Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обжаловать привлечение к административной ответственности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.
Пример административного иска на действия должностного лица
В Харабалинский районный суд Астраханской области Административный истец: ООО «Бригантина», адрес: 416010, г. Харабали, ул. Н. Данченко, д. 714 тел. 689452310 е-майл: [email protected] Административный ответчик: заместитель начальника Управления МВД России по Астраханской области, адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71 Административный ответчик: Управление МВД России по Астраханской области, адрес: 414056, г. Астрахань, ул. Б. Хмельницкого, д. 71
Административный порядок обжалования
Административный порядок обжалования нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) МВД России, его территориальных органов и их должностных лиц
На основании положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1), право на обжалование в суде решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (часть 2).
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33 Конституции Российской Федерации).
Статья 53 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет право гражданина, считающего, что действие либо бездействие сотрудника полиции привело к ущемлению его прав, свобод и законных интересов, обжаловать это действие или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу полиции, прокурору или в суд.
Внесудебный (административный) порядок обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции регламентируется:
— Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;
— Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
— Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Основания для обжалования действий (бездействия) сотрудника полиции определены в части 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Такими основаниями являются:
— нарушение прав и свобод гражданина;
— создание препятствий осуществлению гражданином его прав и свобод;
— незаконное возложение на гражданина какой-либо обязанности или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы содержатся в статье 11.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»:
— жалоба подается в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме;
— жалоба может быть направлена по почте, через многофункциональный центр, с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», официального сайта государственного органа, а также может быть принята при личном приеме заявителя.
Жалоба должна содержать:
1) наименование органа либо должностного лица органа, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
3) сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа либо должностного лица органа.
4) доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа, либо должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
Жалоба, поступившая в орган, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы орган принимает одно из следующих решений:
— удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных органом опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной или муниципальной услуги документах.
— отказывает в удовлетворении жалобы.
Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Статья 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусматривает, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.
Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Законодательством установлен особый административный порядок обжалования гражданином действий (бездействий) вышестоящего органа, должностного лица на постановление по делу об административном правонарушении.
Порядок обращения гражданина Российской Федерации определен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Основное условие жалоб, рассматриваемых в данной статье – это обжалование действий должностного лица, по предположению истца нарушившего его законные права и интересы. В порядке административного производства рассматриваются:
- жалобы граждан, касающиеся оспаривания нормативных актов;
- жалобы граждан, касающиеся оспаривания действий (или бездействия) должностных лиц;
- жалобы граждан, касающиеся оспаривания актов, принятых некоммерческими организациями, наделенными некоторыми государственными полномочиями;
- жалобы граждан, касающиеся нарушений их избирательных прав;
- жалобы граждан, касающиеся их гражданского права на осуществление правосудия, в том числе и на исполнение вступившего в законную силу решения;
- жалобы граждан, так или иначе касающиеся деятельности судей;
- иные жалобы, подаваемые государственными органами и должностными лицами в части установления админнадзора и т.д.
Под должностным лицом российское законодательство понимает более широкий спектр функциональных обязанностей. Толкование понятия «должностное лицо» в Российском законодательстве дают несколько нормативных актов – Уголовный Кодекс, КАС РФ, КоАП РФ и т.д.
Эти толкования очень многословны и, по большому счету, нужны только юристам-теоретикам.
Поскольку данная статья является пособием для неюристов, то разумным будет дать самое простое из существующих определений должностного лица: должностное лицо – это работник, обладающий властно-распорядительными функциями, с правом подписи на документах с гербовой печатью организации (учреждения, предприятия и т.д.), в которой он работает. То есть подпись должностного лица порождает права и обязанности граждан, либо нарушает их права и законные интересы.
Так, должностными лицами считаются:
- чиновники, занимающие государственные функции федерального, регионального и муниципального уровня;
- судебные приставы и руководители службы судебных приставов;
- прокуроры;
- государственные инспекторы в любой сфере.
Как рассматривают жалобу и сроки
Основные вопросы рассмотрения жалобы определяется положение о соответствующем виде контроля. В частности, определяет иерархию в этом вопросе.
