Эксперт АЮР: Как взыскать деньги за травму в транспорте

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксперт АЮР: Как взыскать деньги за травму в транспорте». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.

Ответственность фирмы-перевозчика

В случае с выплатой по ОСГОП все еще более запутанно. В соответствующем законе сказано, что страховщик возмещает вред здоровью либо жизни пассажира в случаях, когда тот пострадал в процессе перевозки. При этом под страховым событием подразумевается возникновение обязательств фирмы-перевозчика по возмещению вреда пострадавшему. Следует заметить, что ни в одном законодательном акте нет перечня событий, при наступлении которых у транспортной компании возникает обязательство по возмещению вреда жизни либо здоровью пассажира.

Правда, исходя из сложившейся практики, позиции государства и здравого смысла можно с уверенность заявить, что пострадавший гражданин в любом случае вправе рассчитывать на возмещение. Исключение составляют травмы, полученные вследствие воздействия радиации, военных действий, армейских маневров и гражданских волнений. Как показывает практика, государство обязывает страховщиков возмещать ущерб, даже если причиной травмы стала террористическая атака. Другими словами, у страховых компаний практически нет возможности отказать пассажиру в компенсации ущерба. Конечно в том случае, если страховщик не сможет доказать, что потерпевший гражданин целенаправленно содействовал наступлению страхового события.

Что же остается травмированному пассажиру? В случае, когда страховое событие подпадает под действие системы ОСГОП, необходимо обращаться в компанию, застраховавшую гражданскую ответственность фирмы-перевозчика. В иных случаях в дело вступает обязательная автостраховка. Если судить о величине выплаты, то пострадавшему выгоднее обращаться за компенсацией вреда здоровью по ОСГОП. Страховая сумма по случаям вреда здоровью, предусмотренная таким договором, в четыре раза больше, чем лимит ответственности страховщика по полису ОСАГО. Другими словами, пассажир, обратившийся за выплатой по страховке ответственности транспортной компании, получит более существенную компенсацию.

Напоследок стоит заметить, что чрезмерная хитрость при общении с сотрудниками страховщика обычно оборачивается плачевными последствиями. Для примера можно взять процедуру расчета цены полиса в калькуляторе ОСАГО . Страхователь может слукавить, завысив свою скидку или водительский стаж, но при наступлении страхового события автовладельцу все равно придется доплатить недостающую сумму. Сегодня у отечественных страховщиков есть довольно эффективные инструменты для выявления заявителей-обманщиков, например, единая база данных РСА.

Как предотвратить наступление уголовной ответственности

Инспектор ГИБДД на месте происшествия примерно определяет для себя, кто что нарушил. Это не значит, что он априори прав, и его версию нельзя будет оспорить. Работа инспектора заключается в том, чтобы составить схему ДТП и вынести постановление о нарушении правил дорожного движения. Если есть погибшие, материалы сразу передают в следственные органы для возбуждения уголовного дела. Если кто-то пострадал и попал в больницу, ждут заключения медиков.

Важно: эксперт всегда спрашивает, мог ли водитель предотвратить столкновение. Если выясняется, что обвиняемый не нарушал ПДД и не мог действовать иначе, его вины в случившемся нет. Это не уголовное преступление.

Например, едет водитель по плохо освещенной дороге. Снижает скорость по правилам, как положено, а на дорогу прямо перед машиной внезапно выбегает человек. Перебегает в неположенном месте, без пешеходного перехода. То ли в состоянии алкогольного опьянения, то ли просто безответственный. Во время автотехнической экспертизы и беседы с водителем выясняют, на каком расстоянии от машины пешеход оказался на дороге. Мог ли человек за рулем успеть среагировать, остановиться? В автоэкспертизе существует расчет времени принятия решения. Если в момент, когда пешеход выскочил на дорогу, между ним и автомобилем оставалось метров 10, это примерно секунда до столкновения при скорости 60 км / час. Чтобы водитель успел остановиться, за эту секунду мозг должен получить зрительный сигнал, обработать его и дать соответствующую команду — нажать на педаль тормоза. Это физически невозможно. Мозг никак не мог успеть среагировать. В такой ситуации эксперты приходят к выводу, что предотвратить наезд на пешехода водитель не мог, п.10.1 ПДД не нарушал и от уголовной ответственности освобождается.

