Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 75. Пеня». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По смыслу комментируемой статьи пени подлежат уплате налогоплательщиком или плательщиком сборов в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный НК РФ и иными актами налогового законодательства срок суммы налога или сбора. Пени уплачиваются помимо сумм недоимки, независимо от применения иных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Комментарий к Ст. 75 Налогового кодекса
В российском законодательстве понятия «пеня» используется в нескольких значениях. В ГК РФ под пеней понимается разновидность неустойки, при которой сумма неустойки возрастает пропорционально сроку задолженности. Пеня в гражданском праве выступает в качестве длящейся неустойки, которая подлежит взысканию за каждый день просрочки обязательства, не исполненного в установленный срок. В свою очередь НК РФ признает пеню в качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, состоящих во взыскании установленной денежной суммы, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов .
———————————
Налоговое право России в вопросах и ответах / Под ред. А.А. Ялбулганова. М., 2007. С. 102.
Сравнение гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие общеправовое понятие «пеня»:
во-первых, пеня — это денежная сумма;
во-вторых, основанием уплаты пени служит пропуск установленного для исполнения имущественной обязанности срока;
в-третьих, целью взыскания пени является обеспечение исполнения имущественных обязанностей.
Из смысла п. 1 комментируемой статьи следует, что она закрепляет общую норму, применимую ко всем отношениям, связанным с уплатой налогов и сборов. В п. 1 содержится легальное определение понятия «пеня».
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, пеня всегда представляет собой денежную сумму. Иные виды имущества не могут выступать в качестве пени. Пеня (в отличие от других способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов, упомянутых в гл. 11 НК РФ) выплачивается во всех случаях несвоевременного исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Иными словами, условиями применения пени является неуплата сумм налогов и сборов как в установленные законом сроки, так и при их переносе на более поздний срок (когда предоставлена отсрочка или рассрочка в уплате налогов и сборов или инвестиционный налоговый кредит). Сумма пени уплачивается независимо от применения других способов обеспечения уплаты налогов и сборов (залога, поручительства, ареста имущества и т.д.).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июля 1999 года N 11-П отмечает, что пеня относится к правовосстановительным мерам принуждения, которые устанавливаются законодателем в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, в связи с несоблюдением законных требований государства. Правовосстановительные меры обеспечивают исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, то есть представляют собой погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога.
———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 года N 11-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и Законов Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 30. Ст. 3988.
В п. 3 Определения от 4 июля 2002 года N 200-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что анализ ст. 75 НК РФ в целом, а также других положений НК РФ приводит к выводу, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (п. 1 ст. 57 НК РФ); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (п. 3 ст. 57 НК РФ); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (п. 2 ст. 58 НК РФ).
———————————
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 200-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества открытого типа «Энергомаш» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 5 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации», пункта 5 Порядка образования и использования территориального дорожного фонда Новгородской области, пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 2 статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. N 1.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П , Определении от 4 июля 2002 года N 202-О определил, что пени являются дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
———————————
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 1. Ст. 197.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июля 2002 года N 202-О «По жалобе унитарного государственного предприятия «Дорожное ремонтно-строительное управление N 7″ на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2013. N 1.
Необходимо отметить, что положения комментируемой статьи охватывают и начисление пени на суммы налогов и сборов, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза ЕАЭС.
В соответствии с п. 1 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пенями признаются денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
———————————
Собрание законодательства РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
Статья 75 НК РФ. Пеня (действующая редакция)
Понятие налоговой санкции предусмотрено пунктами 1, 2 статьи 114 НК РФ, согласно которым налоговые санкции являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
Следовательно, налоговые санкции и пени имеют различную правовую природу.
Пунктом 18 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ N 41/9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в силу статей 106, 108, 109 НК РФ вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение, в связи с чем необходимо иметь в виду, что освобождение налогоплательщика и налогового агента от ответственности за совершение налогового правонарушения освобождает их только от взыскания штрафов, но не пени, поскольку последняя не является мерой налоговой ответственности.
Учитывая, что пени, начисленные в соответствии со статьей 75 НК РФ, являются мерой компенсационного характера потерь бюджета, а не мерой налоговой ответственности, и исходя из смысла статьи 114 Налогового кодекса и пункта 18 указанного Постановления, освобождение налогоплательщика от ответственности ввиду отсутствия вины в совершении налогового правонарушения возможно только в отношении взыскания штрафов, но не пени.
