Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответ на требование пояснений по НДС в примерах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Существует норма вычета НДС, заявлять которую безопасно. Рассчитывается она как процентное отношение суммы вычета к сумме начисленного НДС. Если полученный результат менее определенного порогового уровня, то такой вычет не вызовет вопросов.
Формирование пояснений по контрольным соотношениям
При необходимости представить пояснения не только по выявленным несоответствиям в разделах 8–12 налоговой декларации, но и по нарушениям контрольных соотношений показателей, откройте документ о представлении пояснений и перейдите на закладку КС, где с помощью кнопки Добавить внесите в графы:
- Номер соотношения — номер контрольного соотношения из полученного Требования, соответствующий приложению к письму ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.
- Пояснение расхождений по контрольному соотношению (1000 символов) — текстовую информацию, поясняющую возникшие расхождения:
Пояснения по льготным операциям
Проверяемый налогоплательщик обязан представить в налоговый орган пояснения об операциях (по каждому коду операций), по которым применены налоговые льготы. Налогоплательщик вправе представить Пояснения в виде реестра подтверждающих документов (далее по тексту — Реестр), а также перечень и формы типовых договоров, применяемых налогоплательщиком при осуществлении операций по соответствующим кодам.
На основании информации, содержащейся в представленном налогоплательщиком Реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот (ст.93 НК РФ).
Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в Приложении №2 к письму налоговиков. Количество истребуемых документов зависит от присвоенного налогоплательщику уровня налогового риска по данным СУР АСК «НДС-2». Налогоплательщики не обязаны заполнять вышеприведенный Реестр.
Однако в том случае если компания не представит Реестр по рекомендуемой форме, то налоговики не смогут реализовать предложенный в письме ФНС РФ алгоритм. А значит, при непредставлении налогоплательщиком Реестра или при представлении Реестра не по рекомендуемой форме истребование документов будет производиться без использования риск-ориентированного подхода (т.е. в сплошном порядке). Поэтому компаниям, которые неоднократно уже представляли «льготные» документы при камеральных налоговых проверках и имеющих низкий уровень налогового риска, имеет смысл подготовить рекомендуемый налоговиками Реестр. Ведь в этом случае при проведении камеральной проверки потребуется представлять в налоговую инспекцию меньше документов.
Вызов для дачи пояснений
Налоговые органы вправе вызывать для дачи пояснений в связи:
- с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов;
- с налоговой проверкой;
- в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Это право закреплено в подпункте 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ. Кроме того в Письме ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 «О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками» приведены некоторые случаи, когда может осуществляться вызов налогоплательщиков:
- если требуется получить непосредственно от налогоплательщика пояснения по вопросам, связанным с исполнением им законодательства о налогах и сборах, в том числе в рамках заседания комиссии налогового органа по легализации налоговой базы;
- если для дачи пояснений требуется непосредственная явка налогоплательщика при выявлении в ходе проведения камеральной налоговой проверки ошибок и противоречий. Необходимость явки может усматриваться из объема ошибок, противоречий и несоответствий, масштаба и сложности сложившейся ситуации, когда необходимы ответы на вопросы, которые могут быть поставлены только после получения ответов на промежуточные вопросы и т.д. и т.п.
Формализованное пояснение
Плательщику налога в случае подготовки пояснений к декларации по НДС по ошибкам, обнаруженным при ее камеральной проверке, следует отправлять ответ в электронном виде по определенному шаблону, разработанному ФНС (письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, приказ ФНС от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@). Такой формат ответа называется формализованным пояснением по НДС.
Это набор таблиц для внесения уточняющих сведений по проверяемому отчету по НДС отдельно по книгам покупок/продаж и дополнительным листам к ним, журналам учета счетов-фактур. Плательщику НДС следует заполнить конкретные листы по каждому моменту, вызвавшему вопросы инспектора, и в электронном формате .xml отправить в налоговую по каналам ТКС.
Пояснения по налоговому разрыву
Налоговый разрыв — это разница между налоговой нагрузкой компании и средним показателем по стране в этой отрасли. Т. е. это разница между суммой налогов, которые должны быть уплачены в теории, и суммой фактически уплаченных налогов, другими словами, низкая налоговая нагрузка.
Несколько лет на сайте ФНС России публикуются данные об уровнях средней налоговой нагрузки по отраслям в стране. Фискалы предлагают компаниям либо подать уточненки, либо пояснить расхождения, либо изменить первый код ОКВЭД в реестре, если код не соответствует реальному основному виду деятельности.
