Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «РЕОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕМ СЛИЯНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОШАГОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правила включения реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр и внесения в них изменений определены в разд. 3 Порядка ведения Сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (утв. Приказом Минфина России от 15.08.2008 N 80н). В нем предусмотрено, что для включения или изменения реквизитов в Сводном реестре участник бюджетного процесса, обладающий соответствующими полномочиями, представляет в Федеральное казначейство Заявку согласно Приложению N 4 к Порядку (код формы по КФД 0531664) (далее — Заявка на включение (изменение)).
Как происходит реорганизация ООО в форме слияния?
Процесс реорганизации юридических лиц проходит следующим образом:
- Решение о реорганизации путем слияния принимается на общем собрании участников ООО, инициатором которого может быть любой представитель объединения (при наличии не менее одной десятой от числа голосов участников ООО).
- О принятом решении в течение трех дней после его утверждения нужно уведомить регистрирующий орган. Так как в слиянии участвуют не менее двух компаний, то протокол о принятом решении (в произвольной форме) направляется от каждого юридического лица. Вместе с ним подается уведомление о начале процедуры реорганизации по форме № Р12003.
- В письменном виде обязательно уведомляются кредиторы.
- По одному разу в течение двух месяцев публикуется объявление о процессе реорганизации в журнале «Вестник государственной регистрации».
- Стороны процесса должны подготовить такие документы, как заявление о госрегистрации юрлица по форме № Р12001, учредительные документы (в двух экземплярах), договор о слиянии, передаточный акт и квитанция, свидетельствующая об уплате госпошлины, копии писем кредиторам и публикаций в СМИ, которые являются доказательством уведомления о процедуре. Отметим, что если документы передаются в электронном варианте, то госпошлину платить не нужно.
- Документация передается в ИФНС лично заявителем, через доверенное лицо (нужна доверенность), по почте или посредством подачи электронных документов.
- Процесс создания нового юридического лица завершается в течение шести дней после подачи бумаг в налоговую. В конце этого срока выдается Устав с отметкой регистрирующего органа и лист записи ЕГРЮЛ.
Двумя похожими формами реорганизации являются присоединение и слияние, однако, несмотря на множество общих черт, они имеют и существенные различия.
Поэтому выбор между ними во многом зависит от особенностей и характеристик конкретных предприятий.
Присоединение – это единственная форма реорганизации, в результате которой в ЕГРЮЛ не вносятся сведения о новом предприятии.
Наоборот, одно или несколько юрлиц снимаются с регистрационного учета.
При этом все имущество и долги в результате закрытия ООО через слияние предприятий переходят к правопреемнику, организационно-правовая форма которого не меняется.
Еще одной особенностью присоединения является тот факт, что для его проведения не нужно получать справку об отсутствии задолженностей из ПФР.
Часто же именно отсутствие этого документа является основанием для отказа в реорганизации.
Что касается слияния двух фирм в одну, то в результате этой процедуры ликвидируются все участники, а на их базе возникает новое предприятие, с совершенно другими регистрационными данными.
Оно объединяет все активы предшественников и позволяет начать новую деятельность более эффективно, с большим количеством возможностей.
В целом процедура присоединения является более легкой, чем слияние ООО. Однако при первой форме могут нарушаться права участников, а вторая предоставляет максимально равные возможности всех реорганизуемым предприятиям.
Реорганизация в форме присоединения, пошаговая инструкция 2023
Реорганизацию в форме присоединения разберем на примере присоединения общества с ограниченной ответственностью к акционерному обществу. В законодательстве четко не прописан порядок действий, поэтому мы вынуждены руководствоваться гражданским кодексом, законом об обществе с ограниченной ответственностью и законом об акционерных обществах, используя и применяя все нормы, которые предусмотрены этим законодательством.
Как правило, целями такой реорганизации является объединение бизнеса, объединение активов компании, когда сложно содержать несколько компаний и нет в этом большой необходимости.
Многие используют присоединение юридического лица, как способ ликвидации компании, объединяя одно юридическое лицо с другим, но здесь необходимо помнить такой момент, что все равно все долги, все права и обязанности переходят к правопреемнику и от них никак не избавиться. Поэтому для принятия такого решения нужно об этом подумать, подходит ли вам такой порядок ликвидации вашей компании или нет.
