Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «временно пребывающие или временно проживающие в чем отличие». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Временно проживающие иностранные граждане — это лица, имеющие РВП, оформленное в установленном порядке, предоставляющее возможность проживать на территории РФ. Срок, на который иностранцы получают РВП, равняется 3 годам, после чего им необходимо получить вид на жительство (ВНЖ), поскольку такое разрешение не продлевается. Этот факт коренным образом отличает этот статус иностранного лица от двух остальных, поскольку срок действия миграционной карты продлевается неоднократно, а вид на жительство (ВНЖ) не имеет такого срока (исключение составляют высококвалифицированные работники, чей срок ВНЖ равняется сроку действия разрешения на работу). В целях идентификации иностранные граждане, временно проживающие на территории РФ, имеют отметку в документе, удостоверяющем личность, о том, что им предоставлено такое право. Если такого документа нет, РВП оформляется отдельно.
Кто имеет статус временно проживающих
Особенность составляет и то, что такой работник осуществляет трудовые обязанности только на территории субъекта пребывания. Исключение составляют работники, входящие в перечень из приказа Минздравсоцразвития № 564н от 28.07.2010. Таким лицам работа вне субъекта пребывания разрешена, но не более 10 дней.
Начисление страховых взносов на выплаты лицам, получившим временное убежище в РФ
Под временным убежищем подразумевается возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах» (далее – Федеральный закон № 4528-1), а также с другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок предоставления временного убежища на территории РФ утвержден Постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 № 274 (далее – Порядок).
Лица, получившие временное убежище, наделяются правом временно пребывать на территории РФ (пп. 3 п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 12 Федерального закона № 4528-1).
В связи с этим с выплат таким работникам страховые взносы (кроме взносов на обязательное медицинское страхование) исчисляются в том же порядке, что и с выплат временно пребывающим в РФ иностранным работникам.
Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат работникам, имеющим временное убежище в РФ, исчисляются в общем порядке и по тарифам, действующим для работников – граждан РФ (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, ст. 10 Федерального закона № 326-ФЗ, пп. 7 п. 1 ст. 6, п. 4 ст. 12 Федерального закона № 4528-1, п. 13 Порядка).
Зачем определять статус
По пунктам, чем отличается временное пребывание от временного проживания в трудовых взаимоотношениях:
Тарифы взносов в ОМС и ОСС с выплат на таких сотрудников различаются (пенсионные взносы одинаковые).
В законе не указано, как определить временно пребывающий или временно проживающий, единой базы с общедоступными сведениями нет. Определяется статус только по документации иностранца, которую он предоставит. РВП выглядит как отметка, штамп в паспорте, виза вклеивается или вкладывается в документ, удостоверяющий личность, миграционная карта — отдельный бланк. В период пребывания статус может поменяться, поэтому в трудовом контракте рекомендуется предусмотреть ответственность лица за отсутствие уведомления об этом работодателя.
Иностранцы и их статусы, влияющие на начисление взносов
Иностранцы — лица, не являющиеся гражданами РФ, но либо имеющие подтверждение наличия гражданства другого государства, либо не способные такое гражданство подтвердить.
Находиться в РФ они могут по трем основаниям (п. 1 ст. 2 закона «О правовом положении иностранных…» от 25.07.2002 № 115-ФЗ):
Подробнее об этих основаниях читайте в нашем материале.
Заниматься трудовой деятельностью иностранцы могут:
Для временного осуществления деятельности иностранцу требуется наличие разрешения на работу (если он прибыл по визе) или патента (если виза не требуется). Срок временного пребывания в России будет определять срок действия соответствующего документа. Этот срок может продлеваться.
Не делает исключений в части обязательности страхования и, соответственно, в отношении начисления страховых взносов с иностранцев в 2020–2021 годах:
1. Ни п. 1 ст. 7 закона «Об обязательном пенсионном…» от 15.12.2001 № 167-ФЗ, устанавливающий необходимость обязательного пенсионного страхования (ОПС) для всех лиц, работающих как по договорам (трудовому или ГПХ), так и в качестве ИП, кроме временно находящихся в РФ высококвалифицированных специалистов.
2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).
3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.
