Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому не надо ставить тахограф с СКЗИ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Достаточно распространенный вопрос. Водитель покупает грузовой автомобиль или автобус для осуществления коммерческих перевозок, но не собирается регистрировать ИП или юридическое лицо. Нужен ли в этом случае тахограф?
Нужен ли тахограф при коммерческих перевозках на личном автомобиле?
Начиная с 1 ноября 2019 года вопрос решается довольно легко, т.к. тахографы должны устанавливаться на все грузовые автомобили категории С и автобусы категории D. То есть не имеет значения, кто является собственником.
Кроме того, в описанной выше ситуации водителю грозит и наказание за другое нарушение — осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (статья 14.1 КоАП):
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
Размер этого штрафа сопоставим со штрафом за отсутствие тахографа.
На данный момент Министерство транспорта и перевозок уже занимается подготовкой нового федерального закона, основные положения которого регулируют деятельность юридических и физических лиц, которые занимаются перевозкой, а также частных владельцев грузового транспортного средства.
К подобному положению водители относятся по-разному, но основное предназначение закона об устройствах способно благосклонно сказаться на общей транспортной ситуации.
Устройства такого плана эффективно контролируют скорость движения, оптимизируют время работы и отдыха, рассчитывает заработную плату и оптимизирует маршрут.
Автолюбителям настоятельно рекомендуется позаботиться о наличии данного приспособления. Вопрос, обязателен ли тахограф на грузовое авто при осуществлении коммерческой деятельности, является положительным.
Кто должен ездить с тахографом в 2022 году?
устанавливает определенные нормы, касающиеся установки и эксплуатации тахографов. Согласно правилам и нормам, в 2022 году устройства должны быть установлены во всех транспортных средствах, чья масса равна от 3,5 до 12 тонн. К данным видам относятся:
- М2 – транспорт для перевозки пассажиров не более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- М3 – транспорт для перевозки пассажиров более 5 тонн, имеющий не менее 8 посадочных мест;
- N2 – транспорт грузового назначения, массой от 3,5 до 12 тонн;
- N3 – транспорт грузового назначения, массой более 12 тонн.
Теперь нужно разобраться для каких видов транспортных средств тахографы в 2022 году при езде не требуются:
- Автобусы, предназначенные для перевозки пассажиров, категорий M2, M3, N2 и N3, осуществляющие каждодневные перевозки в пределах города и обеспечивающие пригородное сообщение.
- Транспортные средства международных перевозок, получившие специальные лицензии и оснащенные заводскими системами контроля и безопасности.
- Строительные автомобили, используемые на объектах.
- Частные транспортные средства, предназначенные для личных перевозок.
- Учебные транспортные средства, в том числе большегрузные фуры и автобусы.
- Автомобили, проходящие испытания.
- Старые ТС, выпущенные более 30 лет назад.
- Машины военного назначения.
- Автомобили, ведущие оперативную работу в рамках задач поставленных МВД или ФСБ РФ.
На какие транспортные средства ставится прибор?
При использовании автомобиля для личных нужд без цели получения финансовой выгоды необходимости в установке тахографа нет. Если он уже установлен, то при поездке по своим делам можно активировать специальный режим, отключающий некоторые функции прибора. При этом Минтранс четко регулирует, в каких категориях транспорта должен быть установлен тахограф.
К ним относятся:
- M2 – ТС массой до 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- M3 – ТС массой свыше 5 тонн, наличие не менее 8 пассажирских мест;
- N2 – ТС массой от 3,5 до 12 тонн, используемое для перевозки грузов;
- N3 – ТС массой более 12 тонн, используемое для перевозки грузов.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.
На какие типы делится по конструкции
По своей конструкции тахографы подразделяют на аналоговые и цифровые. Первые считаются менее современными устройствами и постепенно уступают место вторым.
Аналоговые тахографы по виду подобны либо спидометру, либо магнитоле. Они оснащены бумажной шайбой (диском), который помещается внутрь устройства.
Далее на этот носитель с помощью иглы самописца заносится информация о его движении в течение суток.
Цифровые тахографы по виду напоминают радиомагнитолу. В эти устройства сведения о движении машины поступают с датчиков, один из которых монтируется на КПП машины.
Это аппарат работает с помощью карты водителя. Вся доступная устройству информация заносится как на запоминающее устройство в самом тахографе, так и на помещенную в его слот карту водителя.
Оснащение транспортных средств в России новыми аналоговыми тахографами было запрещено, начиная с 2014 года.
Причина этого решения была в том, что цифровые устройства являются более современными, поэтому с того времени был взят курс на переход на них.
В то же время в дальнейшем допускалось использование транспортных средств, на которых аналоговый прибор был установлен до 2014 года.
С 2021 года такая возможность отменена. Введено требование установить новую модель тахографа и на устройства, на которых старая стояла изначально.
Отмена сроков на установку тахографов для различных категории ТС
В целом порядок оснащения транспортных средств тахографами остался прежним, однако есть и одно очень важное изменение, на которое нужно обязательно обратить внимание. Речь идет о том, что из данного документа исключен пункт номер 3.
