Вопрос 5. Правовой статус лиц, которым предоставлено политическое убежище

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 5. Правовой статус лиц, которым предоставлено политическое убежище». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с положениями статьи 12 Закона и постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации» иностранным гражданам, которым отказано в признании беженцем в Российской Федерации и которые не могут быть высланы за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений, может быть предоставлено временное убежище. Временное убежище — это своего рода «гуманитарный статус» или отложенная высылка. Для получения временного убежища в Российской Федерации заявитель должен обратиться с соответствующим заявлением в территориальные органы МВД России.

Статус лица получившего политическое убежище административное право

  • Авторское право (4)
  • Аграрное право (3)
  • Адвокатура (13)
  • Административное право (20)
  • Арбитражный процесс (7)
  • Банковское право (6)
  • Бюджетное право (1)
  • Водное право (1)
  • Военное право (1)
  • Гражданский процесс (16)
  • Гражданское право (22)
  • Договорное право (8)
  • Жилищное право (12)
  • Зарубежное право (5)
  • Земельное право (7)
  • Избирательное право (2)
  • Инвестиционное право (1)
  • Информационное право (3)
  • История государства и права (18)
  • Кодексы, комментарии (11)
  • Коммерческое право (8)
  • Конкурсное право (1)
  • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
  • Конституционное право (20)
  • Корпоративное право (4)
  • Криминалистика (5)
  • Криминология (5)
  • Международное право (16)
  • Муниципальное право (5)
  • Налоговое право (7)
  • Наследственное право (7)
  • Новости законодательства (1 011)
  • Основы права (2)
  • Право Евросоюза (1)
  • Право интеллектуальной собственности (1)
  • Право социального обеспечения (1)
  • Правоведение (1)
  • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
  • Предпринимательское право (5)
  • Прокурорский надзор (2)
  • Римское право (9)
  • Семейное право (4)
  • Словари / Справочники (30)
  • Страховое право (3)
  • Таможенное право (5)
  • Теория государства и права (11)
  • Торговое право (1)
  • Трудовое право (9)
  • Уголовно-исполнительное право (3)
  • Уголовное право (27)
  • Уголовный процесс (11)
  • Финансовое право (13)
  • ШПАРГАЛКИ (78)
  • Экологическое право (5)
  • ЯИнтересное (0)

Беженец — это лицо, не являющееся гражданином РФ, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений. Статус беженца может иметь и лицо без гражданства, подпадающее под указанные выше признаки во взаимоотношениях со страной своего прежнего обычного места жительства.

Статус беженцев определяется Законом РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах» в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г. Приобретение статуса беженца происходит в два этапа. На первом этапе лицо приобретает свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу. Порядок выдачи такого свидетельства утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 мая 1998 г.2 Свидетельство выдается органами федеральной миграционной службы РФ по результатам предварительного рассмотрения ходатайства лица о признании беженцем. На втором этапе орган миграционной службы решает вопрос о признании беженцем либо об отказе в таковом признании. Лицо, признанное беженцем, получает удостоверение беженца. Решение вопроса по существу происходит, как правило, в течение трех месяцев, но не более шести месяцев с момента выдачи указанного свидетельства.

Лицо, признанное беженцем, пользуется в силу ст.5 Закона о беженцах всеми правами гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Статус беженцев имеет много общего со статусом иностранцев. Однако в отличие от иностранцев беженцы имеют дополнительные права. Среди них: право проживать в месте временного поселения и пользоваться коммунальными услугами, право получать питание по установленным нормам, право на медицинскую помощь и получение лекарств, право на единовременное и иное пособие, право на льготы по налогам, сборам и пошлинам, установленное для граждан РФ, имеющих статус вынужденных переселенцев; право на получение услуг переводчика, информации о своих правах и обязанностях; право на работу по найму или предпринимательскую деятельность и право на социальную защиту наравне с гражданами РФ за рядом исключений, другие права.

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем:

• самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

• при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

• на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:

• соблюдать Конституцию и законы;

• соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

• при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;

• проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).

По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:

• органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;

Читайте также:  Оформление наследства в 2023 году

• органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;

• органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;

• органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);

• органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.

По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

По порядку и способу образования – создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.

По порядку разрешения вопросов – единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

По источнику финансирования – бюджетного финансирования – осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования – осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Министерство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр);

Государственный комитет – федеральный орган исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Федеральная служба – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

Структура федеральных органов исполнительной власти выглядит следующим образом.

1. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство внутренних дел РФ и подведомственная ему Федеральная миграционная служба; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерство иностранных дел РФ; Министерство обороны РФ и подведомственные ему Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству, Федеральная служба по оборонному заказу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, Федеральное агентство специального строительства; Министерство юстиции РФ и подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная регистрационная служба, Федеральная служба судебных приставов, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости; Государственная фельдъегерская служба (федеральная служба); Служба внешней разведки (федеральная служба); Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба охраны; Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство); Управление делами Президента РФ (федеральное агентство).

2. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи; Министерство информационных технологий и связи РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральное агентство связи; Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ и подведомственные ему Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям; Министерство образования и науки РФ и подведомственные ему Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию; Министерство природных ресурсов РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию; Министерство промышленности и энергетики РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, Федеральное агентство по энергетике; Министерство регионального развития РФ и подведомственное ему Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству; Министерство сельского хозяйства РФ и подведомственная ему Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору; Министерство транспорта РФ и подведомственные ему Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство геодезии и картографии, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта; Министерство финансов РФ и подведомственные ему Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба); Министерство экономического развития и торговли РФ и подведомственные ему Федеральное агентство по государственным резервам, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами.

3. Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ: Государственный комитет РФ по делам молодежи, Государственный комитет РФ по рыболовству, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная аэронавигационная служба, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по туризму, Федеральное агентство по физической культуре и спорту, Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации.

Чем отличается административно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Как уже было сказано, беженцы пользуются меньшим набором прав, нежели вынужденные переселенцы. Беженцам недоступны:

  • постановка в очередь на выделение муниципального жилья;
  • помощь властей в зачислении подростков в ВУЗы России;
  • стипендиальные выплаты при получении профессионального обучения или при переобучении;
  • безвозмездные субсидии на покупки квартиры или постройку дома.

Беженцы, чей статус был официально признан, получают следующие привилегии:

  • на социальную защиту и социальное обеспечение по льготам;
  • на открытие бизнеса без предварительного оформления специального на то разрешения;
  • на трудоустройство по найму;
  • участие в общественной деятельности.

Как получить статус политического убежища в РФ в 2022 году

Порядок, по которому предоставляется политическое убежище в РФ определяется в соответствии с Положением (Указ Президента №746 от 21.07.1997). В соответствии с Положением порядок предоставления убежища подразумевает обращение в миграционные органы, подачу заявки, анкетирование, прохождение собеседования экспертизы. Обратиться за получением такого статуса следует обратиться в миграционный орган при МВД. Такой орган проводит первичный прием документов и решает вопрос о присвоении статуса. При положительно принятом решении документы направляются в Комиссию, занимающуюся вопросами гражданства при Президенте. После рассмотрения всех данных комиссией, в них вносятся предложения и передаются в дальнейшем Президенту РФ. Основное решение по предоставлению политического убежища находится в компетенции Президента. Определенные сроки по рассмотрению возможности предоставления политического убежища не предусматриваются. Если рассмотрением запроса занимается УВМ, то принятие решения и передача обращения занимает около 5 дней. Остальные органы затрачивают на эту процедуру около месяца. Срок, который занимает рассмотрение этого вопроса Президентом и комиссией при нем не установлен.

Читайте также:  Сколько процентов и как платятся алименты на четверых детей?

За что могут лишить политического убежища в России

Лишение права на указанный вид защиты осуществляется в случае противоправных действий беженца. Таких причин, установленных законодателем, немного:

  • действия лица или его пребывание в РФ создает угрозу национальной безопасности;
  • лицо осуществляет деятельность, которая противоречит целям и основным принципам ООН;
  • беженцем совершено уголовное преступление, что подтверждается вступившим в силу приговором российского суда (если он подлежит исполнению, т.е. лицо не освобождается от отбытия или исполнения наказания).

Инициатором лишения в указанных случаях выступает сама Российская Федерация, которая вправе прибегать к такой процедуре лишь в узко ограниченном перечне случаев.

Основания для отклонения ходатайства

Далеко не всегда угроза, о которой заявляет проситель убежища, является деятельной. Обычно ходатайство о признании беженцем отклоняется, если лицо:

  • не представило доказательств о наличии действительных преследований или их угрозы;
  • совершило преступление на территории страны подачи запроса;
  • получило отказ в убежище в другой стране ООН, и обстоятельства, имевшие ранее место, не изменились;
  • имеет гражданство третьей страны и не воспользовалось ее защитой;
  • прибыло из третьей страны, где уже имело возможность запросить международную защиту;
  • имеет разрешение на проживание в стране подачи ходатайства или основания для его получения или по другим основаниям.

