Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как считать и платить пени с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявление об уточнении платежа в налоговую службу на сегодняшний день не имеет унифицированной единой формы, так что сотрудники организаций и предприятий получают возможность писать его в произвольном виде или, если в компании есть разработанный и утвержденный шаблон документа – по его образцу. Главное при этом, чтобы соблюдались нормы делопроизводства в плане структуры документа, а также вносились некоторые обязательные сведения.
Размер пени считается так:
Сумма недоимки * Кол-во дней просрочки * 1/300 ключевой ставки
Важно! При расчете пени нужно учитывать изменения ключевой ставки в течение расчетного периода. К примеру, с февраля по ноябрь 2022 года ЦБ изменил ключевую ставку семь раз.
Допустим, компания заплатила налог после крайнего срока уплаты. При наступлении срока его уплаты на едином налоговом счете образовалось отрицательное сальдо — 250 400 руб.
Ключевая ставка ЦБ менялась — первые 5 дней она была 9,5%, а оставшиеся 10 дней — 8%.
Расчет пени выглядит так:
250 400 руб. * ((5 дн. * 1/300 * 9,5%) + (10 дн. * 1/300 * 8%)) = 1 063,37 руб.
Эта сумма будет зачтена налоговиками в счет уплаты пеней.
Цель изменений: упрощение уплаты налогов юрлиц и ИП. В настоящее время ошибок в платежных документах много и платежи не засчитываются, возникает техническая задолженность.
Преимущества нововведения:
- Одна дата в месяц для уплаты налогов — каждый месяц, 28 число.
- Одна дата в месяц для представления деклараций либо уведомлений исчисленной суммы — 25 число.
- Проще платить:
- один платеж в месяц: каждый месяц, 28 число.
- в платежном поручении только два изменяемых реквизита: ИНН и сумма.
Возможность изменения ИНН предусмотрена для уплаты за третье лицо. Остальные реквизиты платежа будут на сайте.
- Одна сумма расчетов с бюджетом — одна карточка расчета с бюджетом для всех налогов:
- нет ошибочных платежей;
- при наличии переплаты и недоимки нет излишних пеней;
- нет зачетов;
- один день для поручения на возврат;
- положительное сальдо на ЕНС можно использовать на перечисление за третье лицо;
- нет трехлетнего срока давности, поэтому переплату всегда можно использовать, даже через 4, 5 и более лет. Деньги возможно вернуть или произвести перечисление на ЕНС третьего лица.
- Будет проще разобраться с долгом:
- один день на снятие приостановления/ареста со счета;
- единый документ на взыскание долга с динамично изменяемой суммой — вместо новых документов на каждый новый долг.
- Онлайн-доступ к детализации начислений и уплат в Личном кабинете юрлица и ИП.
Будет видно и поступление денег на ЕНС, и как они распределены.
Единый налоговый платеж распространяется на все платежи за исключением:
- НДФЛ, патентов,
- сборов за пользование объектами животного мира,
- сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов,
- НПД,
- госпошлины, по которой суд не выдал исполнительный документ,
- страховых взносов от несчастных случаев и профзаболеваний.
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Платежное поручение при ЕНП
Согласно рекомендациям налоговых инспекторов, удобнее и быстрее платить ЕНП через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или сформировать платежку в бухгалтерской программе. В этом случае поля с обязательными реквизитами единого налогового платежа заполняются автоматически. Если платежное поручение заполняется вручную, указываются следующие реквизиты:
Реквизиты | Наименование (поле) | Содержимое поля |
---|---|---|
7 | Сумма | Сумма совокупной обязанности |
101 | Данные о плательщике, получателе и платеже (статус) | 01 |
102 | ИНН и КПП плательщика | Выдается по месту регистрации головной организации |
61 | ИНН получателя | 7727406020 |
103 | КПП получателя | 770801001 |
13 | Наименование банка получателя | Отделение ТУЛА БАНКА России//УФК по Тульской области, г. Тула |
14 | БИК банка получателя средств | 017003983 |
15 | Номер счета банка получателя | 40102810445370000059 |
16 | Наименование получателя | Управление Федерального казначейства по Тульской области (Межрегиональная инспекция ФНС по управлению долгом) |
17 | Номер казначейского счета | 03100643000000018500 |
22 | Код (УИП) | |
24 | Назначение платежа | Единый налоговый платеж |
104 | КБК | 18201061201010000510 |
105 | ОКТМО | |
106 | Основание платежа | |
107 | Налоговый период | |
108 | Номер документа, на основании которого оформляется платеж | |
109 | Дата документа, на основании которого оформляется платеж |
Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
В какой срок инспекция выносит решение о зачете переплаты по налогу
Срок принятия решения о зачете зависит от того, проводила ли инспекция камеральную проверку и обнаружила ли в ходе нее нарушения.
