Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые и косвенные налоги — сравнение и подробный обзор». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Существует два вида прямых налогов:
- Реальные — платежи
- которыми облагаются отдельные виды материальных ценностей. В зависимости от объекта налогообложения ими могут быть земельный налог, промысловый, налог на ценные бумаги.
- Личные — обязательные платежи
- которые взимаются в зависимости от налогооблагаемого дохода или имущества плательщика за вычетом льгот, предоставленных налоговым кодексом или другими законами. Объекты налогообложения учитываются по каждому плательщику индивидуально, усреднение в данном случае не применяется. Могут приниматься во внимание различные факторы, в том числе размер дохода, количество имущества, семейное положение. Например, НДФЛ, налог на доходы от денежных капиталов.
Cooтнoшeниe пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв
Нeпpямыe нaлoги являютcя лишь чacтью дoxoдoв гocyдapcтвeннoй кaзны. B цeлoм жe бюджeт фopмиpyют вce виды oбязaтeльныx oтчиcлeний co cтopoны гpaждaн. Paзныe вoзмoжнocти coчeтaния пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв пoзвoляют фopмиpoвaть нecкoлькo мoдeлeй нaлoгooблoжeния, кoтopыe cyщecтвyют в paзныx cтpaнax миpa:
- Aнглocaкcoнcкaя мoдeль. Для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн нeбoльшoй oбъeм кocвeнныx нaлoгoв. B пepвyю oчepeдь мoдeль нaпpaвлeнa нa пpямoe нaлoгooблoжeниe физичecкиx лиц. Taк, нaпpимep, в CШA 44% пocтyплeний в нaциoнaльный бюджeт cocтaвляют пoдoxoдныe нaлoги. Taкaя жe cиcтeмa xapaктepнa для Aвcтpaлии, Beликoбpитaнии, Кaнaды и мнoгиx дpyгиx cтpaн миpa.
- Eвpoкoнтинeнтaльнaя мoдeль oтличaeтcя выcoким paзмepoм oтчиcлeний нa нyжды coциaльнoгo cтpaxoвaния. Taкжe для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн выcoкий ypoвeнь пocтyплeний oт yплaты нeпpямыx нaлoгoв.
- Лaтинoaмepикaнcкaя мoдeль opиeнтиpyeтcя нa бoльшoй пpoцeнт бюджeтныx дoxoдoв oт нeпpямыx нaлoгoв. Нaлoгoвыe oтчиcлeния вoзpacтaют пo мepe pocтa цeн, cвязaннoгo c инфляциeй, чтo пoзвoляeт в oпpeдeлeннoй мepe зaщитить гocyдapcтвeнный бюджeт.
- Moдeли cмeшaннoгo типa xapaктepны для мнoгиx гocyдapcтв. Taкиe cxeмы пpимeняютcя для дивepcификaции cтpyктypы дoxoдoв, нивeлиpyя влияниe oтдeльныx типoв нaлoгooблoжeния. Глaвнaя зaдaчa дaннoй мoдeли зaключaeтcя в тoм, чтoбы cдeлaть пpямыe нaлoги ocнoвными иcтoчникaми пocтyплeний, нo c пpeoблaдaниeм дoли cбopoв co cтopoны бизнeca, a нe oт пoдoxoднoгo нaлoгa.
Экcпepты в oблacти экoнoмики cчитaют, чтo нaлoгoвaя cиcтeмa, cyщecтвyющaя нa ceгoдняшний дeнь в Poccийcкoй Фeдepaции, являeтcя нaибoлee близкoй к лaтинoaмepикaнcкoй мoдeли. Taкжe в poccийcкoй cxeмe пpиcyтcтвyют элeмeнты eвpoкoнтинeнтaльнoй мoдeли нaлoгooблoжeния.
Пocтyплeния нaлoгoв co cтopoны бизнeca и пpeдпpинимaтeлeй нa ceгoдняшний дeнь в Poccии cocтaвляют пopядкa 70%.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Всем ли обязательно ли платить прямые налоги?