Конечно, причинами налогового разрыва могут быть низкая рентабельность, повышенные расходы в связи с особыми обстоятельствами, неэффективность управления и т. д. Следует регулярно анализировать и оптимизировать свои расходы. Лучше привести ОКВЭД в соответствие с действительностью.
По факту под один ОКВЭД может подпадать совершенно разная деятельность со своей спецификой, особенно если у бизнесмена собственное производство, существуют определенные особенности региона, уникальность подобного рода услуг на рынке, высокая конкуренция, непредвиденные расходы. Есть стандартные аргументы: рост цен, обновление производства и т. д.
Приложите надлежащим образом оформленные документы, подтверждающие обоснование разрыва.
Практический пример составления ответа в налоговые органы
Давайте рассмотрим пример составления ответа на требование налоговой пояснить ситуацию по декларации по НДС.
Допустим, 17.04.2016 АО «МегаСтрой» по договору комиссии купило у ООО «Фарел» материалы на общую сумму 516 704 руб., из них НДС составляет 78 819 руб. Сумма НДС была оформлена к вычету, АО «МегаСтрой» показало это в отчете по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2016г.
12.07.2016 АО «МегаСтрой» получило от налоговой службы требование пояснить отличие в суммах налога на добавленную стоимость, оформленных АО«МегаСтрой» к вычету, и начисленных ООО «Фарел».
В этом случае, требование налоговой предоставить пояснение может быть вызвано тем, что ФНС сомневается в достоверности расхождений сумм начисленного НДС поставщика и объема заявленного вычета АО «МегаСтрой». Причина расхождения – поставщик выступает посредником отгрузки.
В пояснении нужно это указать и приложить подтверждающие документы. Например, можно дать следующий ответ согласно образцу:
Руководителю ИФНС России № 2 по г. Москве
от АО «МегаСтрой»
ИНН 1485324511, КПП 7735211002
115112, г. Москва, ул. Клубничная, д. 1, корп. 4
Тел.: (496) 524-33-46
Исх. № 47 от 14.07.2016г
Пояснения по декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2016г
12.07.2016г АО «МегаСтрой» было получено требование о представлении пояснений от 12.07.2016г № 231 по декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2016г.
Сообщаем, что никаких неточностей в декларации по счету № 834 от 17.04.2016г, выставленному ООО «Фарел», не было. Стоимость материалов 516.704 руб., НДС 78.819 руб. и другие сведения, внесенные в декларацию, подтверждаются данными счета-фактуры от ООО «Фарел».
Все условия, нужные для вычета НДС АО «МегаСтрой» соблюдены:
- товары куплены для налогооблагаемых операций;
- стройматериалы приняты к учету;
- все необходимые первичные документы в наличии.
Сообщаем, что ООО «Фарел» выступает комиссионером по договору поставки № 6 от 01.04.16г, в связи с этим отгрузка по счету № 834 от 17.04.2016г не внесена в книгу учета продаж ООО «Фарел».
Договор поставки, письмо от ООО «Фарел» прилагаются.
Приложение:
- письмо ООО «Фарел» от 13.06.2016г № 48;
- договор поставки № 6 от 01.04.2016.
Пишем пояснения без штрафа
Разобравшись с вопросами, в каких случаях инспекторы могут потребовать от плательщиков НДС представить пояснения, а также когда именно на такие запросы нужно отвечать в электронной форме, можно перейти к вопросам ответственности.
Тут нужно помнить, что электронный документооборот налагает на организацию дополнительные обязанности по направлению налоговому органу квитанции о приеме соответствующего требования (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). И за невыполнение этой обязанности установлена очень специфическая кара — приостановление операций по банковским счетам (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ), которое, если верить названию главы 11 НК РФ — «Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов, сборов, страховых взносов», в принципе не может быть мерой ответственности.
Но тем не менее норма в Налоговом кодексе имеется и на практике активно применяется контролерами. Поэтому первым делом, вне зависимости от того, согласно руководство компании с полученным от инспекторов требованием или нет, нужно направить в ИФНС квитанцию о приеме.
А вот дальше у налогоплательщика появляются варианты. По общему правилу, установленному п. 3 ст. 88 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ, пояснения должны быть представлены в течение пяти рабочих дней. За нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере 5000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). А при повторном нарушении штраф возрастает до 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ). Но при этом, как явно следует из диспозиции нормы п. 1 ст. 129.1 НК РФ, ответственность наступает только за неправомерное деяние и только в тех случаях, когда у налогоплательщика есть обязанность представить пояснения в инспекцию.