Интересно: все современные автомобили оборудованы системой ABS, которая препятствует блокировке колес во время торможения. Следов от шин на асфальте не остается, установить точную скорость движения невозможно. При построении линии защиты это может сыграть на руку.

Читайте также:  Примеры причин переноса отпуска по инициативе работника и работодателя

Если факт нарушения ПДД водителем установлен, оспорить его невозможно. Нужно разбираться, действительно ли потерпевшему нанесен тяжкий вред здоровью. Иногда сам человек преувеличивает, иногда врачи ошибаются, не учитывают какие-то факторы и проводят поверхностные обследования. Либо происходит то, что я описал в истории в начале: здоровье потерпевшего ухудшается после аварии и лечения, наступает смерть, но причиной оказывается не травма в ДТП, а ошибка врачей.

Как определяется моральный вред при ДТП?

Доказать нанесение нравственных страданий и назначить покрытие расходов может только суд, основываясь на обстоятельства конкретного происшествия. Возможно, в ходе разбирательства виновному удастся смягчить для себя наказание. Или наоборот — оно станет еще строже. При определении нравственного урона учитываются такие факторы:

  • нарушал ли ранее правила дорожного движения виновник данного ДТП;
  • был ли он во время происшествия в состоянии алкогольного опьянения;
  • подтверждает ли он свою вину и готов ли раскаяться;
  • готов ли он добровольно возместить ущерб пострадавшему;
  • есть ли проблемы в жизненной ситуации виновника;
  • нарушал ли ПДД сам потерпевший.

Моральный вред от ДТП определен законом как испытывание физических и нравственных страданий, полученных в результате происшествия (ст. 151 ГК РФ). Пострадавший или его родственники, а также доверенное лицо вправе потребовать возмещения нравственного ущерба, возникшего в результате инцидента.

Нередко авария приводит к тому что человек на какое-то время лишается физической и нравственной возможности жить, как раньше. Он испытывает глубокие душевные переживания и не может вести активную жизнь.

Статьи 150 и 1100 ГК РФ определяют это понятие. Моральный урон, нанесенный человеку после ДТП, выражается в том, что он:

  • испытывает боль после перенесенной травмы после происшествия;
  • не может самостоятельно передвигаться (временно или постоянно);
  • он не может работать и, соответственно, получать доход;
  • испытывает душевные страдания от ухудшения самочувствия;
  • глубоко переживает смерть или увечья близкого человека, пострадавшего после аварии;
  • переживает по случаю поломки автомобиля, с помощью которого он зарабатывал деньги.

Возмещение нравственного вреда часто заключается в оплате лечения и восстановления здоровья потерпевшего (ст. 1085 ГК РФ). Компенсацию морального ущерба после ДТП могут требовать водители, их пассажиры, а также пешеходы, которые пострадали в результате автоаварии.

Если пострадал несовершеннолетний гражданин, компенсацию за его нравственные страдания могут получить его родственники. Такое же правило действует и в случае увечья или смерти потерпевшего.

О возмещении морального ущерба закон поясняет следующие моменты:

  • компенсация представляет собой денежную выплату, размер которой определяет суд (ст. 1101 ГК РФ);
  • моральные издержки от опасной ситуации должны быть компенсирован вне зависимости от вины того, кто его нанес (ст. 1100 ГК РФ);
  • возмещать ничего не будет нужно, если водитель докажет, что страдания нанесены из-за обстоятельств непреодолимой силы, то есть форс-мажора (ст. 1079 ГК РФ);
  • если в ситуации виновен пострадавший, то размер выплаты может быть уменьшен, или водитель, причинивший урон, освобожден от нее;
  • если при ЧП погиб кормилец семьи, его родные получат компенсацию вреда, независимо ни от каких обстоятельств (ст. 1083 ГК РФ).