ВИД ЖАЛОБЫ/СИТУАЦИЯ |
КТО РАССМАТРИВАЕТ ЖАЛОБУ |
На решение территориального контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц | Руководитель (его зам) этого территориального органа либо вышестоящий орган |
На действия (бездействие) руководителя (его зама) территориального контрольного (надзорного) органа | Вышестоящий орган |
Отсутствие территориального контрольного (надзорного) органа
Обжалование решений центрального аппарата контрольного (надзорного) органа, действий (бездействия) его должностных лиц |
Руководитель контрольного (надзорного) органа |
Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа для рассмотрения жалоб.
Адвокат по оспариванию действий должностных лиц в Екатеринбурге
В соответствии с действующим законодательством должностным лицом является гражданин, который на постоянной или временной основе представляет государственный орган. Его наделяют определенными полномочиями, при этом он чаще всего является сотрудником государственной структуры либо другого формирования.
При нарушении им законодательства посредством использования должностных полномочий, гражданин, чьи права были нарушены, может составить такой документ как жалоба на действия должностного лица. Или административное исковое заявление о признании действий (бездействий) незаконными с просьбой устранения нарушения прав административного истца, чьи права нарушены.
Выиграть дело конечно возможно. Но все это требует подготовки и профессионального подхода, вот почему мы так рекомендуем обращения к нам. Звоните и мы начнем решать вашу проблему в войне с должностными лицами, чиновниками вместе.
Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
ГПК РФ (глава 25) регулирует вопросы, связанные с предъявлением жалоб на действия государственных органов и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, в суды общей юрисдикции. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ (Приложение №5) граждане и организации вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. Граждане и организации вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, к должностному лицу. Заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями 24 — 27 ГПК РФ (Приложение №5). Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, должностного лица, решение или действие (бездействие) которых оспариваются.
В случае, если указанные в части 2 статьи 128 АПК РФ (Приложение №6) обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьей 129 АПК РФ.
Комментарии к документу «Жалоба на неправомерные действия должностного лица»
Личное сообщение / Ответить 0
тАТЬЯНА
Статус: Клиент |
20.11.2014 в 05:51:37
спасибо |
Ответить 0
Елена | 30.11.2016 в 06:36:10
Отказа в письменной форме нет.Откозали в выдачи справки о Составе семьи.( мать одиночка)С сылаясь на задолжность по ком.,плат.На чье имя писать жалобу. |
Как жалобу правильно составить
Составляя жалобу на действия полицейского, придерживайтесь следующего плана:
- ФИО или название лица/организации, куда направляется жалоба, и адрес. Например: Тушинская межрайонная прокуратура СЗАО города Москвы,
- ФИО лица, направляющего жалобу, адрес, номер телефона, прочие контактные данные,
- название документа, суть жалобы. Например: жалоба/заявление на бездействие сотрудника полиции Тверского района, ЦАО, г. Москва,
- описательная часть состоит из фактов происшествия и обстоятельств, при которых полицейский не выполнил свои прямые обязанности,
- статьи закона, на которые ссылается заявитель (ст. 125 УПК РФ – заявление в суд, ст. 124 УПК РФ – для прочих форм),
- изложение сути просьбы. Например: возбудить уголовное дело, отменить постановление, прочее,
- дата составления жалобы, подпись.
Написать заявление по предложенному плану несложно. При составлении жалобы на действия сотрудника полиции обратите внимание на нормы УПК, которые регламентируют порядок и сроки выполнения некоторых процедур. Изучите форму документов и правила их заполнения. Если возникли сложности, обратитесь к юристу.
Сроки рассмотрения документа по существу
Жалоба, переданная в прокуратуру, согласно действующему законодательству должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней.
По истечении этого времени выносится решение. Гражданина, который обратился с данной жалобой, должны уведомить о принятом решении.
Знайте! Иногда, в связи с необходимостью в проведении определенных следственных мероприятий, срок рассмотрения жалобы увеличивается до 30 дней.
