Биологические отходы пустят на корма и удобрения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Биологические отходы пустят на корма и удобрения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Статья 4.1 89-ФЗ выделяет пять классов опасных продуктов, причем разрешение на ведение деятельности требуется только для четырех из них – пятый, практически не опасный, класс разрешается вывозить или перерабатывать без лицензии. Порядок классификации медицинских объектов дополнительно рассмотрен в постановлении № 681: всего выделяется пять таких классов.

Закон об утилизация биоотходов

Чтобы не возникало опасностей, обращение с указанным мусором проводится согласно законодательству Российской Федерации. Основным нормативным актом, регламентирующим этот процесс, являются ветеринарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов №13-7-2/469, утверждённые 4.12.1995г. Государственным санитарным врачом Российской Федерации (с изменениями и дополнениями).

Правила содержат чёткие указания о том, как проходит утилизация биоотходов в ветеринарии, сельском хозяйстве, на предприятиях. Нормативный акт регламентирует:

  • особенности уничтожения, захоронения;
  • уборку, перевозку отходов (действия при обнаружении туши, характеристики транспорта, обеззараживание поверхностей);
  • этапы, способы переработки;
  • методы ликвидации разных категорий туш, органов, тканей;
  • выбор места для строительства биотермических ям, скотомогильников, особенности их возведения;
  • правила эксплуатации мест захоронения;
  • процесс контроля за тем, как выполняются санитарные правила сбора, захоронения, уничтожения отходов.

Контроль выполнения правил утилизации

Согласно части 7 рассматриваемого нормативного акта состояние мест захоронений весной и осенью проверяют ветеринарные службы. Инспекторы осматривают фактическое, ветеринарно-санитарное состояние объектов. Если выявлены нарушения, то составляется акт, выдаётся предписание на устранение замечаний. При не исправлении нарушений возможны запреты на эксплуатацию строений, поскольку это биологически опасно.

Скотомогильники, биотермические ямы имеют санитарные карточки. Строениям присваиваются идентификационные номера и ставят на учёт главному государственному ветеринарному инспектору населённого пункта (субъекта РФ).

Специалисты ветеринарной службы контролируют эффективность и соблюдение технологического процесса переработки отходов биологического происхождения, обращение с такими материалами в лабораториях, на промышленных предприятиях.

Утилизация биологических отходов больницы

В лечебных учреждениях мусор собирается, хранится в соответствии с классами опасности медицинских отходов. Использованные материалы разных групп накапливаются в ёмкостях различных цветов, временно находятся в специальных помещениях. Обращение с такими отходами (кроме А класса) проводится с соблюдением санитарных правил.

Транспортировка, переработка биоотходов медучреждений выполняется организациями, имеющими соответствующие разрешения. У больницы и исполнителя должен быть договор на оказание услуг, с указанием уровня опасности отходов.

Биологические отходы — потенциально опасный материал, поскольку павшие животные могли быть переносчиками инфекций. Во избежание распространения заболеваний, такой материал следует утилизировать согласно ветеринарно-санитарным правилам.

Лицензирование деятельности в области обращения с отходами: новые положения

Порядок обращения с различными видами медотходов регулируется двумя основными документами:

  • СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;
  • СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления».

В соответствии с этими документами все медицинские отходы, в зависимости от уровня их опасности и негативного влияния на окружающую среду, делятся на пять классов:

  1. Класс А: безопасные отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов и инфекционными больными (упаковка, мебель, инвентарь, пищевые отходы);
  2. Класс Б: опасные для здоровья (предметы, загрязненные биологическими жидкостями, патологоанатомические отходы, органы, ткани и др.);
  3. Класс В: крайне опасные отходы (материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, а также живые вакцины);
  4. Класс Г: отходы 1–4 классов опасности, несущие токсикологическую угрозу;
  5. Класс Д: мусор, содержащий радиоактивные компоненты.

Последствия неправильной утилизации

Утилизация и уничтожение биологических отходов без приглашения представителя ветеринарной службы, соблюдения правил, несёт угрозу окружающей среде и здоровью людей.

