Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые знаки и светофоры: как изменятся правила дорожного движения в 2023 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Было | Новая редакция |
---|---|
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. | 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. |
Что поменяется для пешеходов в 2021году
Чтобы пешеходу чувствовать себя в безопасности, как только наступил январь, придется уступать дорогу не только велосипедистам, которые едут на своей части тротуара, но и лицам на электросамокатах, моноколесах. Правило действует только, если участники дорожного движения на СИМ сами не нарушают установленных границ и не мешают прохожим в местах, где ездить запрещается. То ест, водители СИМ могут двигаться только на велодорожке и пересечениях.
Штрафы ПДД 2022 года с января также угрожают пешеходам. Особенно, если человек решит пересечь дорогу в месте, где нет пешеходного перехода любого типа (подземного или надземного). Если переходов нет, идти можно, но по классическим правилам – используя линию тротуаров на перекрестках.
⛔ Новые дорожные знаки
После вступления в силу поправок в ПДД, на дорогах появятся новые дорожные знаки:
- «Движение автобусов запрещено» – будет означать запрет на движение автобусов, за исключением следующих по маршруту общественного транспорта и школьных. Изображение на знаке – автобус в красном круге.
- «Зарядка электромобилей» – в местах, где можно будет зарядить электромобиль, появится табличка с изображением электрического шнура и вилки.
- «Лица, использующие для передвижения СИМ (средства индивидуальной мобильности)» – данный знак будет ограничивать или запрещать перемещение СИМ на конкретных участках дороги и прежде всего это касается электросамокатов. Изображение на знаке – стилизованный человек на самокате.
- Платная парковка – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение монет.
- Парковка для инвалидов – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение инвалида-колясочника.
Не пропустил пешехода: штраф и нюансы
С 10 ноября в 12 Главу КоАП официально внесены определенные изменения. Ключевые изменения касаются роста штрафных санкций за отказ пропустить пешеходов.
В первую очередь следует остановиться на статье 12.18, которая регулирует наказание за не предоставление необходимого преимущества. Причем относится это не только к пешеходам, но и, например, к велосипедистам.
В данной статье отмечается, что в случае, если пешеход имеет преимущество, а его не пропустили, водителя транспортного средства ждет штраф в диапазоне от 1500 до 2500 рублей. Эти суммы будут актуальны и в 2018 году.
Какую именно сумму следует вынести в качестве наказания, решает инспектор. Он должен брать во внимание существующие факторы смягчающего типа. Например, если водитель первый раз в жизни наказывается за данное правонарушение, штраф составит сумму в 1500 рублей — будет минимально допустимым.
За нарушения ПДД, которые связаны с пешеходным переходом, водитель понесёт наказание в виде штрафа:
- Парковка или наезд на пешеходный переход – 1000 рублей + задержание автомобиля и отправка его на штрафстоянку.
- Невыполнение правил уступить дорогу пешеходу — 1500 рублей.
Помимо ответственности водителя машины, пешеходы тоже могут понести наказание за несоблюдение ПДД и создание помех при движении автомашин:
- Нарушение правил движения пешеходом – 500 рублей или предупреждение.
- Нарушение правил движения, что повлекло помехи движения машин – 1000 рублей.
- Нарушение правил движения пешеходом, что повлекло помехи движения машин или причинение лёгкого или среднего вреда здоровью физическому лицу – от 1000 до 1500 рублей.
Обязанности и права пешеходов
Несмотря на свои преимущества, пешеход обладает рядом прав и обязанностей при пересечении проезжей части по зебре. В первую очередь, человек должен убедиться в том, что водители транспортных средств действительно уступают ему дорогу. Если это не так, он должен пропустить машину, а затем начать движение. Не смотря на то, что человек в любом случае будет прав, это сохранит ему жизнь.
Пеший участник движения имеет право пересекать проезжую часть только в отведенных для этого местах. Как правило, они обозначаются специальным знаком и дорожной разметкой в виде «зебры». Идти следует спокойно, но быстро.
Не смотря на свое преимущество даже на регулируемой пешей дорожке, пешеход должен посмотреть по сторонам. Это спасет ему жизнь, когда на дороге окажется недобросовестный водитель.
Электросамокатам — правый ряд
Да, этим средствам передвижения официально позволят передвигаться по дорогам общего пользования — в правом ряду. Это касается всех подобных агрегатов, вне зависимости от массы и мощности.
При этом разгоняться разрешат лишь до 25 км/ч включительно и только на дорогах, где максимальная скорость не превышает 60 км/ч. И возраст водителя — минимум 14 лет.
В тексте обновленных Правил оснащенные двигателями самокаты впервые названы средствами индивидуальной мобильности (сокращенно — СИМ) и приравнены к транспортным средствам.
К слову, пилоты электросамокатов сохраняют нынешний «ареал обитания». Они по-прежнему могут ездить там, где и велосипедисты, то есть пользоваться тротуарами и обочинами. И всё это — без прав: водительское удостоверение на маломощный самокат, как и раньше, получать не требуется.
