Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об уголовной ответственности за налоговые преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, а также следователя с согласия руководителя следственного органа, прекратить уголовное дело по статьям 198-199.1,199.3, 199.4 УК РФ в случае возмещения причиненного вреда. Поскольку законы не говорят о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, поэтому фактически это возможно до удаления суда в совещательную комнату.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов (ст. 199.2 УК РФ), то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба (ст. 76.1 УК РФ).
В разработке статья о «налоговом мошенничестве»
С конца июля 2020 года правоохранители инициировали разработку проекта статьи о налоговом мошенничестве. Предполагается, что в УК будет внесен новый состав преступления под названием «налоговое мошенничество». Законопроект разрабатывается СКР совместно с Генпрокуратурой, Федеральной налоговой службой, МВД.
Деталей новой статьи пока нет, лишь есть уточнение, что новая статья УК будет призвана устранить несовершенство законодательной базы. На фоне этого следует отметить, что сейчас в УК РФ есть две статьи, по которым чаще всего привлекают бизнесменов: 199 — уклонение от уплаты налогов и 159 — мошенничество. Предполагалось, что в 2021 году появится еще одна статья — за налоговое мошенничество. Однако судьба ее пока не ясня.
В итоге очевидно, что политика в отношении собираемости налогов ужесточается и нам остается ждать новую статью УК за налоговые преступления.
Как увидеть свой бизнес глазами налогового инспектора? Выявить слабые места и устранить их до проверки? Избежать нарушений налогового законодательства призван СБИС Оценка налоговых рисков . С его помощью вы сможете оценить эффективность выбранного режима налогообложения, сравнить вашу налоговую нагрузку со средней по рынку и многое другое. А СБИС Сверка проверит все платежи в госорганы и предупредит о расхождениях в данных.
Отвественность за налоговое преступление
За уклонение от уплаты налогов в крупном размере Уголовным кодексом предусмотрены следующие меры наказания:
-
штраф от 100 000 до 300 000 рублей (либо штраф в размере заработной платы или другого дохода обвиняемого за период от одного года до двух лет);
-
принудительные работы сроком до двух лет – при этом юридическое лицо может лишиться права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет;
-
арест сроком до шести месяцев;
-
лишение свободы сроком до двух лет – либо с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённым видом деятельности на срок до трёх лет, либо без такового.
Уголовная ответственность за налоговые преступления регулируется статьей № 199 Уголовного кодекса Российской федерации. Здесь четко прописаны меры наказания за совершенные противоправные действия в сфере налогообложения. Однако, что можно считать уклонением от уплаты налогов и положенных сборов?
На языке действующего законодательства, противоправным действием считается умышленное сокрытие доходов или неуплата положенных сумм с последующим использованием этих средств в личных интересах. При этом здесь понимаются не только действия, направленные на совершение преступления, но и бездействие, которое повлекло за собой непоступление средств в государственную казну.
Круг понятий, определяющих налоги и сборы весьма разнообразен. Сюда относятся:
- финансовые операции;
- оформление патента;
- регистрация товарного знака;
- другие юридически значимые операции.
Важно! Маркировка спиртосодержащей продукции и сборы за предоставление услуг связи не попадают под определение налоговой базы.
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.
Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более – подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.
Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.
В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего – в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью.
Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.