Большинство биоотходов потенциально опасны, их неправильная переработка приводит к распространению опасных инфекций среди здоровых животных. Некоторые микроорганизмы при отсутствии адекватного воздействия способны быстро размножаться, а благодаря природным факторам распространяются на большие расстояния. При разложении органических останков выделяется биогаз — токсичное вещество.

Уничтожение туш павших животных надо проводить согласно с заключением специалиста, соблюдая технологию процесса, поскольку температура и площадь горения должны покрывать сжигаемый материал.

Несанкционированное уничтожение, переработка биоотходов влекут административную ответственность в виде штрафа согласно Кодексу РФ об АП.

Читайте также:  Зеленая карточка: зачем россиянам нужен СНИЛС

Лицензируемые виды отходов

Согласно нынешней формулировке в законе «Об отходах производства и потребления»:отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Такая формулировка оставляет пространство для маневра. Т.е., если в технологическом процессе не образуются «вещества или предметы», подлежащие удалению, то и отходов соответственно не образуется. Следовательно, производство, в котором отходы используются, может считаться «безотходным».

А так как «производство» подразумевает совокупность различных технологических процессов, то отходами считаются остатки не от отдельного технологического процесса, а от деятельности целого «производства». Никто же не считает керосин отходом производства бензина.

Код каждого вида отходов имеет 11-значную структуру. Первые восемь знаков кода вида отходов используются для кодирования происхождения видов отходов и их состава. Девятый и десятый знаки кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы отхода, а одиннадцатый знак кода — для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Если в одиннадцатом знаке кода стоит «0», то это значит, что мы имеем дело с блоком, типом, подтипом, группой, подгруппой отходов.

К предустановленному в ФККО классу опасности следует относиться с достаточной осторожностью и иронией. С осторожностью — потому что, это не «истина в последней инстанции», а с иронией – потому что, в определении классов опасности есть очевидные противоречия

Например, как может одно и тоже вещество, но из разных источников иметь разный класс опасности? Кроме этого, один и тот же отход органично может быть отнесен к разным кодам ФККО.

На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт, этого требует Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (п.3 ст.14). Форма паспорта, а также порядок паспортизации отходов определен в Постановлении правительства от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I — IV классов опасности». Существует также форма паспорта отходов по ГОСТ Р 53691-2009 «Паспорт отхода I — IV класса опасности. Основные требования» (утв. и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 N 1091-ст). Однако, это добровольный стандарт и эта форма фактически находится вне правого поля и смысла не имеет.

Свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды оформляется на каждый вид отходов. Паспорт опасного отхода составляется только на отходы I-IV класса опасности, действует бессрочно. Согласовывать или утверждать паспорт в органах Росприроднадзора не требуется, но необходимо направить туда заверенную копию паспорта вместе с подтверждающими документами (расчет класса опасности и т.д.).

Общие правила организации системы сбора, временного хранения и удаления отходов Класса А

Отходы собираются в многоразовые ёмкости или одноразовые пакеты. Цвет пакетов может быть любой, за исключением жёлтого и красного.

Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров.

Ёмкость для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы «Отходы Класс А».

Заполнение многоразовые ёмкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в многоразовые контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (контейнерные площадки), до последующего вывоза транспортом специализированной организации к месту размещения (захоронения).

Многоразовая тара после опорожнения подлежит мытью и дезинфекции. Порядок мытья и дезинфекции определяется СанПиН 2.1.7.2790-10.

Контейнеры с отходами класса А хранятся на специальной площадке. Контейнерная площадка должна располагаться на территории хозяйственной зоны не менее чем в 25 м от лечебных корпусов и пищеблока, иметь твердое покрытие.

Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 1,5 метра во все стороны. Площадка должна быть ограждена.

Пищевые отходы (отходы пищевого сырья и готовой пищи от пищеблоков и буфетов) можно удалять (осуществлять сброс) в систему городской канализации путём оснащения внутренней канализации измельчителями пищевых отходов (диспоузерами). При невозможности сброса пищевых отходов в канализацию, сбор пищевых отходов осуществляется отдельно от других отходов класса А в многоразовые ёмкости или одноразовые пакеты, установленные в помещениях пищеблока, столовых и буфетах. Пищевые отходы, предназначенные к вывозу для захоронения на полигонах ТБО, должны помещаться для временного хранения в многоразовые контейнеры в одноразовой упаковке.