При движении по тротуару пилоты СИМ обязаны руководствоваться сигналами пешеходного светофора; на велодорожках и велополоса́х действовать согласно предписаниям светофора с обозначением велосипеда; а на дорогах общего пользования правила всем транспортным средствам диктуют автомобильные светофоры.
Отметим, что вечером или ночью управлять электросамокатом вне населенного пункта можно лишь при наличии световозвращающих элементов.
Разновидности переходов
ПДД рассматривает нерегулируемый пешеходный переход, равно как и регулируемый. Переход понимается законодателем как место на дороге, оснащённое специальной разметкой. В такой местности устанавливается звуковой сигнал и знаки, чтобы пешеходы имели возможность передвигаться по трассе в безопасных условиях. Зачастую на таких участках устанавливаются светофорные аппараты. Правые нормы указывают на то, что отсутствие на дорожном полотне рассматриваемых знаков говорит о невозможности пересекать проезжую часть в этом месте.
Перекрёсток также может являться местом расположения переходов. Такой пункт содержится в законодательных положениях. Расположен он может быть и на иных участках трассы. Как и в Европе закреплено, что ширина переходов должна быть равна такой разметке, как зебра. Если же указанный тип разметки отсутствует на дорожном полотне, автомобилист понимает, что перед ним переход благодаря установленным знакам. На таких табличках изображаются чёрными красками человек, который переходит по зебре. Знак имеет форму прямоугольника, он синего цвета. В нём выделен треугольник белой цветовой гаммы.
На практике выделяют несколько разновидностей переходов. Они устанавливаются с целью пропустить пешехода с одной стороны дороги на другую.
К ним отнесены:
- нерегулируемые такие пешеходные переходы;
- регулируемые.
Каждая разновидность требует отдельного рассмотрения.
Правила проезда зебры на перекрестках
Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД. Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.
Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам. При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.
При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход. Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность. При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.
Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф. Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка.
Если переход пересекает трамвайные пути
До недавнего времени данная ситуация была весьма спорной. В связи с этим в Правилах дорожного движения обновился термин «пешеходный переход». Как было упомянуто выше, это понятие подразумевает участок дороги (в том числе и трамвайных путей), который оснащен знаками, разметкой, звуковой сигнализацией и предназначен для безопасного пересечения проезжей части прохожими. Ранее участок с рельсами, пересекающийся с зеброй, не давал преимущества пешеходам.
Согласно нововведению, водители трамваев обязаны пропускать прохожих. Однако последние должны осознавать, что данное транспортное средство имеет огромную массу и его нелегко остановить в экстренном случае. Согласно ПДД, и пешеходы, и водители являются участниками дорожного движения, при этом каждый из них должен удостовериться в безопасности планируемых действий.
Новые правила проезда
Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году. Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода». В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл. На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.
До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.
Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.
Регламентируются пунктом 12.18 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно данному документу, денежный штраф накладывается на водителей, которые не предоставили преимущественное право пересечения проезжей части по зебре пешеходам и велосипедистам. Ранее его размер составлял от 500 до 2500 рублей. В настоящее время — от 1500 до 2500 рублей.
Штраф накладывает инспектор ГИБДД, зафиксировавший нарушение. Он же и осуществляет выбор размера компенсации из вышеупомянутого диапазона с учетом как отягчающих, так и смягчающих обстоятельств.
Например, если обзор нарушителю закрывало впереди движущееся транспортное средство, которое не уступило дорогу прохожему, размер штрафа можно не только уменьшить, но и вовсе его избежать. Для этого необходимо ссылаться на пункт 14.2 ПДД. В нем сказано, что при ограниченной видимости, водитель обязан уменьшать скорость движения перед зеброй, если такой же маневр совершает находящееся впереди транспортное средство. В подобной ситуации невиновность можно доказать фактом неоповещенности водителя относительно наличия людей на пешеходном переходе.
Если же видимость ничем не ограничена, но при этом управляющий автомобилем человек не уступил дорогу прохожим, находящимся на зебре, на него накладывается штраф в размере 2500 рублей.
Если водитель совершил нарушение впервые, это может расцениваться инспектором ГИБДД как смягчающее обстоятельство. В этом случае размер штрафа может составлять 1500 рублей.
Под термином «пешеходный переход» подразумевается специальный объект дорожной инфраструктуры, который используется для перехода на другую сторону дороги.
Необходимо будет заранее ознакомиться с тем, как именно использовать его пешеходам. Существует специальный алгоритм пересечения дорожного полотна. Со всеми нюансами, тонкостями нужно будет разобраться до того, как будет осуществлен таковой переход.
Так как только так можно будет не допустить стандартных ошибок, которые имеют место во всех подобных случаях. Нередко ДТП возникают как раз в силу незнания правил дорожного движения, пренебрежения ими или же могут иметь место иные причины.
Нужно заранее проработать все основные таковые моменты. Только так можно избежать стандартных проблем с ГИБДД которые имеют место в рассматриваемом случае.