4. Ни закон «Об обязательном социальном…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ (п. 2 ст. 5), распространяющий обязанность начисления работодателями взносов на травматизм и на доходы иностранцев. Эти взносы будут начисляться в любом случае независимо от статуса иностранца, работающего в РФ.
То есть страховые взносы на выплаты иностранцам должны начисляться. Но у этих начислений есть свои нюансы, зависящие от категории плательщика взносов, основания пребывания иностранца в России и квалификации иностранного специалиста.
За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.
Но засилье доктрин не означает, что не закручивается законодательство. В дополнение к самоуправским доктринам налицо косолапое ужесточение требований в отношении налогообложения доходов от источников за пределами РФ, в том числе от участия в иностранных организациях. Начиная с 20012г. в налоговое, валютное и административное законодательство настойчиво (но бестолково) вводятся завернутые нормы, касающиеся, в частности, и рассматриваемых в Анализе вопросов.
Например:
- ужесточения ответственности за валютные правонарушения;
- практической отмены банковской тайны в российских банках;
- контроля за счетами граждан РФ в зарубежных банках;
- постоянного проживания, пребывания, местонахождения налоговых и валютных резидентов в иностранных государствах, а также прерывания того же самого;
- участия граждан РФ в иностранных организациях;
- налогообложения прибыли контролирумых иностранных компаний, в том числе — даже нераспределенной прибыли КИК;
- иного гражданства или другого права постоянного проживания граждан РФ в иностранном государстве.
При этом вводятся сумасшедшие штрафы и подталкивание налогоплательщиков к уголовной ответственности с одновременным неуклюжим втиранием в их доверие. Последнее — в виде Закона о добровольном декларировании с его сомнительными гарантиями, который дважды заслуженно провалился (31.12.2015г. и 30.06.2016г.), но долго будет аукаться для тех лиц, которые все же неосторожно представили свои Специальные декларации.
Продолжает выжиматься налогооблагаемость из запретов на неразрешенные валютные операции вместо введения разумной прогрессивной шкалы налогообложения валютных операций в зависимости от степени их подконтрольности. Даже рядовая работа с честным получением доходов от источников за пределами РФ превратилась для налогоплательщиков в эквилибристику под обязательным руководством опытного тренера.
В то же время «неприкасаемые» не дают себе труда проявить элементарную смекалку в своих, так называемых, схемах, а прут напролом в оффшоры с полной уверенностью в своей безнаказанности. При этом фактическое кредо высшего руководства — после нас хоть потоп.
Для чего правильно квалифицировать статус иностранных граждан?
От того, насколько верно работодатель определит статус иностранного работника, зависит перечень его обязанностей по представлению отчетности, расчету страховых отчислений, уведомлению контролирующих ведомств. Различия по страховым взносам приведены в таблице:
Категория иностранных сотрудников |
Размер страховых взносов |
Представители стран-членов ЕАЭС, а также постоянно и временно проживающие в РФ иностранцы, не являющиеся высококвалифицированными специалистами |
|
Сотрудники, временно пребывающие в РФ, не являющиеся высококвалифицированными специалистами |
|
Высококвалифицированные специалисты |
|
Правовое положение иностранных граждан
Иностранным гражданином (иностранцем) является лицо, находящееся на территории государства, не являющееся его гражданином и имеющее подтверждение наличия у него гражданства другого государства. В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», неоднократно дополнявшимся и действующим ныне в редакции Федерального закона от 6 мая 2008 г., «иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства» (ст. 2). Подтверждением наличия у лица гражданства служит прежде всего заграничный паспорт.
Вопрос о допуске иностранцев на свою территорию каждое государство решает самостоятельно, оно определяет также условия их пребывания на своей территории. В настоящее время большинство государств допускает въезд иностранцев на свою территорию только с предварительного разрешения. Разрешение на въезд в страну обычно оформляется в виде специальной отметки (визы) на паспорте въезжающего иностранца. По российскому законодательству законно находящийся в России иностранный гражданин – это лицо, имеющее визу, действительные вид на жительство, разрешение на временное пребывание либо иные предусмотренные законом или международным договором России документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание в России.