Независимо от поставленных целей необходимо грамотно и поэтапно провести всю процедуру реорганизации.
Реорганизация ООО путëм слияния и поглощения: цель, нюансы, процедура
Датой окончания объединения при слиянии считается дата регистрации нового юрлица, при поглощении — дата ликвидации поглощаемой фирмы.
- оптимизация трудозатрат, хозяйственных и бизнес-процессов, документооборота компаний (например, основной и дочерней, если происходит «вертикальное» объединение);
- распространение положительной репутации и/или избавление от негативной;
- укрупнение бизнеса, завоевание новых рынков сбыта товаров или услуг;
- объединение убытков компаний для уменьшения налоговой базы;
- передача имущества от одной (например, присоединяемой) фирмы другой (например, поглощающей) без уплаты НДС (при обычном отчуждении должен быть оплачен этот налог).
Закон не запрещает объединяться любым из рассматриваемых способов компаниям различных организационно-правовых форм между собой.
Конкретные даты и сроки проведения инвентаризации, составления акта закон не устанавливает. Лучше, если они совпадут с окончанием квартала или года.
Основные мероприятия и учет операций при ликвидации и реорганизации бюджетных учреждений
— создание ликвидационной комиссии с назначением председателя ликвидационной комиссии при ликвидации бюджетного учреждения;
— принять меры к списанию нереальной к взысканию дебиторской и просроченной кредиторской задолженности;
— сдать на лицевые счета в органах федерального казначейства (кредитных учреждениях) остатки денежных средств в кассе;
— при наличии бюджетных средств на лицевых счетах в кредитных организациях перечислить неиспользованные средства распорядителю средств бюджета;
— перечислить денежные средства с внебюджетных счетов распорядителю средств бюджета или установленному правопреемнику;
— получить в органах федерального казначейства выписки из лицевых счетов по бюджетным и внебюджетным средствам;
— сверить с распорядителем средств бюджета полученные лимиты бюджетных обязательств, а также полученные и выданные Извещения (ф. 0504805).
Ликвидационный баланс и акты приемки-передачи имущества ликвидируемого учреждения представляются главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета.
— получатель средств бюджета (далее — получатель средств) наделяется полномочиями распорядителя средств бюджета;
— получатель средств передается в подчинение от одного другому вышестоящему распорядителю средств федерального бюджета.
Порядок оформления расходных расписаний описан в письме Казначейства России от 26 мая 2005 г. N 42-7.1-01/5.1-130.
Пример 1. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании дебиторской задолженности, не реальной ко взысканию.
Пример 2. Главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета принято отдельное решение о списании просроченной кредиторской задолженности.
— на основании Накладной на отпуск материалов на сторону (ф. 0315007) переданы остатки горюче-смазочных материалов по Извещению N 2 — 100 000 руб.
Пример 7. Главным распорядителем средств бюджета принято решение о передаче основного средства территориальному органу Росимущества.
Данное заключение вытекает из требований п. 168, 200, 203, 217, 219 Инструкции по бюджетному учету (приказ Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н).
Пример 9. После передачи нефинансовых активов внутри ведомства учреждение закрывает расчеты по данной операции.
— на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 4) — 100 000 руб.
Пример 10. После передачи нефинансовых активов другому федеральному министерству учреждение закрывает расчеты по данной операции.
— на основании Справки (ф. 0504833) закрываются внутренние расчеты по передаче материальных запасов (по данным примера 7) — 400 000 руб.
— Разделительный (ликвидационный) баланс главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503230);
— Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя), получателя средств бюджета (ф. 0503127);
— главному распорядителю средств бюджета по новой ведомственной подчиненности в результате реорганизации учреждения;
— Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), формируемые в порядке, предусмотренном п. 151 Инструкции N 72н;
— Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173), формируемые в порядке, предусмотренном п. 154 Инструкции N 72н.