Какие налоги можно отнести к прямым? Это те, которые взимаются с граждан и юридических лиц напрямую. Полностью уплачивать в казну сбор обязаны все граждане России, за исключением льготных категорий для имущественного налога:
- пенсионеры;
- инвалиды, относящиеся к 1 и 2 группе;
- жертвы чернобыльской аварии;
- военные запаса с длительностью службы не менее 20 лет;
- семьи военнослужащих, которые прослужили в ВС не менее 20 лет;
- родители, супруги военнослужащих, погибших во время обязанностей исполнения ВС;
- ветераны Афганистана, Чечни;
- ветераны ВОВ;
- герои СССР, России.
Ключевые различия и примеры
Налоги, как уже говорилось, отличаются обширными классификационными возможностями. Исходя из уровня установления, они могут считаться федеральными, региональными, местными. На основании категорий, осуществляющих выплаты, они бывают для физических лиц и коммерческих структур. По способу взимания данные выплаты могут носить прямой и косвенный характер. Виды прямых налогов обширны и многогранны, и все они имеют свои плюсы и минусы. Современным законом не устанавливается того факта, что налоги могут быть прямыми и косвенными. Такая градация произошла, скорее всего, на том основании, что суть и характеристика плательщиков разительно разнятся между собой.
Прямой взнос подразумевает тот факт, что его исчисление осуществляется из дохода или стоимостного критерия имущества. Выплата производится из собственного кармана. Если рассматривать аналог – косвенный налог – то он выступает в качестве установления надбавки к стоимости товаров и услуг, уплачиваемой конечным покупателем.
Налоговые сборы с доходов юридических и физических лиц
Чтобы стать плательщиком налога с доходов, предприятие должно в результате своей деятельности получить прибыль. Если оно не работает либо его деятельность убыточна, оно освобождается от прямого налогообложения доходов. Основным представителем этого прямого фискального сбора является налог на прибыль, правила уплаты которого прописаны в главе 25 НК РФ. Также к этой категории налоговых платежей относятся УСН и ЕНВД.
Физические лица с получаемых доходов уплачивают НДФЛ. К таким поступлениям относятся:
- заработная плата;
- авторские отчисления;
- прибыль от предпринимательской деятельности (в качестве ИП или от самозанятости);
- прибыль от продажи имущества;
- поступления от сдачи имущества в аренду;
- выигрыши в лотереях, конкурсах;
- иные налогооблагаемые поступления.
При этом с заработной платы удерживает и перечисляет НДФЛ в бюджет работодатель. Но все равно плательщиком является непосредственно работник. С остальных поступлений физическое лицо обязано само исчислять НДФЛ и перечислять его в бюджет государства.
Популярные виды сборов: НДФЛ
Самым, пожалуй, распространенным в России прямым налогом является НДФЛ. Его обязаны уплачивать все физические лица, проживающие на территории РФ и получающие в том или ином виде персональный доход. Это могу быть как граждане России, так и подданные иностранных государств. Возможен вариант, при котором плательщиками НДФЛ будут лица, не имеющие паспорта какой-либо страны.
Объектом налогообложения выступает получение дохода за счет предпринимательской деятельности, наемной работы, продажи чего-либо. Учитывается не только выручка наличными, но также и натуральная форма доходов (по рыночной цене или определяемой государством стоимости).
Типовая ставка НДФЛ в России составляет 13%. Для нерезидентов страны ставка существенно выше — 30%. Самое интересное, что к такому статусу могут быть причислены и граждане РФ — в тех случаях, когда основную часть времени живут за рубежом. В свою очередь, статус резидента получают иностранцы, если проживут в России более 183 дней в течение 12 месяцев.
Во многих зарубежных аналог НДФЛ возвращается, если доходы граждан ниже определенного уровня. В России механизма, в точности повторяющего такую схему, нет, но есть множество других оснований для возврата уплаченных сборов. Такие процедуры называются в РФ «налоговыми вычетами».
Сущность и понятие прямых налогов
Решающее значение в доходах бюджета имеют налоги. Участвуя в перераспределении стоимости — национального дохода — налоги выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений.
Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.
Налог — одно из основных понятий финансовой науки. Его следует рассматривать одновременно как экономическое, хозяйственное и политическое явление.
