Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оклады сотрудников полиции по должностям и званиям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Надбавки за труд на Севере имеют ту же функцию и механизм действия, что и РК. Но эти показатели несколько отличаются. Крайний Север стоит особняком в ряду регионов со специальным финансовым статусом, отличаясь особыми климатическими условиями. Именно так интерпретируются законодательные нормы, принятые еще в советское время и оставшиеся практически неизменными.
Сроки выплаты денежного довольствия.
Выплата денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 15-го по 25-е число каждого месяца (раньше – с 20-го по 25-е число) (п. 4 Порядка № 181).
Как и прежде, ранее установленного периода денежное довольствие выплачивается:
1) сотруднику, убывающему в отпуск (за исключением отпуска по личным обстоятельствам) (не позднее трех дней до убытия, без учета выходных и нерабочих праздничных дней);
2) сотруднику, убывающему к новому месту службы;
3) сотруднику, направленному в служебную командировку (за текущий месяц, если в период выплаты денежного довольствия за текущий месяц он не может прибыть к постоянному месту службы);
4) увольняемому сотруднику (в последний день службы).
Денежное довольствие не выплачивается за период отсутствия сотрудника по месту службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного служебного времени (п. 10 Порядка № 181).
Пунктом 11 названного порядка предусмотрено, что денежное довольствие, причитающееся сотруднику и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого сотрудник имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие обращению за получением денежного довольствия.
Другие дополнительные выплаты.
Юридическая надбавка. Сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входят проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50 % должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов (п. 48 Порядка № 181).
Надбавка за работу в подразделениях по защите гостайны. Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны устанавливается и выплачивается (п. 49 Порядка № 181):
1) с учетом документально подтвержденного стажа службы (военной службы, работы) в названных подразделениях независимо от того, в каком органе государственной власти (органе местного самоуправления, организации, воинской части) проходил службу (проходил военную службу, работал) сотрудник;
2) на основании приказа руководителя с указанием стажа работы в названных подразделениях;
3) в процентах от должностного оклада. Так, размер надбавки составляет при стаже работы:
-
от 1 года до 5 лет – 10 %;
-
от 5 до 10 лет – 15 %;
-
от 10 лет – 20 %.
Надбавка за шифровальную работу. Пунктом 50 Порядка № 181 установлено, что сотрудникам, замещающим должности сотрудников шифровальной службы, либо осуществляющим в структурных подразделениях органов внутренних дел работу с шифрами, либо привлекаемым для этой работы по решению руководителей подразделений на основании утвержденных ими перечней должностей сотрудников шифровальной службы, а также руководящему, преподавательскому и учебно-вспомогательному составу курсов подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников шифровальных служб, занятому на работе с шифрами, выплачивается ежемесячная процентная надбавка за шифровальную работу:
1) в процентах к должностному окладу в зависимости от общего стажа шифровальной работы в следующих размерах:
Общий стаж |
Надбавка за работу в сетях шифрованной связи |
Надбавка за работу в сетях шифрованной связи |
До 3 лет |
15 % |
5 % |
От 3 до 6 лет |
20 % |
10 % |
От 6 лет |
30 % |
20 % |
Оклад по должности и званию в полиции
В отличие от ОЗ и ОД военнослужащих по контракту, которые также составляют основу денежного довольствия военных контрактников, оклады МВД имеют более широкий разброс в цифрах. Особенно это касается ОД, так как должностей в системе органов внутренних дел гораздо больше, чем в армии. В нижеприведенной Табл. 1 перечислены основные (самые типичные) должности в структурных подразделениях полиции РФ и соответствующие им должностные оклады МВД (их полный перечень можно найти в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ № 878 от 03.11.2011 г.):
№ п/п | Должность | Оклад по должности | ||
---|---|---|---|---|
ОД сотрудника Центрального Аппарат МВД РФ (тыс. руб.) | ОД сотрудника регионального УВМД
(тыс. руб.) |
ОД сотрудника районного
ОВД (тыс. руб.) |
||
1. | Зам. Министра внутренних дел РФ. | 44 | — | — |
2. | Начальник департамента (руководитель территориального органа). | 37 | 30 | 24 |
3. | Начальник отдела в департаменте (тер. органе). | 30 | 20,5 | 16,5 |
4. | Старший следователь, оперуполномоченный, инспектор. | 25 | 16,5 | 15,5 |
5. | Следователь, оперуполномоченный, инспектор. | 24 | 15,5 | 15 |
6. | Зам. командира взвода. | — | 12,5 | 10,5 |
7. | Младший инспектор. | — | 12 | 10 |
8. | Полицейский. | — | 11 | 9 |
МРОТ-2023: таблица по регионам
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) |
Белгородская область | 31 | 16 242 |
Брянская область | 32 | 16 242 |
Владимирская область | 33 | 16 242 |
Воронежская область | 36 | 16 242 |
Ивановская область | 37 | 16 242 |
Калужская область | 40 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц в Калужской области, но не ниже федерального МРОТ |
Костромская область | 44 | 16 242 |
Курская область | 46 | 16 242 |
Липецкая область | 48 | 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Липецкой области, но не ниже федерального МРОТ
16 242 |
Москва | 77 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы (24 801) |
Московская область | 50 | 17 930
16 242 |
Орловская область | 57 | 16 242 |
Рязанская область | 62 | 16 242 |
Смоленская область | 67 | 16 242 |
Тамбовская область | 68 | 16 242 |
Тверская область | 69 | 16 242 |
Тульская область | 71 | 17 000
16 242 |
Ярославская область | 76 | 16 242 |