Виды налоговых преступлений и уголовная ответственность за них
В Уголовном кодексе РФ выделяется несколько различных статей, которые предусматривают наказание за те или иные правонарушения, относящиеся к налоговым преступлениям. Вот они:
- уклонение от уплаты налогов и/или страховых сборов физическим лицом – согласно ст. 198 УК РФ, преступлением считаются различные действия, которые выполняются физическим лицом, чтобы уклониться от уплаты положенных налоговых или страховых платежей. Среди действий, подпадающих под данную статью, относятся неподача вовремя налоговой декларации, пропуск сроков уплаты налогов или других обязательных платежей, различные махинации с бухгалтерским данными, чтобы занизить размер налоговых платежей, игнорирование требований со стороны Налоговой инспекции и т. д. Важные нюансы: данная статья распространяется исключительно на физических лиц и индивидуальных предпринимателей, при этом уголовная ответственность наступает только в том случае, если размер ущерба, причинённого государству или специализированным фондам, не ниже крупного (то есть, от 2 млн 700 тыс. рублей) за трехлетний период. Наказание – от штрафов до принудительных работ или лишения свободы на срок до трех лет. Если размер ущерба особо крупный (свыше 13 млн 500 тыс. рублей), а также есть дополнительные отягчающие обстоятельства, строгость санкций за данное преступление возрастает;
- уклонение от оплаты налогов юридическим лицом – это преступление является самым распространённым среди всех налоговых правонарушений. Как гласит ст. 199 УК РФ, преступлением считаются различные действия, совершаемые организацией-налогоплательщиком, направленные на невыплату причитающихся налоговых или страховых платежей. При этом уклонение от налогов может происходить путем неподачи налоговой декларации, сокрытия части доходов, подачи заведомо ложных сведений в налоговой отчетности, использования схем по минимизации налогообложения и т. д. По сути, эта статья Уголовного кодекса во многом повторяет ст. 198, главное отличие – она распространяется исключительно на организации и юридические лица. Важно отметить, что уголовная ответственность предусмотрена за уклонение от уплаты налогов только в том случае, если размер ущерба превышает 15 млн руб. (считается крупным размером для юридических лиц) за 3 года. Если преступление совершено группой лиц, по предварительному сговору, и/или размер ущерба превышает 45 млн рублей (особо крупный), наказание будет более строгим, и может включать в себя крупные штрафы и до 6 лет лишения свободы. Также нередко лицо, признанное виновным по данной статье, лишается права занимать ряд определённых должностей;
- невыполнение обязанностей, возложенных на налогового агента – согласно ст. 199.1 УК РФ, преступлением считаются действия или бездействие, когда лицо, наделенное обязанностями налогового агента, не выполняет эти обязанности с личной выгодой (то есть, средства присваиваются вместо того чтобы быть перечисленными в государственные фонды). Как и в случае других налоговых статей, преступлением будут считаться только действия, если был нанесен ущерб не ниже крупного (от 15 млн рублей за период в 3 года). В качестве примера подобного правонарушения можно привести перечисление налогов за нанятых работников на предприятии. В этом случае налоговым агентом выступает работодатель, и он обязан перечислять соответствующие налоговые и страховые платежи в бюджет с каждой заработной платы сотрудника. Если же налоговый агент уклоняется от выполнения данных обязанностей, против него может быть возбуждено уголовное дело. Санкции по данной статье – до 6 лет лишения свободы, штрафы до 500 тысяч рублей, а также исправительные работы и запрет занимать некоторые должности;
- сокрытие денежных средств или имущества, которые могли быть использованы для взыскания недоимки по налогам – ст. 199.2 УК РФ предусматривает, что преступлением считается ситуация, когда организация или индивидуальный предприниматель обязаны заплатить недоимку по налогам, страховым сборам или другим обязательным платежам, но скрывают деньги или материальные ценности, чтобы их не могли изъять в счет задолженности. В данном случае квалифицироваться как правонарушение могут такие действия как вывод средств за рубеж, передача имущества родственникам или знакомым, использование схем с офшорами и т. д. – главное, чтобы была задолженность по налоговым платежам и действия, направленные на сокрытие активов. Уголовная ответственность наступает, если ущерб от таких действий превышает 2 млн 250 тыс. руб. (крупный размер), а если он перейдет порог в 9 млн руб. (особо крупный размер), строгость санкций возрастает. Виновным по статье 199.2 может быть назначено наказание в виде штрафа, принудительных работ или тюремного заключения сроком до 7 лет. Также может быть конфисковано имущество, полученное преступным путем, и наложен запрет на те или иные должности.
Сегодня ведется активная борьба с налоговыми преступлениями, и вышеуказанные статьи регулярно применяются на практике. Это означает, что все, кто занимаются хозяйственной деятельностью и обязаны платить налоги, должны знать, что делать, если против них будут выдвинуты подобные обвинения.
Какая именно ответственность за неуплату налогов может быть применена?
Чтобы в принципе стал рассматриваться вопрос привлечения к уголовной ответственности, само правонарушение должно быть прописано в НК РФ. Базовые принципы расписаны в ст. 108 НК РФ. Из него, в частности, следует, что перечень правонарушений – исчерпывающий. Его нельзя трактовать расширительно. При этом фискалы должны действовать в строго определённых рамках, в противном случае их действия вполне реально опротестовать.
До 2014 года уголовная ответственность могла наступить исключительно тогда, когда уже состоялось решение ФНС РФ, причём оно должно было вступить в силу и зафиксировать конкретное правонарушение. Обычно такое решение выносилось по итогам проверки (камеральной или же выездной).
