Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые проблемы разграничения государственной собственности на землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственная собственность на землю имеет сложный состав. Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации считается имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).
Комментарий к Статье 16 Земельного кодекса РФ
От имени РФ и субъектов РФ права собственника осуществляют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).
Российская Федерация и ее субъекты осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в их собственности. Непосредственно же владеют и пользуются такими участками юридические лица и граждане, которым находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены в пользование, пожизненное наследуемое владение и в аренду.
Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве субъекта государственной власти, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст. ст. 9 — 10 ЗК РФ, и в качестве собственника земельных участков — в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков.
Какие документы подтвердят право собственности
Для подтверждения произошедшей регистрации права собственности на участок, независимо от того, к какому уровню он относится, потребуются два основных документа:
- Постановление или Решение руководителя уполномоченного федерального органа о передаче конкретного участка или территориальной группы участков в ведение соответствующих органов исполнительной власти;
- Выписка из ЕГРН, в которой будут указаны сведения о собственнике (полное наименование учреждения, признанного таковым), данные об основании возникновения такого права и дате такого возникновения, кадастровый номер участка, а также сведения о времени и месте постановки участка на кадастровый учет.
До 2016 года в качестве подтверждающего право собственности на недвижимость документа требовался и кадастровый паспорт (в нем указывался кадастровый номер и данные о собственнике). На сегодняшний день этот документ считается юридически ничтожным, так как утратили силу нормативные акты Росреестра, которыми он был введен в действие.
Разграничение госсобственности на землю – сложный и трудоемкий процесс, чья сложность связана, в первую очередь, с грамотным распределением существующих участков между разными уровнями собственников. Однако, если такого разграничения не произошло, запрета на эксплуатацию такого участка не последует, если соглашение о его использовании будет составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. По итогам произошедшего разграничения собственникам в Росреестре выдаются документы, подтверждающие законность их прав.
Собственность не разграничена
1) Есть земля пром назначения арендуемая у государства, права собственности не разграничены, вид разрешенной деятельности «ремонт автомобилей». Ограничений в договоре на строительство объектов капитального строительства нет. Вопрос: Могу ли я построить на участке объект недвижимости, оформить его в собственность и далее перевести зем. участок в собственность?
1.1.
1. Первое, чтобы построить объект недвижимости вам вначале нужно в местной администрации получить разрешение на строительство ст 51 Градостроительного кодекса РФ. 2 Если вы получите такое разрешение то после вода в эксплуатацию вы сможете оформить право собственности ст.209 ГК РФ на этот объект. 3 Что касается перевести земельный участок в собственность, то здесь неправильная постановка вопроса Перевести у вас не получится, просто так бесплатно потому что это не предусмотрено земельным законодательством На основании статьи 39.3 ЗК РФ вы сможете выкупить землю без торгов потому что на участке находится объект капитального строительства собственником которого вы являетесь.
1.2.
Что такое распределение земель и какими нормами оно регулируется
Распределение земельных участков является одним из ключевых этапов в разграничении госсобственности на земельные территории. Эта процедура представляет собой сложный комплекс мер по оценке качества существующих земель, рассмотрению необходимости передачи их тем или иным субъектам или муниципальным образованиям, либо принимается решение об оставлении их в рамках федерального земельного фонда.
Регулирование данного процесса осуществлялось на разных этапах различными нормативными актами:
- Так, в период до 1 июня 2006 года все регулирование было возложено на Федеральный закон, который так и назывался “О разграничении государственной собственности на землю”. Он действовал с 2001 по 2006 год и регулировал процесс распределения госсобственности на земельные территории в период реформирования действующего в этой сфере законодательства.
- С 1 июня 2006 года вступил в силу Земельный Кодекс РФ (ЗК РФ), который стал основным регулятором данной сферы земельных отношений. В соответствии с его положениями на сегодняшний день существует три формы госсобственности на земельные ресурсы: федеральная, региональная и муниципальная. Устанавливается та или иная форма в зависимости от принадлежности расположенных на участке объектов недвижимого имущественного фонда. Подробное разграничение данных видов собственности представлено Главой 3 данного нормативного акта.