Кроме того, пп. F ст. 1 Конвенции ООН исключает возможность предоставления гуманитарной защиты лицам:

  • совершившим преступления против мира или военное преступление;
  • совершившим неполитическое уголовно преследуемое деяние за пределами страны подачи запроса и до его подачи;
  • участвовавшим в деятельности, противоречащей целям ООН.

Где лучше просить политическое убежище?

Почти все государства Восточной Европы уже закрыли свои границы с Россией и заявили, что не намерены предоставлять политическое убежище россиянам, уклоняющимся от мобилизации. К таким странам относятся: Эстония, Литва, Польша, Финляндия, Латвия, Чехия .

Более лояльно к гражданам РФ относятся страны из Западной Европы, где высок шанс получения защиты. В страну, куда преследуемый может попасть любым путем, он может подать заявление о предоставлении убежища, и миграционная служба не будет иметь права отказать в рассмотрении дела.

австрия и Германия финансово поддерживают граждан, дела которых учитываются и изучаются. Когда заявитель получит статус беженца в Германии, он получит хорошее пособие, которое соответствует пособию для безработных немцев. Местные власти готовы оплачивать беженцам жилье, курсы немецкого языка, курсы для получения новой квалификации.

Если подать заявление во Франции, беженец тоже может рассчитывать на хорошее пособие.

Если беженец пробыл в Испании 3 года, он может получить право на ПМЖ в стране по месту жительства. Льготы здесь ниже, чем в Австрии, Франции и Германии, но есть возможность в будущем стать гражданином.

Что делать если нет визы?

Если у преследуемого нет визы в желаемую страну, ему следует отправиться в государство, с которым у России безвизовый режим. Оттуда вы можете попытаться получить визу для стран ЕС.

Если у гражданина нет паспорта, ему следует обратиться в местное российское консульство, оформить документ, дождаться его выдачи, а затем оформить визу.

Если ситуация критическая, преследуемый может купить билет на самолет, в который входит пересадка в стране Шенгенского соглашения. Во время пересадки он может попросить у этой страны политического убежища прямо из аэропорта.

Миграционное агентство Швеции начнет рассматривать дело в ускоренном порядке, но высок риск отказа – это нужно делать только в том случае, если преследуемое лицо имеет веские основания для предоставления убежища.

Обретение иностранцем ПУ в Российской Федерации – это возможность не покидать страну и не опасаться выдачи властям государства, откуда он прибыл.

Оформить этот статус можно в одной жизненной ситуации – общественно-политическая деятельность и убеждения, идущие в разрез с политическим режимом в стране гражданства или постоянного нахождения.

Исходя из написанного выше напрашивается вывод, что получить официальную защиту могут только те иностранцы, которые:

  • Преследуются действующим политическим режимом;
  • Подвергают свою жизнь опасности за общественно-политическую деятельность;
  • Получают угрозы расправы за свои убеждения или деятельность.

Лицо, обращающееся с просьбой о политическом убежище, в случае ее удовлетворения получает статус и на всю свою семью. Дети старше 14 лет должны предоставлять согласие с выбором родителя.

Важно, чтобы общественно-политическая деятельность иностранного гражданина не противоречила демократическим принципам и не нарушала основополагающие нормы международного права.

Глава страны отказывает в предоставлении убежища без объяснения причин. Но в законодательной базе приведен список категорий приезжих, которые однозначно получат отказ, а их дела даже не дойдут до стадии рассмотрения.

К ним относятся резиденты сторонних государств, которые:

  • Совершили преступление;
  • Имеют за собой деяния, идущие в разрез с принципами ООН;
  • Имеют судимость на территории РФ (погашенную или действующую);
  • Не подвергаются гонениям в своей стране;
  • Въехали в РФ из демократического государства;
  • Имеют гражданство/постоянно проживают в странах, подписавших с РФ соглашение о безвизовом режиме;
  • Сообщили ложную информацию о себе;
  • Имеют второе подданство и не преследуются в этом государстве;
  • Отказываются вернуться на родину по мотивам, не имеющим ничего общего с политическими.