Получается, что штраф может быть взыскан, только если одновременно выполняются два условия:
-
первое — инспекция по НК РФ имела право требовать от плательщика НДС именно пояснения;
-
второе — налогоплательщик такие пояснения в установленный Налоговым кодексом срок не представил (или представил не в электронной форме).
Письмо-пояснение в налоговую: образец по убыткам
Цель пояснений по убыткам в налоговую — обосновать их размер и раскрыть причины возникновения. Соответственно, в пояснительной записке следует:
- На цифрах показать, за счет чего образовался отраженный в декларации убыток (то есть привести детализацию доходов и расходов).
- Пояснить, что к нему привело. Разумеется, причины у каждой компании свои. К примеру, ими могут быть:
- сокращение объема производства или продаж из-за кризиса, нестабильной ситуации на рынке и в экономике;
- вынужденное понижение цен на продукцию и товары из-за падения спроса;
- рост затрат в связи со снижением курса рубля по отношению к иностранным валютам;
- крупные затраты (ремонт, приобретение оборудования, применение амортизационной премии, инвестиции и т. п.).
Все указываемые в пояснениях причины лучше подтвердить документально, например, выписками из налоговых и бухгалтерских регистров или иными документами (п. 4 ст. 88 НК РФ). Это предотвратит дальнейшие вопросы налоговиков.
Аргументы предпринимателя
— Задача инспекторов на камералке — проверить правильность применения налоговых вычетов. Они могут запросить пояснения, только если обнаружат в декларации ошибки и противоречия (п. 3 ст. 88 НК РФ). В нашей отчетности ошибок не было. Высокая доля вычетов — один из критериев отбора для выездной проверки. Но это отдельное мероприятие налогового контроля, никак не связанное с камеральной проверкой. Следовательно, проверяющие требовали пояснений безосновательно. Судьи согласились, что предприниматель не обязан отвечать инспекторам.
Один пример: из километров, пройденных дантистом в прошлом году, 30 процентов приходилось на поездки между домом и практикой и десять процентов на частные поездки. В общей сложности были произведены автомобильные расходы в размере € 000. Стоматолог живет в десяти километрах от практики.
Зачем нужна проверка декларации по НДС
Проверку декларации по НДС стоит обязательно провести перед ее подачей в ИФНС, чтобы исключить наличие в ней ошибок и избежать подачи уточненки из-за неувязок в данных.
Как проверить декларацию по НДС? Налоговая служба установила контрольные соотношения (далее – КС), по которым инспекторы осуществляют их проверку, для облегчения проведения этой процедуры в ИФНС. Однако КС могут воспользоваться и налогоплательщики. Их можно найти в письме ФНС от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@. С отчетности за 1-й квартал 2019 года нужно использовать обновленные КС, которые предназначены для действующей формы налоговой декларации (см. письмо ФНС от 19.03.2019 № СД-4-3/4921@).
Формулы, содержащиеся в КС, позволяют сверить показатели, заносимые в разделы 1–7, как внутри этих разделов и между ними, так и в увязке с данными из разделов 8–12. Для удобства пользователей все КС представлены в рассматриваемом письме ФНС в виде таблицы.
В табличной части кроме формул содержится также информация о том, как инспектор будет квалифицировать обнаруженное нарушение и каковы будут его действия.
Однако проверка декларации по НДС по КС — это уже завершающий этап проверки. Поэтому прежде чем применять КС, налогоплательщику следует свериться бухгалтерские учетные данные. Как проверить декларацию по НДС по оборотке или иным учетным регистрам? Данные из этих регистров должны давать те цифры, которые попадут в декларацию:
- по счетам 90, 91 — в части объема реализации по каждой налоговой ставке;
- счетам 60, 62, 76 — в отношении соответствия сумм авансов и НДС, относящегося к ним;
- по счету 19 — по суммам вычетов;
- счету 68 — в части учета всех сумм НДС, участвующих в расчете и формирующих итоговый результат по декларации.
Когда ИФНС вправе требовать документы и какие
ИФНС может запросить пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.
Право на истребование документов дано ИФНС статьей 93 НК РФ. Случаи, когда налоговый орган уполномочен истребовать документы в рамках камералки, регламентированы пунктом 8 статьи 88 НК.
