Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «III. Порядок исчисления заработной платы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной частью заработной платы работников учреждений образования является оклад (ставка, должностной оклад), размер которого устанавливается руководителем учреждения по соответствующим профессионально-квалификационным группам с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации (п. 12 Положения N 1600 ).
Основная часть заработной платы
Приказ Минобрнауки России от 17.11.2008 N 1600 «Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности».
Напомним, что Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 N 216н. Например, должности работников учебно-вспомогательного персонала подразделены на два уровня: к первому относятся должности вожатого, помощника воспитателя, секретаря учебной части, ко второму — должности дежурного по режиму, младшего воспитателя, диспетчера образовательного учреждения, старшего дежурного по режиму.
Законодательные обоснования
Правительство РФ 05 августа 2008 года приняло Постановление, согласно которому с 1 декабря 2008 года работники бюджетной сферы, относящиеся к определенным отраслям, и прежде всего, к образовательной, переходят с ЕТС на НСОТ. В этом документе освещены общие вопросы, касающиеся нового подхода к системе трудового вознаграждения в бюджетных отраслях.
В ст. 144 ТК РФ освещен порядок документального регламентирования системы оплаты и других условий труда на каждом уровне распределения бюджетных средств:
- учреждения федерального уровня должны отражать этот порядок в колдоговорах, допсоглашениях к трудовым договорам или других локальных нормативных актах, предусмотренных федеральным законодательством;
- в региональных госучреждениях – в тех же документах, но с учетом особенностей, принятых на законодательном уровне субъектов РФ;
- на муниципальном уровне нужно будет учитывать тонкости местного самоуправления.
Этот закон фактически отдает приоритет в установлении системы оплаты труда непосредственно работодателю, то есть начальству бюджетного учреждения.
Системы оплаты труда в общеобразовательных учреждениях делится на:
1. Повышение мотивации специалистов к качественному результату труда;
2. Создание условий для привлечения в отрасль высококвалифицированных кадров;
3. Учет особенностей труда отдельных категорий педагогических работников в зависимости от степени ответственности и напряженности работы;
4. Систематизацию выплат, входящих в заработную плату работников, усиление их стимулирующего воздействия. Увеличение гарантированной части в структуре заработной платы.
Особенностью новой системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений является установление зависимости заработной платы от качества и интенсивности труда, в том числе от количества обучающихся, а также участие органов самоуправления общеобразовательных учреждений в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.
При оплате труда учителя по новой системе учитываются все виды деятельности, а не только аудиторная нагрузка.
Модель системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений разработана на основе опыта регионов, внедряющих новые системы оплаты труда работников образования, и позволяет обеспечить единство подходов к оплате труда работников образовательных учреждений различных типов и видов.
Формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных учреждений осуществляется с учетом:
1. Базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. До принятия Правительством Российской Федерации размер базовой ставки устанавливается Правительством отдельно взятой области или региона;
2. Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
3. Государственных гарантий по оплате труда;
4. Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
5. Создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании общеобразовательного учреждения;
6. Создания условий для направления средств, полученных от сокращения избыточной численности, в распоряжение общеобразовательного учреждения, не допуская их изъятия или зачета в объеме финансирования учреждения.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений устанавливаются:
– коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в государственных общеобразовательных учреждениях;
– коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления – в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Кроме того, педагогическим работникам устанавливают профессиональные стандарты, которым они должны соответствовать.
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
Для педагогических работников сохранены имеющиеся у них в настоящее время права и свободы, в том числе:
— свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
— свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
— право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания;
— на выбор учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания;
— на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
— право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, право доступа к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности;
— на участие в управлении образовательной организацией;
— на объединение в общественные профессиональные организации, на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников и др.
Для педагогических работников сохраняются и имеющиеся трудовые права и соцгарантии, в т.ч. такие как право на:
— сокращенную рабочую неделю;
— ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
— длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— предоставление педагогическим работникам вне очереди жилых помещений по договорам социального найма;
— право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
— иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается;
— учебная (преподавательская), воспитательная работа;
— индивидуальная работа с обучающимися;
— научная, творческая и исследовательская работа;
— другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, — методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
Педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (повышение квалификации) за счет средств работодателя раз в три года.