До указанного выше периода налогоплательщик вправе был обжаловать сделанные сотрудниками налоговой инспекции выводы в суде. И только в том случае, если обжаловать не удалось, а решение ФНС РФ даже после разбирательств признано законным, виновные могли быть привлечены к ответственности, в том числе и уголовной.
Каких действий можно ожидать от налоговых органов в связи с привлечением к уголовной ответственности?
- Если налоговики вышли с выездной налоговой проверкой и обнаружили, что проверяемая компания поработала с однодневкой, а сумма сэкономленных налогов превысили установленную ст. ст. 199 и 198 УК РФ, то она обязана сообщить в правоохранительные органы.
- Если налоговики не могут самостоятельно допросить или найти директоров и учредителей однодневок, то они могут обратиться за помощью в полицию.
- Если налогоплательщик не пускает на свою территорию налоговиков, то они так же могут обратиться в правоохранительные органы.
- А вообще, налоговики к любой выездной налоговой проверке готовятся заранее, до выхода на проверку. Поэтому они выходя на проверку уже «все знают», и если они полагают, что налогоплательщик может им оказать, хотя бы пассивное сопротивление, то они придут к нему уже с оперативным работником, который будет включен в число проверяющих, либо попросят, чтобы у вас на предприятии было проведено оперативными сотрудниками ОРМ с выемкой.
В целом же и в отношении физического, и в отношении юридического лица действия ФНС РФ так или иначе связаны со сбором доказательств, с проверками и с грамотным оформлением сделанных выводов.
Понятие преступлений в сфере экономики
Начнем с главного — с определений. Общее определение преступления, установленное уголовным законом, сформулировано следующим образом. Экономическое преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации (далее УК РФ) под угрозой наказания. Если с виновностью и запрещением все более-менее понятно, то понятие общественной опасности вызывает вопросы.
Общественная опасность — материальный признак преступления, раскрывающий его социальную сущность. Она проявляется в том, что общественно опасное деяние причиняет вред или создает угрозу причинения вреда личности, обществу или государству. Закон не содержит подробного перечня тех групп общественных отношений, которые взяты под защиту уголовного закона. Виды этих общественных отношений можно увидеть в статье 2 УК РФ: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
Для целей этой статьи уяснение понимания общественной опасности, как мне кажется, имеет ключевое значение.
Преступления в налоговой сфере
Преступления в налоговой сфере, по природе своей, совершаются в области финансов, и вполне логично, что статьи Уголовного кодекса РФ, устанавливающие уголовную ответственность за налоговые преступления, отнесены к 22 Главе Уголовного кодекса – «Преступления в сфере экономики».
Достаточно сложно, не будучи специалистом, понять, за что и какая ответственность предусмотрена в сфере касающейся налогов (сборов).
Ситуация осложняется неизменной изменчивостью нашего права, которое постоянно развивается. В частности уголовная ответственность за налоговые преступления кардинальным образом претерпела изменения с 1-го января 2010 года.
Настоящим материалом мы постараемся дать четкую и ясную картину, за что и при каких условиях наступает уголовная ответственность за преступления в сфере неуплаты налогов и сборов, как у граждан (то есть физических лиц и предпринимателей), так и у организаций.
Отдельно отметим, что в интересующей нас области налогов и сборов, существуют три вида ответственности:
- Ответственность, установленная законодательством о налогах и сборах, то есть Налоговым кодексом (НК РФ) и нормативными актами по сборам
- Административная ответственность, по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ)
- Уголовная ответственность за налоговые преступления установленная Уголовным кодексом (УК РФ)
Не все осознают разницу между такими понятиями как неуплаченный налог и пени – которые всегда обязательны к уплате, и привлечением к ответственности за неуплату налогов (сборов).
Привлечение к ответственности является, по сути своей, определенной формой наказания за совершенное правонарушение (налоговое, административное или уголовное).
Форма наказания это – штрафы, арест, лишение свободы, запрет заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности.
Если фактически не уплачен налог, то можно, понимая механизм привлечения к ответственности, пытаться её смягчить, либо в идеальном варианте полностью избежать, однако:
- даже отбытие наказания, или уплата штрафов никоим образом не освобождают от изначальной обязанности уплатить сокрытые и начисленные налоги, а также сопутствующие им суммы пени
Пени — это способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, упрощенного говоря, некая компенсация бюджету за несвоевременную уплату налога (сбора), проценты за пользование деньгами бюджета.
