Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Захваты и застройка лесных земель». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Никто из владельцев земельных участков, расположенных поблизости от лесной зоны, либо граничащих с ней, не застрахован от того, чтобы получить иск. Игнорировать такую повестку не получится, так как даже в том случае, если собственник не явится в зал суда, решение будет принято без его участия.
Комментарии к ст. 21 ЛК РФ
Комментируемая статья перечисляет исчерпывающий перечень использования земель лесного фонда, при которых допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры. Строительством признается создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства); а реконструкцией — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (количества помещений, высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
Как видим, речь может идти как об объектах некапитального строительства, так и об объектах капитального строительства. Объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий должны регламентироваться другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель. Требование о целевом использовании земель является одним из фундаментов земельного законодательства. Однако исчерпывающего перечня объектов, строительство которых разрешается на оставшихся шести категориях земель, кроме земель лесного фонда, в законодательстве нет. Специального перечня о строительстве объектов на землях каждой категории земель не имеется. Существуют отдельные ограничения по эксплуатации отдельных категорий земель для определенных целей, например для режима водоохранных зон водных объектов на землях водного фонда или для земель сельскохозяйственного назначения, т.е. законодательство в этом вопросе в основном исходит из описания запретов, а не дозволений.
Отчасти формулировка, обозначенная в п. 2 ст. 21 Лесного кодекса РФ, не исключает требуемую конкретизацию на будущее. Так, например, режим лесов, расположенных на землях поселений, вообще федеральным законодательством никак не регламентирован. Отдельные попытки по изданию законов о городских лесах были предприняты в субъектах РФ, но по формулировке комментируемого пункта речь должна идти исключительно о федеральных законах, а не о законах субъектов РФ и не о подзаконных нормативных актах.
В соответствии со ст. 60 Водного кодекса РФ при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным и гражданским законодательством. Охрана лесов, расположенных в водоохранных зонах, направлена на предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, проведение рубок главного пользования запрещается. Проведение других рубок в водоохранных зонах осуществляется в соответствии с лесным законодательством — таковой была редакция ст. 63 Водного кодекса РФ до принятия Лесного кодекса РФ. Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» закреплена ее новая редакция: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.
Ответственность за самозахват
Согласно действующему законодательству, самовольный захват земельного участка – это физическое воздействие в формах:
- высаживание сельскохозяйственных культур;
- возведение зданий и сооружений;
- добыча ископаемых;
- размещение оборудования, материалов;
- вывоз мусора.
Судебная практика демонстрирует, что самовольно захваченный земельный участок не обходится новому владельцу бесплатно. За самоволие приходится рассчитываться штрафами по КоАП РФ и (или) возмещением убытков согласно ГК РФ.
Нелегальные действия караются по ст. 7.1 КоАП РФ. Для физических лиц предусмотрен штраф:
- если исчислена кадастровая стоимость надела – до 1,5% от нее, min – 5000 руб.;
- если стоимость не определена – 5-10 тыс. руб.
Важно! Кадастровая стоимость исчисляется исходя из площади фактически захваченного надела.
Особенности строительства на земле лесного фонда
На землях лесного фонда разрешается возводить только некоторые категории объектов, построенных с соблюдением установленных норм и правил, не наносящих вреда окружающей среде.
Это могут быть такие виды некапитальных объектов, как:
- оздоровительные учреждения, санатории для больных туберкулезом и легочными заболеваниями;
- временные строения, в том числе и временные жилища для лесников и прочих работников, контролирующих сохранность леса;
- кемпинги, построенные в целях обеспечения отдыха и привлечения туристов при условии, что значительные лесные площади не будут вырублены;
- детские лагеря отдыха;
- физкультурные, оздоровительные и спортивные объекты для тренировок, стадионы;
- временные здания для осуществления научных исследований, геологических работ, поиска месторождений.
Подобными некапитальными объектами станут строения из легких конструкций, без оборудования заглубленного фундамента и без подземных сооружений.
Жилищное строительство в лесополосах запрещено на законодательном уровне.
Однако есть возможность построить здание в населенном пункте, которое граничит с землями лесного фонда. Такой вариант наиболее приемлем также и для возведения госучреждений, деятельность которых не связана с эксплуатацией лесонасаждений.
Лесные ресурсы сберегают генетическое разнообразие биосферы, обогащают атмосферу кислородом, в значительной степени формируют климат, сохраняют и повышают плодородие почв, регулируют и очищают водные стоки, являются одним из основных элементов рекреационного потенциала, средой обитания человека, служат сырьевой базой лесной и лесоперерабатывающей промышленности.