Педагогический работник, обладая определенными правами, несет и обязанности. Он должен осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию рабочей программы, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни. При этом он обязан:
— применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
— учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействуя при необходимости с медицинскими организациями;
— соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики;
— уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
Педагогический работник также обязан систематически повышать свой профессиональный уровень; проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, медосмотры (при поступлении на работу, периодические, внеочередные), обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда, соблюдать устав, правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные акты образовательной организации.
НСОТ расшифровывается как «новая система оплаты труда». Это инициатива, заменяющая принцип начисления трудового вознаграждения работникам образовательной отрасли с окладного (на основе Единой тарифной сетки) на дифференцированный подход.
При привычной системе зарплата работника бюджетной сферы рассчитывалась, исходя из оклада (тарифа), который соответствовал определенному квалификационному разряду по стажу и категории сотрудника. Результативность труда в каждый конкретный временной промежуток практически никак не влияла на размер заработной платы.
НСОТ декларирует иной принцип распределения зарплатных фондов: руководители получают единоличное право распоряжаться их распределением, назначая разные суммы в зависимости от количества и качества труда каждого сотрудника бюджетной сферы, поощряя более успешных и квалифицированных.
Вопрос: Как изменить положение об оплате труда (иной локальный нормативный акт об оплате труда) в связи с переходом на новую систему оплаты труда? Посмотреть ответ
Средства на такие выплаты должны появиться за счет экономии фондов, а также путем расширения бюджетных ассигнований на федеральном уровне примерно на треть.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если временной объем работы бюджетника сохранялся на прежнем уровне, как и уровень его должностных обязанностей, то зарплата на основе НСОТ не может быть меньше, чем была по ЕТС.
Принципы НСОТ в образовательной сфере
Новая система оплаты труда для образовательных учреждений, финансируемых из бюджета, построена на следующих основаниях.
- Зарплатный фонд учреждения формируется в соотношении с количеством обучаемых (финансы из бюджета выделяются на каждого обслуживаемого ученика).
- С учетом объема выделенных средств учебное заведение вправе само составить собственное штатное расписание.
- Весь оплатный фонд состоит из двух долей: базовой (гарантированной к выплате согласно тарифам и обычным компенсациям) и стимулирующей (ее распределяют по успехам, достижениям, загрузке, условиям труда работников).
- В учет выплат по стимулирующей части входят и те обязанности педагога, которые ранее составляли фактически не регламентируемую занятость, например, беседы с родителями учеников и их документальное оформление, проверка ученических работ, заведование специальными кабинетами и т.п.
- Размер оплаты, получаемой руководством, не должны превышать средней суммы з/п остальных сотрудников.
Как внести изменения в трудовые договоры с работниками, если они согласны перейти на новую систему оплаты труда?
Новый показатель при расчете зарплаты педагога
В 2015 году в законодательство был введен новый показатель, на который должны ориентироваться работодатели. В соответствии с постановлением Правительства РФ «О совершенствовании статистического учета…» от 14.09.2015 № 973 при расчете заработной платы преподавателей работодатель должен учитывать среднемесячную заработную плату работников, трудящихся в частных компаниях или у индивидуальных предпринимателей. Уровень зарплаты не может быть ниже этого показателя. П. 3 постановления Правительства РФ «Об организации федеральных статистических наблюдений…» от 11.07.20015 № 698 обязывает Росстат рассчитать этот показатель и направить информацию региональным властям.
Цель нововведения — повышение престижности профессии педагога и привлечение новых квалифицированных кадров в образовательный процесс.
Порядок выплат и их размер устанавливается федеральными законами, подзаконными нормативно-правовыми актами, Едиными рекомендациями, а также локальными актами образовательной организации. Например, руководство учебного заведения может издать специальное положение, регулирующее особенности начисления и выплаты заработной платы. Главное требование к работодателю — номинальная зарплата педагога не может быть ниже уровня 2015 года (п. 4 постановления Правительства РФ № 973). Понижение заработной платы возможно только в случае сокращения трудовой нагрузки на работника.
Сущность и структура оплаты труда
Заработная плата представляет собой цену рабочей силы, соответствующую стоимости предметов потребления и услуг, которые обеспечивают воспроизводство рабочей силы, удовлетворяя материальные и духовные потребности работника и членов его семьи. Заработная плата и начисления на нее являются важными элементами себестоимости и цены товаров (услуг).