Напомню, что в нем речь идет о сроках установки тахографов на различные группы транспортных средств. Причем большая часть сроков уже прошла, так что их удаление из текста не принесет абсолютно никаких проблем. Однако есть пара абзацев, которая пока что остается актуальной:
3. В соответствии с настоящим Порядком оснащение тахографами транспортных средств, кроме транспортных средств, перечисленных в приложении N 2 к приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 г. N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (зарегистрирован Минюстом России 7 марта 2013 г., регистрационный N 27574) с изменениями, внесенными приказами Минтранса России от 17 декабря 2013 г. N 470 (зарегистрирован Минюстом России 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31406), от 28 января 2016 г. N 16 (зарегистрирован Минюстом России 26 февраля 2016 г., регистрационный N 41211), от 20 февраля 2017 г. N 55 (зарегистрирован Минюстом России 4 мая 2017 г., регистрационный N 46596), от 26 июля 2017 г. N 277 (зарегистрирован Минюстом России 9 ноября 2017 г., регистрационный N 48821) и от 30 января 2021 г. N 35 (зарегистрирован Минюстом России 16 февраля 2021 г., регистрационный N 50061) (далее — приказ Минтранса России N 36) после слов «за исключением», производится:
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 3 или ниже, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 марта 2021 г.;
- транспортных средств категории N2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 июня 2021 г.;
- транспортных средств категории M2, экологические характеристики которых соответствуют требованиям экологического класса 4 или выше, эксплуатируемых физическими лицами, — до 1 февраля 2021 г.;
- транспортных средств категорий M2, принадлежащих многодетным родителям, которые используются ими для перевозки членов своей многодетной семьи, — до 1 января 2022 г.
Так вот, приведенные выше абзацы говорят о том, что определены следующие сроки на установку тахографов:
- 1 февраля 2021 года — на автобусы физических лиц с разрешенной максимальной массой до 5 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 марта 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 3 или ниже.
- 1 июня 2021 года — на грузовики физических лиц с разрешенной максимальной массой от 3,5 до 12 тонн, имеющие экологический класс 4 или выше.
- 1 января 2022 года — на автобусы многодетных родителей с разрешенной максимальной массой до 5 тонн.
Отмена указанных пунктов приводит к тому, что с 1 января 2021 года тахографы становятся обязательными абсолютно для всех автобусов и грузовиков категории С, принадлежащих физическим лицам. И это станет довольно неожиданным для автовладельцев. Особенно для тех, кто собирался устанавливать тахограф только через год.
Как же сложно объяснять заказчикам требования закона, когда они в ответ оперируют фразами типа «мне кто-то сказал» или «я где-то слышал». Чтобы никто не смог сказать что-либо подобное про нашу статью, сразу обозначим — мы будем ссылаться только на документально установленные нормы! Никакой «отсебятины» здесь не будет! Сроки и категории автомобилей, которым нужно устанавливать тахограф взяты исключительно из нормативных документов. Абсолютно любой пункт этого материала можно проверить, если самостоятельно прочитать соответствующие приказы и постановления, ссылки конечно укажем. Итак, все что касается тахографии в России сводится всего к трем основным нормативно-правовым документам.
Закон о тахографах для грузовиков
Начнем с юридических аспектов. «Закон» тут следует взять в кавычки, т.к. кроме действительно норм законов (например, положений КоАП РФ о штрафах за отсутствие тахографа), большинство понятий прописано в Приказе №36 Минтранса, вернее в Приложении № 2 к нему.
С одной стороны, есть документ, в котором указано кому нужно иметь прибор во время движения, и вроде бы не имеет большого значения закон это, распоряжение, приказ или любая другая правовая форма. Но с другой, и это как раз нередко приводит к путанице, изменить федеральный закон долго и трудоемко, а поменять нормы приказа (выпустить новый) – дело нескольких дней, если не часов.
Именно смена норм вышеуказанного приказа и приводит к порождению слухов, мифов, путаниц.
Установка тахографа на грузовой автомобиль и ее стоимость
Цена зависит от типа устройства и сложности его монтажа. Стоимость сертифицированного прибора колеблется от 25000 – 35000 рублей и выше. За установку, калибровку и активацию придется заплатить еще 20% — 30% от этой суммы.
Несколько примеров стоимости на момент публикации. Обратите внимание, что устройства указаны для наглядности, а не с целью каких-либо рекомендаций. И точно не указываем какой лучше поставить. Цены ориентировочные, и не являются предложениями приобрести прибор.
Название тахографа | Цена прибора, руб. | Сколько стоит с установкой, руб. |
---|---|---|
КАСБИ DT-20M | 30 000 | 40 000 |
Меркурий ТА-001 | 29 000 | 35 900 |
АТОЛ DRIVE 5 | 32 500 | 39 400 |
VDO DTCO 3283 | 37 900 | 44 400 |
EFAS V2 RUS | 33 400 | 39 900 |
Кроме этого, Приказ Минтранса устанавливает необходимость поверки прибора каждые два года. Эта процедура в среднем оценивается в 2 000 рублей.