Леса занимают около 45% площади нашей страны, по обеспеченности лесами Россия занимает первое место в мире, обладая примерно 1/5 мировых запасов древесины.
Лесистость Российской Федерации составляет 45,4%. Она неравномерно распределена по территории страны и зависит от климатических и антропогенных факторов. Наибольшие значения лесистости (более 80%) отмечены в подзоне средней тайги Пермской области, Республики Коми и Центральной Сибири. Малолесные районы (лесистость менее 1%) расположены в аридной зоне Европейской территории России (Республика Калмыкия, части Ставропольского края, Астраханской, Ростовской и Волгоградской областей).
Перевод участков из лесной категории
Перевод земель лесного фонда в любую другую целевую категорию осуществляется исключительно в рамках Постановления Правительства РФ № 48, где прописан порядок по подготовке документации. В полный пакет такой документации входят следующие документы:
- ходатайство;
- акт и план выбранного земельного участка, с указанием его кадастровой стоимости, географического местоположения;
- решение от уполномоченного органа власти;
- справка, в которой указано, что на выбранном земельном лесном участке отсутствуют месторождения полезных ископаемых;
- выписка из ЕГРП на конкретный лесной участок;
- проект о переводе земли в другую категорию, одобренный Правительством РФ;
- результаты экспертизы, если таковая была проведена.
В общей сложности, после передачи пакета одобренных документов в уполномоченный орган, должно пройти три недели (имеется в виду с включением выходных дней), после чего заявителю направляется ответ с удовлетворением ходатайства или отказом по нему.
Изъятие земель лесного фонда для осуществления какой-либо деятельности и использования этих земель для целей, не предусмотренных в Лесном кодексе России, возможно только после перевода земельных участков в иную категорию. В противном случае нарушителей ждет административная ответственность за земельные правонарушения и преступления.
Распределение территории по категориям
Кроме того, что массивы, покрытые лесом, входят в категорию лесного фонда, они могут относиться к иным категориям и служить соответствующему целевому назначению. В том числе:
- Защитные лесополосы вдоль железных дорог, которые относятся к землям транспорта и входят в категорию земель промышленности и специального назначения.
- Лесные массивы, прилегающие к зонам населённых пунктов, или входящие в них, относятся к категории земель поселений.
- Лесопосадки, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, которые входят в данную категорию.
- Защитные лесополосы приграничных районов, входящие в зону обороны и безопасности.
- Территории, переданные под организацию отдыха или под заповедники и иные мероприятия, которые вошли в категорию особо охраняемых зон рекреационного и природоохранного назначения.
- Запретные полосы по берегам некоторых водоёмов, относящиеся к водному фонду.
Лесные участки в составе земель иных категорий могут находиться в любой форме собственности в соответствии со ст. 15-19 ЗК РФ, если данное обстоятельство соответствует нормам законодательства. О том, как оформить земли лесного фонда в собственность, мы писали тут.
Прецеденты для изменения категории могут быть нижеследующими:
- передача военному ведомству для оборонных нужд;
- расширение границ населённого пункта;
- передача муниципальному образованию для публичных нужд.
Распределением лесных зон по категориям занимается Рослесхоз, под отчёт перед Правительственными комиссиями. Для такой процедуры необходимо обоснование причин изменения категории, с опорой на заключение государственных, экологических и независимых экспертов и комиссий.
Земли лесного фонда могут относиться к соответствующей категории и входить в состав государственных земель. А могут распределяться по другим категориям, выполняя дополнительные функции, связанные с целевым назначением земель, в которые они были выделены. Для эффективного использования этого ресурса предусмотрен мониторинг.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Как перевести землю лесного фонда в другую категорию
Чтобы изменить ВРИ надела лесного фонда для его дальнейшего приобретения в собственность, требуется соблюсти условия. Процедура может быть выполнена по одному из следующих оснований:
- изменение назначения участка в устроительной документации;
- увеличение или уменьшение границ муниципального образования;
- по решению экологической экспертной группы;
- невозможность использования территории по основному назначению;
- прекращение необходимости обеспечивать потребности лесного хозяйства.
- Получить сведения из ЕГРН.
- Составить заявление.
- Собрать документы.
- Получить решение.
Организации, уполномоченные решать вопросы по смене ВРИ:
- правительство РФ – если объектом выступает территория с необозначенными границами;
- отделение департамента лесного хозяйства – если границы объекта установлены.