Если инспекция провела камеральную проверку и не выявила нарушений, срок составляет 10 рабочих дней. Их отсчитывают не сразу после завершения проверки, а после того, как истекут еще 10 рабочих дней с одной из следующих дат (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ):
— дата, следующая после дня окончания проверки, — если инспекция завершила ее в установленный срок;
— дата, когда проверка должна быть завершена по п. 2 ст. 88 НК РФ, — если инспекция проверяла декларацию дольше положенного срока.
Если инспекция провела камеральную проверку и выявила нарушения, срок составляет 10 рабочих дней с даты, следующей за днем вступления в силу решения по итогам камеральной проверки (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5, 8.1 ст. 78 НК РФ).
Если камеральная проверка не проводилась, инспекция должна вынести решение о зачете переплаты в течение 10 рабочих дней со дня получения от вас заявления или подписания акта совместной сверки, если такая сверка проводилась (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 5 ст. 78 НК РФ). Рекомендуем вам подавать заявление о зачете заранее — как минимум за 10 рабочих дней до предстоящего срока уплаты налога, в счет которого вы планируете направить переплату.
О принятом решении инспекция должна сообщить вам в течение пяти рабочих дней после его принятия (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ). Такое сообщение инспекция может передать вам или вашему представителю лично под расписку, по ТКС или другим способом (п. 9 ст. 78 НК РФ).
Если инспекция сама проводит зачет переплаты в счет задолженности по налогам (пеням, штрафам), то такое решение должно быть принято в течение 10 рабочих дней со следующего дня после (п. п. 2, 6 ст. 6.1, п. 5 ст. 78 НК РФ):
— обнаружения переплаты;
— подписания совместного с вами акта сверки, если она проводилась;
— вступления в силу судебного решения (например, если переплату подтвердил суд).
Особенности поручения
Оплата пени в налоговую по отдельному платежному поручению в 2019 году проводится, если имеется просрочка в уплате и нет норм, позволяющих освобождать субъекта от налога. При этом документ имеет свои особенности оформления, которые связаны с тем, что неустойка обеспечивает своевременность перечисления обязательных бюджетных поступлений, к которым относится и транспортный сбор. При этом они являются не санкцией, а мерой обеспечения должного выполнения обязательств, это же встречается и при ЕНВД, НДС или работе по УСНА, даже ИП должны их направлять государству. Даже взносы на ОМС и ОПС могут облагаться пеней при несвоевременном перечислении, стоимость которой вычисляется по примерно такому же алгоритму.
Сравнивая платежное поручение, выписываемое на пени, можно отметить его сходство с квитанцией, позволяющей оплачивать основную сумму. Это достигается тем, что так же необходимо оговаривать статус плательщика, будут указываться реквизиты стороны, принимающей деньги и администратора доходов. Но существуют и различия, они заметны в том числе и в КБК, куда необходимо добавлять сведения.
К примеру, есть несхожести в поле 104, ведь пени по налогам имеют отдельный КБК, в разрядах 14-17 указывается подвид прибыли под обозначением 2100. Также код поспособствовал изменению в процессе заполнения платежки, поэтому поле 110, отвечающее за тип платежа, не заполняется. Небольшие отличия есть и в поле 106, ведь при текущих платежах тут ставится показатель ТП.
Кбк по ндфл в 2022 году
Коды на 2022 год утверждены приказом Минфина от 08.06.2021 № 75н. К существующим ранее КБК, в этом году добавили новый код для граждан, которые платят НДФЛ по ставке 15% сами за себя. Для налоговых агентов КБК при уплате повышенного НДФЛ введен в 2021 году.
Новый КБК, который введен с 2022 года, предназначен для идентификации перечислений в бюджет НДФЛ самими получателями дохода по повышенной ставке – 15%.
Бухгалтерия компании применяет повышенную ставку НДФЛ к доходам высокооплачиваемых работников. С налоговой базы свыше 5 млн рублей нужно удерживать Налог по ставке 15%. КБК для этих платежей введен с 2021 года приказом Минфина от 12.10.2020 № 236н.
- Налог может платить организация, которая выступает в роли налогового агента, либо сам получатель дохода.
- Соответственно КБК для этих двух случаев разные:
- Если получатель дохода платит налог сам, КБК – 182 1 01 02120 01 0000 110.
- Если НДФЛ перечислят в бюджет налоговый агент, КБК – 182 1 01 02080 01 1000 110.
Индивидуальные предприниматели используют коды бюджетной классификации, отличные от организаций и других физических лиц. У них они отличаются в зависимости от того, за кого осуществляется платеж:
- налог за себя, включая адвокатов, нотариусов и глав КФХ, — 182 1 01 02020 01 1000 110 (по ставке 13% при годовом лимите до 5 млн руб.);
- при превышении лимита в 5 млн руб. по ставке 15% — 182 1 01 02080 01 1000 110;
- КБК НДФЛ за сотрудников ИП — 182 1 01 02010 01 1000 110.
