Что такое малые закупки и как в них участвовать поставщику

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое малые закупки и как в них участвовать поставщику». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Неконкурентный способ закупок подразумевает размещение заказа на приобретение товара, выполнение работ или оказание услуг у заранее установленного исполнителя. Такие закупки называются прямыми, поскольку поставщик определяется без конкурсного отбора, а контракт с ним подписывается напрямую.

Неконкурентные способы

Сделки с единственным поставщиком проводятся в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ (статья 93), а также Федеральным законом № 223-ФЗ.

Организация вправе самостоятельно решить, по какой схеме выбирать поставщика, однако, если заказчик выбрал конкурентный способ закупки и при этом торги не состоялись, закон о контрактной системе обязывает его заключить контракт с единственным поставщиком.

Правила выбора способа закупки

Заказчик, выбирая конкурентные и неконкурентные способы закупок, оценивает собственные потребности и запас времени на заключение контракта. При этом метод поиска исполнителя определяется с учетом следующих факторов:

  • какова начальная максимальная цена контракта, установленная для предполагаемого объекта сделки;
  • сколько времени имеется у заказчика до момента подписания договора;
  • цена и показатели качества объекта сделки, а также их вариативность по мере реализации контракта;
  • существуют ли требования законодательства по выбору конкурентных и неконкурентных способов закупок в отношении конкретного объекта (в частности, услуги по водоснабжению можно закупить только у компании-монополиста с применением неконкурентной процедуры, а товары из определенного перечня приобретаются исключительно методом конкурентной процедуры);
  • каковы возможности самого заказчика в части организации и проведения той или иной процедуры по приобретению требуемого объекта.

Нюансы, связанные с исполнением контракта

При выборе неконкурентных способов закупок заказчику необходимо учитывать, что приемка товара или выполненной работы по контракту проводится с участием экспертной комиссии. Это требование присутствует при большинстве сделок подобного рода. В качестве экспертов могут выступать как приглашенные специалисты, так и сотрудники заказчика.

Проводить экспертизу не понадобится, если:

  • контракт с организацией или частным специалистом заключается с целью оказания экспертных услуг;
  • сумма и объем контракта маленькие;
  • экспертиза уже была проведена на основании требований других нормативных актов (например, проектная документация на строительство и пр. обязательно подвергается экспертизе).

Как проводится малая закупка

В первую очередь, заказчик определяется со своей потребностью — какой ему нужен товар, в каком количестве и в какой срок. Извещение о заключении контракта с единственным поставщиком размещать в ЕИС не нужно.

Далее он направляет свое предложение поставщику, которого выбрал для исполнения контракта. Это может быть компания или предприниматель, с которым заказчик уже имел дело, или же поставщик со стороны, предлагающий выгодные условия. В этом смысле пока выбор полностью за заказчиком.

Следует отметить, что в настоящее время в тестовом режиме запущен единый агрегатор малых закупок «Березка». С конца текущего года часть заказчиков будет обязана пользоваться им для проведения своих малых закупок.

Далее стороны заключают контракт — это можно сделать в любом виде, который предусматривается Гражданским кодексом. При этом в документ можно не включать часть положений, обязательных для контрактов, заключенных после проведения конкурентной процедуры.

Читайте также:  Каким пенсионерам полагается «сельская» надбавка и как ее получить?

Способы определения поставщика по 223-ФЗ

В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.

Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:

  • редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
  • многолотовый аукцион и др.

Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.

Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.

Как проходят конкурентные закупки

  1. Заказчик описывает, какие товары, работы или услуги ему нужны, и определяет условия проведения закупки. Эту информацию он публикует в Единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС).
  2. Все, кто хочет получить контракт, подают заявки на участие в тендере. Участником закупки может стать любое физическое и юридическое лицо.
  3. Заказчик рассматривает каждую заявку, после чего он может отклонить ее или допустить до дальнейшего участия в торгах.
  4. Определяется победитель закупки.

В зависимости от способа проведения закупки, победителем может стать:

  • поставщик, предложивший наименьшую цену (аукцион, запрос цен);
  • поставщик, предложивший наилучшие условия исполнения контракта (конкурс, запрос предложений).

Если заказчик планирует получить товар, работу или услугу по максимально низкой цене и у него нет особых требований к условиям исполнения контракта, он может провести аукцион или запрос цен.