Архангельская область | 29 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах области |
Вологодская область | 35 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Калининградская область | 39 | 17 000 |
Ленинградская область | 47 | 16 242 |
Мурманская область | 51 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Ненецкий автономный округ | 83 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Новгородская область | 53 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Новгородской области в месяц, но не ниже федерального МРОТ
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, но не ниже федерального МРОТ |
Псковская область | 60 | 16 242 |
Республика Карелия | 10 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, которые действуют на территории Республики |
Республика Коми | 11 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Санкт-Петербург | 78 | 23 500 |
Астраханская область | 30 | 16 242 |
Волгоградская область | 34 | 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год, но не ниже федерального МРОТ
16 242 |
Краснодарский край | 23 | В размере 1,05 МРОТ, установленного на федеральном уровне, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (17 054,1)
16 242 |
Республика Адыгея | 01 | 16 242 |
Республика Калмыкия | 08 | 16 242 |
Ростовская область | 61 | 16 242
1,2 величины МРОТ в организациях внебюджетной сферы (за исключением организаций, оказывающих охранные услуги (19 490,4) |
Республика Крым | 91 | 16 242 |
Севастополь | 92 | 16 242 |
Кабардино-Балкарская Республика | 07 | 16 242
Для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Карачаево-Черкесская Республика | 09 | 16 242
16 242 |
Республика Дагестан | 05 | 16 242 |
Республика Ингушетия | 06 | 16 242 |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | 16 242 |
Ставропольский край | 26 | 1,42 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Чеченская Республика | 20 | 16 242 |
Кировская область | 43 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Нижегородская область | 52 | 16 242 |
Оренбургская область | 56 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Пензенская область | 58 | 16 242 |
Республика Башкортостан | 02 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент, который действует в Республике |
Республика Марий Эл | 12 | 16 242 |
Республика Мордовия | 13 | 16 242 |
Республика Татарстан | 16 | 16 700
16 242 |
Самарская область | 63 | 16 242 |
Саратовская область | 64 | 17 000
16 242 |
Пермский край | 59 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Удмуртская Республика | 18 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Республике16 242 |
Ульяновская область | 73 | 17 270
16 242 |
Чувашская Республика | 21 | 16 242 |
Курганская область | 45 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Свердловская область | 66 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Тюменская область | 72 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Челябинская область | 74 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Челябинской области |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе установленного на текущий год 16 242 |
Алтайский край | 22 | 17 786
16 242 |
Иркутская область | 38 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Кемеровская область — Кузбасс | 42 | Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области на текущий год
16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,3 |
Красноярский край | 24 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах края |
Новосибирская область | 54 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,25 |
Омская область | 55 | 16 500
16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15 |
Республика Алтай | 04 | 16 242 |
Республика Тыва | 17 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Республика Хакасия | 19 | 16 242 На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Томская область | 70 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Амурская область | 28 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Еврейская автономная область | 79 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Забайкальский край | 75 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Камчатский край | 41 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории края |
Приморский край | 25 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Магаданская область | 49 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент – 1,7 и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории области |
Республика Бурятия | 03 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории Республики |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 16 242
С применением сверх МРОТ компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике на текущий год |
Сахалинская область | 65 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Хабаровский край | 27 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Чукотский автономный округ | 87 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории округа |
Донецкая Народная Республика | 80 | 16 242 |
Луганская народная республика | 81 | 16 242 |
Запорожская область | 85 | 16 242 |
Херсонская область | 84 | 16 242 |
Что входит в систему оплаты труда бюджетников
Для государственных и муниципальных учреждений система оплаты труда определяется межотраслевым положением. Простыми словами, представители вышестоящих министерств и ведомств спускают уже готовые нормативы и правила для подведомственных учреждений. И если раньше, до 2008 года, утверждали разрядные сетки воспитателя-бюджетника, педагога и другого работника бюджетной сферы, то сейчас сначала определяют базовый оклад. Это минимальная единица оплаты труда, к которой применяются повышающие коэффициенты, к примеру за стаж или квалификацию. Еще есть профессиональный коэффициент, который используют как надбавку за сложность работы в данной должности по справочнику (определяется отраслевыми положениями).
