Как получить лицензию на утилизацию автомобилей

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить лицензию на утилизацию автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Утилизация – это процесс, при котором машина полностью уничтожается безопасным способом. На специализированных пунктах ее разбирают по отдельным деталям, сортируют, в зависимости от типа материала и отправляют на переработку.

Как оформить лицензию на утилизацию автомобилей?

Лицензия на утилизацию автомобиля бессрочна. За ее оформление необходимо оплатить государственную пошлину в 7500 рублей. За выдачу разрешений отвечает Росприроднадзор. Он также контролирует все действующие предприятия в данной сфере. Если в ходе проверки на предприятии будут обнаружены серьезные нарушения, то лицензия будет аннулирована. Актуальный реестр фирм представлен на официальном сайте ведомства.

Росприроднадзор предъявляет ряд требований к соискателю лицензии:

  • ИП или юридическое лицо любой организационно-правовой формы без задолженности по страховым взносам, налогам и другим обязательным платежам.
  • Арендованный или собственный участок земли, расположенный на расстоянии не ближе 500 метров к городу. Для интенсивной деятельности минимальное расстояние увеличено до 1 км.
  • Разработка проекта рабочей площадки по утилизации транспортных средств с учетом возможных рисков и негативного воздействия на окружающую среду.
  • Обучение сотрудников по программе профессионального обращения с опасными отходами.
  • Наличие положительного заключения от Роспотребнадзора и Центра гигиены и эпидемиологии о соответствии оборудования и рабочего участка санитарным нормам.

Можно ли утилизировать авто частями?

Если у машины некоторые детали остались целыми и их можно продать, а остальное –утилизировать. Однако весь процесс в этом случае будет сложнее.

Первый шаг – выбрать, что вы хотите оставить у себя или продать в дальнейшем, например, двигатель, карбюратор. При заполнении заявления в ГИБДД эти элементы указываются, а также пишется отдельно пояснительная записка, почему было принято такое решение. Далее то, что не утилизируется, должно быть предоставлено в Госавтоинспекцию, чтобы подтвердить данные. Сотрудники ведомства указывают номера запчастей в свидетельстве, чтобы в дальнейшем их можно было продать легально.

Только после этих бюрократических процедур детали извлекаются из автомобиля, а основная его часть отправляется на пункт утилизации.

Если у вас возникли проблемы с утилизацией автомобиля получить юридическую помощь можно на нашем сайте.

Как он влияет на цены

Как уже стало понятно, утилизационный сбор даже на легковые автомобили может исчисляться сотнями тысяч рублей. С начала 2020 года выросли коэффициенты (мы в примерах учли именно актуальные значения), причем выросли значительно – какие-то на 46% (для авто с двигателями объемом до 1 литра), а какие-то – на 145% (более 3,5 литров).

Эксперты сразу оценили влияние повышения ставок на увеличение цен на автомобили – по их мнению, цены вырастут на 2-4%, но узнать точно получится только по итогу первых месяцев 2020 года.

Утильсбор был повышен для того, чтобы компенсировать очередное снижение ввозных пошлин – по требованию ВТО они были снижены с 17 до 15%, а повышение утилизационного сбора в итоге удержит заградительный тариф на уровне в 30%.

Но для тех, кто производит автомобили внутри страны, переживать, на первый взгляд, не стоит: для них Министерство промышленности и торговли поддерживает механизм промышленных субсидий – за то, что автомобили производятся внутри России, производителям компенсируют расходы на уплату утилизационного сбора.

Все это существует внутри системы специальных инвестиционных контрактов (СПИК), и с 2020 года субсидии будут выше у тех, кто добился высокого уровня локализации производства.

Другими словами, российских производителей автомобилей по технологии «отверточной сборки» в скором времени – с 2022 года – приравняют к импортерам и заставят платить утильсбор по полной (пока же им компенсируют 50% сбора).

То есть, от утилизационного сбора по факту будут освобождены те, кто смог устроить производство по полному циклу – включая штамповку, сварку и окраску кузовов (без этого производитель не наберет минимальные баллы по локализации и не получит субсидию).

Тем не менее, утилизационный сбор эксперты все еще считают попыткой государства заработать побольше. На инфраструктуру по утилизации техники, напоминает Наталья Беляева, деньги все еще не тратятся:

«Так адаптация российского законодательства к условиям членства в ВТО породила самое большое плутовство.
Ежегодно бюджет получает примерно 180 млрд рублей, из которых НИ одного рубля НЕ тратится на то, что было обещано и внесено в Закон 89-ФЗ «об отходах производства и потребления» (п.8 ст.24.1) – «компенсации из бюджета затрат на создание инфраструктуры, которая потребуется для утилизации техники».