При подаче прошения нужно учитывать, что под преследованием по политическим мотивам понимаются только действия, направленные против одного человека. Массовые репрессии или ущемления прав не попадают под эту категорию.

Принятие отрицательного решения: дальнейшие действия

Объективности ради стоит напомнить, что положительное решение иммиграционных властей, согласно статистике, принимается далеко не в каждом случае. Поэтому вероятность отказа довольно высока. В то же время значительное число мигрантов всё же добилось положительного решения через суд. При получении официального отказа от управления по делам беженцев иммиграционной службы принимающей страны, в первую очередь, следует постараться выяснить его причину.

Ни в одной из европейских стран, ни в США, ни в Канаде не следует предлагать вознаграждение иммиграционному специалисту, от резолюции которого очень многое зависит. Укоренившиеся привычки жителей стран СНГ могут оказать им в развитых странах медвежью услугу. Поэтому при попытке дачи взятки можно запросто оказаться не в лагере для беженцев, а в лагере для осуждённых, а мечта о получении статуса «беженца совести» развеется как дым.

Если прошение о предоставлении статуса будет отклонено, то оно переходит в юрисдикцию судебной власти, а именно — судьи, рассматривающего дела беженцев. Податель ходатайства о присвоении ему статуса беженца может обжаловать негативное решение иммиграционных властей. Для этого ему следует подать апелляцию в чётко оговоренные законодательством принимающей его страны сроки. В ней следует указать, какие именно иммиграционные законы данной страны были нарушены при принятии негативного решения, или констатировать факт нарушения установленной процедуры рассмотрения ходатайства. Если же суд вынесет решение об отказе в предоставлении статуса, то заявителю будет выдан депортационный ордер, согласно которого он должен будет покинуть территорию страны в двухнедельный срок.

Человек получил временное убежище, что дальше?

Если все этапы успешно пройдены, мигрант получит свидетельство о временном убежище и разрешение на пребывание в стране. Оно может иметь ограниченный или неограниченный срок действия. Вместе с разрешением на пребывание выдаётся право на трудоустройство в пределах данного государства.

Срочное разрешение на пребывание имеет различный срок действия в разных странах. В среднем, это 4–5 лет, после чего происходит пересмотр дела политического беженца. Иммиграционные власти выясняют, изменилась ли ситуация на родине беженца, которая вынудила её покинуть, сохранилась ли угроза жизни, свободе и безопасности. При отрицательном ответе у беженца появляется право на оформление статуса постоянного жителя данной страны и впоследствии получения её гражданства вместе со своей семьёй. Если же ответ будет утвердительным, то беженца и его семью попросят вернуться на родину или, по крайней мере, покинуть ту страну, которая предоставила убежище.

Бессрочное разрешение на пребывание не имеет ограничения по времени и может, спустя определённый срок, установленный иммиграционными законами данного государства, быть трансформировано в ПМЖ и дальнейшее гражданство.

Иммиграция через политическое убежище — задача довольно рискованная. В случае успеха она принесёт множество позитивных моментов:

  • быструю иммиграцию и перспективу получения гражданства искомой страны вместе с семьёй;
  • социальное пособие принимающего государства;
  • отсутствие необходимости прохождения тестов на знание языка страны и её национальных традиций;
  • бесплатные услуги по оформлению статуса, бесплатное жильё, обучение и медицину;
  • право на работу.

Понятие «беженец» по российскому законодательству. Особенности их правового статуса

В современном международном праве, в отличие от классического международного права, имеется целая отрасль, посвященная правам человека. Современное международное право содержит общепризнанные, и, следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д.

Существует ряд международно-правовых норм, договорных и обычных, прямо или косвенно относящихся к индивидам, в частности, по вопросам защиты прав человека, приобретения и утраты гражданства, режима иностранных граждан, предоставления политического убежища и другие.

Войны между государствами, конфликты немеждународного характера, политические преследования ведут к массовому исходу населения в другие страны. Это сделало необходимым урегулирование правового положения беженцев, поскольку зачастую они оказываются в бесправном состоянии. Первые акты были приняты после Первой мировой войны

Безусловно, Конвенция 1951 г. позитивно повлияла на решение проблем беженцев. Вместе с тем она содержит ряд ограничений, препятствующих своевременному оказанию помощи всем лицам, нуждающимся в политической, правовой и социальной защите.

Ныне основным актом является универсальная Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. Учитывая актуальность для себя этой проблемы, Россия стала ее участницей в 1992 г.