Для перечисления пеней и штрафов используются реквизиты:
- 182 1 01 02020 01 2100 110 — пени ИП, адвокатов, нотариусов и глав КФХ;
- 182 1 01 02020 01 3000 110 — КБК на штраф по НДФЛ для ИП и других лиц, ведущих предпринимательскую деятельность.
Начисление пеней на авансовые платежи
Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ (далее Закон N 137-ФЗ) внес поправки в ст. 58 НК РФ. Согласно п. 3 этой статьи с 2007 г. обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном порядку уплаты налога. Если авансовый платеж уплачен в более поздние сроки по сравнению с теми, которые установлены налоговым законодательством, то на сумму авансовых платежей начисляются пени. Порядок их начисления установлен в ст.
75 Кодекса.
До 2007 г. пени на суммы неуплаченных авансовых платежей начисляли только по истечении отчетного (налогового) периода на основе реальной налоговой базы, указанной в декларации. Определение и общие вопросы исчисления налоговой базы прописаны в ст. ст. 53 и 54 Кодекса.
Если авансовые платежи рассчитывались исходя из других показателей (например, исходя из налога, начисленного в предыдущих кварталах), то до 1 января 2007 г. пени по ним не начислялись до представления декларации.
С этого года положения п. 3 ст. 58 НК РФ позволяют налоговым органам начислять пени не только на суммы несвоевременно уплаченных авансовых платежей, рассчитанных по итогам истекшего отчетного периода на основе налоговой базы, но и на суммы авансовых платежей, исчисленных в ином предусмотренном законодательством порядке.
Таким образом, с 2007 г. пени на несвоевременно уплаченные авансовые платежи по отдельным налогам, в том числе на ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль, начисляются до окончания отчетного (налогового) периода и представления соответствующей декларации начиная со дня, следующего за сроком их уплаты, установленным законодательством о налогах и сборах.
Ежемесячные авансовые платежи по ЕСН исчисляются исходя из сумм выплат и вознаграждений, являющихся объектом налогообложения, за прошедший месяц. Если эти платежи уплачены несвоевременно или не полностью, пени по ним начисляются после представления расчета по авансовым платежам. Пени начисляются со дня, следующего за установленным сроком их уплаты, то есть с 16-го числа месяца, в котором авансовый платеж подлежал уплате. Такой вывод следует из положений п. 3 ст. 75 и п. 3 ст.
243 НК РФ.
В п. 2 Письма Минфина России от 28.05.2007 N 03-04-07-02/18 указано, что пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начисляются в порядке, аналогичном порядку начисления пеней по единому социальному налогу. Основание п. 2 ст. 24 и п. п. 2 и 4 ст.
26 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Что делать, если много задолжал налоговой по суду, а денег на погашение нет
У каждого есть право ходатайствовать в суде об отсрочке выплаты долга или об установлении удобного для себя графика его погашения (рассрочке). Налоговый кодекс РФ перечисляет основания, которые будут считаться уважительными при разрешении вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки долга по налогам, штрафам и пени. К ним относятся:
- Задержка заработной платы работодателем;
- Форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия и так далее);
- Сезонный характер работы должника;
- Тяжелое имущественное положение для погашения долга в один платеж.
Недостаточно просто ходатайствовать и требовать отсрочку или рассрочку, все основания должны подтверждаться документально. Такими доказательствами могут стать справки из банков, сведения об имуществе и так далее.
Доходы по облигациям в 2021 году
Исключены льготы по НДФЛ с облигации федерального, муниципального займа и облигаций российских компаний. В 2021 году доходы облагаются НДФЛ на общих основаниях. При получении дохода от российских компаний и госструктур, платить налог не нужно. Владелец облигации получает платеж за вычетом НДФЛ.
Зарубежные компании удерживают только налоги, предусмотренные иностранным государством. Поэтому при получении доходов с таких облигаций, физлицо само рассчитывает и платит НДФЛ.
Если инвестор рассчитывает налог самостоятельно, то заполняет декларацию 3-НДФЛ. Ее сдают в срок до 30 апреля года, идущего за отчетным. Заплатить налог следует до 15 июля. Уменьшить сумму налога вплоть до нуля позволяют вычеты по ИИС. Для этого понадобится заявление на получение вычета и платежные поручения, подтверждающие пополнение ИИС. Дивиденды от налогообложения не освобождаются.