По мере развития и совершенствования теорий налогообложения происходила эволюция взглядов на понимание термина «налог». А. Смит определил налог как бремя накладываемое государством в законодательном порядке, в котором предусмотрены, его размер и порядок уплаты. Одновременно Смит понимал налог как осознанную необходимость, как потребность экономического и социального развития. Современное определение налога делает акцент на принудительный характер налогообложения и на отсутствие прямой связи между выгодой гражданина и налогами. В учебнике «Экономикс» Макконела указывает: «Налог — принудительная выплата правительству домохозяйством или фирмой денег (или передача товаров и услуг), в обмен на которые домохозяйство или фирма непосредственно не получают товары и слуги».
За что платятся прямые налоги?
На практике физлицо или юрлицо может становиться плательщиком прямого налога, если оно:
- Владеет (распоряжается) каким-либо налогооблагаемым объектом при том, что такое владение (распоряжение) возникло как результат того или иного юридического действия, которое условно можно назвать «транзакцией».
Такими налогооблагаемыми объектами могут быть:
- недвижимость (появившаяся во владении или распоряжении вследствие транзакции — заключения договора купли-продажи);
- доход от продажи товаров и услуг (как результат транзакций — сделок по поставке товаров или услуг).
Таким образом, типичные примеры прямых налогов — налог на прибыль или на имущество.
- Обладает статусом, который влечет образование налогооблагаемого объекта.
Например, таким объектом может быть вмененный доход. Он образуется, как только фирма получает статус плательщика налога по ЕНВД, приобретенный вследствие транзакции — подачи документов на получение права работать по ЕНВД в ФНС.
- Пользуется (имеет возможность пользования) теми или иными ресурсами.
Например, полезными ископаемыми, биологическими ресурсами.
Фактический и юридический плательщик любого прямого налога — само физлицо или юрлицо. Оно единолично отвечает за результаты транзакций, которые инициирует. Оно несет прямую налоговую нагрузку, которую нельзя ни на кого переложить, и это основной критерий отнесения уплачиваемых им налогов к «прямым».
Отличие прямых налогов от косвенных
Россияне уплачивают ряд налогов в бюджет государства. Все они делятся на прямые и косвенные.
Вид налогообложения
(какие налоги платят граждане России) |
Что это такое (суть) | Примеры |
---|---|---|
Прямое | Это сборы, которые физические лица уплачивают напрямую с объекта налогообложения. |
|
Косвенное | Это налогообложение в виде наценок или надбавок, которые включаются в стоимость товаров, работ или услуг. |
|
По сути, отличие прямого обложения от косвенного заключается в способе взимания.
Прямые налоги, уплачиваемые гражданами, удерживаются с объекта, который принадлежит непосредственно человеку — его зарплата, гонорары, имущество, земля, транспорт и т. д.
Косвенные — включаются в стоимость потребляемых товаров/работ/услуг. Они не начисляют напрямую физлицам к уплате, но именно люди являются конечными плательщиками косвенных налогов.
Методы взимания налогов
Какими способами государство обременяет плательщиков сборов в казну? Есть четыре основных метода, при помощи которых собираются налоги — прямые и косвенные. Они распространены как в России, так и в мире.
Во-первых, это налогообложение так называемого «прогрессивного» типа. Применяя его, государство обязует граждан перечислять в казну суммы по ставке, величина которой растет соотносительно с увеличением налоговой базы. То есть, например, если человек зарабатывает 10 тыс. долларов в месяц, то он обязан платить НДФЛ в размере 12%, а если его зарплата составляет 50 тыс. долларов, то он перечисляет в бюджет уже 15%.
С «прогрессивными» сборами соседствует «регрессивный» метод налогообложения. В свою очередь при нем ставка по мере увеличения доходной базы снижается.
