Штраф или лишение прав грозит за LED-лампы и ксенон сегодня?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф или лишение прав грозит за LED-лампы и ксенон сегодня?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начнем с того, что и у ксеноновых, и у галогенных лампочек есть как сторонники, так и противники. Частые споры по поводу ламп обычно заканчиваются в пользу ксеноновых. Но на самом ли деле такие лампы лучше?

Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля

В какие фары можно ставить ксенон, мы разобрались, но как отличить ксеноновую фару от обычной? Кроме того, даже фары для ксенона могут различаться по типу используемых ламп. Разобраться в этом вопросе несложно: достаточно знать международную маркировку, которая проставляется прямо на корпусе светового прибора:

  • С — для ближнего света, R — для дальнего света, СR — двухрежимного (ближний/дальний) с обычными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • HС — для ближнего света, HR — для дальнего света, HСR — двухрежимного (ближний/дальний) с галогенными лампами (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • DС — для ближнего света, DR — для дальнего света, DСR — двухрежимного (ближний/дальний) с газоразрядными источниками света, включая биксенон (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).

Таким образом, для ксеноновых ламп пригодны лишь фары с маркировкой DC, DR и DCR. Причем ксеноновые лампы ближнего света можно устанавливать только в приборы с маркировкой DC DCR, а дальнего – с DR и DCR. Вполне очевидно, что ксенон нельзя использовать в фонарях с маркировкой HC (С), HR (R) и HCR (CR): они предназначены для ламп накаливания (в том числе галогенных) и оснащены абсолютно другой оптической системой.

Возможно ли легально установить ксенон в 2019, если стояли галогенные лампы

Предположим, мы решили оснастить свой автомобиль, на котором штатно стояли галогенные лампы, ксеноновым светом. Насколько реально это сделать без конфликтов с законом и, если реально, что конкретно придется для этого предпринять?

Прежде всего необходимо получить разрешение на замену галогенных фар ксеноновыми. Сделать это в 2019 году вполне реально. Отправляемся в экспертную службу ГИБДД, проходим экспертизу и получаем заключение о том, кто конкретно наше ТС может быть переоборудовано под ксенон.

Теперь с разрешением в ГИБДД. Точнее, в их подразделение технического надзора. Предъявляем заключение, пишем заявление на переоборудование ТС. Машину повторно осматривают и пишут еще одно заключение.

Получив разрешение, мы имеем право заменить штатные галогенные фары на специально предназначенные для работы с газоразрядными источниками света. Тут необходимо выполнение сразу нескольких условий:

  • световые приборы должны соответствовать типу света, с которым они будут использоваться: дальний, ближний или дальний/ближний (см. раздел «Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля»);
  • оптика фар должна соответствовать типу ламп, которые будут в них использоваться: рефлекторная или линзованная);
  • фонари в обязательном порядке должны иметь омыватель фар и корректор светового пучка. И то и другое необходимо для исключения ослепления водителей встречного транспорта (без омывателя стекло быстро покрывается пылью и грязью, что сильно влияет на светотеневую границу);
  • световые приборы должны быть сертифицированы и разрешены к использованию в стране, где будет эксплуатироваться автомобиль;
  • фары должны быть правильно установлены и отрегулированы согласно ГОСТу.

Установить ксенон проще всего в лицензированном сервисном центре, который по окончании работ документально заручится в том, что все оборудование и проделанные работы соответствуют требованиям нормативных документов. Проще, но стоит это будет соответственно.

В 2023 году в сфере наказаний за ненадлежащее освещение автомобиля сохранились те же правила, что и в прошлом году. Автолюбителей, неправильно установивших ксеноновые лампы, штрафуют за:

  • противотуманки;
  • прожектор на крышу;
  • незнание о незаконной установке ксенона.
Читайте также:  Штрафы за отсутствие документов и регистрации автомобиля в 2022 году

Водители часто пробуют доказать свою невиновность в суде. Они говорят, что транспортное средство было приобретено с ксеноном. А легальный он или нет, они не знали. Однако такое оправдание не срабатывает.

На это есть две причины:

  • Как правило, газоразрядные лампы, установленные с нарушениями, обнаруживаются еще при переоформлении авто. Сотрудники ГИБДД досконально проверяют транспортное средство. Если ксенон установлен с нарушениями, автомобиль не переоформляют. Владельца авто штрафуют и требуют исправить нарушения.
  • Если же покупатель сразу не переоформил авто и действительно приобрел его с нелегальным освещением, штраф за установку ксенона в 2023 году в любом случае ложится на него.

Ксенон, действительно, хорош. Но только тогда, когда автомобиль предназначен для его использования. Он будет хорошо освещать путь и в темноте, и в тумане. Будет служить долго и надежно. В других случаях он потенциально опасен для самого водителя и для других участников движения. К тому же обладателю нелегальных газоразрядных ламп освещения вряд ли удастся сохранить права после встречи с инспектором ГИБДД. Все это лучше учесть заранее, решая, нужен водителю ксеноновый свет или нет.

Ксеноном называют инертный газ, применяющийся в специальных газоразрядных лампах, которые устанавливают на авто. Он находится в специальной внутренней колбе, защищенной еще одной, внешней, оберегающей смесь от перепада температур и давления, а также попадания внутрь сторонних примесей.

У ламп такого типа есть множество преимуществ, которые делают их особенно популярными не только в России, но и по всему миру.

Установка на автомобиле ксеноновых фар обеспечивает следующие плюсы:

  • Значительное улучшение видимости на дороге в темноте и при плохой погоде;
  • Снижение нагрузки на глаза, благодаря приближенности света к дневному;
  • Экономия энергопотребления, увеличение срока службы лампы.