Что делать если пассажир – виновник ДТП

Конечно, в большинстве случаев пассажир не может быть признан виновным. Следовательно, если нет вины – ждать, или требовать материальную компенсацию – бессмысленно. Тем не менее, есть некоторые ситуации, в которых страховая компания не имеет права выплачивать средства. Значит, они должны быть возмещены виновным пассажиром. Когда это актуально?

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо понимать, по какому принципу рассматриваются такие ситуации в судах. За основу берется то, что именно причиняет вред. Страховым случаем считаются те ситуации, когда ущерб наносится непосредственно сам автомобиль. Однако, чтобы он принес существенный вред, он должен быть в движении.

Сбил пьяного человека вне пешеходного перехода. Как составить исковое заявление на возмещение страховых выплат читайте тут.

Какие обязанности есть у пассажира согласно ПДД?

При дорожном движении все участники процесса (водители, пешеходы и пассажиры) имеют права и обязанности.

Согласно пункту 5.1 Правил дорожного движения (ПДД), при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны:

быть пристегнуты; производить посадку и высадку из машины со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства; выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.

Согласно пункту 5.2 ПДД пассажирам при поездке на легковом автомобиле запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения. Однако никаких санкций с пассажиров за это закон не предусматривает. Пассажира могут оштрафовать только за непристегнутый ремень (штраф 500 руб. ст. 12.29 КоАП). Единственным решением остается высадка такого пассажира.

Так как практически каждое дело по обоюдной вине требует судебного разбирательства, то судебная практика достаточна обширна. Но не забывайте, что в нашей стране не прецедентное право, следовательно, не факт, что в вашем случае судья вынесет такое же решение о возмещении ущерба, как и в аналогичной ситуации. Но судебная практика важна именно как чужой опыт в нелёгком деле тяжбы.

Читайте также:  27.12.2022 Выплаты и пособия на детей в 2023 году

Вообще, как правило, в большинстве случаев устанавливается вина 50/50, то есть по решению суда возмещение ущерба осуществляется наполовину для каждой из сторон. Для получения другого результата требуется или очевидность незначительности виновности одного из участников, или грамотное обоснование своего видения ситуации.

А также, если размер вины каждого участника установить по тем или иным причинам не представляется возможным, то судья принимает решение о равной вине. Естественно, когда участники обращаются в суд, они ожидают других результатов. Поэтому важно предоставить убедительную доказательную базу, подтверждённую экспертными заключениями, показаниями свидетелей и т. д.

Придётся ли платить за простой?

Здесь можно сразу и коротко ответить: да, придется!

Попав в ДТП на трамвайных путях или под линией троллейбусов, вы тем самым остановите движение на них. И хорошо, если движение встанет только в одну сторону, тогда и сумма простоя будет меньше.

Поэтому, находясь на месте ДТП, учтите, что у водителя есть обязанность освободить проезжую часть если машина мешает движению другого транспорта. Хотя трамвайные пути – это не проезжая часть, но освободить их всё же не помешает.

При этом, стоит помнить о том, что смысл убирать машину есть только тогда, когда не проехать встречному трамваю. Так как тот трамвай, с которым вы попали в ДТП, не сможет освободить трамвайные пути и не поедет дальше по маршруту, пока не приедут сотрудники ГИБДД.

В случае с троллейбусами нужно смотреть по обстановке, если троллейбусы смогут объехать поврежденные авто, тогда повезло, если нет, тогда встанут и они.

Как получить возмещение ущерба

Правилами страхования ОСАГО предусмотрено, что выплата пострадавшей стороне производится при условии, что определен виновник ДТП.

Если стороны не смогли договориться (по Европротоколу) или правоохранительными органами признана вина обоих водителей в равной степени, получить выплату не получится.

Если в аварии пострадали люди, то компенсация выплачивается посредством обращения в РСА. Но данный способ распространяется на возмещение ущерба, причиненного людям. То есть, получить компенсацию на восстановление автомобиля не получится.

Согласно правилам получения выплат, пострадавший водитель обязан обратиться в страховую компанию в пятидневный срок.

Если этот период был увеличен без уважительной причины, то страховщик вправе отказать в компенсации. Но когда речь идет о задержке сроков по причине следствия, страховые компании часто идут на уступки.