Нюансы внесения данных в поля «Основание платежа» и «Налоговый период» в платежке
Основание платежа, указываемое в платежном документе по пеням, зависит от того, добровольно или по документу, оформленному в ИФНС, он делается:
- О добровольности платежа будут свидетельствовать буквы ЗД, проставляемые в поле 106. Их наличие позволяет не вносить иные отметки, связанные с основанием платежа (о периоде оплаты, номере и дате документа), и ограничиться проставлением в предназначенных для них полях (107–109) цифры 0. Если же уплачиваемую сумму можно привязать к определенному налоговому периоду, то в поле 107 можно сделать ссылку на него в формате МС.05.2021 или КВ.02.2021.
- Документы, оформляемые ИФНС в отношении пеней, делятся:
- На требование об уплате. По нему в поле 106 следует проставить буквы ТР, а в следующих за ним полях — срок уплаты, указанный в требовании (поле 107), номер требования (поле 108) и его дату (поле 109).
- Акт проверки. В отношении него в поле 106 появятся буквы АП и, так же как для требования, нужно будет проставить срок уплаты, указанный в акте, номер акта и его дату в строках 107–109.
По основанию платежа определится и очередность уплаты (письмо Минфина России от 20.01.2014 № 02-03-11/1603):
- при добровольном платеже следует поставить цифру 5;
- оплате по документу, оформленному ИФНС, — цифру 3.
Налоговый период, за который осуществляется оплата, может быть дополнительно указан и в назначении платежа.
Общие правила заполнения платежки по налоговым пеням
Предназначенные для уплаты в адрес ИФНС пени — это сумма, формирующаяся в результате более поздней уплаты налогов в бюджет по сравнению с установленными для этого сроками (п. 1 ст. 75 НК РФ). Перечисляются они в ту же инспекцию, куда уплачиваются соответствующие налоги.
Документ на уплату пеней оформляется по тем же принципам, что и на сам налоговый платеж, но с рядом нюансов. Так же как и для платежа по налогам, в него вносятся:
- название, ИНН, КПП и банковские реквизиты плательщика;
- название, ИНН, КПП и банковские реквизиты налогового органа;
- очередность платежа, КБК, ОКТМО, основание для уплаты;
- назначение платежа.
Со своими особенностями при уплате пеней отражаются:
- Очередность платежа. Ее выбор будет зависеть от основания, по которому происходит оплата.
- КБК. Основной набор цифр для пеней всегда схож с применяемым для налога, по которому платятся пени, но знаки 14–17 — это обязательно 2100, указываемые только для пеней.
- Основание платежа. Здесь не всегда бывает достаточно основания для уплаты (их для пеней несколько). Могут потребоваться данные о периоде, за который делается платеж, и документе, по которому производится оплата.
- Назначение платежа. Указывается, что уплачиваются пени и по какому именно налогу, также может возникнуть необходимость в иных сведениях.
Правила оформления платежных поручений на уплату пеней по налогам с 2020 года применяются также в отношении страховых взносов, подчиняющихся НК РФ. Но при уплате пеней по взносам на травматизм, оставшимся в ведении ФСС, тоже придется учесть ряд особенностей.
Уплата пеней платежным поручением в 2019-2020 годах
Прежде всего, напомним, что посредством пеней обеспечивается своевременность уплаты обязательных платежей. В то же время пеня — это не санкция, а обеспечительная мера. Подробнее о пенях по налогам читайте в этой статье. У платежного поручения на пени есть как сходства с платежкой по основному платежу (в нем ставят тот же статус плательщика, указывают те же реквизиты получателя, того же администратора доходов), так и различия. На последних остановимся подробнее. Итак, отличие 1-е — КБК (поле 104). Для пеней по налогам всегда есть свой код бюджетной классификации, в 14–17-м разрядах которого указывается код подвида дохода — 2100. С этим кодом связано существенное изменение в заполнении платежных поручений: с 2020 года мы больше не заполняем поле 110 «Тип платежа». Ранее при уплате пеней в нем проставляли шифр пеней ПЕ. Теперь мы оставляем это поле пустым, а то, что это именно пени, можно понять как раз из КБК. ВНИМАНИЕ! С 2020 года порядок определения КБК регулирует новый НПА — приказ Минфина от 08.06.2018 № 132н. Приказ от 01.07.2013 № 65н утратил силу. Но на общем порядке присвоения КБК пеням это не отразится.
Особенность 3-я — поле 107 «Налоговый период»
Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.
В зависимости от того, что послужило основанием для платежа, будет различаться и заполнение этого поля:
- При добровольной уплате пеней (основание ЗД) здесь будет стоять 0, ведь пени не имеют периодичности уплаты, которая присуща текущим платежам. Если вы перечисляете пени за какой-то 1 конкретный период (месяц, квартал), стоит указать его, например, МС.08.2019 — пени за август 2020 года.
- При уплате по требованию налоговиков (основание ТР) — срок, указанный в требовании.
- При погашении пеней согласно проверочному акту (основание АП) тоже ставят 0.