Порядок включения (изменения) реквизитов участников бюджетного процесса в Сводный реестр
Вопросы, возникающие в процессе закрытия лицевых счетов реорганизуемых (ликвидируемых) участников бюджетного процесса
Какой документ следует указать в Заявлении на закрытие счета, если основанием для закрытия счета служит отмена бюджетных полномочий участника бюджетного процесса?
В Заявлении следует указать Заявку на исключение реквизитов участника бюджетного процесса, оформленную согласно Порядку N 80н. Заявка представляется вышестоящим участником бюджетного процесса.
В каком документе главный распорядитель средств федерального бюджета (главный администратор источников финансирования дефицита федерального бюджета) указывает реквизиты для перечисления остатка поступлений денежных средств с закрываемого лицевого счета клиента?
Если закрытие лицевого счета производится по Заявлению на закрытие лицевого счета, оформленного работником, уполномоченным руководителем Федерального казначейства или ОФК, то перечисление остатка поступлений денежных средств с закрываемого лицевого счета клиента производится по Заявке на кассовый расход, которая оформляется в соответствии с реквизитами, указанными в информации главного распорядителя средств федерального бюджета (главного администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), представленной в письменном виде.
Должно ли бюджетное учреждение представлять в ОФК Заявление на открытие лицевого счета для оформления на лицевом счете отдельных разделов?
В соответствии с требованиями п. 2.33 Порядка N 7н оформление на лицевом счете получателя бюджетных средств отдельных разделов осуществляется не позднее пяти рабочих дней после представления клиентом надлежаще оформленных документов, установленных пп. 2.14.2.1 — 2.14.2.3 Порядка N 7н.
Указанными пунктами предусмотрено, что для оформления раздела для учета операций по расходам за счет источника дополнительного бюджетного финансирования в ОФК представляется копия договора (договоров) аренды, в соответствии с которым (которыми) арендная плата перечисляется в доход федерального бюджета.
Для оформления раздела для учета операций по приносящей доход деятельности представляется Разрешение на ее осуществление (код формы по КФД 0531735); для оформления раздела для учета операций по осуществлению оперативно-разыскных мероприятий — отдельное разрешение на ее осуществление по форме Разрешения на осуществление приносящей доход деятельности.
Таким образом, представление Заявления не требуется.
В соответствии с п. 2.55 Порядка N 7н при ликвидации бюджетного учреждения в ОФК представляются копия документа о его ликвидации и о назначении ликвидационной комиссии с указанием в нем срока действия ликвидационной комиссии и Карточка образцов подписей, оформленная ликвидационной комиссией. По завершении работы ликвидационной комиссии Заявление на закрытие лицевого счета оформляется ликвидационной комиссией.
Возможно ли закрыть лицевой счет при ликвидации участника бюджетного процесса после передачи всех показателей лицевого счета по Заявлению на закрытие лицевого счета, оформленному не ликвидационной комиссией, а ликвидируемым участником бюджетного процесса, то есть без представления Карточки образцов подписей на членов ликвидационной комиссии?
При наличии приказа о создании ликвидационной комиссии необходимо представление Карточки образцов подписей, оформленной ликвидационной комиссией. Заявление на закрытие лицевого счета оформляется также ликвидационной комиссией.
В каком порядке закрываются лицевые счета при отмене бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств?
При отмене бюджетных полномочий распорядителя бюджетных средств в случае реорганизации подведомственных учреждений после передачи в установленном порядке показателей осуществляется закрытие лицевого счета распорядителя бюджетных средств при отсутствии учтенных показателей на лицевом счете распорядителя бюджетных средств; в случае ликвидации подведомственных учреждений и закрытия лицевых счетов в конце финансового года лицевой счет распорядителя бюджетных средств закрывается также в конце финансового года в установленном порядке.
Причины процедуры реорганизации
Собственники юридического лица могут затеять реорганизацию по разным причинам.
Но, к наиболее «популярным» можно отнести:
- падение спроса на производимый товар;
Посредством реорганизации будет проведена модернизация оборудования, что поможет увеличить конкурентоспособность товара.
- поглощение другого предприятия;
Это, так называемый, передел бизнеса. Одно, более сильное предприятие, поглощает другое, более слабое, с целью увеличения свое конкурентоспособности.