Временное хранение пищевых отходов при отсутствии специально выделенного холодильного оборудования допускается не более 24 часов.

Пищевые отходы (кроме отходов палатных отделений инфекционного, в том числе кожно-венерологического) допускается использовать в сельском хозяйстве в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Отходы класса А, кроме пищевых, могут удаляться из структурных подразделений с помощью мусоропровода или пневмотранспорта. Не допускается сброс в мусоропровод предметов, которые могут привести к механическому перекрытию (засору) ствола мусоропровода. Сброс отходов в мусоропровод должен осуществляться в упакованном виде.

Читайте также:  Какие льготы с 1 января 2023 года положены пенсионерам

Конструкция, материалы и устройство мусоропроводов и пневмотранспорта должны обеспечивать возможность проведения их чистки, мойки, дезинфекции и механизированного удаления отходов из мусоросборных камер. Мусоросборные камеры оборудуются контейнерами, подводкой воды и канализационным трапом. Запрещается сброс отходов из мусоропровода (пневмотранспорта) непосредственно на пол мусороприемной камеры. Должен быть обеспечен запас контейнеров для мусороприемной камеры не менее чем на одни сутки.

Контейнеры в мусоропроводных камерах подлежат мытью после каждого опорожнения и дезинфекции не реже 1 раза в неделю.

Чистка стволов трубопроводов, приемных устройств, мусоросборных камер проводится еженедельно. Профилактическая дезинфекция, дезинсекция проводится не реже 1 раза в месяц, дератизация –по мере необходимости.

Крупногабаритные отходы класса А собираются в специальные бункеры для крупногабаритных отходов. Поверхности и агрегаты крупногабаритных отходов, имевшие контакт с инфицированным материалом или больными, подвергаются обязательной дезинфекции перед их помещением в накопительный бункер.

Об обязанности внесения платы за НВОС

На основании ст. 16 Закона № 7-ФЗ плата за НВОС вносится:

  • за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

  • за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;

  • за размещение отходов.

По степени вреда объекты, оказывающие НВОС, делятся на четыре категории (I – IV).

Критерии отнесения объектов к этим категориям утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 (документ действует с 01.01.2021). Категория присваивается при постановке объекта на государственный учет (п. 3, 4 ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ), факт которого удостоверяется выдачей природопользователю соответствующего свидетельства. Категория, однажды присвоенная объекту, может быть изменена при актуализации информации о нем (Методические рекомендации, приведенные в Письме Росприроднадзора от 16.03.2017 № АС-03-04-36/5287).

Таким образом, если объект подпадает под приведенное в ст. 1 Закона № 7-ФЗ определение объекта, оказывающего НВОС, и соответствует одному или нескольким критериям отнесения к объектам I, II, III и IV категорий, он подлежит постановке на государственный учет как объект, оказывающий НВОС (см. Письмо Росприроднадзора от 05.02.2021 № МК-02-02-34/3224).

Природопользователи, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории (характерный пример – офис (офисное здание)), освобождаются от внесения платы за НВОС. Данная преференция установлена п. 1 ст. 16.1 Закона № 7-ФЗ.

Обратите внимание: освобождение природопользователя, осуществляющего хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории, от исчисления и внесения платы за НВОС возможно лишь после присвоения объекту соответствующей категории. Проще говоря, реализовать право на освобождение от платы за НВОС природопользователь сможет, только если в свидетельстве о постановке объекта на государственной учет указана принадлежность этого объекта к IV категории. Это следует из Письма Росприроднадзора от 14.10.2016 № ОД-06-01-35/21270.

Вместе с тем отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с п. 6 ст. 2 Закона № 7-ФЗ регулируются:

  • законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

  • законодательством об охране здоровья;

  • иным законодательством, направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды.

Лицензирование в области обращения с отходами

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензируемые виды деятельности в сфере обращения с отходами имеют следующие определения:

  • сбор отходов — прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
  • транспортирование отходов — перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории РФ, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах;
  • обработка отходов — предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;
  • утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным п. 3 ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (энергетическая утилизация);
  • обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
  • размещение отходов — хранение и захоронение отходов, в свою очередь: хранение — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Читайте также:  Справка о смерти по форме № 11

Как проходит их вторичная переработка?

