Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно заполнить европротокол в 2021 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Во-первых, нужно понимать: чтобы потерпевший получил свое возмещение, от второго участника аварии не требуется признания вины. Пострадавший в ДТП, в соответствии со статьей 14.1 Закона «Об ОСАГО», заполнив европротокол, пишет заявление не о страховом возмещении, а о прямом возмещении убытков, и направляет его вместе с извещением не страховщику виновника, а собственному в течение пяти рабочих дней.
Как заполнить европротокол при ДТП?
Европротокол, который нужно заполнить при ДТП, имеет установленную форму. Когда вы заключаете договор со страховой, она выдает бланк извещения с самокопируемым вкладышем. Заполняя верхний лист, вы одновременно составляете экземпляр для второго участника аварии. Оба экземпляра равны по юридической силе. Если по какой-то причине у вас нет бланка, скачивать его из интернета не рекомендуется, так как, не зная формы, вы можете скачать документ, не соответствующий требованиям. В этом случае можно вызвать аварийного комиссара, который в числе прочих услуг предоставит вам бланк за отдельную плату. Поэтому, если представитель страховой при заключении договора не выдал вам бланк извещения, требуйте его, чтобы избежать лишних расходов.
Заполнять бланк протокола ДТП нужно синей не мажущей ручкой. Карандаш использовать нельзя! Исправлений желательно избегать, но, если вы вынуждены что-то исправить, нужно составить отдельный комментарий с подписями обеих сторон. Каждый заполняет свои данные так, как они указаны в документах. Форма документа предполагает возможность внести свои отдельные замечания по поводу случившегося.
На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.
Когда столкновение происходит на придворовой территории (парковка, стоянка, въезд/выезд со двора), схема составляется по тем же правилам, что и при ДТП на трассе. Когда схема составляется работником автоинспекции, водителям следует следить за правильностью её оформления, своевременно давая пояснения и поправляя возможные ошибки.
Европротокол при бесконтактных ДТП: возможно ли
Бесконтактная аварийная ситуация подразумевает отсутствие непосредственного соприкосновения двух транспортных средств. Если уточнить, то ДТП с такой характеристикой представляет собой ситуацию, когда один из водителей нарушил правила дорожного движения, в результате чего второй одного из водителей на маневр чтобы избежать столкновения, но в итоге получил повреждения автомобиля.
В российской практике составление европротокола не используется при бесконтактном ДТП. Это обусловлено необходимостью проведения специальных экспертиз для выявления степени виновности водителя. Очевидно, что сами участники не обладают достаточными полномочиями – трасологическая процедура происходит лишь с учетом схемы, которая составляется инспекторами.
Это же обоснование может быть применено в случаях, когда автомобили незначительно соприкоснулись, что вынудило одного из водителей на маневр, повлекший другие повреждения. В ситуациях такого рода также необходимо привлечение сотрудника полиции для разрешения проблемных вопросов.
Требования по составлению
При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:
- Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
- Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
- Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
- Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
- Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.
Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
Если при составлении схемы ДТП в 2023 году было нарушено хотя бы одно правило, она признается недействительной. Такой документ не примут ни в автоинспекции, ни в страховой компании, следовательно, пострадавший не сможет получить денежную компенсацию за причиненный ущерб.
Вытекает неприятный вывод: в правильности составления схемы заинтересован в первую очередь тот водитель, который не является виновником аварии. Второй участник происшествия может осознанно искажать сведения или неверно оформлять свою часть документа. Поэтому в случае малейших разногласий рекомендуется приглашать на место аварий сотрудников ГИБДД, либо аварийных комиссаров.
Обратите внимание: автомобиль с прицепом считается за одно транспортное средство.