В рыночной экономике заработная плата выражает главный и непосредственный интерес наемных работников, а также работодателей и государства в целом. Нахождение взаимовыгодного механизма реализации и соблюдение интересов указанного трехстороннего партнерства является одним из основных условий развития производства.
Структура оплаты труда позволяет определить, какие составляющие элементы входят в оплату труда работника, в каких статьях себестоимости и прибыли они отражаются, каков удельный вес конкретного элемента в общей величине заработной платы. Структура оплаты труда в процентном отношении весьма специфична для различных регионов России, отраслей народного хозяйства и конкретных типов предприятий и организаций. Различают основную и дополнительную оплату труда.
Как быть с повышающими коэффициентами?
Обычно повышающие коэффициенты применяют для сотрудников, получивших учёную степень. Но допустимо разрабатывать и так называемые персональные коэффициенты. Решение принимает индивидуально руководитель предприятия, на основе изучения существующих факторов.
При установке таких коэффициентов учитывают различные факторы:
- Насколько ответственно выполняются задачи, сохраняет ли гражданин самостоятельность.
- Выполняемая работа – насколько она важна?
- Профессиональной подготовки.
- Сложность вопросов, с которыми приходится сталкиваться.
- Установка коэффициентов происходит только на определённый период времени, потом условие снимают.
Дополнительно о требованиях: кто может работать педагогом?
Если гражданин планирует работать учителем, то он должен выполнить следующие условия:
- Получить образование, высшее или среднее.
- Отвечать требованиям по квалификации, которые указаны в специальных справочниках либо профессиональных стандартах.
Но иногда образовательный ценз имеется, а до работы сотрудника всё равно запрещено допускать. Обычно это связано с такими ситуациями:
- Есть заболевания, мешающие вести нормальный образ жизни.
- Получение статуса недееспособного лица в порядке, установленном на федеральном уровне.
- Тяжкие, особо тяжкие преступления с неснятой, непогашенной судимостью.
- С судимостью в прошлом либо те, кого подвергали уголовному преследованию. Особенно – за преступления против личности и её свободы, половой неприкосновенности, семьи и семейных ценностей.
- Когда есть решение суда, которое лишает права заниматься именно педагогической работой.
Основные принципы формирования оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству
Основные принципы формирования системы оплаты труда и правовые основы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству:
- являются едиными для всех государственных и муниципальных учреждений, и
- не зависят от того, производится ли финансирование с учетом нормативно-подушевого принципа и
- есть ли вообще в структуре доходов учреждения средства, полученные за счет средств бюджетов бюджетной системы.
Требования к формированию системы оплаты труда педагогических работников в принципе не зависят от того, из какого источника поступили средства на оплату труда:
- от этого зависит лишь правомерность отнесения средств к средствам на оплату труда и
- использование этих средств на оплату труда конкретных работников.
В частности, статья 129 «Основные понятия и определения» Раздела VI «Оплата и нормирование труда» Трудового кодекса РФ содержит следующее определение заработной платы (оплата труда работника):
- заработная плата (оплата труда педагогического работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации педагогического работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы,
- а также компенсационные выплаты:
- доплаты и надбавки компенсационного характера,
- в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных,
- работу в особых климатических условиях и
- на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и
- иные выплаты компенсационного характера
-
и стимулирующие выплаты:
- доплаты и надбавки стимулирующего характера,
- премии и иные поощрительные выплаты.
Таким образом, при формировании системы оплаты труда педагогических работников в профессиональных образовательных учреждениях согласно трудовому законодательству необходимо:
- в обязательном порядке дифференцировать такую оплату труда в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы;
- невозможно, например, установление одинакового оклада (должностного оклада) по должностям, которые относятся к различным квалификационным уровням профессиональной квалификационной группы.
При этом заработная плата педагогических работников имеет структуру:
- это основная ее часть, например, оклад, должностной оклад,
- а также компенсационные выплаты и
- стимулирующие выплаты.
Данные требования трудового законодательства должны быть положены в основу разработки систем оплаты труда любой организацией, в том числе и профессиональным образовательным учреждением.