- Так как в настоящее время может эксплуатироваться и та земля, которая находится в сфере обращения неразграниченной госсобственности, относительно нее также существуют нормы, позволяющие регулировать данный вид земельных отношений. Они относятся к статье 16 ЗК РФ, а также к закону, который занимается регулированием регистрации прав на существующую в стране недвижимость.
Данные нормативные акты не являются исчерпывающей базой для регулирования вопросов, связанных с разграничением собственности государства на земельные ресурсы и использования его неразграниченных территорий.
Что такое разграничение государственной собственности на землю и каким образом оно происходит
В соответствии с нормами, сформулированными в ЗК РФ под разграничением госсобственности на землю следует понимать передачу государством имеющихся у него земельных ресурсов путем издания соответствующих Постановлений и Распоряжений в ведение регионов или муниципалитетов либо оставление таких участков в федеральной собственности.
Процедура разграничения госсобственности состоит из двух больших этапов:
- На первом из них происходит издание нормативного акта, закрепляющего переход участка из неразграниченной госсобственности в разряд разграниченной на федеральном уровне, уровне субъектов и муниципалитетов. Изданию такого нормативного акта предшествует работа по постановке передаваемого участка на кадастровый учет с оформлением выписки из ЕГРН о присвоении ему кадастрового номера.
- Второй этап посвящен непосредственной процедуре регистрации земельного участка по принадлежности к той или иной форме собственности. В том случае, если разграничение завершилось приобретением такого участка в частные руки, то в ЕГРН вносятся все данные на нового собственника. Если собственность остается в ведении федеральных, региональных или муниципальных исполнительных органов, указывается, в распоряжение какого из них она передана.
Каждое действие с существующими земельными участками находит свое отражение на публичной кадастровой карте.
Чем отличаются государственные земли?
Главная особенность земельных участков такого типа заключается в статусе закрепленности в федеральном фонде РФ. Можно сказать, это базовый статус территорий России, которые юридически зарегистрированы в составе ее имущества.
Далее происходит разделение на категории земель, не относящихся к частной собственности. Важно подчеркнуть, что участки, которые входят в фонд владения частных собственников или организаций, не могут относиться к землям, имеющим статус государственного имущества. Другое дело, что разграничение государственной собственности на земельные участки производится как раз для дальнейшего распределения между владельцами разного уровня. Вместе с федеральной основной владения землей также выделяют другие формы собственности, для которых может производиться разграничение, но для начала стоит рассмотреть сам принцип данного действия.
Кто осуществляет процесс управления федеральной собственностью?
Обычно управление данным имуществом осуществляется компетентными органами. К ним можно отнести: правительство РФ, фонд федерального имущества, граждан, работающих в Федеральном казначействе, а также граждан, осуществляющих управление доходами и расходами бюджета РФ.
Следует отметить, что ввести федеральное имущество в гражданский оборот можно благодаря фиксированию его имущественных ресурсов. Это обычно осуществляется в определенном порядке и унитарными предприятиями, которые осуществляют свою деятельность на основе хозяйственного владения. Следует отметить, что необходимо следить за порядком выполнение всех условий.
Таким образом, объектами, которые по действующим постановлениям считаются лишь федеральной собственностью, являются:
- Предметы, составляющие национальное богатство страны;
- Предметы, находящиеся в поле деятельности федеральных органов;
- Объекты, относящиеся к оборонному производству и отраслям, обеспечивающие деятельность народного хозяйства;
Согласно данным из Госдоклада о состоянии и использовании земель в РФ, опубликованным на сайте Росреестра, на 01.01.2017 года в административных границах РФ было 1712,5 млрд га земель. Из них лишь 6,7% приходится на долю граждан и частных организаций.