Что такое типовые схемы и как ими пользоваться
Типовые решения подразделяются на изображения ситуаций при:
- ДТП автомобилей, следующих в одном направлении:
- при объезде или перестроении,
- при одновременном перестроении,
- не соблюдении бокового или заднего интервала,
- поворачивая или разворачиваясь, водитель не занял крайнее положение на проезжей части,
- один совершал поворот с крайней полосы, а второй с трамвайных путей своего направления,
- первый совершал поворот налево, а второй двигался по трамвайной линии своего направления,
- поворот двумя водителями направо с крайней правой стороны и с полосы торможения соответственно,
- авария при завершении обгона,
- автомобилист приступил к обгону следующего впереди ТС, не заметив, что его самого уже обгоняют,
- увеличение скорости, не пропуская вперед обгоняющий автомобиль,
- обгон ТС, которое также приступило к перестроению или иному маневру,
- не пропуск авто, следующего по своей полосе, при выезде со стоянки,
- движущихся в противоположных направлениях:
- выезд на встречку,
- при обгоне, «зацепил» полосу встречного движения,
- спускаясь с горы, не уступил дорогу ТС, двигавшемуся навстречу,
- реверсивное движение,
- движение по полосе с односторонним движением, навстречу потоку,
- при движении, расположенных под различным углом друг к другу:
- проезд на запрещающий сигнал светофора,
- не уступил дорогу авто, завершающему маневр,
- не пропустил ТС, имеющее преимущество в движении на перекрестке неравнозначных дорог,
- выезд с прилегающей территории, со двора,
- при движении задним ходом:
- «сдавал задом»,
- самопроизвольное движение автомобиля при отсутствии его фиксации при помощи ручного тормоза,
- выезд со стоянки задним ходом,
- варианты наезда на ТС, стоящее неподвижно:
- наезд на припаркованное транспортное средство, при выезде или маневре на стояночной площадке,
- при движении по полосе, допустил столкновение с припаркованным авто,
- открытие двери, не убедившись в безопасности этого действия
Сотрудники ГАИ имеют весомый опыт рассмотрения ДТП и составления схем, поэтому если их вызвать, проблемы при составлении такого документа обычно отсутствуют. Чаще всего сложности возникают при изображении схемы ДПТ самостоятельно. Как нарисовать схему ДТП и свести возможные проблемы к минимуму? Необходимо обратить внимание на следующие особенности составления:
- невозможность определить место первого удара, повлекшего дальнейшие повреждения, приведет к вызову сотрудников ГИБДД;
- противоречия, возникшие при описании сигналов светофоров, возможно ли уладить на месте;
- умышленное сокрытие одной из сторон информационных сведений по поводу маневра, который необходимо было совершить, приведет также к обращению за помощью к органам, контролирующим безопасность дорожного движения.
Как правильно нарисовать план в Европротоколе самостоятельно?
Типовая схема ДТП должна описывать место аварии, положение автомобилей и других участников после происшествия, препятствия на дороге и многое другое. И хотя стандартных форм для создания схемы как таковых нет, на ней обязательно нужно отразить следующие элементы:
- Нарисовать дорожное полотно. Указывается, был это прямой участок, парковка или же столкновение произошло на перекрестке (в последнем случае также следует указать его тип).
- Показать разметку. За счёт этого шага впоследствии можно доказать или опровергнуть вину одного из участников ДТП. При наличии тротуара или трамвайных путей стоит непременно их внести в рисунок.
- Отобразить направление движения. Следует схематически передать, была дорога однополосной или же нет. Особенно внимательностью следует отнестись к этому пункту, если происшествие произошло на перекрестке: тогда вдобавок указываются все допустимые направления движения.
- Нарисовать положение автомобилей во время происшествия. Самый важный этап при создании визуального описания аварии. Обычно большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, а место столкновения помечают крестиком.
- Указать траекторию автомобилей. Благодаря этой отметке сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно оценить обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу. Поэтому с помощью пунктирной линии стоит чётко описать траекторию движения всех участников ДТП до аварии.
- Сделать привязку к местности. Иногда зарисовывать ДТП начинают не с места аварии и положения машин, а с окружающей территории.
Тут как раз не стоит упускать детали: важно правильно зарисовать расположение светофора, клумбу, трамвайные пути, зебру, памятник, тротуар, велосипедную дорожку и прочие примечательные объекты, которые могли повлиять на поведение водителей.
- Описать детали происшествия. Символически нарисуйте в схеме детали и осколки транспортных средств. Заодно измерьте их расположения относительно дороги и транспортных средств, а данные отобразите в изложенном выше порядке.
Справка! Обязательно включить в изображение стоит дефекты дорожного покрытия, посторонние предметы и элементы, которые ограничивают обзорность дороги водителям.
