Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обращаться к судье в судебном заседании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемой ст. 24.3.1 КоАП РФ установлен порядок доведения до сведения участников производства по делу об административном правонарушении информации о поступивших судье внепроцессуальных обращениях.
Комментарии к ст. 29.7 КОАП РФ
1. Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления о том, кто рассматривает данное дело (при единоличном рассмотрении — должность, фамилия, при коллегиальном рассмотрении — наименование органа, фамилии председательствующего в заседании и членов данного органа), какое дело подлежит рассмотрению (о каком правонарушении), кто (фамилия, имя, отчество физического лица, наименование юридического лица) и на основании какого закона (статья Кодекса или закона субъекта РФ) привлекается к административной ответственности.
2. Далее устанавливается факт явки физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.11). Для этого проверяются соответствующие документы, удостоверяющие личность каждого из участников производства по делу.
С 1 июля 2008 г. в качестве исключения из данного правила предусмотрены случаи выявления правонарушений в области дорожного движения (гл. 12 Кодекса), зафиксированные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств или средств фото- и киносъемки, видеозаписи. При этом постановление по делу выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело (см. комментарий к ст. 28.6).
3. Затем проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя.
Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом (см. комментарий к ст. 25.3). Полномочия законных представителей юридического лица, которыми являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение (см. комментарий к ст. 25.4).
Полномочия адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя, удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица, оказывающего в том же качестве юридическую помощь, — доверенностью, оформленной в соответствии с законом (см. комментарий к ст. 25.5).
4. После этого выясняется, извещены ли в установленном порядке участники производства по делу и каковы причины их неявки.
По общему правилу дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшего и некоторых иных лиц. В их отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении их о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступили ходатайства об отложении рассмотрения дела либо такие ходатайства оставлены без удовлетворения (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (РГ. 2005. 19 апр.) отмечено, что поскольку Кодекс не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено путем использования любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации соответствующим лицом (имеются в виду судебная повестка, телеграмма, телефонограмма, факсимильная связь и т.п.). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда с указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение о том, что оно фактически не проживает по этому адресу.
Следует также учесть, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, привлекаемого к ответственности, законного представителя несовершеннолетнего лица, совершившего правонарушение, и законного представителя юридического лица (см. комментарий к ст. ст. 25.1, 25.3 и 25.4). Более того, согласно ч. 3 ст. 25.1 при рассмотрении некоторых категорий дел присутствие привлекаемого к ответственности физического лица является обязательным.
На рассмотрение дела могут быть также вызваны свидетель, понятой, специалист, эксперт и переводчик (см. комментарий к ст. ст. 25.6 — 25.10).
С учетом изложенного принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие соответствующих лиц (если это допускается Кодексом) или решение об отложении рассмотрения дела, которое выносится в виде определения.
5. После принятия решения о продолжении рассмотрения дела лицам, участвующим в рассмотрении, разъясняются их процессуальные права и обязанности (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.10).
6. Затем рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. Участники производства по делу наделены правом заявлять различного рода отводы и ходатайства (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.5, 25.9, 25.11), которые подлежат рассмотрению в установленном порядке (см. комментарий к ст. 29.1).
7. Определение об отложении рассмотрения дела выносится в случае поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу. Отвод члена коллегиального органа может не повлиять на процедуру рассмотрения дела, если количество оставшихся членов является достаточным для признания заседания правомочным.
Аналогичное определение выносится при отводе специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу. В этих случаях под сомнение ставится достоверность формируемой доказательственной базы, которая необходима для выяснения обстоятельств по делу об административном правонарушении.
Определение об отложении рассмотрения дела выносится и при необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы. В этих ситуациях неполнота доказательственной базы не может быть восполнена, поэтому требуется осуществление необходимых процессуальных действий.
8. Если рассмотрение дела отложено в связи с неявкой без уважительных причин ранее упомянутых лиц, участие которых признается (или является) обязательным при рассмотрении дела (см. комментарий к ст. 29.4), то выносится определение о приводе указанных лиц (см. комментарий к ст. 27.15).
9. Согласно ч. 1 ст. 29.5 Кодекса дело об административном правонарушении по общему правилу рассматривается по месту его совершения. Однако по ходатайству привлекаемого к ответственности лица дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица. В этом случае выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности иному субъекту (судье, органу, должностному лицу).