В Постановлении Президиума Томского областного суда от 21.03.2012 N 44г-8/2012 разъяснено, что основная цель налоговой пени — обеспечить надлежащее исполнение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами публично-правовой обязанности по своевременной уплате налоговых платежей.
Согласно правовой позиции КС РФ, сформулированной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, пеня является разновидностью правовосстановительных мер государственно-правового принуждения, имеющих целью восполнить недоимку и компенсировать имущественные потери казне, причиненные несвоевременной уплатой налога.
Пени по займам от МФО
Несколько другая ситуация касается тех, кто должен микрофинансовым организациям. Пеня на сумму долга начисляется точно такая же, как и в случае с банковским кредитом. То есть согласно ФЗ-353 это 20% годовых, плюс положенная по договору ставка.
Но именно сфера микрокредитования загоняла заемщиков в настоящую кабалу. Дело в том, что на сегодня предельная ставка по займам — 1% в день, ее чаще всего и назначают кредиторы, а это 365% годовых. То есть к 20% годовых добавляются 365%. В итоге долг увеличивается кардинально быстро.
Чтобы уберечь заемщиков от неоправданно высоких неустоек, законодательно ограничена сумма, которую могут требовать микрокредиторы в виде неустоек. В виде пеней и процентов МФО не правомочна требовать с заемщика более 1,5-кратной величины займа.
Проще говоря, если сумма микрозаймам на момент выдачи составляла 10 000 рублей, то в виде процентов и пеней при просрочке МФО может начислить максимум 15 000. То есть общая требуемая к возврату сумма не может быть больше 25 000 рублей.
Допустим, Николай владеет земельным участком, налог на который составляет 6000 рублей в год, про которые он забыл. Полную задолженность ему удалось погасить только 10 марта следующего года, соответственно просрочка составила 100 дней. Пени считаются по следующей формуле: 6000 руб. × 100 дней × 7.5/100/300. Таким образом, сумма неустойки составила 150 рублей.
Но что, если пени начислили на большую задолженность, к примеру, юридическому лицу? Компания недоплатила налог в размере 50 000 рублей. Период расчета пеней начался с 1 апреля 2019 года, задолженность же была погашена только 1 декабря. 50 000 руб. × 210 дней × 7.5/ 100/ 300 = 2625 рублей.
Важная деталь начисления пеней заключается в том, что итоговый размер неустойки не может быть больше суммы долга. Если налогоплательщик задолжал государству 1000 рублей, то начисленные пени не превысят эту сумму.
Пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Слово «пеня» этимологически ведет свое начало от латинского «роепа»-наказание, кара, страдание, мука. По словарю В.И. Даля пеня (лат. poena) -выговор, упрек, укор или изъявление неудовольствия; денежное взыскание, кара карману, штраф.
Стоит признать, что в отечественных словарях в основном закрепилось гражданско-правовое понятие пени как разновидности неустойки, известной еще римскому праву. Это следует в первую очередь из положений гражданского законодательства, где неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации4 .
Смысл упоминания пени в Гражданском кодексе, как считают большинство цивилистов, заключается в противопоставлении ее другой разновидности неустойки — штрафу. На самом деле пеня уже давно используется в качестве последствия несоблюдения различных налоговых обязательств.
Пени на налоги: общая информация
В статье №75 HK РФ регламентированы все вопросы, касающиеся пени по налоговым сборам: в каких случаях исчисляется эта штрафная санкция, в каком размере и в каком порядке – принудительном или добровольном. Закон гласит, что пени выплачивается в том случае, если налогоплательщик вовремя не внёс вменённые ему налоговые платежи, то есть, просрочил выплату. При этом неважно, была ли с опозданием внесена часть суммы или же весь налоговый сбор.
Также свод законов объясняет, что начисление пени не противоречит и не исключает иной ответственности за нарушение налогового законодательства. Иными словами, даже если человеку назначат дополнительный денежный штраф, обязанность по уплате пени, начисленных за каждый день просрочки, всё равно будет закреплена за должником.
Уплачивая налог, человек должен озаботиться тем, чтобы деньги поступили в казну государства не позднее числа, указанного крайней датой оплаты. Уже со следующего дня начнёт «капать» пени.
Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и сборов
В случаях, когда налогоплательщик излишне уплачивает (переплачивает) или же с него излишне удержана (взыскана) сумма налога или сбора, налогоплательщик имеет право на зачет и (или) возврат излишне уплаченной суммы.