- разделение бизнеса;
Может быт и так, что учредители не могут договориться между собой. Единственный выход из такой ситуации – разделить бизнес.
- вывод активов;
Вывести активы из оборота юридического лица, не нарушая законодательство, довольно сложно. Но, можно провести реорганизацию в форме выделения и выделить новое юрлицу, ему передать эти активы. Это единственный законный способ, хотя довольно длительный.
- передача активов третьим лицам;
Если действующему юрлицу запрещено совершать сделки, то преобразование – единственный выход.
- минимизация налогообложения;
Некоторым предприятиям нельзя использовать специальные режимы налогообложения или применять налоговые льготы. Но, после реорганизации, новые фирмы смогут использовать и то, и другое. Это приведёт к увеличению общей прибыли.
Отмена реорганизации в форме присоединения
Даже в случае выполнения большинства мероприятий по присоединению юридического лица к новой организации у инициаторов этой процедуры всегда есть возможность отменить дальнейшие действия. Отмена реорганизации в форме присоединения осуществляется теми же структурами, которые принимали решение о реорганизации:
- Для обществ с ограниченной ответственностью – общее собрание учредителей или единственный участник.
- Для акционерных обществ – общее собрание акционеров.
- Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – орган исполнительной власти государства или субъекта РФ.
- Для муниципальных учреждений или предприятий – органы местной власти.
Решение об отмене реорганизации может быть вынесено в любой момент, вплоть до внесения сведений в ЕГРЮЛ, и подлежит направлению в налоговый орган.
Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Слияние — это прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и образование на их основе нового юридического лица — бюджетного учреждения.
Присоединение — прекращение деятельности двух или нескольких юридических лиц и переход их прав и обязанностей к иному существующему юридическому лицу — бюджетному учреждению.
Разделение — это прекращение деятельности юридического лица, когда все его права и обязанности переходят к вновь созданным бюджетным учреждениям.
Выделением признается создание одного или нескольких юридических лиц, к которым переходит часть прав и обязанностей реорганизуемого бюджетного учреждения без прекращения деятельности юридического лица.
Преобразование — это изменение организационно-правовой формы юридического лица.
Процедура реорганизации бюджетного учреждения является весьма продолжительной во времени и занимает порой от шести месяцев до года и более. Бюджетное учреждение считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения к нему другого бюджетного учреждения согласно п. 4 ст. 57 ГК РФ первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного учреждения.
При присоединении, слиянии или преобразовании составляется передаточный акт. При выделении или разделении бюджетных учреждений составляется разделительный баланс.
В передаточном акте и разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства. Перед составлением передаточного акта и разделительного баланса необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств, чтобы установить их наличие, состояние и оценку.
Важные процедурные вопросы, которые необходимо соблюсти, установлены Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Согласно ст. 13.1 данного Закона юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации реорганизуемое бюджетное учреждение дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации бюджетных учреждений тем учреждением, которое определено в решении о реорганизации.
В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами.
В настоящее время данные о государственной регистрации юридических лиц публикуются в журнале «Вестник государственной регистрации».
Бюджетные учреждения, участвующие в реорганизации путем присоединения, в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме должны уведомить известных ему кредиторов о начале реорганизации.
Согласно ст. 14 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган (инспекцию ФНС) представляются следующие документы:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным;
— учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
— решение о реорганизации юридического лица;
— договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
— передаточный акт или разделительный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины;
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда сведений, предусмотренных пенсионным законодательством.
Форма Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001) утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
На основании п. 3 ст. 17 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация прекращения деятельности присоединенного юридического лица производится регистрирующим органом по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение. Таким регистрирующим органом является инспекция ФНС по месту нахождения бюджетного учреждения, к которому присоединяется другое учреждение.
В связи с тем что при реорганизации юридических лиц в форме присоединения не создается новое юридическое лицо, бюджетному учреждению, прекращающему деятельность в результате реорганизации в форме присоединения, необходимо представить в регистрирующий орган Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (форма N Р16003 утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439).