Если вы не согласны с тем решением, которое было принято после рассмотрения направленного в прокуратуру заявления, вы имеете право его обжаловать. Чтобы пересмотреть решение и исправить недочеты, выделяется 10 рабочих дней.
Письменный ответ по обращению граждан в прокуратуру отправляется заявителю на следующий день после принятия соответствующего решения.
Выбрать способ получения ответа на жалобу может лично заявитель, и от метода передачи жалобы он не зависит.
Жалоба в Прокуратуру на бездействие следователя
Граждане в случае возникшей необходимости могут пожаловаться на органы правопорядка за бездействие. Если выявлены нарушения в работе следственных органов или органов дознания, жалоба передается прокурору.
Жалоба направляется в прокуратуру, которая находится на территории размещения следственного органа или органа дознания, которые занимаются предварительным расследованием дела. Подать жалобу можно лично, с помощью адвоката или привлечь к этому доверенное лицо (имеющее нотариально заверенную доверенность).
Обращение граждан в прокуратуру рассматривается в течение 3-х дней с момента его получения. Иногда этот срок продлевается до 10 дней.
Такая ситуация характерна для рассмотрения жалоб, которые требуют доп. проверки, истребования документации или иных необходимых мер.
Важно! Когда прокурор принимает решение о продлении сроков рассмотрения жалобы, заявитель извещается об этом факте в первую очередь.
Сроки обжалования постановления
Порядок и сроки обжалования по делу об административном правонарушении предусмотрены главой 30 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (в некоторых случаях – в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений, ст.30.3 КоАП РФ).
Пропуск срока подачи жалобы не лишает гражданина права на обжалование постановления о привлечении к административной ответственности. Этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Если вы пропустили срок подачи заявления, обязательно укажите в жалобе уважительные причинные и отразите просьбу о восстановлении срока.
Уважительными причинами являются:
- болезнь нарушителя;
- тяжелая болезнь его близкого родственника, ребенка, из-за чего ему пришлось ухаживать за ним;
- пожары, землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия;
- форс-мажорные события: грабеж, нападение, кража в квартире и т.п.
Во всех случаях решение о восстановлении сроков принимает вышестоящее лицо – например, начальник отдела МВД или вышестоящая структура МВД (или суд). Обязанность доказать факт уважительной причины лежит на гражданине – он должен принести документы из больницы, справки из полиции и т.п.
Должностное лицо: понятие, границы, компетенция
Единого понятия должностного лица в законодательстве России нет. Если объединить действующие нормы, то официальное лицо на должности:
- находится на службе в органе государственной или муниципальной власти;
- реализует функции органа власти;
- имеет специфический статус (гражданского служащего или военнослужащего).
Статус должностного лица распространяется на сотрудника организации, если ей переданы отдельные функции государственного органа, и в его обязанности входит их реализация. Пример тому сотрудники МФЦ и региональных государственных учреждений.
Компетенция – границы, в пределах которых действует чиновник. Она определяется:
- Конституцией государства.
- Федеральными и региональными законами (в частности, о государственной и муниципальной службе).
- Подзаконными актами федерального и регионального уровня.
- Инструкциями, регламентами.
- Контрактом, подписанным при приеме на службу.
- Приказами руководства.
Все они описывают возможные действия и запреты. Например, законы «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах» описывают полномочия и порядок их реализации приставом-исполнителем.
Любая жалоба должна содержать список необходимых для ее рассмотрения пунктов
Ниже представлены схемы составления документов, применимые к большинству случаев обращения для рассмотрения претензий.
Жалоба должна включать:
- Наименование органа, в который она направляется.
- ФИО должностного лица или реквизиты органа, учреждения, чьи действия обжалованы.
- ФИО автора жалобы, место его проживания, контактные данные (электронная почта и номер телефона).
- Доводы заявителя о незаконности и необоснованности действий или бездеятельности чиновника.
- Перечень копий приложенных документов.
- Дата подачи и подпись.
- Копия доверенности представителя.
Прилагать документы необязательно, но их наличие ускорит процедуру и увеличит шансы на положительное решение. Чиновники, видя решительный настрой и обоснованную позицию, склонны соглашаться с доводами людей.