10. В случае продолжения рассмотрения дела оглашается протокол об административном правонарушении (см. комментарий к ст. 28.2), а при необходимости — и другие материалы дела (см. комментарий к ст. ст. 27.4, 27.7 — 27.10, 27.12 — 27.14, 27.16, 28.2).
Далее заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, привлекаемых к ответственности, показания других лиц, участвующих в производстве по делу (см. комментарий к ст. ст. 25.6 и 26.3).
Затем заслушиваются пояснения специалиста (см. комментарий к ст. 25.8) и заключение эксперта (см. комментарий к ст. ст. 25.9 и 26.4), если они были привлечены к участию в производстве по делу, исследуются иные доказательства (см. комментарий к ст. ст. 26.6 — 26.8).
В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. Следует иметь в виду, что прокурор в обязательном порядке извещается о месте и времени рассмотрения дела о правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела, возбужденного по инициативе прокурора (см. комментарий к ст. 25.11).
11. При необходимости осуществляются другие процессуальные действия, предусмотренные Кодексом. Например, несовершеннолетнее лицо, привлекаемое к ответственности, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо (см. комментарий к ст. 25.1).
Как проходит судебное заседание по административному делу?
При рассмотрении административного дела судом, как правило, судья единолично рассматривает административное дело с участием правонарушителя. При рассмотрении не присутствует секретарь судебного заседания и не ведется протокол заседания. Аналогичным образом рассматриваются дела иными уполномоченными органами, т.е. дело рассматривается должностным лицом.
При этом до того, как правонарушитель зайдет в кабинет к судье или в зал, с него берут подписку о разъяснении ему его прав.
При рассмотрении дела судья объявляет, кто рассматривает дело и какое дело рассматривается. Устанавливается личность лиц, которые явились на рассмотрение дела, разъясняются их права и обязанности, разрешаются поступившие ходатайства и отводы. Далее судья заслушивает пояснения правонарушителя, при необходимости задает вопросы, после чего удаляется в совещательную комнату и выносит судебный акт по делу.
Повестка в суд по административному делу. поясните, пожалуйста.
Для подачи обоснованной, надлежащим образом мотивированной апелляции желательно ознакомиться с материалами дела Важно! В описательной части апелляции обязательно указываем, когда вынесено постановление, каким судом, в отношении кого, по какой статье КУоАП и какому административному взысканию было подвергнуто лицо. Следует помнить, что если суд рассматривает дело об административном правонарушении в отсутствии лица, которое привлекается к административной ответственности, не уведомив его о дате и месте слушания дела, то это нарушение ст.Судебная повестка: могу ли не явиться и каковы последствия? Добрый вечер! Вас вызывают в качестве лица привлекаемого к административной ответственности, чтобы узнать более конкретно по какому делу, посмотрите в повестки телефон суда и позвоните. То, что ваша мама расписалась за повестку будет считаться надлежащим извещением т.к.
Неявка в суд по административному нарушению
Внимание
Также не следует задавать вопросов судье, для этого есть адвокат и другие участники процесса. 5 При даче показаний говорите только ту информацию, в которой вы доподлинно уверены. Если вы сомневаетесь, так и скажите об этом или вообще не упоминайте о ней. Это не говорит об утайке каких-либо фактов, просто не нужно рассказывать домыслы.
Ведь от ваших слов может зависеть результат дела, а ложные показания караются по закону. 6 Если вы выступаете в роли подозреваемого или обвиняемого, перед дачей показаний обязательно согласуйте их со своей линией защиты. Если вы присутствуете в роли пострадавшего – с линией обвинения. Это позволит избежать непредвиденных поворотов дела и облегчит работу вашим представителям.
7 Данные правила поведения должны выполняться во время всего судебного процесса и являются обязательными для всех присутствующих в зале суда вне зависимости от их роли.
Вызов в суд по административному делу
Что делать в таких случаях. Жаловаться, конечно. Благо, закон предоставляет такое право всем без исключения. Сегодня рассмотрим несколько типичных ситуаций. Обжалование действий и решений должностного лица Административные дела, как известно, рассматривает не только суд, такой компетенцией наделен и ряд иных государственных органов и организаций. Действия и решения должностного лица органа, ведущего административный процесс, могут быть обжалованы только в порядке, установленном гл.Статья 19 Около 70 человек были оставлены под арестом до утра по обвинению в неповиновении законным распоряжениям сотрудников полиции Соответствующая статья, 19.3 КоАП, предполагает наказание от штрафа до ареста и, следовательно, позволяет сотрудникам полиции продлевать срок задержания со стандартных трех часов до двух суток.
Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний
Статья 32.1 КоАП РФ определяет порядок исполнения постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения. Согласно этой статье постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст. 29.11 КоАП РФ.
Таким образом, постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, который вынес данное предупреждение.
Исполнение производится путем вручения постановления под расписку либо высылки постановления виновному физическому лицу, его законному представителю или законному представителю виновного юридического лица. И вручение, и высылка должны быть произведены в трехдневный срок со дня вынесения постановления.
Порядок исполнения постановления о наложении административного штрафа регулируется ст. 32.2 КоАП РФ. В соответствии с ч. 1 этой статьи административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.
Такая формулировка позволяет судье, органу, должностному лицу, исходя из конкретных обстоятельств, решить, кто из родителей обязан уплатить штраф и может выполнить соответствующую обязанность. В полном соответствии со ст. 63 Семейного кодекса РФ здесь закрепляется правило о том, что при отсутствии самостоятельного заработка у лица в возрасте от 16 до 18 лет, привлеченного к административной ответственности, административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Такая замена обязанного лица может быть произведена судьей, органом, должностным лицом, постановившими наложить штраф. Решение о взыскании штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей выносится в виде определения.
В соответствии с ч. 3 ст. 32.2 КоАП РФ сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию.
С 1 января 2008 года федеральным законом №210-ФЗ от 24 июля 2007 года была отменена обязанность лиц, привлеченных к административной ответственности, направлять копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, судье, в орган, должностному лицу, вынесшему постановление. Сегодня эти вопросы уплаты штрафа должен контролировать соответствующий юрисдикционный орган. Анализ практики исполнения штрафов показывает, что существуют определенные сложности и неразбериха в контроле уплаты штрафа.
Учитывая эту проблему, федеральный закон №162 от27 июня 2011 года внес изменения в федеральный закон «О национальной платежной системе», предусмотрев норму: «Банк или иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, платежный агент, осуществляющий деятельность по приему платежей физических лиц, или банковский платежный агент (субагент), которым уплачивается сумма административного штрафа, обязаны незамедлительно после уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, направлять информацию об уплате административного штрафа в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах, предусмотренную Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Эта норма вступила в действие с 1 января 2013 года.
Рассмотренный порядок определяет механизм добровольной уплаты штрафа лицом, подвергнутым такому наказанию. Часть 5 ст. 32.2 КоАП РФ закрепляет процедуру принудительного взыскания суммы административного штрафа. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении 60 дней со срока, указанного в ч. 1 этой статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, в десятидневный срок направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке, предусмотренном федеральным законом «Об исполнительном производстве». Кроме того, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, принимают решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. При неуплате штрафа, наложенного судьей, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.25 КоАП составляет судебный пристав-исполнитель.
Статьей 32.4 КоАП РФ определен порядок исполнения постановления о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения. Согласно ч. 1 этой статьи постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а постановление о конфискации оружия и боевых припасов — органами внутренних дел.
Согласно ч. 2 ст. 32.4 КоАП РФ реализация конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (постановление Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. № 260 «О реализации арестованного, конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства»),
Статьей 32.5 КоАП РФ определяются органы, исполняющие постановления о лишении специального права.
Согласно этой статье постановление судьи о лишении права управления транспортным средством, за исключением трактора, самоходной машины и других видов техники, а также о лишении права на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему исполняется должностными лицами органов внутренних дел.
Постановление судьи о лишении права управления трактором, самоходной машиной или другими видами техники исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за техническим состоянием тракторов, самоходных машин и других видов техники.
Постановление судьи о лишении права управления судном (в том числе маломерным) исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил пользования судами (в том числе маломерными).
Постановление судьи о лишении права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за связью.
Постановление судьи о лишении права охоты исполняется должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.