Порядок заполнения форм заявлений содержится в Методических разъяснениях по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица (утв. Приказом ФНС России от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@).
Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица подается с приложением следующих документов:
— решение о реорганизации бюджетного учреждения;
— передаточный акт;
— иной документ в соответствии с законодательством РФ.
При представлении документов для внесения записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица документ об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган не представляется, а государственная пошлина не уплачивается.
Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством РФ данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
Заявителем может являться руководитель бюджетного учреждения, как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени бюджетного учреждения.
Реорганизация в форме присоединения в 2021 году
Согласно статье 57 ГК РФ:
- Любые формы реорганизации осуществляются по решению учредителей компании или уполномоченных на это соответствующих органов. Допускается одновременное сочетание ее форм, участие двух или более предприятий, даже если они созданы в разных организационно-правовых формах. Преобразование финансовых учреждений определяется законодательными нормами, которые регулируют их деятельность.
- Законом предусмотрены ситуации, когда для переустройства предприятий в различных формах требуется согласие уполномоченных государственных инстанций.
- Реорганизация считается осуществленной с момента государственной регистрации, за исключением процедур, выполняемых в форме присоединения. При осуществлении преобразования юр. лица в данной форме оно является реорганизованным с момента внесения записи о его ликвидации в ЕГРЮЛ. Следующая госрегистрация доступна не ранее истечения соответствующего срока, отведенного на обжалование решения о переустройстве.
Присоединение является одной из пяти форм реорганизации. Им признается прекращение деятельности одной и более организаций с передачей прав и обязанностей другому обществу согласно передаточному акту. При его совершении участниками могут выступать только те компании, которые имеют одинаковую организационно-правовую форму.
Стоит отметить, что данное решение должно быть принято общим собранием участников каждой организации. После осуществления реорганизации юридическое лицо, к которому выполнено присоединение, станет правопреемников всех прав и обязанностей других предприятий.
Предварительное согласие на проведение процедуры от антимонопольного органа потребуется при участии коммерческих компаний, которые специализируются на торговле, производстве и предоставлении услуг, если их суммарные балансовые активы превышают двадцать миллионов рублей на последнюю отчетную дату.
В случаях, когда сумма меньше, предпринимателям следует лишь уведомить соответствующие инстанции о принятии решения о преобразовании.
При переустройстве некоммерческих партнерств и ассоциаций, в состав которых входит более двух юридических лиц, также потребуется уведомление антимонопольного органа.
Реорганизация финансовых организаций различных видов совершается только при согласии антимонопольного комитета, если уставной капитал одной из них превысит пять миллионов рублей. Для страховых фирм эта сумма составит десять миллионов рублей, а для кредитных – 160 миллионов.
При реорганизации юридических лиц выполняются действия в следующей последовательности:
- Выбор предприятий для присоединения.
- Общее собрание учредителей принимает решение о переустройстве, утверждается его форма, устав организации, договор и передаточный акт.
- Уведомление государственных регистрирующих органов.
- Определение места регистрации по месту нахождения.
- Подготовка непосредственно к процессу преобразования:
- внесение соответствующей записи в ЕГРЮЛ;
- публикация в местном периодическом издании;
- выполнение инвентаризации;
- уведомление кредиторов для каждого предприятия, которому это требуется;
- составление и утверждение передаточного акта;
- уплата госпошлины.
- Подача пакета документов в налоговую инспекцию со следующей целью:
- внесение в реестр записи, свидетельствующей о ликвидации присоединяемых фирм, и сведений о вновь создаваемой организации;
- получение документов, которые подтверждают наличие записи в ЕГРЮЛ;
- сообщение регистрирующих органов о ликвидации юридических лиц;
- получение заверенной копии решения о регистрации ликвидации присоединяемой организации, заявления и выписки с реестра.
Что бухгалтер должен знать о реорганизации в форме присоединения
Присоединение — это форма реорганизации, при которой одна или несколько организаций прекращают существование в качестве отдельных юридических лиц, и становятся частью другой компании. Далее для простоты присоединяющую организацию мы будем называть «основной».