В полном соответствии с общей практикой государства допускают на свою территорию без виз экипажи гражданских морских судов. Сход их на берег осуществляется по удостоверениям личности при условии, что данное лицо внесено в список экипажа, который заранее, до прибытия судна в порт, вручается пограничным властям.
Российская Федерация имеет безвизовые отношения со многими бывшими республиками СССР на основе Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г. и в соответствии с двусторонними соглашениями об условиях взаимных поездок граждан. Кроме стран СНГ Россия заключила договоры о безвизовом режиме с Бразилией, Вьетнамом, Египтом, Израилем, Индонезией, Малайзией, Мальдивами, Таиландом, Турцией, Китаем, Черногорией и другими государствами.
В рамках Европейского Союза создано единое визовое пространство (Шенгенская зона), внутри которого могут свободно перемещаться иностранцы. Государства – участники Шенгенских соглашений установили между собой безвизовую зону.
Объем прав и обязанностей иностранных граждан (правовой режим иностранцев) определяется национальным законодательством государства проживания и современным международным правом.
Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев
Понятие «беженец» вошло в международное право с Первой мировой войны. Оно было выработано на Конференции по проблемам русских и армянских беженцев, проходившей в Женеве в 1926 г. В соответствии с определением, зафиксированным в принятом Конференцией Соглашении о выдаче удостоверений личности указанным выше беженцам, таковыми признавались лица соответствующего происхождения, которые более не пользовались защитой своего правительства и не приобрели другого гражданства. В других международных соглашениях, принятых в 20–30-х гг. XX в., для установления статуса беженца содержались аналогичные критерии.
20 августа 1948 г. была создана Международная организация по делам беженцев (МОБ), в Уставе которой были использованы положения всех предыдущих международных соглашений при определении категории лиц, которым МОБ оказывала помощь. Деятельность этой организации оказалась подверженной политическому влиянию.
В 1951 г. МОБ была заменена Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).
В данное время одновременно действуют три универсальных международно-правовых акта, регулирующих статус беженцев. К этим актам относятся Устав УВКБ ООН, Конвенция о статусе беженцев 1951 г. и Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г.
Согласно определениям этих ключевых международных соглашений для признания беженцем лицо должно соответствовать трем следующим критериям: а) находиться за пределами страны своего происхождения или гражданства; б) испытывать вполне обоснованные опасения преследования; в) эти опасения должны основываться на одном из следующих признаков: расы, религии, гражданства, принадлежности к какой-либо определенной социальной группе или на политических убеждениях.
Различают две категории беженцев: а) «мандатные беженцы» – лица, которые рассматриваются УВКБ ООН таковыми на основе положений Устава управления и подпадают только под его защиту; б) «конвенционные беженцы» – лица, за которыми признан статус беженцев государством убежища, являющимся участником Конвенции 1951 г. или Протокола 1967 г. С точки зрения эффективной защиты прав вынужденных мигрантов категория «мандатные беженцы» менее благоприятна, нежели категория беженцев, признаваемых таковыми Конвенцией о статусе беженцев 1951 г.
Собственно Конвенция 1951 г. первоначально содержала два ограничения: а) временное – право считаться беженцем не распространялось на лиц, ставших таковыми в результате событий, произошедших после 1 января 1951 г.; б) географическое – упомянутые события означают события, произошедшие только в Европе. Протокол, касающийся статуса беженцев, 1967 г. снял упомянутые ранее временное и географическое ограничения Конвенции 1951 г. Протокол является самостоятельным международно-правовым актом, к которому любое государство может присоединиться, не являясь участником Конвенции 1951 г. Государство – участник Протокола берет на себя обязательство применять положения Конвенции 1951 г. в отношении беженцев, подпадающих под ее определение, однако без ограничений во времени и пространстве.
Из-под действия Конвенции и Протокола изъяты палестинские беженцы, они рассматриваются в качестве отдельной категории, и помощь в отношении их обеспечивается через Ближневосточное агентство ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ, учрежденное ООН в 1949 г.