Таким образом, это наказание исполняется органами, осуществляющими государственный надзор за соблюдением соответствующих правил. Эти органы выявляют факты и обстоятельства совершения правонарушений, виновных в этом лиц, составляют протоколы об административных правонарушениях, другие необходимые материалы и направляют их судьям. А после вступления в законную силу постановлений судей о лишении виновных специальных прав исполняют их.
Как обращаться к судье
Призыв к суду из одного или нескольких судей начинается одинаково (ГПК, ст.
158). В уголовном производстве предусмотрено отличное от предыдущего обращение.
Речь к председателю процесса начинается с фразы «Ваша честь». Когда на процессе работает коллегия из нескольких судей, обращение к ней осуществляется посредством фразы «Уважаемый суд» (ст.
257 УПК). В Арбитражном процессуальном кодексе обозначен порядок обращения к судьям во время разбирательства. Количество членов судебного состава не влияет на речь участников на заседании.
Стороны и другие участники судопроизводства должны обратиться к судье исключительно фразой «Уважаемый суд». Это положение прописано в статье 157 АПК РФ.
Административный процесс не имел обозначенных указаний касательно обращения к судьям до 2015 года. После принятия Кодекса административного судопроизводства граждане, принимающие участие в процессе, должны обратиться к суду «Уважаемый суд». Форма «Ваша честь» применяется при обращении к одному судье (ст.
144 п. 3 КАСП). Когда во время заседания участник направляет письменное заявление, прошение, адресатом становится не судья, но суд. Нормы поведения в зале суда следует знать, чтобы избежать проблем.
Их соблюдение необходимо не только сторонам разбирательства, но и другим участникам производства. Каждый гражданин должен вникнуть в свои права и обязанности при обращении в суд. Хорошее впечатление на судью может положительно сыграть на результате слушания.
Прежде следует определиться с внешним видом.
Участникам разбирательства не выставляется конкретное требование о комплекте одежды для заседания. Однако следует понимать, что откровенные или вечерние наряды не подходят для присутствия в зале суда.
Судья, вынося решение по делу, не должен обращать внимание на облачение участников слушания.
Однако неопрятная одежда или непривычный стиль может вызвать неприятное впечатление о человеке. Предпочтительнее одеться в простую одежду или классический костюм.
Во время заседания следует сохранять спокойствие, обращать внимание на детали.
Опытные юристы советуют подготовить речь для выступления, представления свидетельских показаний заранее. Внятное изложение способно положительно влиять на суд или присяжных заседателей. Участие на предварительном заседании значительно упрощает процесс общения с судом.
Оно проходит как обычная беседа. Ответчикам советуют вести себя на процессе спокойно. Это поможет составить положительное впечатление.
Если есть возможность и желание, можно уладить спор посредством мирового соглашения.
Громкий спор с участниками производства может стать причиной удаления из зала заседания и отсутствия возможности отстоять свои права и интересы, выступить с заключительным словом. Свидетели должны присутствовать на заседании, приходить в срок и представлять правдивую информацию касательно дела. Ответственность свидетелей перед законом установлена действующими актами.
Лицам, свидетельствующим на слушании дела, также советуют подготовить речь заблаговременно.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
Просто честно ответьте себе на эти вопросы:
Вы хотите оградить себя
и близких от проблем
юридического характера?
Вы хотите снизить Ваши
проблемы юридического
характера до минимума?
Вы хотите, чтобы Ваши
проблемы решали лучшие
юристы Москвы?
1. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, судья, член коллегиального органа, должностное лицо обязаны заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается председателю соответствующего суда, руководителю коллегиального органа, вышестоящему должностному лицу.
2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 29.2 настоящего Кодекса, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевший, законный представитель физического или юридического лица, защитник, представитель, прокурор вправе заявить отвод судье, члену коллегиального органа, должностному лицу.
3. Заявление об отводе рассматривается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
4. По результатам рассмотрения заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.
- Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
- Статья 29.2. Обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй, членом коллегиального органа, должностным лицом
- Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица
- Статья 29.4. Определение, постановление, выносимые при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении
- Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении
- Статья 29.6. Сроки рассмотрения дела об административном правонарушении
- Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
- Статья 29.8. Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении
- Статья 29.9. Виды постановлений и определений по делу об административном правонарушении
- Статья 29.10. Постановление по делу об административном правонарушении
- Статья 29.11. Объявление постановления по делу об административном правонарушении
- Статья 29.12. Определение по делу об административном правонарушении
- Статья 29.12.1. Исправление описок, опечаток и арифметических ошибок
- Статья 29.13. Представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
- Статья 29.14. Участие в судебном заседании путем использования систем видео-конференц-связи
- Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица с изменениями от 11.11.2018
- Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица с изменениями от 14.07.2013
- Статья 29.3. Самоотвод и отвод судьи, члена коллегиального органа, должностного лица с изменениями от 01.07.2002
Сроки и решения в административном судопроизводстве
При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений:
- О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
- Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
- Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
- О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.
Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд. В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев. Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.
Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица
В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора. Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно. В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия. На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней. В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.
Когда возможно отложение судебного разбирательства по административному делу
Адвокаты советуют затягивать рассмотрение, чтобы судопроизводство в итоге было приостановлено из-за истечения сроков. Но в подобных случаях отъезд обвиняемого или невозможность отпроситься с работы не выступят аргументами: гражданин информирован, защитник присутствует, поэтому препятствий для вынесения решения нет. Чтобы отсрочить процедуру, адвокат уведомляет, что ему необходимо сделать запросы и получить справки, существенные для рассмотрения.
Также пригодятся ходатайства о вызове свидетелей или понятых. Даже если очевидца нет, его «придумывают»: заявляют, что это лицо присутствовало при происшествии, дают адрес знакомого и ждут явки в суд. Ведь обвиняемый и адвокат не виноваты, что вызванный не пришел, а время в результате истекло. Но и судья понимает, что вы пытаетесь затянуть сроки, поэтому итог зависит от убедительности и красноречия адвоката. Чтобы гарантированно перенести заседание, договоритесь с больницей и ссылайтесь на недомогание.
Другой комментарий к статье 27.15 КоАП РФ
1. Привод является принудительной мерой, применяемой к лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, их законным представителям (когда при рассмотрении дела их присутствие обязательно) в случае их неявки без уважительной причины по вызову судьи, органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дело.
Ранее в соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 247 КоАП РСФСР привод применялся при уклонении без уважительных причин от явки по вызову органов внутренних дел, органов пограничной службы РФ или судьи лица, привлекаемого к административной ответственности, если при рассмотрении дела его присутствие было обязательно.
В настоящее время перечень органов и должностных лиц, которые вправе назначать привод, существенно расширен — к ним относятся судьи, органы и должностные лица, рассматривающие дело об административном правонарушении.
2. Привод применяется в отношении трех категорий субъектов:
— физических лиц либо законных представителей юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении;
— законных представителей несовершеннолетних лиц, привлекаемых к административной ответственности;
— свидетелей административного правонарушения.
3. Привод применяется при неявке без уважительной причины указанных выше лиц, когда их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом (ч. 3 ст. 29.4 КоАП РФ). В этих случаях рассмотрение дела откладывается и выносится определение о приводе таких лиц.
К уважительным причинам можно отнести тяжелую болезнь, невозможность обеспечить на время отсутствия присмотр за малолетними детьми и т.п. О выявлении этих причин должностное лицо, которому поручено осуществление привода, извещает инициатора привода. Привод не может проводиться в ночное время, кроме случаев, нетерпящих отлагательства (возможность совершения новых правонарушений, утрата доказательств и т.д.). Если лицо, подлежащее приводу, выражает желание добровольно следовать к месту вызова, у него отбирается письменное обязательство о явке. Должностное лицо, уполномоченное на осуществление привода, обязано проконтролировать прибытие такого лица к месту вызова и доложить об этом руководителю соответствующего органа.
4. Привод вправе осуществлять две категории субъектов — должностные лица территориальных органов ФССП России (на основании определения судьи или постановления должностного лица указанного органа, рассматривающих дело об административном правонарушении) и должностные лица органов внутренних дел (полиции) — на основании определения соответствующего должностного лица органа внутренних дел или иного органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Сотрудники органов внутренних дел осуществляют привод в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления привода, утвержденной Приказом МВД России от 21.06.2003 N 438.
Комментарий к ст. 27.15 КоАП
1. Привод представляет собой принудительное перемещение физического лица к месту рассмотрения дела об административном правонарушении в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела. Комментируемая часть определяет, что привод может применяться в случае, если отсутствие физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.