Правильная и своевременная обработка – залог получения ценного вторсырья, которое можно использовать для различных нужд. Но этот процесс имеет свои нюансы.

Во-первых, биоотходы сначала сортируют, а затем измельчают. Во-вторых, для них обязательна термическая обработка.

В этом отношении установлены отдельные правила касательно каждого вида отходов. Всё зависит от их массы, происхождения и целей, в которых потом используют полученное вторсырьё.

Биоотходы непременно стерилизуют одним из следующих способов:

  • в экструдере;
  • путём проварки в вакуумных котлах;
  • компостировать в специальных закрытых контейнерах;
  • с помощью обычной варки в котлах открытого или закрытого типа (такой вид обработки доступен только при условии использования полученного корма в этом же хозяйстве).

Для получения лицензии надо предоставить следующие документы:

  • устав компании;
  • копии учредительных документов (должны быть нотариально заверены);
  • сведения о государственной регистрации организации;
  • сведения из налоговой инспекции о постановке на учет;
  • уведомление из Росстата;
  • выписка из единого реестра;
  • чек об оплате государственной пошлины;
  • документы на недвижимость;
  • документы на оборудование и транспорт, необходимые для перевозки, хранения, утилизации отходов;
  • свидетельства о прохождении сотрудниками обучения по обращению с отходами;
  • санитарно-эпидемиологическое заключение;
  • заявление на получение лицензии.

Отсутствие любого из необходимых документов может стать причиной для отказа.

Правила сбора, временного хранения и вывоза медицинских отходов в ветлечебницах

Схема обращения с медицинскими отходами в ветклиниках прописана в СанПиН 2.1.7.2790-10. Действие этих санитарных норм распространяется на все организации, ведущие медицинскую деятельность, в том числе ветеринарные медучреждения.

  • Медицинские отходы собирают в желтые пакеты не более чем на ¾ объема, а острые предметы – в непрокалываемые контейнеры с герметичной крышкой.
  • Органические отходы также собирают в герметичные контейнеры.
  • Емкости перемещают на участок временного хранения на территории ветеринарной клиники. Там они ожидают вывоза или обеззараживаются, за исключением органических (операционные и патологоанатомические отходы подлежат сжиганию или захоронению на специальных полигонах без дезинфекции).
  • Затем их вывозит к месту обеззараживания и утилизации специализированная компания, с которой медучреждение заключило договор на перевозку медицинских отходов.

Когда можно обойтись без лицензии?

Прежде всего, под обязательное лицензирование деятельности по обращению с отходами не подпадает накопление отходов. Хотя указанный процесс является своеобразной формой хранения. В чем причина? В длительности обоих процессов!

В рамках накопления отходов происходит временное их складирование, которое по времени не должно превышать одиннадцати месяцев. Причем, речь идет о месяцах, которые идут один за другим, но не обязательно в пределах календарного года.

Однако если такое складирование по времени затянется дольше 11 месяцев, то с момента превышения данного срока компания или предприниматель начинают осуществлять лицензируемую деятельность – хранение. И если разрешения на ведение данной деятельности нет, тогда по статье 14.1 (п.2) КоАП РФ налагается наказание и в следующих размерах:

  • 2000-2500 рублей + конфискация отходов, произведенных из них товаров и орудий производства, или без таковой – это грозит простым гражданам;
  • 4000-5000 рублей с конфискацией отходов, изготовленных из товаров, орудий труда, или без конфискации – это грозит должностным лицам организации или предпринимателя либо самому предпринимателю;
  • 40000-50000 рублей, а к этой сумме конфискация произведенных из отходов товаров, самих отходов, орудий труда, либо без конфискации – для организаций.

Кроме того, при накоплении опасных отходов следует иметь в виду, что это можно осуществлять только:

  • на специальных площадках. Эти площадки должны быть обустроены с учетом требований ряда нормативных актов, в частности, статьи 51 закона №7-ФЗ от 10.01.02г. «Об окружающей среде» и статьи 22 закона №52-ФЗ от 30.03.99г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
  • для цели последующей переработки и применения отходов, их перевозки, обезвреживания или размещения, включая захоронение.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]