Что касается региональных аспектов правового регулирования по делам беженцев, отметим прежде всего немаловажный фактор помощи беженцам со стороны Европейского Союза. Под его эгидой и на основе Конвенции 1951 г. страны Европы заключили в 1990 г. два соглашения: Дублинскую и Шенгенскую конвенции. Их цели: определить, какое государство-участник отвечает за принятие решений по ходатайству об убежище, поданному тем или иным лицом на территории действия конвенций; при необходимости обеспечить обратный прием (реадмиссию) такого лица и обмен информацией; подтвердить ответственность государства за удаление заявителей, ходатайства которых отклонены на территории Европейского Союза либо в зоне действия Шенгенской конвенции.
В Африке в 1969 г. была принята специальная Конвенция, учитывающая региональные особенности проблем этой категории лиц.
С учетом определений Конвенции 1951 г. африканская Конвенция определяет беженца как «любое лицо, которое вынуждено покинуть страну своего происхождения «в результате внешней агрессии, оккупации, иностранного господства или событий, серьезно нарушающих общественный порядок в какой-либо части или на всей территории его страны происхождения или гражданства»». В рамках продолжающейся реформы африканской региональной системы безопасности (Организация африканского единства в 2001 г. была заменена Африканским союзом) поставлена задача адаптировать Конвенцию о беженцах 1969 г. к изменившейся ситуации в данной сфере. В частности, требуется четкое разграничение между вооруженными элементами и беженцами из числа мирного населения.
24 сентября 1993 г. государствами СНГ было подписано Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашение определяет беженца как «лицо, которое, не являясь гражданином Стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой Стороны вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами» (ст. 1). Вынужденным переселенцем данное Соглашение признает лицо, которое, являясь гражданином стороны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другой стороны по тем же причинам, что и лицо, признаваемое беженцем (ст. 2).
Из этого следует, что Соглашение СНГ 1993 г. придало понятию «вынужденный переселенец» международно-правовой характер.
В Законе РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» и в Законе РФ от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах» с внесенными в них в последующем изменениями и дополнениями закреплены определения беженца и вынужденного переселенца, аналогичные содержащимся в Конвенции 1951 г. и в Соглашении СНГ 1993 г. В законах определен порядок обращения с ходатайством о признании лиц беженцами и вынужденными переселенцами и предусмотрено оказание материальной поддержки, а также содействие им в приеме и обустройстве.
Права и обязанности беженцев, относящиеся к режиму их пребывания в стране убежища, определяются нормами международного обычного и договорного права. В основном они нашли закрепление в Конвенции 1951 г. и Протоколе 1967 г. Положения этих международно-правовых актов определяют так называемые минимальные стандарты правового статуса беженцев. По ст. 7 Конвенции 1951 г. государства-участники обязуются предоставить беженцам правовой режим, которым пользуются иностранцы на их территориях, кроме случаев, когда беженцам предоставляется более благоприятный правовой режим. Государства-участники вправе самостоятельно (или на основе взаимности) расширять объем прав и обязанностей беженцев. Такое расширение осуществляется, как правило, либо на основе специальных соглашений, либо в соответствии с национальным законодательством.
Получить ВНЖ можно не только через брак, учебу или работу
Вид на жительство можно получить разными способами. Самые распространенные — брак, учеба и работа. Почти в каждой стране действуют особые условия для инвесторов, бизнесменов, ученых и высококлассных специалистов.
В особых случаях власти могут дать ВНЖ за конкретные заслуги, например за оказание важной помощи полиции в розыске опасных преступников.
Рассмотрим популярные способы получить вид на жительство:
🏠 Купить недвижимость. Подобные программы действуют в нескольких странах Европы, минимальные вложения — от 250 000 €.
💰 Инвестировать в экономику. Официально это можно сделать в любой стране Европы, но только некоторые из них активно привлекают инвесторов льготными условиями ВНЖ.
👷♂ Открыть бизнес и создать рабочие места. Все страны Европы выступают с такими заявлениями, но получить ВНЖ при этом можно не везде.
👰 Создать семью с гражданином страны. Распространенный вариант, который часто используют мошенники, предлагая заключить фиктивный брак. Рассказываем об этом подробно в статье о гражданстве в Европе.
🧑💻 Заключить трудовой контракт. Простой и надежный вариант, если европейские работодатели заинтересованы в специалисте.
👨👩👧👦 Воссоединиться с семьей. Подойдет, если родственник — муж, ребенок или мама — уже получил вид на жительство. Придется доказать финансовую зависимость или достаточный уровень дохода.