2. Инструкция о порядке осуществления привода утверждена Приказом МВД РФ от 21 июня 2003 г. N 438. В соответствии с данной Инструкцией поступившее постановление (определение) о приводе рассматривает начальник органа внутренних дел или лицо, исполняющее его обязанности.
Статья 29.7. Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении
Чем отличается протокол от постановления?
Протокол
Постановление
Как привлекают к административной ответственности?
Кому обжаловать привлечение к административной ответственности?
Общие положения
Обжалование в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу
Обжалование в суде
Как будет рассматриваться ваша жалоба?
Процедура привлечения граждан к административной ответственности включает два этапа: возбуждение дела об административном правонарушении (составление протокола об АП) и рассмотрение дела об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).
Составленный протокол об административном правонарушении вместе с другими материалами дела передается на рассмотрение должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении или в суд (ст. 22.1 КоАП РФ) – на этой стадии решается вопрос о привлечении гражданина к административной ответственности.
Возможны два варианта:
1. начальник отдела МВД или его заместитель самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности;
2. все материалы полиция передаст в суд, который будет принимать решение по существу.
Именно на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении у гражданина самые высокие шансы для успешной защиты. Именно поэтому крайне важно участвовать в этом процессе. В случае, если по делу будет принимать решение начальник отдела полиции лично, информация о месте и времени его рассмотрения должна быть обязательно указана в протоколе, если материалы передадут судье, вас должны вызвать повесткой, однако на практике вас могут вызвать в полицию и вручить повестку в суд.
Важно: требуйте у сотрудника полиции выдать вам копию протокола об административном правонарушении. Не подписывайте протокол до тех пор, пока вам не вручили его копию. Если, несмотря на это, вам все равно откажутся ее предоставлять – письменно запросите его в отделе полиции.
Постановление о привлечении к административной ответственности обжалуется:
— вышестоящему должностному лицу (если его вынес зам. начальника отдела МВД – то начальнику отдела);
— в вышестоящий орган (постановление начальника отдела МВД обжалуется начальнику Управления МВД по городу);
— в суд (если постановление вынесли в полиции, то в районный суд, если районный суд – в суд субъекта).
В обязательном порядке вас должны вызвать в суд (несудебный орган) для рассмотрения вашей жалобы. При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в обязательном порядке проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления (пп.8 п.2 ст. 30.6 КоАП РФ). При этом в полной мере исследуются все материалы дела, заслушиваются объяснения лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении. При необходимости могут быть также заслушаны показания других лиц. В процессе вы сможете заявлять ходатайства, давать отводы, опрашивать свидетелей, представлять свои доказательства и ходатайствовать об их истребовании в случае, если вы не можете получить их самостоятельно.
По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено одно из следующих решений (ст. 30.7 КоАП РФ):
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения: это значит, что суд/должностное лицо посчитал, что вы совершили правонарушение и все оформлено корректно;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление: например, вам снизили сумму штрафа. Увеличить ее не могут.
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу: вы ни в чем не виноваты или истекли сроки давности, в общем – наказания не будет;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение: вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, государственным органом, должностным лицом. Вопрос о том, было ли совершено вами правонарушение, будет рассмотрен заново в другом суде/другим органом.
1. Способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
2. Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:
1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;
2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан; (в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;
4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, — по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.
3. Права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.
4. Права, свободы и законные интересы граждан, признанных недееспособными, защищают в судебном процессе их законные представители.
5. Административная процессуальная правоспособность и административная процессуальная дееспособность иностранных граждан, лиц без гражданства определяются их личным законом, международным договором этой страны с Российской Федерацией и законодательством, регулирующим вопросы участия этих лиц в спорных административных и иных публичных правоотношениях. Личным законом иностранного гражданина считается право страны, гражданство которой гражданин имеет. В случае, если гражданин наряду с гражданством Российской Федерации имеет гражданство иностранного государства, его личным законом считается российское право. При наличии у иностранного гражданина гражданства нескольких иностранных государств его личным законом считается право страны, в которой гражданин имеет место жительства. В случае, если иностранный гражданин имеет место жительства в Российской Федерации, его личным законом считается российское право. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо имеет место жительства.
6. Лицо, не обладающее процессуальной дееспособностью в соответствии с личным законом, может быть признано на территории Российской Федерации обладающим административной процессуальной дееспособностью в соответствии с российским правом.