Сейчас все стыдливо обходят тему такой компенсации. Поднимая при этом ставки утилизационного сбора.

Наталья Беляева, генеральный директор ООО Дельфи, представитель экспертного совета при Правительстве РФ.

С другой стороны, сохранение таможенных барьеров позволило поддержать отечественного производителя. Сейчас в России производится более 90% продаваемых внутри страны автомобилей, что позволило отрасли сравнительно спокойно пережить кризис.

Читайте также:  В ПФР рассказали, кто сможет претендовать на досрочную пенсию

Что касается коммерческого транспорта, утилизационный сбор вносит свои коррективы в планы бизнеса, говорит Дмитрий Мельников. По его словам, распространение сбора на полуприцепы погубило бизнес тех, кто зарабатывал на их импорте:

«Если судить по рынку грузовиков, введение утилизационного сбора дало очень многое. Восемь лет назад новых КАМАЗов, особенно в магистральных перевозках, было очень мало. Основной магистральный тягач на тот момент, на наших дорогах – 5-10 летний европейский тягач. Сейчас доля того же КАМАЗа, уже значительна, причем на эту технику пересели не только крупные федеральные компании, но и мелкий бизнес.

Конечно, нет ничего хорошего для рынка в создании искусственной конкуренции, это не здоровый путь развития. Однако, как не крути, он сработал, и отечественный производитель усилил свои позиции. И, возможно, это хорошо. Возможно, развитие отечественного автопрома – это более важная задача, чем поддержка мелких предприятий. Я не могу со своей частной позиции судить об этом.

Однако в 2018 году утилизационный сбор вновь дал о себе знать. Он в очередной раз был повышен, и были впервые введены по некоторым видам техники сборы, да еще какие. В этом году для меня лично, как для импортера техники был закрыт рынок полуприцепов. Был введен заградительный размер сбора на полуприцепы старше трех лет.

В отличии от 2012 года, когда были понятны причины и были понятны «наследники» этого рынка, в виде отечественных производителей ну скажем седельных тягачей. Которые были в состоянии обеспечить рынок техникой в необходимых объемах. В 2018 году ситуация стала совершенно непонятной.

Да, в России есть производители полуприцепов. Но, в отличии от производителей тягачей и грузовиков, эти производители на момент введения сборов не были в состоянии удовлетворить спрос не по мощностям производства, не по качеству выпускаемой продукции.

Что получилось в итоге? Прокомментирую лишь рынок полуприцепов, поскольку он будет максимально нагляден. Продажи отечественных полуприцепов не устремились вверх. Да они подросли, но не значительно. Их все равно не стали покупать!

Кто тогда заместил рынок подержанных полуприцепов из Европы? Да, по сути, никто. Единственное, на рынке появились новые игроки и увеличились продажи некоторых опять же импортных марок. За счет чего? За счет снижения цены продукции.

А за счет чего они снизили цены? Естественно, за счет качества».

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

В результате, считает эксперт, вместо работающей программы по замене и утилизации отжившей свое старой техники имеем проблему эксплуатации старой (и часто изношенной) техники на дорогах. Часть перевозчиков ушла с рынка, так как оказалась не в состоянии покупать новую технику даже по российским ценам, остальным приходится экономить и выпускать на дорогу полуприцепы старше 7-10 лет.

При этом импортная техника все же есть, но по качеству она заметно уступает «старшим братьям», менее безопасна и экологична, а еще не приносит пользы отечественному производителю, говорит Мельников:

«До введения заградительного сбора на полуприцепы, как правило эксплуатировать 15-20 летний полуприцеп было нецелесообразно. Их действительно сдавали на металлолом, поскольку купить 5-7 летний полуприцеп было выгоднее, чем эксплуатировать более старый.

Теперь такой возможности нет. Причем уже стал развиваться другой, фактически нелегальный бизнес – продажа старых рам с документами от Европейских полуприцепов, с целью восстановления этой техники кустарным способом.

Все это конечно никак не похоже на борьбу за безопасность и экологию.
Чего нам ждать от повышений 2020 года? Покажет время. В целом, экология, безопасность и поддержка отечественного производителя – это правильно и хорошо. Но методы, которыми это делается оставляют желать лучшего.