- паспорт (для физических лиц);
- заявление;
- выписка из реестра организаций или индивидуальных предпринимателей (для юридических лиц и ИП);
- решение экологической экспертной группы (если требуется);
- выписка о характеристиках территории из Росреестра;
- расчетная информация о доходах и расходах хозяйства после изменения категории участка.
Заявление составляется в свободной форме с соблюдением правил ведения деловой документации. Необходимо указать:
- наименование учреждения, в которое подается обращение;
- персональные данные заявителя;
- выписка из кадастрового реестра;
- текущая категория надела;
- в какой ВРИ переоформляется;
- подробное описание причины, в связи с которой требуется оформить перевод.
Срок рассмотрения заявки составляет 30 календарных дней. По его истечении заявитель будет уведомлен о вынесенном решении в письменной форме.
Согласование границ земельного участка
Согласно ст.39 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О кадастровой деятельности», согласование границ земельного участка с лесным фондом необходимо, когда они являются смежными друг другу.
Часто возникают спорные ситуации, доводящие до судебных разбирательств, поскольку при регистрации частного земельного участка и составлении межевого плана оказывается, что часть земли находится на границе или за границей земель лесфонда.
Согласование границ осуществляется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Росимуществом) и его территориальными органами, поскольку земли лесного фонда относятся к федеральному имуществу. Для этого лицо, заинтересованное в проведении согласования, предоставляет следующие документы:
Помимо этого, физическое лицо предоставляет правоустанавливающие документы на участок, при обращении кадастрового инженера дополнительно потребуется копия договора на выполнение кадастровых работ.
С 01.01.2017 года действует новая форма Акта согласования границ. Он должен содержать следующие сведения:
Земли лесного фонда принадлежат государству. При этом каждый гражданин может беспрепятственно проникать на большинство участков и пользоваться лесными ресурсами, за исключением тех, которые попадают под категорию особо охраняемых природных зон.
Муниципальные и госучреждения могут пользоваться землями бессрочно и на безвозмездной основе, однако физическое лицо не может построить на участке лесфонда жилой дом или другое частное капитальное строение.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Порядок изъятия земель лесного фонда
ЗЛФ – это земли лесничеств и лесопарков, занятые древесно-кустарниковой растительностью, и нелесные территории, предназначенные для профилактической и иной лесной деятельности. Они находятся под особой охраной, что определяет правовой режим их использования. Так, к ним применяется ограниченный перечень видов использования, исключающий негативное влияние на леса. ЗЛФ не могут находиться в частной собственности, по крайней мере пока их не переведут в иную категорию земель, например, в рамках лесной амнистии.
- Земли водного фонда
- Земли запаса
- Земли лесного фонда
- Земли населенных пунктов
- ИЖС
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Земли промышленности и иного специального назначения
- Земли сельскохозяйственного назначения
В данном разделе Вы найдете теоретическую и практическую информацию по всем операциям с землей
- Аренда земли
- Инженерные изыскания
- Кадастр
- Категории земель
- Межевание
- Порядок застройки
- Приватизация
- Специальные программы
- Границы участка
- Данные из ЕГРН
- Кадастровые работы
Правительство упростило порядок вывода земель из лесного фонда
Одно из положений «лесной амнистии» – главенство сведений ЕГРН о категории земель участка над данными:
- лесного реестра
- лесного плана субъекта федерации
- иных документов
Эти материалы позволяли относить ЗУ к лесным землям. У собственников ЗУ возникала проблема с доказательством того факта, что участок не относится к лесфонду.
Законом 280-ФЗ (пункт 3 статьи 14) установлено, что когда один и тот же земельный участок, по сведениям ЕГРН, относится, к примеру, к сельхозземлям, выделенным, скажем, под ЛПХ или СНТ, а по данным ГЛР числится в лесном фонде, приоритет отдаётся сведениям, содержащимися в ЕГРН.
Сведения ЕГРН признаются достоверными. Владельцу участка, стоящего на учёте в государственном реестре недвижимости, не придётся доказывать, что участок не относится к лесным землям.
Законом установлены временные рамки применимости положения о приоритетности сведений ЕРГН перед сведениями ГЛР по так называемым «точкам отсечения», снижающим риски в действии «лесной амнистии»:
- 8 августа 2008 года:
- люди получали участки на лесных землях законно
- собственники ЗУ вправе рассчитывать на помощь со стороны государства
- 1 января 2016 года:
начало упреждения мошеннической деятельности при попытках узаконивания перехода в частные руки:
- лесных массивов
- лесных земель на особо охраняемых природных территориях
выявившейся в период подготовки и обсуждения Лесного кодекса.