Так что в собственности у государства находится значительная часть ресурса. А это те земли, которые не во владении граждан, организаций, а также муниципальным образованиям (0,7%) (п. 1, ст. 16 ЗК РФ).
По формам собственности все земли РФ распределялись следующим образом:
Земель – всего | 1712519 |
в собственности: | |
граждан | 114065 |
юридических лиц | 19106 |
государственной и муниципальной | 1579348 |
РФ | 996056 |
субъектов РФ | 18559 |
муниципальной | 12369 |
Конечно, отсутствие юридического хозяина такого важного ресурса, как земельная собственность отчасти тормозит экономическое развитие территорий. Поэтому на законодательном уровне было принято решение, что до прояснения этих вопросов право текущего распоряжения такими участками имеют территориальные органы муниципальной власти. Относительно столиц или административных центров субъектов РФ принят немного другой порядок. Считается, что обычно правами распоряжения в данном случае должны обладать органы местного самоуправления. Однако в особых случаях законодательством может быть предусмотрена передача права распоряжения соответствующим исполнительным государственным органам. Речь идёт об исполнительных органах субъектов федерации.
Уполномоченные органы власти могут принимать решения по делегированию отдельных функций, относящихся к управлению такими землями, но не передавать при этом право собственности или право распоряжения.
Важно заметить, что предоставление права распоряжения не является передачей права собственности. В качестве причин этого можно указать следующее.
Конституционные положения
Понятие государственной собственности на землю, а также правила ее оборота установлены в ряде положений Основного Закона. К ним, в частности, относят:
- Ст. 72, п. 1, подп. «г». В нем сказано, что разграничение государственной собственности находится в общем ведении страны и ее субъектов. В соответствии с этим издаются законопроекты и принимаются на их основании прочие нормативные акты. При этом последние не должны находиться в противоречии с ФЗ. При несоответствии действует ст. 76 Конституции.
- Ст. 35, п. 3. Его положения говорят о невозможности лишения кого бы то ни было его имущества, кроме как по судебному решению. Принудительное отчуждение в пользу государства допускается с соблюдением определенных условий. В частности, должно быть обеспечено равноценное и предварительное возмещение. Что касается рассматриваемой темы, то право государственной собственности на землю не должно ущемлять интересы юридических лиц и граждан – владельцев наделов.
Какие документы подтвердят право собственности
Для подтверждения произошедшей регистрации права собственности на участок, независимо от того, к какому уровню он относится, потребуются два основных документа:
- Постановление или Решение руководителя уполномоченного федерального органа о передаче конкретного участка или территориальной группы участков в ведение соответствующих органов исполнительной власти;
- Выписка из ЕГРН, в которой будут указаны сведения о собственнике (полное наименование учреждения, признанного таковым), данные об основании возникновения такого права и дате такого возникновения, кадастровый номер участка, а также сведения о времени и месте постановки участка на кадастровый учет.
До 2020 года в качестве подтверждающего право собственности на недвижимость документа требовался и кадастровый паспорт (в нем указывался кадастровый номер и данные о собственнике). На сегодняшний день этот документ считается юридически ничтожным, так как утратили силу нормативные акты Росреестра, которыми он был введен в действие.
Оборот земель неразграниченной государственной собственности
10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ подмуниципальнойсобственностью понимаетсяимущество,принадлежащеена правесобственностигородским и сельским поселениям, а также другиммуниципальнымобразованиям.
Государственная собственность не разграничена что это значит?
07.05.
Право собственности (государственной, муниципальной) на земельные участки при разграничении собственности на землю возникает по основаниям, установленным гражданским кодексом РФ и федеральными законами, подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации и возникает непосредственно с момента государственной регистрации права собственности на данные земельные участки (ст. 25 ЗК РФ, ст. 8 ГК РФ, ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Такие участки являются государственными, но их владелец не определен, то есть в единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесены соответствующие записи о регистрации права собственности на эти земли», – разъясняет директор регионального земельно-имущественного информационного центра, заслуженный юрист Ульяновской области Лидия Казакевич.