Дмитрий Мельников, директор СибАвтоКонсалт.

Поэтому как-то однозначно оценить утилизационный сбор сложно: с одной стороны, его введение загрузило работой российские автомобильные заводы, но с другой – сократило выбор, а в сфере коммерческого транспорта это было особенно разорительно.

Требования для получения лицензии

Для того чтобы получить лицензию, необходимо соответствовать определенным требованиям:

  • наличие у соискателя зданий, строений, сооружений, в том числе объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I-IV классов опасности,
  • наличие оборудования, специализированных установок, принадлежащих ему на праве собственности или на другом законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ,
  • наличие у соискателя лицензии и его работников профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами на право работы с отходами I-IV классов опасности. Подготовка требуется не для всех, это положение относится только к тем сотрудникам, которые будут непосредственно работать с отходами. С сотрудниками должны быть заключены трудовые договора,
  • наличие должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами,
  • наличие системы производственного контроля в области обращения с отходами.

Если заявитель дополнительно собирается самостоятельно заниматься транспортировкой отходов, необходимо наличие специальных транспортных средств, принадлежащих на праве собственности для выполнения указанных работ.

Если нет документов, номеров, машины

Как утилизировать автомобиль без документов и номеров? Если Вы — собственник автомобиля, Вы имеете право списать его в утиль только со своим паспортом. Остальные документы, включая номерные знаки, предоставляются, если они есть.

Как утилизировать автомобиль в ГИБДД без автомобиля? Практика продажи ТС имеет свои недостатки. Довольно часто новый владелец, которому Вы продали свое авто, не стремится уплачивать транспортный налог, и в десятидневный срок не переоформляет автомобиль на себя.

Читайте также:  Как получить пособие по безработице в 2022 году

Тогда счет на оплату транспортного налога будет приходить к Вам, так как фактическим владельцем останетесь Вы.

Оформив утилизацию на машину в ГИБДД, можно избавиться от ненужных налоговых обязательств. Отправляйтесь в ГИБДД, напишите заявление о намерении сдать машину в утиль.

После автомобиль, на котором будет ездить нерадивый покупатель, отказавшийся переоформлять машину на себя, остановят на посту ГИБДД, пробьют по базе и отправят на штрафную площадку.

После снятия ТС с учета для утилизации, поставить его на учет снова невозможно.

Возможно ли через Госулуги

Оформление и получение лицензии через портал Госуслуг возможно, но при условии, что у соискателя имеется усиленная электронная подпись (ЭЦП).

Для этого лицу желающему получить лицензию необходимо зарегистрироваться на сайте Госуслуг и пройти верификацию.

После чего ознакомиться со всеми условиями получения разрешительного документа посредством электронного документооборота, оплатить государственный сбор за услугу на этом же сайте, и дождаться решения по своему вопросу.

После чего получить документ лично или в электронном варианте.

ФЗ-99 допускает получения электронного варианта лицензионной документации. Для этого в заявлении необходимо указать данный пункт.

Важно! Документ будет иметь юридическую силу лишь тогда, когда лицензирующий орган подпишет ее при помощи ЭЦП.

Утилизация автомобиля — его безопасная переработка, которая предотвращает загрязнение окружающей среды, а также снимает аварийность на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старого автомототранспортного средства.

Для этого необходимо обратиться в ГИБДД, захватив необходимые документы, и снять автомобиль с учета.

За утилизацию не требуется оплачивать госпошлину, но так как на снятой с учета машине ездить нельзя, придется воспользоваться платными услугами эвакуатора для перегона авто к месту назначения.

Утилизировать транспортное средство можно также по специальной государственной программе.

Если Вы являетесь собственником машины, но у Вас нет номерных знаков, документов на авто и самого транспортного средства, Вы все равно сможете заявить о намерении утилизировать Ваш транспорт и снять его с учета.

Утилизировать машину можно самостоятельно (разобрав, продав на запчасти). Также можно воспользоваться услугами частной компании.

Государственная программа

Эта специальная программа была запущена в 2010 году, но действует и сейчас. Цель государственной программы — повышение роста продаж отечественных машин путем предоставления субсидий на покупку новых ТС взамен старых.

Основное условие участия в программе: расходовать средства, которые Вы получите от сдачи ТС на переработку, можно только на покупку новой машины.