Правила составления документа
Правила составления схемы ДТП регламентируются Приказом МВД РФ №664 (пункт 280) от 23.08.2017 г., согласно которому в документе должны быть отображены следующие моменты:
- место происшествия – участок автомобильной дороги, улицы, населённого пункта или другой местности, а также их наименования;
- ширина проезжей части дороги, общее количество полос в обоих направлениях и дорожная разметка;
- дорожные знаки и светофоры, в зоне действия которых произошло столкновение;
- дорожные ограждения, разделительные полосы, островки безопасности, тротуары, газоны, остановочные пункты общественного транспорта, здания и их номера;
- расположение автомобилей, в котором они оказались в результате столкновения, следы шин на асфальте, рассредоточенность оторвавшихся деталей, осколков стекла, выпавшего груза, подтёков технических жидкостей с обязательной привязкой к ближайшим стационарным объектам и сооружениям (зданиям, тротуарам, обочинам, знакам и т. д.);
- направление движения столкнувшихся автомобилей по словам их водителей и очевидцев.
Европротокол: основная информация
«Европротокол» — это особая процедура, позволяющая участникам аварии оформить документ по упрощенной схеме. В России такая процедура стала возможной с 2009 года, а к настоящему моменту она претерпела ряд серьезных изменений, касаемых:
- ответственности сторон;
- размера выплат.
Более узкое понятие подразумевает под европротоколом бумагу особой формы. По своей сути она представляет собой «Извещение о ДТП», заполненное в соответствии с правилами. На практике процедура работает, поскольку это позволяет быстрее решить проблему на месте, не создавая заторов на дороге и не мешая иным участникам движения.
Регион проживания не имеет значение, оформить извещение можно по всей России.
Если пострадавшая сторона — это гражданин РФ, то используется бланк извещения, выданный российской страховой компанией. В противном случае все делается наоборот.
Страховые компании в России при оформлении документов выдают своим клиентам бланк и инструкцию для его заполнения. Помимо него, необходимо сделать фото или видеосъемку с места аварии. Общего плана с нескольких ракурсов и детальных фотографий будет достаточно.
Водитель, попавший в аварию, несет ответственность за то, что не предупредил страховую компанию вовремя, отремонтировал автомобиль до осмотра или не предоставил транспорт для независимой комиссии.
Согласно правилам, после заполнения документов участникам предстоит:
- направить заполненные бланки страховщикам (есть конкретный срок для этого — 5 рабочих дней с момента аварии);
- отказаться от самостоятельного ремонта транспортного средства на срок не менее 15 рабочих дней, начиная со дня происшествия;
- дождаться ответа страховщика.
Очень часто страховые компании проводят независимую экспертизу поврежденных автомобилей.
Что должно быть в схеме ДТП
К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.
Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:
- расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
- позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
- положение знаков, светофоров, тип разметки;
- расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
- данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
- место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
- расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.
Рекомендации по заполнению извещения о ДТП
Чтобы предотвратить возможность возникновения различных оценок относительно причин и обстоятельств аварии, избежать связанных с этим взаимных претензий, заполнять извещение о ДТП следует на месте происшествия, не изменяя положения транспортных средств.
При заполнении бланка извещения о ДТП обратите внимание на следующие моменты:
-
Убедитесь в том, что у вас имеется актуальный на текущий момент экземпляр бланка.
Он должен соответствовать редакции, закрепленной Указанием Банка России от 08.10.2019 года № 5283-У. Именно этим нормативно-правовым актом были внесены последние изменения в бланк извещения.
-
Определитесь со вторым участником в выборе колонок «Транспортное средство А» и «Транспортное средство В».
Кому и какая из колонок достанется, не имеет никакого правового значения.
-
Выполняйте все записи в бланке Европротокола разборчивым почерком или печатными буквами.
При заполнении граф извещения о ДТП:
-
В графе 1 указывается место ДТП – республика, край, область, район, населенный пункт, улица, дом.
-
В графе 2 указывается дата ДТП – день, месяц, год, часы, минуты.
-
В графе 3, при наличии свидетелей, указываются сведения о них – фамилия, имя, отчество, адрес места жительства.
-
В графе 4 указывается марка и модель, соответственно, транспортных средств «А» и «В».
-
В графе 5 указывается фамилия, имя, отчество или полное наименование юридического лица, соответственно, собственников транспортных средств «А» и «В».
-
В графе 6 в отношении водителей, соответственно, транспортных средств «А» и «В» указываются следующие данные:
— фамилия, имя, отчество,
— дата рождения,
— адрес места проживания,
— телефон,
— серия, номер, категория, дата выдачи водительского удостоверения,
— документ на право владения, пользования, распоряжения транспортным средством (доверенность, договор аренды, путевой лист и т. п.).