Не упустил закон и случаи «съезда участков» в лесопарковые зоны.
Рассмотрим положения «лесной амнистии» детальнее.
Зачем нужна помощь юристов?
Если гражданин владеет правом собственности на надел, находящийся рядом с лесным участком или на территории, которая граничит с ней, то нет гарантии, что ему в скором времени не поступит иск. Нельзя оставить акт без внимания, так как решение может быть принято вне зависимости от того, пришел он на суд или нет. Если лицо получило такой акт, ему не нужно паниковать и опускать свои руки.
Кроме того, потребуется заказать в уполномоченной организации проведение экспертного исследования конкретного земельного надела. Эти действия помогут решить, отнесена территория к лесному фонду или нет. Когда участок является спорным, при этом гражданин не успел возвести на нем строения, решить вопрос можно мирно. Просто лицу возвращают средства, затраченные на приобретение земли.
Если на наделе есть постройки, то для решения проблемы нужно обратиться в судебный орган. В данной ситуации поможет юрист. Важно понимать, что решение, вынесенное судом 1 инстанции не может иметь окончательное выражение. Это говорит о том, что получится его обжаловать. В этой ситуации нужно тщательно подготовиться, иметь аргументы в пользу своей позиции. Потребуется ответить на решение судьи. Предусматривается, что направить нужно жалобу в апелляционную инстанцию. Нужно трезво оценивать свои возможности и понимать, что без помощи юриста в этом вопросе обойтись трудно.
Когда и кому можно передавать ЗЛФ
Как упоминалось выше, ЗЛФ не могут находиться в частной собственности – их владельцем в подавляющем большинстве случаев является либо государство, либо регион или муниципалитет, если это право передано им нормативным актом или иным законным основанием.
О том, как оформить в собственность земли лесного фонда путем их перевода, мы расскажем ниже.
Кроме того, ст. 9 ЛК позволяет передавать лесные земли в постоянную эксплуатацию гражданам и организациям, которые намереваются использовать лес, например, для коммерческой деятельности. Это возможно на основании:
- права постоянного пользования;
- аренды земельных участков;
- сервитута, в том числе публичного;
- права безвозмездного пользования;
- концессионного соглашения.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Каковы последствия для частного лесоводства в России
Дальнейшие перспективы для лесного фермерства в России, по мнению специалистов Greenpeace, представляются туманными. Так, может увеличиться количество ландшафтных пожаров из-за выжигания молодой лесной поросли вместе с сухой травой, поскольку за неиспользование сельхозземель по целевому назначению собственникам грозят крупные штрафы — до 700 тыс. руб. для юридических и до 50 тыс. руб. для физических лиц.
Также природозащитники прогнозируют развитие кризисной ситуации с дровами и дешёвыми строительными материалами. Сегодня многие российские населённые пункты снабжаются топливом именно за счёт выросших на сельхозземлях лесов. Увеличение регуляторной и административной нагрузки делает невозможным и экономически непривлекательным снабжение людей дровами и стройматериалами за счёт земель лесного фонда.
Нормативное регулирование использования лесных земель
При использовании относящихся к лесному фонду земель необходимо учитывать положения таких законодательных актов, как Земельный кодекс РФ и Лесной кодекс РФ.
В ЗК РФ включены нормы, определяющие:
- принципы, в соответствии с которыми должны использоваться и охраняться особо ценные природные территории;
- каким характеристикам должны соответствовать земли лесов;
- правила, по которым осуществляется выделение участка и перевод его в другую категорию земли.
В ЛК РФ установлены правила, регламентирующие:
- правовой статус участков земли, на которой произрастает лес;
- порядок использования и охраны лесных земель;
- на каких условиях эти земли могут быть получены в пользование;
- какие лица обладают полномочиями по распоряжению территориями, находящимися в ведении лесного фонда.
Самый наболевший вопрос на сегодняшний день, связанный с лесными землями — это смена одной категории земли на другую для строительства домов. Самое большое количество изъятых земель наблюдается в Московской и Ленинградской областях. Каждый год тысячи гектаров становятся землями населенных пунктов для дальнейшего градостроительства.
За потери с граждан взимается плата, которая определена соответствующими законами. Перевод осуществляется только в случаях:
- невозможности их дальнейшей эксплуатации по прямому назначению;
- утраты полезных свойств лесов;
- необходимости обороны страны, социальных или экономических нужд.
Для того, чтобы получить разрешение на строительство объектов недвижимости, обязательно потребуется экологическая экспертиза.