Прочие условия в 2021 году:

  • вы должны владеть автомобилем не менее полугода;
  • участвовать в программе можно физическим и юридическим лицам;
  • новые автомобили в утиль не сдают;
  • у участника должен быть паспорт РФ;
  • автомобиль не сдают на переработку без специально нанятого дилера (услуги могут стоять около 10 000 рублей).

По программе можно обменять легковой, большой автомобиль, джип, автобус. Максимальная сумма дисконта составляет 50-350 тысяч рублей.

Минимальная сумма для легковых автомобилей, максимальная для грузовых. В рамках этой программы удалось продать уже около 130 000 машин.

Утилизация автомобиля — его безопасная переработка, которая предотвращает загрязнение окружающей среды, а также снимает аварийность на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старого автомототранспортного средства.

Для этого необходимо обратиться в ГИБДД, захватив необходимые документы, и снять автомобиль с учета.

За утилизацию не требуется оплачивать госпошлину, но так как на снятой с учета машине ездить нельзя, придется воспользоваться платными услугами эвакуатора для перегона авто к месту назначения.

Утилизировать транспортное средство можно также по специальной государственной программе.

Если Вы являетесь собственником машины, но у Вас нет номерных знаков, документов на авто и самого транспортного средства, Вы все равно сможете заявить о намерении утилизировать Ваш транспорт и снять его с учета.

Утилизировать машину можно самостоятельно (разобрав, продав на запчасти). Также можно воспользоваться услугами частной компании.

Какие документы будут нужны

Для получения лицензии необходимо собрать пакет документов. Все документы должны быть оформлены правильно, без каких-либо нарушений.

Перечень необходимых документов для получения лицензии на утилизацию автомобилей:

  • заявление с указанным местом проведения работ по ликвидации автомобилей;
  • подтверждающие документы о наличии необходимых зданий и сооружений соискателю лицензии;
  • копии документации, фотодокументы и схемы обустройства данной территории на наличие специального оборудования, станков для переработки авто;
  • приказ о назначении и приема должностных лиц, прошедших специальную подготовку, допуска их к работе, связанных с утилизацией транспорта;
  • заключение санитарно – эпидемиологического экологического надзора на проведение данного вида работ организацией;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

При отправке всех копий в отдел лицензирования, документы должны быть заверены нотариально.

Для того чтобы проводить мероприятия по утилизации автомобилей, организации обязательно нужна лицензия. В этой статье были указаны все нюансы и правила оформления данной лицензии.

Какие машины можно сдать по программе утилизации?

В этом году правительство выделяет денежных средств на замену 40 тыс. старых автомобилей. Выделены деньги на нереализованную прошлогоднюю квоту. Всего государство планирует потратить 62 млрд. руб. Сдать можно не все модели, а лишь установленные государством. Среди них присутствуют как автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, так и иностранные.

Среди отечественных автопроизводителей можно найти модели концернов:

  • АвтоВАЗ;
  • ГАЗ;
  • УАЗ;
  • ИЖ-Лада;
  • Камаз.

Выбор иностранных автомобилей, которые можно сдать, гораздо шире:

  • Opel;
  • Peugeot;
  • SsangYong;
  • Renault;
  • Volkswagen;
  • Nissan Ford;
  • Citroen;
  • Hyundai;
  • Skoda;
  • Mazda;
  • Kia;
  • Mitsubishi;
Читайте также:  Срок давности по взысканию налоговой задолженности

Какие виды отходов позволяет «получать» лицензия на утилизацию автомобилей?

Территория предприятия по утилизации

Помимо металлического лома при утилизации вышедшего из строя автомобиля можно получить множество других видов отходов, которые подлежат либо захоронению, либо повторному использованию, например, в качестве сырья для производства других материалов. В связи с этим можно выделить следующие побочные отходы:

Из-за такого количества опасных материалов и веществ к пунктам приема предъявляются повышенные требования в плане организации хранения и перевозки данных отходов. Поэтому очень часто не имеющие подобных условий предприятия договариваются с другими приемщиками, наоборот, располагающими необходимым оборудованием, о передаче за отдельную плату аккумуляторов, смазок и прочих побочных активов, образующихся при утилизации авто.

Что касается сбора и переработки металлического лома, образующегося при приеме старых автомобилей, то на эти виды деятельности дополнительной лицензии не требуется. Исключение составит решение предприятия заняться, например, самостоятельной переработкой таких ресурсов в подземных хранилищах.

Как получить лицензию на такси юридическому лицу?