Как правильно переходить дорогу пешеходу по ПДД
- совершать переход можно только по специально обозначенным для этой цели местам. Речь идет об обычных переходах – подземным и наземным;
- при отсутствии переходов, перемещаться нужно по тротуару или при отсутствии такового, по обочине;
- на регулируемых перекрестках можно пересекать полотно только на специальный знак указателя или регулировщика;
- если на дороге нет зебры, пересечение требуется осуществлять под прямым углом к направлению трассы, но не по диагонали;
- во всех без исключения обязан оценить общую дорожную обстановку и только после удостоверения в полной безопасности и отличной гарантированной видимости его всем проезжающим водителям можно продолжать движение;
- переходить дорогу не по разметке допускается только в том случае, если дорога очень хорошо видна, то есть обзор не загораживается рядом расположенной спецтехникой, припаркованными машинами, а также какими-либо постройками;
- пересечение проезжей части допустимо только после адекватной оценки расстояния между человеком и рядом передвигающимся транспортом;
- нельзя создавать разные помехи для иных участников перемещения по дороге, категорически запрещено своими действиями провоцировать разные аварийные ситуации;
- в процессе пересечения дороги не нужно останавливаться без уважительных на то причин. Довольно часто на трассе можно встретить нерешительных людей, которые своими движениями или попытками не показывает своего четкого намерения, вводя водителей в заблуждение. Подобное поведение не допустимо, так как вводит водителей в заблуждение и довольно часто становится причиной возникновения аварийной ситуации;
- в процессе перехода дороги в темное время суток за границей города, на пешеходе должны присутствовать специальные светоотражающие элементы;
- отдельные условия предусмотрены по прекращению пешеходом движения. В массе своей это распространяется на ситуации, связанные с приближением автомобилей, оснащенных специальными сигнальными знаками. Если человек увидел подобное транспортное средство, будучи уже на дороге, он должен незамедлительно вернуться на тротуар.
- Поднятая над головой правая рука – для пешеходов движение запрещено.
- Вытянутая вперед правая рука – движение пешеходов допустимо со стороны спины профессионала.
- Обе руки вытянуты в стороны, придавая человеку вид буквы Т. Движение для пешеходов разрешено от груди специалисты и со стороны спины.
Изменения в ПДД с 1 января 2021 по пешеходному переходу
Основным нормативным документом, который определяет правила поведения на дороге, является как раз п.14.3. Именно данный раздел ПДД определяет как именно необходимо будет осуществлять пересечение пешеходного перехода.
В старой редакции правил использовался термин для водителей «пропустить пешехода». Сегодня же применяется иной – «уступить дорогу».
Многим кажется что изменение является незначительным, но на самом деле они кардинальны:
- В первом случае водитель должен остановиться тогда, когда пешеход ступил на дорожную разметку.
- Во втором случае – водитель должен остановиться уже тогда, когда пешеход находится на некотором отдалении от разметки. Но при этом планирует её пересечь.
Новые штрафы (таблица) за нарушение водителей правил ПДД на пешеходных переходах с 2020-2021 года: сколько платить, последние новости сегодня
Скан письма с разъяснениями для инспекторов за подписью начальника ГИБДД Михаила Черникова был опубликован в ряде телеграм-каналов, в МВД «Ъ» подтвердили подлинность документа. «Документ касается применения норм ПДД и КоАП, связанных с проездом пешеходных переходов», — пишет издание.
Согласно ПДД, водитель, подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим улицу, или «вступившим на проезжую часть». Под термином «уступить дорогу» подразумевается, что автомобилист не должен начать или продолжать движение, если это заставит пешехода «изменить направление движения или скорость», поясняет издание.
В 2012 году Верховный суд (ВС) РФ постановил, что если траектории пешехода и машины не пересекаются, то уступать дорогу водитель не обязан, и штрафовать его нельзя. В письме инспекторам за подписью Черникова еще раз разъясняются эти правила.
«Обязанность водителя уступить дорогу пешеходу поставлена в зависимость именно от необходимости не создавать помех в его движении», — говорится в документе. Если водитель не вынуждает пешехода, «имеющего по отношению к нему преимущество», изменить скорость или направление движения, в действиях автомобилиста нет никакого правонарушения, поясняет начальник ГИБДД.
В МВД «Ъ» пояснили, что упомянутое письмо было направлено в региональные подразделения ГИБДД «в целях выработки единой государственной политики в области безопасности дорожного движения» и «разъяснений порядка применения положений пунктов ПДД с учетом позиции Верховного суда».
Источник издания, знакомый с подготовкой документа, сказал, что дополнительные инструкции понадобились потому, что некоторые инспектора по-прежнему некорректно штрафуют водителей за их действия на пешеходных переходах, несмотря на озвученную еще в 2012 году позицию ВС РФ по данному вопросу.
«Ъ» напоминает, что водителей, не уступающих дорогу пешеходам на переходах, штрафуют на 1,5 — 2,5 тыс. руб. по ст. 12.18 КоАП (Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения). В 2019 году было возбуждено 1,37 млн дел по данной статье, за девять месяцев этого года — 874,5 тыс., отмечает издание.