Судебный иск должен содержать:
- Название суда.
- ФИО истца, место проживания, контакты.
- ФИО должностного лица, чье решение обжалуется.
- Изложение обстоятельств.
- Ссылки на законодательство.
- Реквизиты решения органа власти или должностного лица (например, постановления пристава исполнителя).
- Требования к суду (суд не выходит за их рамки за редким исключением, и их корректная формулировка — забота заявителя).
- Перечень приложенных документов.
- Подпись и дата подачи.
В гражданских и административных делах комплект копий прилагается по числу участников дела.
Жалоба на врача, особенности составления
Основанием подачи жалобы на врача являются неверно поставленный диагноз, неправильное лечение, отказ от оказания медицинской помощи или несвоевременное ее оказание, ухудшение состояния здоровья, грубость и невнимательность. Основанием подачи жалобы на врача и в прокуратуру является также причинение вреда здоровью, халатность, утаивание обстоятельств, представляющих для здоровья или жизни пациента. Желательно документ подтвердить доказательственной базой: выписками из истории болезни, копией амбулаторной карты, заключением другого врача и т.д. А при намерении подать иск о возмещении вреда здоровью в обязательном порядке обратиться с заявлением о возбуждении уголовного дела и ходатайствовать о назначении судебной медицинской экспертизы.
Если причиной подачи жалобы на врача коммерческой больницы является намерение взыскать оплаченные ранее денежные средства, то подготовить лучше не жалобу на врача, а досудебную претензию (копию которой приложить при подаче искового заявления). А затем подавать исковое заявление о защите прав потребителя. В таких случаях жалоба на врача только привлечет внимание руководителей к проверке его деятельности.
Как подготовить административный иск на действия должностного лица
Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:
- признать действия должностного лица незаконными
- признать бездействие должностного лица незаконным
- признать решение должностного лица незаконным
Можно ли обжаловать неправомерные действия или бездействие должностных лиц
Должностными лицами в России признаются граждане, которые занимают посты в государственных органах и структурах, а также военнослужащие. В более широком смысле, ими являются государственные работники, наделенные функциями представителя власти.
Их основная задача – это контроль за соблюдением правовых норм и обеспечением гражданских прав. На практике нередко встречаются ситуации, когда должностные лица нарушают свои полномочия или пренебрегают обязанностями.
Обычные граждане не знают, как правильно на это реагировать, и как дать достойный отпор.
Жалоба на неправомерные действия должностного лица – это эффективный рычаг воздействия на представителей власти. Однако, чтобы достичь результата, необходимо соблюдать строгий порядок действий, срок подачи и грамотно составить образец претензии. При квалифицированном и продуманном подходе к процессу, можно оперативно привлечь нарушителя к ответственности, согласно действующему законодательству.
Провести обжалование самостоятельно будет довольно сложно. Единственным надежным решением станет консультация у опытного юриста.
Какие нарушения у госслужащих встречаются чаще всего
В государственных учреждениях тоже работают люди. И конечно иногда они могут нагрубить, нахамить или оскорбить. Применительно к младшим должностям всему виной низкая заработная плата и, как следствие, невысокий уровень квалификации таких сотрудников.
Однако поступая на государственную службу, они должны были внимательно ознакомиться с этическим кодексом государственного служащего. Поэтому за подобные нарушения наказание будет более суровое, чем за обычное хамство и оскорбление. Из-за подобных правонарушений, государственные служащие теряют уважение и веру народа.
Кроме хамства со стороны уполномоченных лиц, люди также часто сталкиваются еще и со следующими нарушениями их прав:
- Грубое поведение, хамство;
- Незаконное требования по предоставлению сведений, документов, которые не требуются для оказания государственной услуги или иного решения вопроса
- Отказ выполнения возложенных обязанностей.
Случаются и куда более серьезные проступки:
- Злоупотребление должностными полномочиями в своих целях или же для создания проблем гражданину.
- Требование оплатить бесплатные услуги (провокация взятки).
Данные действия уполномоченных лиц признаются преступлением и можно смело обращаться в правоохранительные органы.