) или на момент заключения им брака (если брак зарегистрирован раньше его 18-летия). При этом поправка действует только в том случае, если 18-летний гражданин на момент подачи заявления об улучшении жилищных условий не имеет дополнительно приобретенного жилья с правом личной собственности (купленное, подаренное, унаследованное и т.д.).
Во вновь принятом законодательстве Жилищного Кодекса учтены также права внебрачных детей, родившихся после расторжения брака, или усыновленных, если они, конечно, не имеют собственного жилья на момент подачи заявления. При этом в доме или квартире их родителей или опекунов, за ними больше не числятся квадратные метры жилья, если они самостоятельно встали на учет.
Говоря об ипотеке на улучшение жилищных условий, здесь так называемая помощь не от государства, а от банков, кредит, который направлен на приобретение жилья, который имеет ограничение относительно его стоимости. Получить такую ипотеку можно только с обязательной оплатой определённого процента от стоимости жилплощади, которую граждане должны оплатить из личных средств, но большую часть предоставляет всё же банк.
Положительную роль для одобрения заявления на открытие ипотеки сыграет отсутствие страхования жизни, титульного страхования, наличие налоговой справки с места работы, а также обращение заявителя лично без посредника.
Вариант с ипотекой особенно привлекателен для лиц, не имеющих российского гражданства, поскольку нет никаких требований к постоянной и временной прописке относительно территориального местонахождения. Кроме того, при ипотеке очередь на улучшение отсутствует, и обратиться можно когда угодно, правила не устанавливают никакого срока.
В качестве оснований для улучшения жилья может выступать постановка, такая как приобретение квартиры или дома, личное строительство частного дома, долевое строительство, ипотека для военнослужащих, наличие материнского капитала, а также повторное финансирование уже имеющейся ипотеки.
Ведение жилищных учётов нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий)
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной Услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:
- нарушение срока регистрации запроса о предоставлении государственной услуги;
- нарушение срока предоставления государственной услуги;
- требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга для предоставления государственной услуги;
- отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- отказ Администрации, должностного лица Администрации, государственного гражданского служащего Администрации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
- нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления государственной услуги;
- приостановление предоставления государственной услуги, если основания приостановления не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга;
- требование у заявителя при предоставлении государственной услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ.
В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации Доверенность (для физических лиц);
- оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя (при наличии печати) и подписанная руководителем юридического лица или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
- копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
Жалоба должна содержать:
- наименование Администрации, должность и фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего администрации района, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
- фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
- сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Администрации, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через Портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 административного регламента;
- доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) Администрации Санкт-Петербурга, должностного лица Администрации либо государственного гражданского служащего Администрации. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке.
Жалоба подается в Администрацию, предоставляющую государственную услугу.
Жалоба на решения и действия (бездействие) главы Администрации подается вице-губернатору Санкт-Петербурга (191060, Санкт-Петербург, Смольный проезд, д.1, лит. Б, тел. 576-66-51), непосредственно координирующему и контролирующему деятельность Администрации (далее — вышестоящий орган) или в Правительство Санкт-Петербурга.
Жалоба может быть подана:
- в электронной форме;
- в письменной форме на бумажном носителе.
Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:
- по почте;
- через МФЦ (только в случае предоставления указанной услуги посредством МФЦ);
- при личном приеме заявителя в Администрации.
При личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 административного регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
- Подача жалобы в электронной форме осуществляется посредством официального сайта Администрации, Портала.
- Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через Портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на Портале посредством ЕСИА (для заявителей, которые подавали запрос о предоставлении государственной услуги через Портал или МФЦ).
- Жалоба на решения и действия (бездействие) Администрации, должностных лиц Администрации и государственных гражданских служащих рассматривается Администрацией.
- Жалоба на работника подведомственного Администрации учреждения (организации) либо на порядок оказания услуги подведомственным Администрации учреждением (организацией) рассматривается Администрацией, в ведении которой находится соответствующее учреждение (организация).
- Жалоба на решения и действия (бездействие) главы Администрации рассматривается вышестоящим органом.
- МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в Администрацию в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и Администрацией, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.