Юридическое лицо, которое зарегистрировало таксопарк, как общество с ограниченной ответственностью (ООО), может также подать заявку на получение лицензии онлайн либо посетить одно из представительств государственных органов, оказывающих услугу по выдаче регистраций.

Перед подачей заявления, руководителю ООО, либо доверенному представителю нужно подготовить пакет документов, который включает документы:

  • скан-копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
  • скан-копия свидетельства о регистрации автомобиля;
  • данные ОГРН юридического лица; данные ИНН юридического лица;
  • если автомобиль не ваш – скан-копия договора лизинга, договора аренды или копия нотариально заверенной доверенности на право распоряжения автомобилем;
  • скан-копия доверенности от юридического лица.

Когда нужные документы собраны, можно переходить к подаче заявления для выдачи разрешения на такси. Подавать заявку от имени юридического лица в 2023 году может непосредственный руководитель организации, либо один из сотрудников. В последнем случае работнику вместе с собранным пакетом уставных и регистрационных документов выдается доверенность, которая дает право на подачу заявки от имени ООО.

Для чего нужна утилизация автомобилей?

Консультация юриста бесплатно

Большинство граждан не понимает, для чего нужна утилизация автомобилей, а некоторые и вовсе не доверяют программе. При этом у многих стоит старый транспорт в гараже, который никак не эксплуатируется, а налог на него платить надо. Программа по утилизации авто для некоторых — возможность приобрести совершенно новое авто, а для некоторых —возможность избавится от ненужного транспорта и при этом получить еще деньги.

Утилизация — необязательная процедура, однако есть определенные ситуации, в которых она необходима:

  1. Авто слишком старое. При утилизации подобных транспортных средств возможно два варианта: первый — сдать на лом и получить деньги за вес, а второй — получить неплохую скидку на покупку нового отечественного транспорта. Скидка зависит от того, насколько старое авто. Впрочем, в этом и есть суть программы по утилизации: избавляться от старого и ненужного, при этом приобретая новые модели отечественных производителей со скидкой.
  2. Произошел угон транспортного средства.
  3. Аварийное состояние транспортного средства.
  4. Заводские модели также отправляются на утилизацию, если в них был найден существенный брак, который может препятствовать нормальному движению транспорта.

Стоит отметить, что в 2020 году были внесены некоторые корректировки в программу по утилизации:

  • денежные средства (субвенция) вручаются регионам, а они в свою очередь передают автозаводам компенсацию за скупку;
  • утилизировать авто могут и юридические, и физические лица, и даже лизинговые компании (но лизинговые компании не могут воспользоваться новой );
  • кроме легковых авто, под утилизацию подпадают микроавтобусы, автобусы, грузовики и прочий транспорт;
  • увеличился список заводов, которые участвуют в программе по утилизации (теперь задействованы и такие , «Ниссан» и, конечно, «Лада»);
  • добавилась функция «Трейд-ин», в соответствии с которой авто сдается не только для переработки, но и для перепродажи (однако если в первом случае возраст машины должен быть больше 10-ти лет, то во втором возраст авто не должен превышать 6-ти лет).

Требования к автомобилю

В госпрограмме утилизации в 2020 году (как и в предыдущие годы проведения акции) могут принять участие владельцы практически всех автомобилей при условии соответствия установленным правилам. Требования к транспортному средству таковы:

  • автотранспортные средства старше 10 лет не могут участвовать в программе трайд-ин;
  • на скидку могут рассчитывать владельцы машин не ранее 1999 года выпуска;
  • старым признается автомобиль, возраст которого не менее 6 лет;
  • ТС должно быть оформлено на одного владельца, и время владения должно составлять не менее 6 месяцев для трейд-ин и 12 месяцев для утилизации;
  • авто, приобретенные в кредит или лизинг при условии не выполненных перед банком кредитных обязательств, принять участие в программе утилизации не смогут;
  • автомобиль должен соответствовать техническим характеристикам, т. е. все агрегаты должны соответствовать указанным в ПТС;
  • ТС, поступающее в специализированный центр для сдачи в утиль, должно быть «на ходу»;
  • автомобиль доставляется в дилерскую сеть или пункт приема металлолома с помощью эвакуатора, услуги которого оплачивает владелец. Причина: к моменту сдачи ТС снято с учета, и не имеет права участвовать в дорожном движении.

Еще одно важное условие: владелец должен иметь гражданство РФ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]