Вот пример системы оплаты труда по тарифной сетке для образовательного учреждения
Должность | Базовая единица, руб. | Тарифный профессиональный коэффициент | Базовый оклад, руб. |
Директор | 10 000 | 3,0 | 30 000 |
Заместитель директора | 10 000 | 2,7 | 27 000 |
Главный бухгалтер | 10 000 | 2,5 | 25 000 |
Учитель | 10 000 | 2,2 | 22 000 |
Педагог-библиотекарь | 10 000 | 1,8 | 18 000 |
Завхоз | 10 000 | 1,5 | 15 000 |
Далее к базовому окладу применяется наличие квалификации. Отраслевым положением устанавливают надбавочный коэффициент к базовому окладу в простой форме. Например, за наличие квалификации оклад увеличивается на определенный процент, и если работник не подтвердил уровень квалификации, то надбавки за категорию ему не положено.
Что ожидать сотрудникам МВД от реформы в 2021 году
В.Путин на очередном заседании международного клуба «Валдай» заявил, что оптимизацию расходов на МВД России и другие силовые ведомства только обсуждают и никаких решений пока не приняли. «Это все дискуссии внутри правительственных ведомств между собой», — сказал Президент РФ.
Предложенная инициатива предполагает не увольнение, а перевод на гражданскую службу.
Это коснётся таких должностей, как юристы, экономисты, медики и прочие сотрудники «гражданских» должностей.
Несмотря на уже ощущающуюся нехватку кадров в силовых подразделениях, находящихся в подчинении Министерства внутренних дел РФ, в последних новостях настойчиво сообщают о намерении властей проводить увеличение должностных окладов не за счет выделения дополнительных средств на обеспечение нужд (в том числе, и кадровых) структур, отвечающих за правопорядок в стране.
Начисление зарплаты по выслуге
342-ФЗ от 30.11.2011 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статье 38 «Стаж службы в органах внутренних дел» определяет порядок начисления оплаты труда, пособий, пенсий, поощрений по выслуге лет. Официальный срок службы со дня зачисления на работу до дня увольнения называется выслугой лет. Надбавка за выслугу — это проценты, начисляемые сверх зарплаты в зависимости от количества проработанных в органах лет и от местности, на которой проходила служба.
Выплаты сотрудникам органов внутренних дел в 2022 году стали выше за счет добавления в стаж работы периода обучения (максимально пять лет), см. статью 38 «Стаж службы» (выслуга лет) Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ. Кроме этого, в выслугу включаются:
- работа в других сферах, для которых идет расчет рабочего стажа, например, в налоговой инспекции, на таможне, Федеральной противопожарной службе и пр.;
- декретный отпуск;
- испытательный срок при поступлении на работу в органы внутренних дел;
- заболевания, травмы и прочие болезни, зафиксированные врачом;
- плен и другие особые ситуации, связанные с невозможностью несения службы;
- период работы депутатом, судьей или в других избирательных позициях;
- период службы на местности с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями.
Гражданскому персоналу МВД предусмотрены ежемесячные выплаты по выслуге (см. Приказ МВД России от 31.12.2008 № 1192).