-
В графе 7 указывается наименование страховщика, застраховавшего ответственность, соответственно, водителей транспортных средств «А» и «В».
-
В графе 8 указывается стрелкой на рисунке транспортного средства место первоначального удара, то есть место начального контактного взаимодействия при столкновении (наезде) соответственно, транспортных средств «А» и «В».
Не путать с местами деформации элементов и деталей.
-
В графе 9 перечисляются видимые повреждения, соответственно, на транспортных средствах «А» и «В».
-
В графе 10 излагаются замечания, соответственно, водителей транспортных средств «»А и «В».
-
В графе 11 указываются обстоятельства ДТП путем маркировки клеток.
Если ни одно из предложенных обстоятельств не отражает механизма происшествия, маркируйте клетки № 22.
В конце каждого из столбцов укажите общее количество отмеченных в разделе клеток.
-
В графе 12 размещается схема ДТП.
Для наглядности рекомендуем использовать типовые схемы ДТП.
Статья в помощь:
Типовые схемы ДТП
Образец схемы ДТП
-
В графе 13 личными подписями водителей удостоверяется отсутствие разногласий или их наличие. При наличии разногласий они должны быть указаны в графе 18 оборотной стороны извещения.
Оборотная сторона извещения о дорожно-транспортном происшествии оформляется каждым водителем на «своем» экземпляре самостоятельно.
-
В графе 14 делается
-
В графе 15 излагаются обстоятельства дорожно-транспортного происшествия.
-
В графе 16 делается отметка о том, под чьим управлением находилось транспортное средство, отмеченное в графе 14 – его собственника или иного лица, допущенного к управлению.
-
В графе 17 делается отметка о том, может ли транспортное средство, отмеченное в графе 14, передвигаться своим ходом. Если нет, то указывается, где оно находится сейчас.
-
В графе 18 размещаются примечания участников ДТП, в том числе, при их наличии, имеющиеся разногласия.
отметка о том, водитель какого транспортного средства (А или В) проставляет свою подпись на оборотной стороне данного экземпляра извещения ниже, т. е., в самом его конце.
В нижней части бланка Европротокола указывается дата его заполнения, проставляется личная подпись водителя транспортного средства, отмеченного в графе 14, а также указывается его фамилия и инициалы.
Бланки извещения о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно. Если договор обязательного страхования заключен в виде электронного документа, то указанные бланки в количестве двух экземпляров выдаются страховщиком бесплатно при личном обращении страхователя.
Кроме этого, страхователь вправе самостоятельно распечатать извещение о дорожно-транспортном происшествии с официального сайта страховщика в сети «Интернет».
Несмотря на большое количество инструкций и правил, найти точную и понятную их формулировку сложно. Одной из причин этого является отсутствие единой системы оформления.
Дадим краткую и понятную «зарисовку» того, как составлять схему ДТП для страховой компании и для сотрудников правоохранительных органов, чтобы не возникало спорных ситуаций, вопросов и расхождений.
Прежде чем приступить к самой зарисовке, обратите внимание на такие особенности, которые должны обязательно учитываться:
Использование чистого листа (альбомного или тетрадного) при отсутствии европротокола.
Наличие заголовка перед изображением самой схемы.
Подробное оформление самой местности (с указанием названия улиц, наличия дорожных знаков, разметки, а также привлекающих внимание объектов).
Запись должна производиться ручкой, а не карандашом (который легко можно стереть).
Закон о составлении схематического плана аварии
Необходимость составления схемы ДТП в 2021 году упоминается в пункте 273 Административного регламента исполнения МВД РФ функции по осуществлению надзора за соблюдением требований законодательства в области безопасности дорожного движения. Нормативно-правовой акт регламентирует перечень действий, которые обязаны предпринять сотрудники Госавтоинспекции для фиксации происшествия. Оформление схемы ДТП выполняется в соответствии с пунктами 280-282 Приказа МВД №664.
Возможность составления документа участниками аварии в действующем законодательстве не фиксируется. Однако потребность в оформлении схемы ДТП в 2021 году возникает при заполнении бланка европротокола. Возможности его применения регламентирует статья 11.1 ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года об ОСАГО. Это делает возможным самостоятельное составление схемы ДТП, но только в случае, если присутствуют условия, позволяющие применить европротокол в 2021 году.