Конституционный Суд РФ в свое время указал налоговикам, то Налоговый кодекс исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля.
Налоговый контроль не должен превращаться из инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, а также чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Это, в свою очередь, не соответствует Конституции РФ.
Верховный суд РФ в Определениях от 14.03.2019 № 301-КГ18-20421 и от 28.02.2020 № 309-ЭС19-21200 указал, что удобство налогового администрирования не может служить основанием для ограничения прав налогоплательщиков.
О том, что права ФНС по запрашиваемой информации ограничены говорится и в постановлении ВС РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15. В письме ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309, налоговики сами же соглашались с тем, они не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ.
Несмотря на решения Высших Судов, Минфин в своих письмах неоднократно подчеркивал, что налоговые инспекторы в рамках камералки вправе требовать не только документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, но иные документы и вне проверки. Например, письмо Минфина от 09.02.2021 № 03-02-11/8341.
Судебная практика по этому вопросу серьезно разнится. В более ранних делах суды поддерживали налогоплательщиков. Дела последних говорят об обратном.
Хотя, есть недавние решения судов в поддержку налогоплательщика, в которых судьи соглашаются с тем, что требования ИФНС выходят за пределы норм НК РФ: АС СЗО от 18.01.2021 № Ф07-15509/2020; Постановление АС УО от 22.06.2020 № Ф09-1131/20.
Так, в решении ФАС МО от 13.02.2014 № Ф05-43/14 судьи постановили, что иные документы, содержащие информацию о показателях хозяйственной деятельности организации, которые могут быть использованы инспекторами при проведении проверки данного плательщика, подлежат представлению при их истребовании инспекцией.
Онлайн журнал для бухгалтера
Сумма НДС была оформлена к вычету, АО «МегаСтрой» показало это в отчете по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2016г. 12.07.2016 АО «МегаСтрой» получило от налоговой службы требование пояснить отличие в суммах налога на добавленную стоимость, оформленных АО«МегаСтрой» к вычету, и начисленных ООО «Фарел». В этом случае, требование налоговой предоставить пояснение может быть вызвано тем, что ФНС сомневается в достоверности расхождений сумм начисленного НДС поставщика и объема заявленного вычета АО «МегаСтрой». Причина расхождения – поставщик выступает посредником отгрузки.
В пояснении нужно это указать и приложить подтверждающие документы. Например, можно дать следующий ответ согласно образцу: Руководителю ИФНС России № 2 по г. Москве от АО «МегаСтрой» ИНН 1485324511, КПП 7735211002 115112, г.
Москва, ул. Клубничная, д. 1, корп. 4 Тел.: (496) 524-33-46 Исх.
Ответ на требование налоговой по ндс образец
Как рассчитать НДС в 2018».
- Обнаружены несоответствия показателей, отраженных в декларации, с суммами, которые указаны в подтверждающих документах.Еще одна распространенная причина запросов – расхождения данных декларации с подтверждающими документами. Часть сведений не включена в книгу продаж/покупок, сумма по операции, указанная в декларации, занижена по сравнению со счетом-фактурой – все эти факты являются основаниями для запроса пояснений.
- Выявлены расхождения по факту проведения перекрестной проверки.Если расхождения выявлены в результате сравнения деклараций налогоплательщика и контрагентов, а также по факту перекрестной проверки подтверждающих документов, то ФНС вправе потребовать разъяснения в установленном порядке.
- Плательщик подал уточненную декларацию, сумма налога в которой уменьшена по сравнению с первоначально поданным документам.
Общие сведения об отчетности по НДС
С 2020 года отчетность по НДС стала полностью электронной. Это значит, что все плательщики налога обязаны подавать декларацию по НДС в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Эта обязанность не зависит от величины дохода, численности сотрудников компании и каких-либо иных критериев. Подавать декларацию на бумаге разрешено лишь тем, кто сам НДС не платит, но исполняет роль налогового агента, то есть отчитывается за иных лиц.
Еще одно глобальное изменение — в декларацию теперь входят данные книги продаж и покупок. Таким образом, проверяя отчет, налоговая служба видит сведения из выставленных и полученных компанией счетов-фактур. И не просто видит, а сравнивает с тем, что отразил в своей декларации контрагент. Поэтому ошибок, а следовательно, и требований представить пояснения по НДС в последние годы стало гораздо больше. По статистике самой налоговой службы, ошибочные данные обнаруживаются в каждой второй декларации по этому налогу.