Не стоит рассчитывать, что спустя 2-3 месяца нарушитель будет найден, а страховая компания с радостью выплатит положенную денежную сумму. Максимальный период ожидания редко превышает 2-3 недель.

Получается, что если виновник не найден, то нет смысла обращаться в страховую компанию? По сути, это так. Но все же стоит уведомить страховщика о произошедшем, предоставив документы.

Если компания пойдет навстречу клиенту, срок ожидания будет увеличен. В остальных случаях компенсировать расходы придется виновнику после судебного разбирательства.

Оставление места ДТП является правонарушением, за которое предусмотрено наказание в виде лишения водительского удостоверения и арест.

Пострадавшего в ДТП водителю также не радует отсутствие виновника, что ставит запрет на получение компенсации от страховой компании.

Решаются такие дела в судебном порядке, где определяется степень виновности второго водителя и наказание. От пострадавшего водителя требуется сбор информации с места ДТП и грамотное оформление документов для суда.

Какой штраф за простой трамваев при ДТП, объясняется в статье: ДТП с трамваем.

Что делать, если виновник ДТП не признает свое вину

Если участник ДТП понимает, что лицо, виновное в дорожно-транспортном происшествии отказывается признавать свою вину, он должен действовать по стандартной схеме: прежде всего, необходимо пригласить на место аварии сотрудников ГИБДД для фиксации обстоятельств столкновения.

Во время ожидания приезда на место аварии сотрудников дорожной инспекции, автомобилист должен:

  1. Найти свидетелей случившегося, который смогут дать показания о виновности второго участника аварии в столкновении.
  2. Следующий шаг – получение от свидетелей из контактных номеров телефона. Это необходимо для того, чтобы в случае судебного разбирательства автолюбитель смог созвониться с присутствовавшими на месте ДТП и взять с них письменные показания или попросить засвидетельствовать свою точку зрения в суде.
  3. Еще один важный момент, на который стоит обратить внимание во время ожидания приезда сотрудников ГИБДД – камеры видеонаблюдения. Сейчас такие фиксирующие устройства устанавливаются не только на дорогах и крупных магазинах, но и на обычных многоквартирных домах.
    Поэтому поиск записей с камер видеонаблюдения не должен занять у автовладельца много времени.

Установление виновности в суде

Если кто-то из участников ДТП не согласен с определением виновности, или виновник в ГИБДД не установлен, то нужно обратиться в суд для проведения гражданского процесса. Для начала нужно собрать необходимый пакет документов и предоставить документы в канцелярию суда. Количество документов может разниться в зависимости от обстоятельств аварии, но примерный список выглядит так:

  1. Исковое заявление.
  2. Квитанция об уплате госпошлины.
  3. Приложить к заявлению расчет суммы ущерба, по мнению истца
  4. Необходимо получить для судебного заседания документы из ГИБДД, обосновывающие требования истца.
  5. Если в суде у истца будет представитель, то необходимы подтверждающие документы.
Читайте также:  Наезд на пешехода: действует ли ОСАГО и как получить выплату?

Бесконтактное происшествие

ДТП признается бесконтактным в случаях, когда столкновение с транспортным средством, пешеходом или другим объектом происходит из-за действий водителя, создавшего помеху виновнику дорожно-транспортного происшествия. Подобные аварии должны оформляться сотрудниками ДПС, а в документах делается отметка о том, что авария произошла по вине водителя, создавшего помеху.

Пример из практики. В феврале 2018 суд г. Волгограда вынес решение по следующему делу: водитель автомобиля А, ехавший по главной дороге, чтобы уйти от столкновения с автомобилем В, водитель которого проигнорировал знак, обязывающий уступить дорогу, был вынужден перестроиться на вторую полосу, но не рассчитав расстояние, врезался в автомобиль С.

Сотрудники Госавтоинспекции, прибывшие на место происшествия, установили, что авария произошла по вине водителя, управляющего автомобилем В. Однако суд, изучив записи видеорегистратора с автомобиля С, решил, что виновником ДТП является водитель А и обязал его компенсировать ущерб владельцам транспортных средств, пострадавшим от его противоправных действий.