Чтобы избежать денежных взысканий в 2022 году, нужно не только установить устройство и следить за его работоспособностью, но и своевременно проводить проверку прибора. Тахограф признают допустимым к использованию только в том случае, если выполнены следующие требования:
- на пломбе отсутствуют следы физического воздействия;
- присутствует устройство, позволяющее контролировать показатели скоростного режима;
- установлен навигатор, подключенный к системе ГЛОНАСС и GPS;
- на самом приборе отсутствуют царапины, вмятины и дефекты, которые могут говорить о попытке физического воздействия на тахометр;
- корпус изделия цел;
- у водителя присутствует чип карты, которую использует только он.
Такие требования вытекают из положений приказа Минтранса РФ №440 от 28 октября от 2021 года. Если прибор не соответствует требованиям, это чревато наложением штрафов за тахограф по статье 11.23 КоАП РФ. Поэтому нужно следить за состоянием тахометра и своевременно его менять.
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июля 2021 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
Кому не надо ставить тахограф
Также этот список можно продолжить следующими видами машин:
- Автомобили городского общественного транспорта: троллейбусы.
- Автотранспорт, использующийся с целью международного сообщения с аппаратами «Европейского образца».
- Машины военнослужащих.
- Личные авто полиции, ФСБ, ФСИН.
- Трактора.
- Машины, которые «на ходу» длительное время, более 30 лет.
- Автотранспорт автошкол.
- ТС, необходимые для проведения дорожных испытаний.
Это далеко не весь перечень транспортных средств, предусмотрен еще один подраздел, организующий машины в группы по различным выполняемым работам:
- Гудронаторы и краны с автоматическим механизмом управления.
- Машины для экстренной медицинской помощи населению.
- Эвакуаторная техника.
- ТС для уничтожения очагов возгорания.
- Транспортные средства для коммунальных служб и транспорт для целей нефтяных и газовых скважин.
- Машины служб инкассации.
- Автомобильные устройства с подъемниками и рабочими платформами.
- Медицинские агрегаты на шасси.
- Автолавки.
- Микроавтобусы для целей обслуживания ритуальных услуг.
- Автодома.
- Машины с функцией бронирования салона.
- Специализированные машины.
- Грузовики категории С, которые необходимы производителям товаров сельскохозяйственного назначения.
- Мобильные лаборатории, мастерские.
- Подвижные машины для съемок репортажей и фильмов на колесах.
Для каких ТС тахограф не обязателен?
В законах детально прописывается не только то, на какие автомобили нужен тахограф, но и список исключений. Есть техника категорий N2/N3, М2/М3, которую не нужно оснащать бортовыми тахографами.
Первая достаточно большая группа транспортных средств — это грузовики и автобусы, на которых стоят приборы европейского образца (ЕСТР). Если для внутренних рейсов в РФ обязательно наличие тахографа с блоком СКЗИ, то для международных поездок машины оснащают самописцами ЕСТР. Если у компании есть разрешение на международные перевозки, то машины с тахографами ЕСТР также могут свободно перемещаться по территории РФ.
Кроме того, тахографы не следует устанавливать на:
- Технику, которая не перемещается по дорогам общего пользования (например, работает только в пределах промплощадок или территории горной разработки).
- Трактора, самоходные ТС, а также другую технику, которая прошла регистрацию в гостехнадзоре.
- Транспортные средства, которые используются для обучения вождению, и не применяются для иных целей (грузовые/пассажирские перевозки).
- Транспортные средства, находящиеся в ведении ВС РФ, МВД, ФСБ, Росгвардии, других специальных служб.
- Автомобили, чей возраст превышает 50 лет, и которые при этом не задействуются в коммерческих рейсах.
- Медицинскую технику (автомобили Скорой Помощи, медицинские комплексы на колесных шасси и др.).
- Технику МЧС и пожарной охраны.
- Строительную и коммунальную спецтехнику — от автобетононасосов до автокранов.
Сферы применения тахографа
Тахограф – специальный прибор, ведущий комплексный учет показателей, напрямую влияющих на безопасность передвижения транспортного средства. Среди них:
-
скорость движения;
-
пробег;
-
маршрут следования;
-
время работы и отдыха водителя.
Устройство позволяет разрешать спорные ситуации с сотрудниками ГИБДД по поводу соблюдения правил дорожного движения, а владельцы автотранспортных предприятий с его помощью могут контролировать работу персонала и оценивать производительность.
Категории ТС, на которых в обязательном порядке устанавливаются средства тахографического контроля, утверждены приказом Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., в который позднее вносилось несколько дополнений.
В перечень входят:
-
ТС для перевозки пассажиров с максимальной массой до 5 тонн и количеством сидячих мест (кроме водительского) свыше 8 (категория М2).
-
Пассажирские ТС с максимальной массой более 5 тонн и количеством сидячих мест свыше 8 (категория М3).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой от 3,5 до 12 тонн (категория N2).
-
Грузовой автотранспорт с максимальной массой свыше 12 тонн (категория N3).