Излишняя оплата (переплата налогов), сборов или пени может произойти по различным причинам.
Достаточно часто переплата происходит из-за ошибки в расчетах или же из-за неверной суммы недоимки, указанной налоговым органом, и т.д. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.
Налоговое законодательство предусматривает два варианта имущественных прав в случаях, когда обязательные платежи излишне оплачены. К таким вариантам относятся зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.
Налогоплательщик может самостоятельно установить факт переплаты налога, но это может быть сделано и налоговым органом. Налоговый орган, в случае обнаружения факта переплаты налога, сбора или пени, должен сообщить налогоплательщику не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные органы — в течение 10 дней.
В соответствии с п. п. 1, 14 ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченных авансовых платежей, налогов, сборов, пеней, штрафов подлежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по налогам, погашения недоимки по налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
При этом необходимо учитывать следующие условия.
Во-первых, суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 г. и подлежащие возврату, возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до вышеуказанной даты. Если уплата (взыскание) налога, сбора, пеней и (или) штрафов производилась до 1 января 2007 г. в иностранной валюте, зачет (возврат) налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и (или) штрафов, а также начисление процентов за нарушение установленного срока возврата вышеуказанных сумм осуществляются после 31 декабря 2006 г. в валюте Российской Федерации, пересчитанной по курсу Банка России на день, когда произошла излишняя уплата (взыскание).
Во-вторых, с 1 января 2007 г. и до 1 января 2008 г. суммы излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней и штрафов подлежат возврату (зачету) за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством.
В-третьих, с 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если операция производится в установленные НК РФ сроки.
В случае если налогоплательщик выполнил все условия зачета (возврата) налога, налоговый орган не имеет права отказать в зачете (возврате) налога или затягивать принятие решения.
Правила расчета пени по налогам
Если налоговые платежи перечисляются в бюджет с опозданием (то есть с нарушением установленных сроков), то помимо самих налогов необходимо дополнительно уплатить еще и пени. Расчет пеней является, пожалуй, одной из самых рутинных задач, которую приходится решать бухгалтеру. Впрочем, для ее успешного выполнения ему нужно учесть ряд нюансов.
В начале напомним основные тезисы, касающиеся исполнения обязанности по уплате налога, определенные п. 3 ст. 45 НК РФ:
- обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком только после предъявления им соответствующего поручения в банк. Данное поручение подтверждает перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства;
- на банковском счете налогоплательщика, предъявляющего поручение, должна быть достаточная сумма денежного остатка на момент совершения платежа.
В 45 норме НК сказано, что налог считается уплаченным, а значит и обязанность исполненной, как только в банк предъявлено поручение о переводе средств в бюджетную систему со всеми необходимыми реквизитами (счет казначейства и т.д.). При этом немаловажным является и то, что средств плательщика должно быть достаточно, для проведения соответствующей трансакции.
Если в установленные законом сроки не произвести платежную операцию или деньги не поступили по иным причинам (при переводе по поручению деньги были зачислены не по назначению, например, из-за ошибки в реквизитах) образуется недоимка, которая влечет начисление неустойки, а порой и иных меры.
Начисление пени за неуплату налогов производится не произвольно, а строго по определенной формуле. Учитывается срок наличия недоимки в днях, размер основного долга (неисполненного обязательства) , ставка рефинансирования, действовавшая в период просрочки и коэффициент, применимый к конкретному виду правоотношений. Для налоговой сферы это в основном 1/300.
При этом пени охватывают не только налоговые платежи, но и авансовые выплаты на налоги и сборы.
Если ИФНС выявила недоимку, то она направляет в адрес неплательщика письменное требование. Оно содержит размер долга, срок, который предоставлен для самостоятельного погашения обязательства, начисленная пеня на дату отправки документа. Одновременно адресату разъясняются последствия игнорирования требования.
Рассчитать пени по налогу правильно
В статье 112, пункте 2 НКУ, есть четкие указания, которые накладывают на плательщика финансовые обязательства, если он нарушит закон о налогообложении.
Санкции могут выступать в роли штрафа или пени. Итак, пеня – это проценты, которые накладываются на сумму денег, которую вы не уплатили в определенный срок – именно такое определение дает часть 14 статья 162 НКУ. Чаще всего данная ситуация возникает в случае неуплаты или просрочки долгового обязательства.