Услуги, оказываемые адвокатом, в рамках защиты по уголовным делам о ДТП

Перечень услуг, предоставляемых уголовным адвокатом по делам о ДТП довольно внушительный:

  • консультации по всем вопросам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями;
  • изучение всех материалов уголовного дела по факту ДТП;
  • участие во всех процессуальных мероприятиях, в том числе на допросе;
  • разработка линии поведения, которой клиенту стоит придерживаться на всех стадиях судопроизводства;
  • проведение собственного независимого расследования, направленного на выяснение всех подробностей происшествия. Зачастую сведения, которые удается собрать адвокату, способны повлиять на смягчение наказания или квалификацию статьи, а в некоторых случаях и освободить субъекта от уголовного преследования;
  • обжалование действий, предпринимаемых сотрудниками правоохранительных органов и пр.

По завершении процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, уголовное дело передается в суд, который основываясь на собранных материалах, принимает окончательное решение и избирает меру наказания виновнику ДТП. Уголовное дело в некоторых случаях может быть прекращено, вследствие недоказанности вины подозреваемого.

Если родственники пострадавшего или его наследники обращаются в суд с иском о компенсации морального или материального ущерба, то адвокат формирует линию защиты в рамках гражданского судопроизводства. Обычно подобные исковые заявления подаются в случаях, когда выплаченной страховки не хватает для покрытия причиненного ущерба.

В случае возникновения проблем с возмещением ущерба адвокат может выступать посредником в переговорах со страховой компанией.

Что значит обоюдная вина в дорожно-транспортном происшествии

Нужно сразу сказать, что четкого толкования данного понятия в законе нет, то есть таким словосочетанием принято называть ситуации и происшествия, при которых вина касается всех участников ДТП.

Выделяют три вида разновидностей нарушения:

  • Когда столкновение случилось исключительно по вине одного нарушителя, естественно, все платежи по ОСАГО потерпевший получит в любом случае.
  • Если после инцидента было вынесено решение сотрудника ГИБДД о том, что невозможно собрать достоверные данные и установить всю картину произошедшего по причине различных показаний сторон. Несогласие с такими выводами приведет к разбирательству уже в судебном порядке.
  • Два водителя одновременно не соблюдали правила движения автотранспорта. В итоге обе стороны получают протокол и акт об административном нарушении.

Обжалование обоюдной вины ДТП

Никто не застрахован от необоснованного обвинения. Если участник ДТП, чьи нарушения констатированы наряду с виной второго участника с этим не согласен, он вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав.

Предметом такого обращения будет оспаривание Протокола и Постановления об административном правонарушении. Напротив, если виновный водитель считает, что другой участник также виновен, а сотрудников ГИБДД в этом убедить не удалось, то остается шанс – судебная инстанция.

Помимо суда существует также возможность оспорить обоюдную вину путем подачи кляузы в вышестоящий орган. Если этот способ не принесет результата, то тогда уже следует обращаться в судебную инстанцию.

Только в этом случае придется обжаловать не только протокол и постановление, но и решение вышестоящего органа. Суд может пригодиться не только для установления обоюдной вины, но и для установления ее степени. Если не разбираться с этим вопросом в суде, то степень будет априори считаться раной.

Нормативное закрепление обоюдной вины

Ни один из законов не содержит такого понятия, как «обоюдная вина в ДТП». Однако в ФЗ № 40-ФЗ содержатся косвенные нормы, указывающие на порядок действий в аналогичных ситуациях. Поскольку происшествия с обоюдной формой вины встречаются не так редко, у сотрудников ГИБДД и работников страховых компаний выработана своя правоприменительная практика.

Обоюдная вина при ДТП – это ситуация, которая стала причиной аварии 2 и более ТС, но с обязательным условием виновности обоих водителей. Получается, что каждый участник является одновременно пострадавшим и виновным.

Важно отметить, что действия каждого участника должны быть одной из причин происшествия. Для установления истины требуется множество доказательств, которые рассматриваются в судебном порядке.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]