🧑🎓 Поступить в вуз. Это позволит получить статус ВНЖ на 4—5 лет. Чтобы остаться в стране после выпуска, потребуется быстро найти работу и заключить трудовой контракт.
💼 Вести официальную деятельность. Способ относится к дипломатам, представителям международных организаций, членам делегаций.
👩🔬 Заниматься наукой. Потребуется контракт с организацией, которая заказала научное исследование.
🩺 Приехать на лечение. Подходит, если требуется длительное лечение. Как правило, выдается на 1—2 года и обычно не продлевается.
🦸 Доказать ценность. ВНЖ можно получить за особые заслуги перед государством или волонтерскую деятельность.
В обзоре «Вид на жительство в Европе» рассказываем о других способах получить ВНЖ в разных странах. В нем представлено более 40 стран и мы постоянно следим за изменениями.
Виды иностранных граждан (классификация).
Выделение различных групп иностранных граждан способствует более четкому определению объема их прав и свобод.
По причинам пребывания в стране выделяют:
1. Временно пребывающих в РФ. Это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, но не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок их пребывания в РФ определяется сроком действия выданной визы, либо не может превышать 90 суток для граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы, либо определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы. Временно пребывающие в РФ пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ. Кроме того, они должны в установленном порядке уведомить органы ФМС о месте своего пребывания, а также выехать из РФ по истечении определенного срока пребывания.
Правовой статус иностранных работников
Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы выдает Федеральная миграционная служба РФ. С января 1996 г.
работодатели, привлекающие работников из стран — участников СНГ, обращаются за разрешением непосредственно в территориальные миграционные службы. ФМС РФ осуществляет контроль за использованием (реализацией) разрешения.
За выдачу разрешения на каждого работника взимается плата — минимальный месячной оплаты труда.
Разрешительный порядок не касается иностранцев и лиц без гражданства, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
Ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме — не дольше девяноста суток. (Ст. 25.
Режимы для иностранных граждан
На территориях государств, где пребывают граждане иностранных стран, должны пользоваться определенным режимом. Правовые статусы иностранных граждан, которые определяют объемы того, какие должны быть их права и обязанности, можно обозначить «режимом иностранцев». Для иностранных граждан могут устанавливать такие режимы:
- Национальные режимы – предполагают то, что права и обязанности будут выравниваться с местными гражданами (согласно 62 статье Конституции Российской Федерации). Абсолютные и полные национальные режимы для иностранцев не могут предоставляться в государства – согласно общим правилам иностранцы не имеют права избирательства и занятия государственных должностей. Данное правило общепринято и не имеет исключений. Национальные режимы установлены в национальных законодательствах, но также может предусматриваться в актах международного права.
- Специальные режимы – в них предполагается, что иностранные граждане будут наделены специальными правами и обязанностями, отличающихся от тех, которые имеют местные граждане. Иностранным гражданам предоставляется национальный режим относительно экономической, социальной, гражданско-процессуальной и гражданской сферы; специальный режим предоставляется также в политической, трудовой, административной и семейно-правовой сфере.
Специальные режимы закрепляются на уровне национального законодательства и в соглашениях международного характера.
Специальные режимы также могут носить негативный характер. В таких случаях они представляют собой сумму ограничений в области права, распространяющиеся только на иностранных граждан (к примеру, иностранные граждане и имеют права занимать должность капитанов судов и членов экипажа самолетов).
Специальные режимы помимо негативного, могут также быть позитивными. Иными словами, иностранцы или те, кто имеет гражданство других стран, имеют преимущества относительно какой-либо сфер деятельности (жители пограничной области могут въезжать на территории соседних государств в безвизовом режиме, совершать беспошлинную пограничную торговлю). Специальные правила применяют относительно имущества граждан таких стран, как Дания, Финляндия, Исландия и Норвегия, которые на постоянной основе проживают на территории Королевства до момента кончины. Также это относится к собственностии людей, которые умерли, но были датскими, финскими, исландскими или норвежскими гражданами, постоянно проживающими именно в этих странах. Это по большей части необходимо для того, чтобы контролировать их нераспределенное имущество (в соответствии с 4 статьей 3 главы Закона Швеции относительно коллизии законов в области наследования от 1937 года).