В статье 1 Конвенции содержится следующее определение понятия «беженец». Таковым считается лицо, находящееся вне страны гражданской принадлежности в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может или не желает пользоваться защитой этой страны или вернуться в нее вследствие опасений стать жертвой преследования. Таким образом, правовое регулирование положения беженцев согласно Конвенции охватывает несколько аспектов:

  • – определение понятия «беженец» и закрепление принципов их невысылки и невыдачи;
  • – предоставление беженцам по ряду вопросов правового режима иностранцев (например, в отношении гражданских, гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных, трудовых прав);
  • – предоставление беженцам по определенным вопросам национального режима (так, беженцы, как и граждане данного государства, уравнены в праве обращения в суд, в получении начального образования, правительственной помощи, в вопросах налогообложения, защиты интеллектуальной собственности).

Вступление России в Совет Европы придало новый импульс работе по обеспечению прав человека в Российской Федерации.

Для Российской Федерации стало обязательно руководствоваться в своей практической деятельности положениями, содержащимися в основных нормативно-правовых актах Совета Европы о правах человека. Особо отметим появившуюся необходимость соблюдения требований, содержащихся в Европейской конвенции о выдаче, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколах к ней, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего обращения или наказания.

Региональные соглашения по правам человека, совпадая с универсальными в трактовке прав и свобод, имеют более эффективную судебную систему контроля за их соблюдением государствами в отличие от механизма контроля за соблюдением универсальных конвенций, осуществляемых квазисудебными органами – комитетами, заключения которых не имеют обязательной юридической силы для государств.

Следует иметь в виду, что к беженцам относятся не только лица, имеющие гражданство определенного государства, но и лица, не имеющие гражданства. Сохранение или утрата лицом своего гражданства в момент признания его беженцем не влияет на его правовой статус беженца.

Понятие «беженец» применяется к лицу, которое:

  • 1) не является гражданином Российской Федерации;
  • 2) находится вне страны своей гражданской принадлежности (а в случае отсутствия определенного гражданства – вне страны своего прежнего обычного места жительства);
  • 3) покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений;
  • 4) не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.

К беженцам не относятся так называемые экономические беженцы, которые покидают свою страну по экономическим соображениям. Не может претендовать на статус беженца лицо, совершившее преступление против мира, военное преступление или преступление против человечности; совершившее ранее тяжкое преступление неполитического характера.

В принципе, государство обязано предоставить беженцам статус, которым пользуются иностранцы вообще. Что же касается правительственной помощи, то они приравниваются к местным гражданам. Запрещено накладывать взыскание на беженца за незаконный въезд. Государства по возможности облегчают ассимиляцию беженцев. Особое значение имеет правило о недопустимости высылки беженцев в страну, в которой их жизни или свободе угрожает опасность.

Беженцам предоставлен национальный режим. Кроме того, на них распространяются льготы, установленные для вынужденных переселенцев. (1),Федеральный закон «О вынужденных переселенцах» //СЗ РФ. 1995. № 52. Ст. 5110 им оказывается содействие в приобретении гражданства РФ.

Каковы исключения из годичного срока подачи заявок?

Исключения из крайнего срока подачи ходатайства о предоставлении убежища подразделяются на две категории: «изменившиеся обстоятельства» или «чрезвычайные обстоятельства». Примеры «измененных обстоятельств» включают, но не ограничиваются:

  • Изменения условий в стране гражданства заявителя или, если заявитель не имеет гражданства, в стране последнего обычного проживания
  • Изменения в обстоятельствах заявителя, которые существенно влияют на право заявителя на убежище, в том числе изменения в применимом законодательстве США и действиях, в которые заявитель вовлечен за пределы страны предполагаемого преследования, которая подвергает заявителя риску
  • В случае иностранца, который ранее был включен в качестве иждивенца в другое ходатайство о предоставлении убежища, находящееся на рассмотрении другого лица, утрата супружеских или родительских отношений с основным заявителем в результате брака, развода, смерти или достижения возраста 21 года

Примеры «чрезвычайных обстоятельств» включают, но не ограничиваются:

  • Серьезное заболевание или умственная или физическая нетрудоспособность, включая любые последствия преследования или причинения насильственного вреда в прошлом в течение 1 года после прибытия
  • Правовая инвалидность (например, заявитель был несовершеннолетним без сопровождения или страдал психическим расстройством) в течение 1 года после прибытия
  • Неэффективная помощь адвоката (несмотря на конкретные положения)


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]