Если понимать пеню так, как написано в главе 12, 2 разделе НК, в также в инструкции №953, то можно выделить основные положения, которым подчиняется данный штраф:
- Пеню начисляют, если налогоплательщик не уплатил вовремя налоговый сбор или, вообще забыл о нем.
- Налогоплательщик оплатил меньше, чем того требует закон – например, воспользовался не тем процентом НДС, которым располагает его фирма.
- Налоговый агент забыл перечислить деньги в пользу налогоплательщика или физических лиц, и тем самым нарушил долговые обязательства во время проверки.
Таким образов, пеня – это неустойка, которую плательщик обязан заплатить в государственный бюджет, за то, что не вовремя уплатил налоговый сбор, или же штраф за нарушение каких-либо условий налогового сбора.
Так, если вы несвоевременно оплатили долг или же уплатили меньше чем положено, а также не удержали НДФЛ с дохода на налог – на вас может быть наложена пеня.Также, ее могут удержать за нарушения неналоговых законов, например, с неправильными валютными действиями или подакцизной продукции.
Также, существуют отдельные случаи, когда может быть назначена пеня:
- Если были нарушены условия освобождения от каких-либо обязательств по налогам, например, на ввоз или вывоз товара на территорию страны.
- Если при расчете за задолженность была превышена сумма возможных расходов.
- Также, пеня может быть назначена не только физическому лицу, но и в частности государству. К таковым относятся невыплаты в отведенный срок по НДС, в таком случае пеня устанавливается около 120% от НБУ ставки, на пеню в срок ее действия.
Ответственность за неуплату
Если налогоплательщик не выполняет свои обязанности в должном порядке, имеет крупную задолженность, налоговая имеет право подать на него в суд для принудительного взыскания нужной суммы. Согласно вынесенному постановлению взыскивать долг будут за счет имущества должника или денег, хранящихся на его банковских счетах. Это оговорено в 1 пункте 48 ст. НК РФ.
Если смотреть 2 пункт той же статьи, здесь говорится, что обращение в суд возможно в том случае, если в течение 3 лет с момента истечения срока исполнения самого раннего требования:
- долг превысил 3000 руб. Налоговый орган может обратиться в суд в течение полугода со дня, когда величина задолженности превысила 3000 руб.;
- долг меньше 3000 руб. Обращение в суд допускается в течение полугода с последнего дня истечения упомянутого трехлетнего периода.
Важно понимать, что в любом случае суд будет на стороне налоговой службы и взыщет долг с налогоплательщика. Поэтому, лучше не допускать подобных ситуаций и платить налоги своевременно.
Рассчитать УСН, калькулятор налога УСН
Расчет пени за несвоевременную уплату налога
ООО «Компания» является плательщиком НДС. По результатам 4 квартала 2019 г. был исчислен НДС к уплате в размере 30 000 руб.
Таким образом, организация должна была перечислить в бюджет:
- 25.10.2019 — 10 000 руб.;
- 25.11.2019 — 10 000 руб.;
- 27.12.2019 — 10 000 руб.
Первый и третий платежи ООО «Компания» перечислила своевременно, а второй платеж (по сроку — 25.11.2019) — только 28 декабря. За несвоевременное перечисление с организации будет взыскана налоговая неустойка в следующем порядке:
- с 26 ноября по 25 декабря — в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ;
- с 26 по 27 декабря — в размере 1/150 (так как срок просрочки превысил 30 дней).
Кроме того, в этот период ЦБ поменял размер ставки. До 16 декабря она составляла 6,5%, а начиная с 16.12.2019 была снижена до 6,25%.
Рассчитаем с помощью таблицы размер пени за несвоевременную уплату налогов:
Период расчета | Число календарных дней | Ставка рефинансирования | Расчет | Результат |
---|---|---|---|---|
26.11–16.12 | 21 | 6,5 | 10 000 × 6,5% × 1/300 × 21 | 45,5 |
17.12–25.12 | 9 | 6,25 | 10 000 × 6,25% × 1/300 × 9 | 18,75 |
26.12–27.12 | 2 | 6,25 | 10 000 × 6,25% × 1/150 × 2 | 8,33 |
Итого | 72,58 |
Пользуйтесь этой же формулой, если хотите понять, как рассчитать пени за несвоевременную уплату НДФЛ и любого другого налога.