Отправной точкой является принятие собственниками соответствующего решения. Его в течение трех рабочих дней необходимо направить в «регистрирующую» ИФНС вместе с письменным сообщением о начале присоединения. Получив эти бумаги, инспекторы должны сделать запись в госреестре о том, что компании находятся в стадии реорганизации. На это чиновникам отводится три рабочих дня.
Кроме того, компании обязаны письменно проинформировать Пенсионный фонд и отделение ФСС о предстоящем присоединении. Это также следует сделать в течение трех рабочих дней (п. 3 части 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ).
Затем дважды, с интервалом в месяц, полагается опубликовать в специальных изданиях уведомление о реорганизации. А также в течение пяти рабочих дней с момента подачи заявления в ИФНС оповестить о начатом процессе всех известных кредиторов (ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).
Далее следует подготовить новую редакцию учредительных документов компании, к которой присоединяется другое юридическое лицо. На данном этапе также необходимо провести инвентаризацию имущества и обязательств всех участников — и присоединяемых компаний, и «основной» организации. Об этом сказано в пункте 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Реорганизация в форме присоединения в 2019 году
Реорганизация изначально задумывалась как возможность «модульного» использования юридических лиц.
Имеется в виду, что юридические лица сходного типа (хозяйственные товарищества и общества) можно объединять друг с другом, можно объединить два вместе, и выделить третье, можно из нескольких сделать одно новое, и так далее. В этом, на наш взгляд, состоит «модульность».
Однако на практике чаще всего применяется процедура присоединения, и отнюдь не с той целью, которую закладывал в нее законодатель. А именно: присоединяемое юр. лицо прекращает свою деятельность и исключается из реестра, а все его обязательства и активы переходят к правопреемнику.
В связи с такой особенностью процедура присоединения применяется с целью так называемой альтернативной ликвидации, когда ликвидация законная (в соответствии со ст. 61-64 ГК РФ) неприменима, например, из-за долгов, а точнее, из-за нежелания их выплачивать.
Используют ее на свой страх и риск, поскольку в последнее время ФНС обращает на подобное действие пристальное внимание, при этом разрабатывает и внедряет все новые механизмы противодействия такому типу ликвидации.
Итак, процедура востребованная, поэтому расскажем о ней подробнее. Она делится на этапы, общий срок занимает от 4 месяцев до полугода.
Принимается решение о начале процедуры реорганизации, и уведомление об этом регистрирующего органа. Само собой созывается общее собрание участников, причем решение принимается единогласно, в каждом из обществ участвующих в процедуре.
Поскольку после 01.01.16 стало рискованно участвовать в реорганизации более чем двум юр. лицам (участие большего количества грозит проверкой на предмет внесения недостоверных сведений в ЕГРЮЛ и последующей приостановкой процедуры на срок до 1 месяца).
В регистрирующий орган подается:
- Уведомление о начале ликвидации, форма 12003 (заявитель — общество, обозначенное таковым в решении, или общество, принявшее решение о начале процедуры последним в связке. Лучше, конечно, обозначить заявителя).
- Решение или протокол (от каждого хоз. Общества, участвующего в процедуре). Срок подачи — 3 рабочих дня с момента принятия решения о начале реорганизации (п. 5 ст. 5 ФЗ о регистрации юридических лиц и ИП).
Срок регистрации — 5 рабочих дней, дни подачи и получения не считаются.
Важно: В течение 5 рабочих дней после подачи документов необходимо уведомить о начале процедуры всех кредиторов (согласно п. 2 ст. 13.1 ФЗ о регистрации).
Как получили листы записи о начале процедуры — нужно подать документы на публикацию в Вестнике гос. регистрации. Сделать это придется два раза, с разницей в один месяц. Заявитель в Вестник — по аналогии с заявителем по Р12003, либо кто последний принял решение, либо кого назначили.
Спустя 30 дней с момента второй публикации, и не ранее трех месяцев с начала реорганизации, подается заявление о прекращении деятельности по форме Р16003. Если присоединение осуществляется в другой регион — подается в рег. орган того региона, куда «мигрирует» компания.