- Режимы наибольшего благоприятствования – люди, которые являются гражданами иностранного государства, уравниваются в правах и обязанностях между собой в некоторых областях в определенном государстве. Граждане одних стран пользуются правами и привилегиями на территории одного государства, которые могут в автоматическом порядке распространятся на всех иностранцев. Данный режим может быть установлен на основе международного соглашения и трансформироваться в национальные режимы.
Каждый и режимов, которые устанавливается, может быть основанием для того, чтобы ввести в связи с распоряжением власти соответствующих государства ограничения и изъятия, что чаще всего случается во время того, как применяются реторсии: «Физическое лицо, являющееся гражданином иностранного государства, или лицо без гражданства какой-либо страны могут быть также правоспособны и дееспособны, как и граждане Грузии. В качестве исключения можно допустить, что иностранное государство предполагает нормы, которые ограничивают различные права грузинских граждан. Для данных целей может понадобиться норма закона, которая четко определена» (в соответствии с 21 статьей Закона о международном частном праве Грузии).
Иностранные граждане могут находиться в «двойных подчинениях», то есть подчиняться одновременно двум началам – территориальным (юрисдикция тех государств, где иностранец находится в данный момент) и экстерриториальным (юрисдикция государства, гражданином которого он является).
На общем основании признается, что иностранцы имеют право на выполнение обязанностей и пользования правами, которые соответствуют его национальным правам в той мере, которая не может противоречить нормам суверенитета, безопасности и законодательства стран, в которых он пребывает на данный момент.
Современное международное право предполагает тенденцию того, что права иностранных граждан, которые проживают на территории отдельных государств, уравниваются с правами местного населения и их правовой статус иностранцев приближается к правовому статусу местного населения. В декларации Генеральной Ассамблеи ООН относительно прав человека по отношению к лицами, которые не являются гражданами стран, которые являются местом их проживания (от 1985 года): закрепляются такие правила:
- Всеми государствами устанавливается правовые режимы относительно иностранных граждан, которые учитывают определенные обстоятельства международного характера.
- Иностранцами должны соблюдаться все правила и законы, установленные государством, в котором они проживают, а если эти законы нарушаются, иностранцы несут ответственность так же, как и местные граждане.
- Иностранные граждане, которые проживают на территории иностранного государства, могут использоваться определенный объем гражданских прав и свобод, которые устанавливаются национальным законодательством и международными договорами.
- Нельзя допустить массовую высылку иностранных граждан, которые в законном порядке находятся в данном государстве; в индивидуальном порядке они могут быть высланы только в качестве исполнения соответствующих законов и официальных решений и на основании обстоятельств, которые предусмотрены в законах.
Чем отличается временно проживающий
Как уже говорилось, это иностранный гражданин с РВП, которое оформляется как отметка в паспорте. Иностранный гражданин с РВП не обязан получать дополнительных разрешений на работу, но трудиться вправе только в субъекте РФ, который выдал документ. Этот регион он не вправе покидать без согласования с органами ФМС.
Других ограничений по трудовой деятельности у обладателей РВП нет, никаких дополнительных разрешений ни работнику, ни работодателю получать не нужно, дополнительная отчетность не установлена. РВП выдается на 3 года без права продления.
Находящиеся в России только по миграционной карте вправе трудиться, но только после получения разрешения (с 2015 года — патента, гражданам ЕАЭС патент не нужен), это указано в п. 1 ст. 13.1 ФЗ-115. Работают такие иностранцы только в том субъекте РФ и по той профессии, которые указаны в патенте (п. 4.2 ст. 13 ФЗ-115). Работодателю нет необходимости получать специальное разрешение на допуск иностранцев с миграционной картой, но уведомить службу занятости, ФНС и ФМС придется.
Чтобы привлечь к трудовой деятельности иностранца с визой, следует:
- подготовить приглашение (по нему оформляется рабочая виза);
- получить разрешение на привлечение к трудовой деятельности конкретного иностранца;
- получить разрешение на использование иностранной рабочей силы (выдается отделениями ФМС РФ только при наличии заключения органов занятости о целесообразности такого решения работодателя, ст. 18 ФЗ-115).