Чтобы полностью разобраться, чем различаются ПН и КН, надо сделать их сравнительный анализ:
Признак | Прямые налоги | Косвенные налоги |
---|---|---|
Субъект, принимающий налоговую нагрузку | Непосредственно налогоплательщик | Покупатель |
Координирование с государством | Непосредственное | Через промежуточное лицо (продавца, производителя) |
Налогооблагаемый объект | Личное имущество, разного рода доходы | Реализуемая продукция, предоставляемые услуги |
Показатели, влияющие на размер налога | Величина доходов или прибыли, семейный статус, род деятельности и прочее | Тарифы на услуги и работы, цена на продукцию и ее вид |
Взаимосвязь с финансовой и хозяйственной деятельностью | Прямая | Нет никакой |
Сложность подсчета | Достаточно непростая | Легкая |
Степень сбора | Сложная | Быстрая |
Роль в ценообразовании | Начисляются на стадии производства | Включаются в стоимость при реализации |
Открытость | Налогоплательщик знает сколько ему надо будет заплатить | Покупатель порой не ведает, что переплачивает из-за торговой надбавки |
С чего может взиматься прямой налог:
- С общей прибыли налогоплательщика;
- С имущества налогоплательщика в момент приобретения или за какой-то определенный период.
Объектом налогообложения могут быть:
- Сумма налогооблагаемого дохода плательщика – сюда входят, например, зарплаты сотрудникам, прибыль юридического лица, т.е. проценты от различных операций;
- Общая стоимость имущества – участки земли, движимые и недвижимые объекты, ценные бумаги.
Иными словами обложению прямыми налогами подлежит все, что имеется у налогоплательщика, и прямые налоги являются обязательными платежами.
Перечень таких уплат для физических и юридических лиц различен. Например, для физических лиц предметом для начисления прямых налогов могут являться:
- Полученная прибыль;
- Имущество;
- Автотранспорт;
- Участки земли;
- Водные ресурсы.
А если рассмотреть все более подробно, то получится:
- Подоходный налог физическое лицо уплачивает в местный или региональный бюджет. Расчет суммы происходит по специальной формуле, по которой величина выплат государству составляет 15-35% от полученного дохода;
- На имущество — начисляется исходя из стоимости объектов недвижимости и относится к местным налогам;
- Транспортный — удерживается со счастливых обладателей автотранспорта и уплачивается в местный бюджет;
- Земельный взимается, если вы являетесь обладателем какой-либо собственности в виде надела земли, а сумма отчислений зависит от стоимости объекта в кадастре и уплачивается в местный бюджет;
- Налог на водные объекты платит пользователь акватории и водозабора, деньги идут в федеральный бюджет.
По объектам обложения налоги делятся на следующие группы:
- налоги на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту);
- налоги на добавленную стоимость продукции, работ, услуг;
- налоги на имущество (предприятий и граждан);
- налоги на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами);
- налоги за пользование природным ресурсами.
Резюме различий между прямым и косвенным налогам
Прямые налоги | Косвенные налоги |
прогрессирующий | регрессивный |
Заболеваемость и влияние Падение на одного человека | Заболеваемость и воздействие зависят от разных лиц |
Можно легко уклониться | Трудно уклониться |
Нельзя переносить бремя | Можно переложить бремя на другую сторону |
Снижает инфляцию | Увеличивает инфляцию |
Дорогостоящий сбор | Дешево и легко собрать |
Узкое покрытие | Широкий охват |
Косвенные налоги на бизнес и физических лиц с точки зрения государства
По сравнению с прямыми сбор косвенных налогов для государства представляется более простой задачей. В данном случае основным налогоплательщиком является бизнес, а налоговой базой – выручка от реализации или добавленная стоимость, т.е. показатели, которые несложно проконтролировать во время проверки.
Предприятие может некоторое время не получать прибыль или не иметь в собственности (арендовать) недвижимость, но добавленная стоимость генерируется практически всегда, если ведется хоть какая-нибудь деятельность. Физические лица могут не являться плательщиками НДФЛ (например, пенсионеры), но они любом случае опосредованно платят косвенные налоги, включенные в цену приобретаемых товаров.
Поэтому можно сказать, что, в отличие от прямых, косвенные налоги обязательны для уплаты всеми экономическими субъектами на территории государства.
Кроме того, т.к. эти налоги уплачиваются с оборота, то при наличии инфляции суммы налоговых платежей «автоматически» растут пропорционально росту цен.
Поэтому в государствах с относительно высоким уровнем инфляции и сложностями в налоговом администрировании (к которым относится и Россия) соотношение прямых и косвенных налогов, как правило, сдвигается в пользу последних.