Оклады по специальному званию полицейским с 2022 года
Согласно ПП РФ № 878 от 03.11.2011, в апрельской редакции 2018 года, установлены оклады по званию сотрудникам полиции, юстиции и внутренней службы. Поправочные коэффициенты на 2022 год в документе отсутствуют. На основании планов Правительства и запланированной индексации 4,3%, предлагаем ознакомиться с расчетными величинами окладной части с октября 2022 года.
Звание | 2018 г/тыс.рублей | 2019 г/ тыс.рублей |
Генерал-майор | 20 | 20,86 |
Полковник | 13 | 13,56 |
Подполковник | 12 | 12,516 |
Майор | 11,5 | 11,99 |
Капитан | 11 | 11,47 |
Ст.лейтенант | 10,5 | 10,95 |
Лейтенант | 10 | 10,43 |
Мл.лейтенант | 9,5 | 9.9 |
Ст.прапорщик | 8,5 | 8,87 |
Прапорщик | 8 | 8,34 |
Старшина | 7,5 | 7,83 |
Ст.сержант | 7 | 7,3 |
Сержант | 6.5 | 6,78 |
Мл.сержант | 6 | 6,26 |
Рядовой | 5 | 5,22 |
Расходы Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры России планируется сократить в 2021 году более чем на 1 млрд рублей, говорится в пояснительной записке к проекту бюджета на 2021-2023 годы.
Согласно документу, бюджетные ассигнования по направлению «Следственный комитет Российской Федерации» в 2021 году составят более 48,7 млрд рублей, в 2022 году — свыше 48,9 млрд рублей, в 2023 году — более 50,5 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными 380-ФЗ [«О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов»], в 2021 году уменьшены на 1,2 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 2,1 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 1,6 млрд рублей», — говорится в документе.
На изменение расходов в том числе повлияло уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда в связи с пропуском индексации в 2021 году на 334,5 млн рублей, в 2022 году — на 1,3 млрд рублей и увеличение в 2023 году на 1,3 млрд рублей. Кроме того, сократится финансирование закупок товаров, работ, услуг, а также работ в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Бюджет прокуратуры в 2021 года составит более 85,8 млрд рублей, в 2022 году — свыше 85,9 млрд рублей, в 2023 году — более 88,6 млрд рублей. «Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований в 2021 году уменьшены на 1 млрд рублей, в 2022 году уменьшены на 3 млрд рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 2,6 млрд рублей», — говорится в документе.
Пенсионное обеспечение сотрудников МВД, Росгвардии, ФСИН и Государственной противопожарной службы регулируется теми же нормами, что и пенсии для военнослужащих – это Закон РФ №4468-1 от 12 февраля 1993 года. То есть, сотрудники силовых органов имеют право на пенсию по выслуге лет, причем в двух вариантах:
- те, кто на день увольнения со службы имел выслугу в 20 лет и более;
- те, кто был уволен со службы по состоянию здоровья, предельному возрасту или по сокращению, но при этом имеет выслугу не менее 12 лет и 6 месяцев, общий трудовой стаж – 25 лет и больше (календарных), при этом уже достиг 45-летнего возраста.
В соответствии с законом определяется и размер пенсий сотрудников МВД и других силовых органов. Так, эта пенсия не может быть меньше социальной пенсии, а порядок расчета таков:
- при увольнении по выслуге лет в 20 лет и более: 50% денежного довольствия плюс 3% за каждый год службы сверх 20 лет (но не более 85%);
- при увольнении при выслуге в 12,5 лет и более и общем стаже в 25 лет и более: 50% денежного довольствия за общий трудовой стаж в 25 лет плюс по 1% за каждый год общего стажа сверх этого.
При этом сумма денежного довольствия в данном случае складывается из должностного оклада, оклада по званию и надбавок (в том числе за выслугу лет), общая сумма которых затем умножается на понижающий коэффициент.
Понижающий коэффициент в 2020 году равен 73,68%. Изначально, в 2012 году, его установили на уровне в 54%, и затем он должен был ежегодно подниматься на 2%, однако по факту его поднимают буквально вручную – на разное значение и не каждый год.