Аукцион — способ закупки, при котором заказчик объявляет начальную максимальную цену контракта (НМЦК), а участники поочередно понижают свои ценовые предложения до тех пор, пока не определится участник с наименьшей ценой. Электронные аукционы проходят на электронных торговых площадках (ЭТП). Для участия в такой закупке поставщик должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись и аккредитацию на ЭТП. Запрос цен — упрощенная форма аукциона без проведения торгов. Участники указывают свои ценовые предложения сразу в заявках, а победителем становится участник с наименьшей ценой. Если наименьшую цену предложили несколько участников — побеждает тот, кто подал заявку раньше.

Условия проведения запроса цен:

  • НМЦК — не выше 500 тыс. руб.;
  • годовой объем закупок, которые проводились при помощи запроса цены, — не превысит 10% годового объема всех закупок заказчика и составит не больше 100 млн руб.

Проводите закупку в порядке, предусмотренном положением о закупке. Для таких закупок вместо начальной (максимальной) цены договора вы можете использовать цену единицы товара и максимальное значение цены либо формулу цены и максимальное значение цены договора (п. 5 ч. 9, п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Порядок их определения должен содержаться в вашем положении о закупке, законодательно он не установлен (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ). Порядок применения указанных сведений может отличаться в зависимости от предмета закупки. Так, например, формула цены может быть использована при закупке ГСМ.

Читайте также:  Субсидия на оплату ЖКХ в 2023 году

При выборе способа конкурентной процедуры руководствуйтесь правилами, установленными положением о закупке. Если используете цену единицы товара, работы, услуги, не выбирайте такие способы закупок, как аукцион или запрос котировок. В этих процедурах участники предлагают (снижают) только цену договора, а не цену единицы товара, работы, услуги (ч. 18, 20 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ).

В процедурах, участниками которых могут быть только СМСП и самозанятые, обязанность предоставить предложение о цене единицы товара, работы, услуги может быть установлена только при проведении конкурса или запроса предложений (ч. 9 ст. 3.2, ч. 13, 19.1, 19.5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Малые закупки по 44-ФЗ до 600 тыс руб в электронной форме

В случае проведения закупки на основании п. 4, 5 ч. 1 ст 93 в электронной форме на электронной площадке – ограничение на цену контракта составляет 3 млн руб. Это нововведение вступило в силу с 1 апреля 2021 года и регламентируется ч. 12 ст. 93 44-ФЗ. В ней рассказывается о порядке проведения данной процедуры.

Большинство малых закупок проводится на площадке ЕАТ Березка (агрегатор малых закупок). Использование агрегатора является обязательным для федеральных органов исполнительной власти и их подведомственных казенных учреждений. Освобождены от этой обязанности органы, осуществляющие функции по выработке и реализации госполитики в области обороны, госуправления в области обеспечения безопасности РФ, и их казенные учреждения. Региональные органы и органы местного самоуправления могут сами решить, использовать ли им агрегатор.

Изменения в закупках с января 2021 года

Начало 2021 года знаменуется множеством новаций в 44-ФЗ, с изменениями, вступающими в силу с 01.01.2021, связано вступление в силу нескольких нормативных актов, регулирующих госзакупки:

1. Федеральный закон №124-ФЗ ввел в закон о госзакупках следующие новшества:

2. Утверждена минимальная доля закупок товаров российского производства и порядок отчетности о ее выполнении. Постановлением Правительства №2013 от 03.12.2020 для закупок по 223-ФЗ и Постановлением Правительства №2014 от 03.12.2020 для госзакупок по 44-ФЗ.

3. С января 2021 года при закупке проектных и изыскательских работ заказчики обязаны использовать типовые контракты — это правило утвердил Минстрой Приказом №10/пр от 14.01.2020.

4. Госкорпорация «Роскосмос» Приказом №339 от 04.12.2020 утвердила методику оценки и сопоставления заявок участников конкурентной закупки.

5. С 07.01.2021 обновлен и стал обязательным типовой госконтракт на поставку техсредств для реабилитации инвалидов.

6. C 11.01.2021 Приказом Тендерного комитета №0-01-176/20 от 01.12.2020 актуализировали регламент работы портала поставщиков.

7. С 12.01.2021 вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии №105 от 23.11.2020 и указанные в нем правила определения страны происхождения товаров.

8. На сайте казначейства опубликовали Приказ №4н от 11.01.2021, которым утвержден порядок формирования идентификатора госконтракта на 2021 год.

9. На сайте казначейства опубликовали Приказ Казначейства №5н от 11.01.2021, которым утвержден порядок проверки соответствия фактической поставки условиям госконтракта.