Итак, комплект документов (может варьироваться в зависимости от рег. Органа):
- Р16003 (подается всегда, от присоединяемой компании).
- Договор о присоединении (если участвует несколько компаний, лучше составить с каждой отдельный).
- Передаточный акт (могут и не спросить, уточняйте в конкретном рег. Органе).
- Решение/протокол о присоединении (о прекращении деятельности — вопрос не совсем в компетенции ОСУ, однако иногда требуют).
Если вы решили отменить уже запущенную процедуру реорганизации — подается в рег. орган по месту нахождения компании Р12003 и решение/протокол о прекращении процедуры.
Поэтапное проведение процедуры присоединения
Реорганизация юридического лица в форме присоединения означает вхождение одного или нескольких предприятий в другую компанию. При этом присоединённые фирмы как юридические лица ликвидируются. В процессе присоединения происходит передача всех прав и обязанностей, всех активов и пассивов от ликвидируемых фирм к одному юридическому лицу. В этой процедуре одна компания поглощает другую или несколько менее крупных компаний, становясь их правопреемником.
Коренным отличием этой формы реорганизации от других является возможность осуществления присоединения только в случае, если все юридические лица, участвующие в этой процедуре, принадлежат к одной организационно-правовой форме. Это означает, например, что к ООО могут присоединяться юридические лица исключительно в форме ООО, а к ПАО — только в форме ПАО.
В итоге присоединившиеся предприятия ликвидируются, а в данные государственного реестра (ЕГРЮЛ) предприятия, к которому они присоединились, вносятся имеющие место изменения. Процесс присоединения признаётся полностью законченным, когда в ЕГРЮЛ появляется запись о прекращении деятельности поглощённых предприятий (ст. 57 ГК РФ). Процедуру присоединения необходимо выполнять с помощью чётко обозначенных законом последовательных шагов, прописанных в Налоговом кодексе РФ, с учётом поправок, внесённых законом № 99-ФЗ от 05.05.2014.
В общем процессе реорганизации в форме присоединения выделяются следующие основные звенья:
- Проведение общих собраний на предприятиях и оформление решений этих собраний.
- Уведомление регионального налогового органа о начале процедуры присоединения.
- Выполнение описи имущества присоединяемых организаций и составление инвентаризационных актов.
- Передача сообщений о проводимой реорганизации в СМИ и кредиторам.
- Оформление передаточного акта.
- Оплата государственной пошлины.
- Передача в налоговый орган подготовленного пакета документации.
- Свёртывание производственных процессов на присоединяемых предприятиях и увольнение работников.
- Ликвидация присоединённых компаний.
- Фиксация произведённых изменений в ЕГРЮЛ и получение регистрационных документов.
- Извещение всех заинтересованных предприятий и государственных органов об итогах проведённой реорганизации.
Особенности проведения реорганизации БУ
Реорганизация социальных учреждений — прекращение функционирования организации, наряду с которым проводится создание новых предприятий. К новообразованным учреждениям переходят обязательства, имущество, долги и так далее, согласно передаточному акту или разделительному балансу.
Проведение реорганизационных процедур требует комплексного подхода на всех этапах. Каждая реорганизационная форма возможна для разных типов учреждений, с управленческими, социально−культурными, научно−техническими или иными функциями.
Реорганизация бюджетной организации (медицинского, научного, образовательного, здравоохранительного, культурного и т.д. характера) посредством присоединения подразумевает фактическое продолжение деятельности.
Процедуры регулируются действующим законодательством. Бюджетное, государственное или муниципальное предприятие не преобразовывается в коммерческое предприятие.
План процедур по реорганизации бюджетного учреждения путем присоединения включает:
- предварительную подготовку: формирование документации бухучета, рассылку оповещений, фиксацию коррективов рабочих отношений;
- переход собственности, обязательств и долгов;
- перечисление имущества: недвижимости и интеллектуальной собственности;
- создание передаточного акта;
- подачу документации в орган госрегистрации.
Реорганизация бюджетного учреждения проводится под контролем учредителя и в порядке, предусмотренным законодательством. Преимущественно работа осуществляется на уровне учреждения.