Сама выслуга лет включает в себя годы непосредственно службы и еще некоторые периоды. Например, для сотрудников МВД в выслугу засчитывается период учебы – не более 5 лет и по соотношению «1 год учебы = 6 месяцев службы». Если служба была в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (и на других территориях с неблагоприятными условиями службы), выслуга идет в льготном исчислении – каждый календарный год службы дает идет в выслугу с повышающим коэффициентом.
Денежное довольствие и пенсии также увеличиваются на районный коэффициент – а если пенсионер прослужил не меньше 15 лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 лет в приравненных к нему районах, повышенный размер пенсии сохранится и при переезде в другой регион.
Как уже было сказано выше, пенсии сотрудникам МВД, Росгвардии и других силовых органов рассчитываются по тем же правилам, что и военные пенсии – как определенный процент от денежного довольствия, уменьшенного на понижающий коэффициент. Соответственно, пенсия может вырасти только двумя способами:
- повышение денежного довольствия действующим сотрудникам МВД;
- увеличение понижающего коэффициента.
В 2019 году были увеличены одновременно обе цифры – оклады выросли на 4,3%, а понижающий коэффициент вырос на 2 процентных пункта. 1 октября 2020 года произошла индексация окладов военнослужащих и сотрудников других силовых органов на 3%, рост понижающего коэффициента не запланирован. Фактически пенсии бывших сотрудников МВД выросли всего на 3% с 1 октября – это даже меньше, чем инфляция, накопленная с начала года.
О реформе МВД начали говорить ещё в 2017 году. Было понятно, что структура ведомства раздута, есть дублирование, а кадры нуждаются в повышении своей квалификации. Некоторые шаги к оптимизации структуры органов (включая вопросы зарплаты, пенсии и сокращения сотрудников) были предприняты в течение прошедших трех лет. Но разговоры о реформе всё продолжались, а сегодня они вышли на новый уровень, ведь началась административная реформа, сокращение госаппарата, а все сотрудники МВД, хотя и формально, считаются госслужащими. Отсюда их вполне обоснованная тревога за своё будущее. Каким образом предполагается продолжить реформирование этого силового ведомства в 2020-2021 году?
Как напоминает газета «Ведомости», среди первых новое Правительство Российской Федерации приняло ряд постановлений , которые устанавливают надбавки до 100% оклада полицейским и росгвардейцам в Москве, Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Жест это, безусловно, политический, потому что избыточный. Так же, как нет никакой необходимости записывать в Конституции индексацию пенсий, нет никакой необходимости привлекать правительство к установлению надбавок. Аналогичные надбавки могли быть установлены решениями руководителей соответствующих ведомств и даже руководителями территориальных органов – были бы деньги. Однако оставим политическую сторону решения в стороне и попробуем разобраться, что же на самом деле произошло.
Зарплата полиции в России в 2022 году
Внештатный сотрудник полиции, как и стажер, тоже получает не самые большие деньги. Зарплата вольнонаемных, например, водителя, может составлять 18 000–20 000 тысяч. Перспективы больших заработков открываются только перед офицерами.
Зато к трудоустройству вольнонаемных в органах относятся со всей строгостью. Соискателю предстоят и проверки, и собеседование у начальника, и прохождение медицинской комиссии.
Заработная плата полицейских в России, конечно, значительно меньше, чем в США и странах Западной Европы. Однако она выше, чем средний уровень заработка по стране, поэтому служба в органах внутренних дел сейчас считается престижной.
Перспективы у такой работы тоже есть. Руководство страны собирается и дальше поддерживать государственных служащих, особенно тех, от которых зависит обеспечение порядка и безопасности.
В ближайшем будущем сотрудников внутренних органов ждет очередное повышение окладов. Те, кто выберет для себя эту службу, наверняка может рассчитывать на достойный уровень жизни и поддержку со стороны государства.
Вопрос обеспечения сотрудников правоохранительных органов один из приоритетных в стране. С этой целью в 2020 году было подписано постановление о 100% увеличении зарплаты сотрудникам полиции и Росгвардии.
В период с 2021 по 2023 годы ведомству будут выделяться средства в размере 28 млрд рублей. Но это один из аспектов реформы. Пересмотру подлежит и кадровый вопрос. Около 10% сотрудников будут переведены на гражданскую службу.