10. Минфин обновил правила, связанные с казначейским сопровождением: Приказом Минфина №334н от 30.12.2020 утверждены правила ведения раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности по контракту при таком сопровождении, Приказом №316н от 22.12.2020 утвержден порядок казначейского обеспечения обязательств.

11. 22.01.2021 ФАС доработала план проверок на 2021 год.

12. С 23.01.2021 обязательными являются типовые контракты, утвержденные Приказом МЧС №756 от 12.10.2020. Они касаются закупок в сфере пожарной безопасности.

13. Обновлен порядок работы с идентификационным кодом закупки (ИКЗ) — этому вопросу посвящен Приказ Минфина №294н от 02.12.2020.

14. Минсельхоз доработал информационную карту типового контракта на поставку пищевых товаров.

Читайте также:  Банкротство физических лиц: как обнулить долги и что будет потом

15. 23.01.2021 Правительство РФ издало Постановление №39, согласно которому госзаказчики вправе авансировать некоторые закупки повышенного объема.

Как работает современный электронный магазин малоценных закупок

Электронный магазин закупки в малых объемах и принцип его работы проще всего раскрыть на примере реально работающей системы. К примеру, Почта России публикует процедуру по закупке кресел для какого-либо из своих филиалов. Почему это удобнее сделать именно через систему собственного электронного магазина малых закупок? Потому что таким образом нет необходимости формировать сложный контракт через неповоротливую классическую ЭТП, которая, в принципе, предназначена для куда больших объемов закупаемых товаров и услуг. Также, нет нужды проводить все операции и перенаправлять заказы через центральный офис. Поскольку эти кресла сразу будут доставлены в филиал, и собственный ЦФО (Центр Финансовой Ответственности) данного подразделения будет напрямую оплачивать заказ. Поэтому, идеальным оказывается вариант с исполнением регулярных малых закупок через собственную специализированную онлайн-систему.

Какие проблемы решает площадка малых закупок

У предприятий, которые проводят закупки малой формы, данная процедура в большинстве случаев вызывает отторжение. Поскольку она связана со многими неудобствами:

  • Целый ряд сложностей и бюрократических лимитов, если закупки малого объема планируется исполнить через классические ЭТП.
  • Даже если процесс будет проходить без процедуры конкурсной закупки, а суммы планируются мизерные, — в любом случае стандартная электронная площадка закупок потребует предоставить массу подтверждающих документов и соблюдения еще целого ряда требований. А это грозит закупщику потерей времени и усложнением всей закупочной цепочки в целом.
  • Невозможно управлять качеством и рейтингом контрагентов, то есть собрать на площадке лучших поставщиков, которые подходят конкретной компании-закупщику и уже доказали свою надежность.

Схема проведения закупок с неопределенным объемом

Объект закупки: поставка Товара 1 и Товара 2

Цена за единицу (должна быть рассчитана и обоснована по правилам ст. 22 Закона № 44-ФЗ):

1. Товар 1 – 900 рублей

2. Товар 2 – 510 рублей

Начальная сумма цен единиц: (900 + 510) = 1 410 рублей

Максимальное значение цены контракта — 2 млн рублей – не подлежит обоснованию, определена с учетом объемов финансирования и статистики предыдущих периодов.

Обеспечение заявки – например, 0,5% (рассчитывается от максимального значения цены)

2 000 000 * 0,005 = 10 тыс. руб.

Обеспечение исполнения контракта – например, 5% (рассчитывается от максимального значения цены)

2 000 000 * 0,05 = 100 тыс. рублей

Предложение победителя – 1 200 рублей

Коэффициент снижения 1200/1410 = 0,85.

Цена единицы Товара 1 – 900*0,85 = 765 руб.;

Цена единицы Товара 2 – 510*0,85 = 433,5 руб.

Контракт на 2 млн рублей с единичными расценками

Товар 1 – 765 рублей

Товар 2 – 433,5 рублей


Публикация информации о малых закупках

Если одна закупка не может превышать 100 тыс. руб., то их общий объем в течение финансового года не должен быть более 2 млн руб. (либо 5% годового объема всех закупок + 50 млн руб.), согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.

Малые закупки характеризуются следующими особенностями в части информационного обеспечения со стороны государственных или муниципальных органов, юридических лиц:

  1. Сведения о таких закупках не включаются в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 закона № 44-ФЗ).
  2. Сведения о них могут не передаваться по усмотрению заказчика в Единую информационную систему (ч. 15 ст. 4 и ч. 3 ст. 4.1 закона № 223-ФЗ).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]