Система оплаты труда педагогических работников представляет собой:
- порядок и механизмы исчисления заработной платы работников организации в соответствии:
- с количеством их труда,
- условиями труда,
- качеством труда и
- результатами труда.
2.1 Какие сроки для выплаты заработной платы установлены действующим законодательством?
Ответ: В соответствии с частью шестой статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором. Иные сроки выплаты заработной платы могут быть установлены лишь для отдельных категорий работников и только федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации при совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата заработной платы производится накануне этого дня.
2.2 Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за задержу заработной платы?
Ответ: В соответствии со статьей 142 Трудового кодекса Российской Федерации в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Обращение в суд в случае задержки заработной платы. Срок обращения в суд – в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (в частности, о невыплате заработной платы), а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (статья 392 Кодекса).
В соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации заявление о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат; процентов за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, рассматривается в приказном судебном производстве мировым судьей.
Инициация работниками процедуры банкротства работодателя. Федеральным законом от 29.06.2015 № 186-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы) работники наделяются правом подать в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом, если имеется не погашенная в течение более чем трех месяцев задолженность по оплате труда, а руководителю должника вменена обязанность подавать указанное заявление в случае непогашенной задолженности перед работниками свыше трех месяцев по причине недостаточности средств.
Административная ответственность. В соответствии со статьей 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации нарушение законодательства о труде и об охране труда, к которому относится также несвоевременная выплата заработной платы, влечет:
1.1 на должностных лиц организации:
наложение административного штрафа – в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей. При повторном нарушении влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;
1.2 на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица:
штраф – от одной тысячи до пяти тысяч рублей, или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении штраф – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
1.3 на юридических лиц:
штраф – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. При повторном нарушении штраф — от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
1.4 Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
На основании ч. 1 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа:
— на граждан – в размере от 300 до 500 руб.;
— на должностных лиц – от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;
— на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб.
Уголовная ответственность. В случае, если в результате проведенных надзорных мероприятий были выявлены нарушения, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями, в частности 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, уполномоченные должностные лица Роструда и его территориальных органов обязаны направить материалы проверки в следственные органы для рассмотрения в установленном законодательством порядке вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Также вопрос о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности может быть возбужден и по заявлению о преступлении работником организации, подаваемому в следственные органы в установленном порядке.
Уголовная ответственность за невыплату заработной платы предусмотрена, если заработная плата не выплачивалась из корыстной или личной заинтересованности руководителя организации, работодателя-физического лица, руководителя филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения.
Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» установлено:
1. Частичная невыплата свыше трех месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности.
· наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года;
· либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года;
· либо принудительными работами на срок до двух лет;
· либо лишением свободы на срок до одного года.
2. Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности.
· наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;
· либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового;
· либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Система оплаты труда работников образовательного учреждения — правовые нормы
Сейчас в Российской Федерации большинство образовательных учреждений относятся к организациям бюджетной сферы. То есть к таковым, существование и деятельность которых обеспечиваются за счет государственного бюджета Российской Федерации. А значит — вопросы оплаты труда в них во многом регламентируются именно государством и государственными нормативными актами.
Однако также законодательство не запрещает и функционирование частных заведений, где предоставляется возможность получить образование — и с каждым годом таких организаций становится все больше. Поэтому необходимо учитывать, что особенности различных систем оплаты труда работников образовательных учреждений в первую очередь зависят от того, относятся таковые учреждения к бюджетной сфере, или непосредственно к сфере коммерческих заведений.
Могут ли оклады и зарплаты бюджетных работников (врачей и педагогов) оставаться без индексации в течение нескольких лет?
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Другие работодатели делают это в порядке, предусмотренном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Большинство школ относятся к государственным или муниципальным организациям, поэтому должны руководствоваться имеющимися в конкретном регионе и на уровне всей Российской Федерации документами. Вместе с тем особенности этого процесса разнятся от региона к региону с точки зрения позиции профильных региональных министерств и департаментов.
Очевидно, что основу правового института индексации составляет Трудовой кодекс Российской Федерации и, главное, статья 134. Но практические показатели индексации на общефедеральном уровне зафиксированы в Указах Президента РФ от 07.05.2021 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В частности, в Указе № 597 зафиксированы следующие показатели, относящиеся к системе образования:
- доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе;
- доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе;
- доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 583 учреждения образования с 1 декабря 2008 года должны производить оплату труда работников по новому, так как они переводятся на новые системы оплаты труда.