Средняя зарплата полицейского составляет около 40 тыс. рублей. В столице, северных и восточных регионах уровень зарплаты самый высокий, и может достигать 73 тыс. рублей. В начале 2021 года для сотрудников МВД не было предусмотрено повышение окладов.
В октябре 2021 будет проведена индексация зарплаты. В связи с чем, она увеличится на 4%. Средства будут выделяться из местного и федерального бюджетов.
Новые оклады будут составлять:
- 6-10 тыс. рублей (рядовые и младшие офицеры);
- 11-29 тыс. рублей (старшие и высшие офицеры).
Также в 2021 году выделяется 14 136,6 млрд рублей на увеличение денежного довольствия сотрудников и военнослужащих МВД России.
Президент России Владимир Путин отметил, что в 2022 и 2023 годах планируется существенное повышение зарплат всех служащих в структурах МВД. Глава государства отметил, что за прошедшие годы образовался существенный разрыв между размерами денежного довольствия военнослужащих и сотрудников структур МВД.
Правительство разработало меры по сокращению этого разрыва. Наряду с этим планируется проведение серьезной реорганизации в структурах министерства внутренних дел. За счет этого реформирования и планируется сократить расходы, а сэкономленные средства пустить в фонд роста денежного довольствия действующим сотрудникам полиции, бойцам спецподразделений и пенсионерам МВД. Также индексация повлияет на рост зарплат.
На какие выплаты влияет районный коэффициент?
Районный коэффициент влияет на следующие выплаты:
- МРОТ и все выплаты, использующие его
- Заработную плату (оклад и другой доход от трудовой деятельности)
- Доплату к заработной плате (премии, надбавки, доплаты за квалификацию, за выслугу лет, компенсации)
- Доплату за труд во вредных условиях (после специальной оценки условий труда)
- Выплату по больничному листу при временной нетрудоспособности
- Оплату труда сезонным работникам, совместителям, сотрудникам на гибком графике, либо режиме неполного дня
- Пенсионные выплаты
- Иные перечисления получаемые сотрудником на основании трудового или коллективного соглашения
Индексация вышеперечисленных выплат, действует пока человек проживает в этом регионе. При смене места жительства меняется и районный коэффициент.
Оплата труда вольнонанимаемых
Вольнонаемный работник не имеет воинского звания, а значит, получаемая зарплата состоит из одного оклада. Средний доход гражданского персонала варьируется от 13 до 20 тыс. руб. Сумма небольшая, однако стоит ожидать повышения оплаты труда в октябре этого года, на это время запланирована индексация доходов сотрудников полиции минимум на 4,5%.
Для гражданских в МВД тоже предусмотрены премии, в первую очередь для тех, кто на хороших должностях — бухгалтеров, инженеров, медиков и т.д. Так что внештатный сотрудник может зарабатывать 25 тыс. руб. и больше. Плюсом является прилагаемый соцпакет, куда входят бесплатное лечение и путевки в санаторий. При этом можно совмещать работу с другой должностью, отсутствуют ограничения на выезд из страны.
Трудоустроиться вольнонаемным в силовые структуры не так просто: соискателю предстоят проверки, медкомиссия и собеседование у начальника.
Региональная поддержка и особые доплаты
Так как регионы так же заинтересованы в благополучии населения и снижении уровня преступности, местные финансисты разрабатывают программы поддержки сотрудников полиции. То есть, некоторая часть зарплат будет финансироваться из местных бюджетов. Рост дохода силовиков других регионов зависит от политики местных властей и состояния регионального бюджета. Кроме того на зарплаты влияет районный коэффициент.
Также сотрудники полиции могут рассчитывать и на другие доплаты, в частности:
- за высокое качество работы — 10-40%;
- за работу в опасных условиях для жизни и здоровья — 100%;
- за работу в особых условиях (например, снайперам) — 50%;
- за шифровальную работу — до 30%;
- за добросовестное несение службы — 50%, иногда даже 100%;
- надбавка за выслугу лет — 10-40% (через два года — на 10; через пять — на 15%; через десять лет — на 20%; через двадцать лет — на 30%; через двадцать пять — на 40%).
В среднем (без учета надбавок и доплат) зарплата среднестатистического сотрудника полиции составляет около 25 000 – 30 000 рублей, но, как становится ясно из информации, предоставленной выше, полицейские могут получать намного больше при качественном исполнении своих обязанностей.