А налоги и сборы являются обязательным платежом либо взносом, обязанность уплаты которого, практически во всех случаях, не имеет срока давности.
Далее, в настоящем материале, рассматриваются только вопросы уголовной ответственности за неуплату налогов и сборов.
Всего существует четыре статьи Уголовного кодекса, непосредственно устанавливающие уголовную ответственность за налоговые преступления:
- Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица
- Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации
- Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента
- Статья 199.2. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов
Отличительные признаки
В качестве одного из существенных свойств налоговых преступлений выступает общественная опасность. В определении, приведенном в ст. 106 НК, этот признак отсутствует. Существуют отличия и в форме реализации мер воздействия. Ответственность за налоговые преступления выражается в наказании. За деяние, не представляющее общественную опасность, субъекту грозит санкция. В первом случае будут применяться статьи УК, а во втором — НК. Еще одной важной особенностью выступает субъектный состав. Наказания за налоговые преступления в РФ применяются исключительно к гражданам. Санкции, в свою очередь, могут налагаться как на физических лиц, так и на организации. При этом в ст. 108, п. 4 НК присутствует важная оговорка. Она указывает на то, что привлечение организации к ответственности не препятствует применению наказания к отдельным должностным лицам при наличии соответствующих оснований. Вина юрлиц определяется в соответствии с виновностью их представителей (сотрудников), бездействия/действия которых обусловили совершение неправомерного деяния.
В ряде случаев суды по ошибке отождествляют величину сокрытых налогов с суммами фиктивных расходов. Уклоняясь от уплаты, субъект вводит уполномоченные органы в заблуждение или оставляет х в неведении относительно существующих объектов обложения. К примеру, лицо часть доходов использует в ходе предпринимательской деятельности (как ИП), а другую — как физлицо. В этом случае должна быть составлена одна декларация. В ней необходимо отразить всю деятельность, которую осуществляет субъект. Это значит, что в декларации указываются доходы, которые были получены им в ходе предпринимательства, и поступления, возникшие при заключении им сделок в качестве физлица, с которых должны удерживаться суммы в пользу бюджета.
В практике судебных разбирательств не всегда учитывается факт, что ИП, юрлица либо прочие налоговые агенты, кроме этого, выступают и как самостоятельные плательщики. Неисполнение этих обязанностей в комплексе квалифицируется по совокупности статей 199 (198) и 199.1. Вместе с этим недопустимо объединять суммы не начисленного и не выплаченного налога агентом и суммы, по которым этот же субъект уклоняется от отчисления ЕСН или НДФЛ. В качестве основания для освобождения от наказания могут выступать обстоятельства крайней необходимости. Однако чтобы избежать ответственности, субъекту придется доказать уважительность причин и подтвердить документально свое бедственное положение.
Основания для прекращения преследования по уголовному делу
Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.
Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 УК в случае возмещения им до момента назначения судебного заседания причиненного вреда.
Но, к сожалению, при этом сохраняется коллизия материальных и процессуальных норм, которая появилась еще аж в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.
Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов, то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба. Отметим, что указанный «множитель» для определения дополнительной платы до 15 июля 2016г. имел пятикратный размер.
Уголовная ответственность за преступления в сфере налоговых отношений
За самые серьезные правонарушения в сфере налоговых отношений ответственность предусмотрена в УК РФ, где налоговым преступлением посвящены две статьи (ст. 198, 199). Рассмотрим подробно эти статьи.
Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды. Уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, — наказывается штрафом в размере от 200 до 700минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
То же деяние, совершённое лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, — наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
Уклонение гражданина от уплаты налога признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 200 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 500 минимальных размеров оплаты труда.
Статья 199. Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации. Уклонение от уплаты налогов с организации путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо иным способом, совершенное в крупном размере, — наказывается лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.
То же деяние, совершенное неоднократно, группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере, — наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Уклонение от уплаты налогов с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере — 5000 минимальных размеров оплаты труда.
К уголовной ответственности за преступление, предусмотренное данной статьей, привлекаются лица, которые в соответствии с нормативно-правовыми актами или учредительными документами организации обязаны обеспечить правильность данных, определяющих исчисление налогов, а также лица, обязанные утверждать документы, представляемые в налоговые органы.