В целях реализации Постановления № 583 Министерства здравоохранения и социального развития утверждены профессиональные квалификационные группы, перечень выплат стимулирующего и компенсационного характера и разъяснения о порядке их установления, рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников учреждений.
В свою очередь, федеральными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета утверждены примерные положения об оплате труда работников по видам экономической деятельности и перечни основного персонала по видам экономической деятельности для определения размеров должностных окладов руководителей соответствующих учреждений.
Суть нововведения заключается в том, что
Фонд оплаты труда включает:
1. Основной фонд оплаты труда работников;
2. Фонд компенсаций;
3. Фонд стимулирующих выплат.
Основной фонд оплаты труда определяется из минимальных ставок зарплаты по различным должностям в соответствии с утвержденными профессиональными группами. Минимальные ставки увеличиваются на размер повышающего коэффициента. Повышающий коэффициент может учитывать стаж работы, квалификационную квалификацию, наличие ученой степени, почётное звание.
Компенсационные выплаты могут устанавливаться:
— за особые, сложные, вредные условия
— за работу с различными климатическими условиями;
— за совмещение профессий;
— за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
Стимулирующие выплаты устанавливаются:
— заинтересованность и высокие результаты работы;
— за качество выполняемых работ;
— за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
— премиальные выплаты по итогам работы за год.
Стимулирующие выплаты могут осуществляться за счет средств бюджета и средств от приносящей доход деятельности.
С 01 января 2010 года фонд стимулирующих выплат за счёт средств
1.2 Этапы введения новых систем оплаты труда в образовании
К основным этапам введения новых систем оплаты труда можно отнести: уведомление работников об изменении определенных сторонами условий трудового договора, внесение изменений в коллективный договор, принятие локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда, заключение дополнительных соглашений к трудовым договорам.
Уведомление работников об изменении определенных сторонами условий трудового договора. Согласно ст. 74 ТК РФ, если определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены по причинам, связанным с изменениями организационных или технологических условий труда, допускается их изменение по инициативе работодателя. Об этом он должен уведомить работника в письменной форме не менее чем за два месяца до введения изменений.
В таком порядке можно изменить только условия об оплате труда, изменять трудовую функцию работника и срок его трудового договора нельзя (ст. 74 ТК РФ).
Внесение изменений в коллективный договор. В соответствии с п. 1 Постановления № 583 системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК РФ для его заключения, либо в порядке, предусмотренном коллективным договором (ст. 44 ТК РФ). В том случае, если порядок внесения изменений в коллективный договор не изменен коллективным договором по сравнению с установленной ТК РФ процедурой, для начала процесса коллективных переговоров по внесению изменений и дополнений в коллективный договор руководителю образовательного учреждения нужно направить письменное уведомление об этом в представительный орган работников (ст. 36 ТК РФ).
Принятие локальных нормативных актов, устанавливающих систему оплаты труда. Образовательное учреждение может принять либо один локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда (например, положение об оплате труда), либо несколько (например, положение об установлении условий оплаты труда, о компенсационных и стимулирующих выплатах, об оказании материальной помощи и другие). Любой из этих актов принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
Заключение трудовых договоров или дополнительных соглашений к трудовым договорам работников. Подготовка и заключение трудовых договоров или дополнительных соглашений к ним являются завершающим этапом.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2008 № 424н «Об утверждении Рекомендаций по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме» установлены примерные формы трудового договора и дополнительного соглашения. Согласно данному приказу трудовые договоры или дополнительные соглашения рекомендуется оформлять не позднее 1 декабря 2008 года.
Комментарии к ст. 144 ТК РФ
1. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. указанным Постановлением.
Названное Положение не распространяется на гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента РФ, а также на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с п. п. 8 и 9 Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583.
Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;
б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
в) государственных гарантий по оплате труда;
г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ;
д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ;
е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;
ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
з) мнения представительного органа работников.
Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 — 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.
К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.
Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
2. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. N 425н утв. Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений.
Утверждены
Приказом Минздравсоцразвития России
от 14 августа 2008 г. N 425н
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ
ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ — ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ
СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЛАТЕ
ТРУДА РАБОТНИКОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
———————————
Не приводится.