Поставить можно так же и биксенон. Он представляет собой все тот же газ внутри лампы, но использовать ее можно будет как для дальнего, так и для ближнего света. Обычный же ксенон позволяет включать только одну дальность.

Реально ли в России легализовать ксенон?

Итак, вы выяснили, можно или нет вам ставить ксенон. Скорее всего вам объяснили, на какие авто это разрешено – на импортные тачки, где газоразрядная оптика предусмотрена с завода-изготовителя.

Как же быть владельцу российского ВАЗа, если ксеноновые лампы очень-очень хочется? В теории, вы можете легализовать такую установку, но приготовьтесь пройти 7 кругов ада.

  • Первым делом выберите правильную оптику: лампы, омыватель фар, автокорректор. На все приборы в магазинах требуйте сертификаты, делайте себе копии, чтобы четко видна была печать;
  • Напишите заявление на внесение изменений в конструкцию ТС и сдайте его в отдел технадзора в ГИБДД;
  • После получения резолюции от ГИБДД, приступайте к переоборудованию. Обращайтесь только к проверенным СТО;

Какой штраф за установку ксеноновых ламп?

Практикой установлено за данное нарушение применять часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ.

12.5.3. Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Однако, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ дано разъяснение по применению части 3 статьи 12.5 КоАП РФ.

Действия сотрудника ГИБДД в случае выявления нарушения

  • Визуально определив наличие незаконно установленного ксенона в 2021 году, инспектор осматривает автомобиль. При этом он может попросить водителя открыть капот.
  • Досмотр проводится с приглашением понятых. Если понятых нет, практикуется использование видеосъемки досмотра (правила досмотра регламентируются ч. 2 ст. 27.9 КоАП РФ).
  • Сотрудник автоинспекции составляет протокол. В нем должна быть информация о водителе, автомобиле и самом сотруднике. При отсутствии важной информации, составление протокола может быть отложено на срок до двух суток с момента правонарушения. В течение 3 дней со дня составления документ направляется в суд.
  • Инспектор должен разъяснить водителю его права и обязанности.
  • Возможен демонтаж незаконных ксеноновых фар на месте и транспортировка автомобиля на штрафстоянку.
  • Затем протокол передается в мировой суд, где и выбирают меру наказания в виде штрафа за ксенон или лишения ВУ.

Штрафуют ли за ксенон владельцев иномарок?

Как уже было сказано, сам по себе ксенон в фарах не запрещен. Нарушением считаются только те случаи, когда тип ламп не соответствует маркировке рассеивателей. Чаще всего за установку ксенона наказывают водителей отечественных автомобилей, потому что инспекторы знают, что на российских автомобилях ксенон с завода не устанавливается. Также особое внимание инспекторы могут уделять дешевым иномаркам с ксеноновыми фарами. В таком случае они будут проверять маркировку на линзах: ксенон разрешено устанавливать в рассеиватели, относящиеся к типу DC, DR или DCR. Помимо этого, для установки ксенона фара должна иметь корректор угла наклона и омыватель. Владельцев дорогих иномарок за ксенон останавливать, конечно, не будут. Хотя во время техосмотра нарушение, если оно есть, скорее всего, обнаружат.

Отвечая на данный вопрос, хочется отметить следующее: так уж сложилось в России, что бремя доказывания вины больше не лежит на сотрудниках ГИБДД в случае обращения для разрешения спорной ситуации в суд. Отныне именно Вам придется доказывать свою невиновность, суды, как правило, мало разбираются во всех тонкостях данного вопроса и в большинстве случаев принимают сторону сотрудников ГИБДД.

И так, какой же штраф за ксенон в 2021 году? И лишают ли прав за ксенон? Нелегально установленный ксенон относится к неисправностям, при которых запрещена эксплуатация транспортного средства.

На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

Пункт 3.4 Главы 3 Перечня неисправностей

Управление автомобилем с самовольно установленными ксеноновыми лампами в фарах, не предназначенных для их установки, влечет лишение права управления автомобилем на срок от шести месяцев до года с конфискацией этих ламп и приспособлений для их эксплуатации (ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ). Вот так вот, а штрафа-то и нет — идет сразу лишение прав за ксенон.

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ) влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений. (часть 3 введена Федеральным законом от 22.07.2005 N 120-ФЗ)

Часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ

Приспособления для эксплуатации ксеноновых ламп – это устройства, предназначенные для обеспечения их работоспособности (блоки розжига и иное оборудование, непосредственно обслуживающее работу ксеноновых ламп).

Если вы решите установить на передней части своего транспортного средства световые приборы, имеющие красный свет или же световозвращающие приспособления аналогичного света, то приготовьтесь оплатить крупный штраф.

Лишение (аннулирование) регистрации ТС за ксенон

Наблюдательному автомобилисту заметно, что в пунктах 12.4.1 и 12.5.3 КоАП РФ прямого «запрета на ксенон» нет. Это не ксеноновые статьи! И привлечь к ответственности по ним можно только тонко их интерпретировав.

Такое положение вещей, впрочем, дает поводы для сотрудников ГИБДД изобретать новые необычные способы наказания водителей, допустивших установку нестандартных ламп в свои фары.

Относительно новый способ изобрели дорожные полицейские Москвы.

Впервые остановленного водителя с ксеноном ГИБДДшники и сотрудникиГостехнадзора проверяют на наличие странностей в конструкции, устройств, не предусмотренных производителем с завода. Это может быть что угодно, от ксенона до кенгурятника. Есть случаи, когда нестандартным устройством выступает даже фаркоп (крюк для прицепа).

Затем сотрудник ГИБДД проверяет есть ли в техпаспорте на автомобиль отметки о внесении конкретных изменений в конструкцию. Так как их в 99% случаев нет, сотрудник ГИБДД выписывает штраф за тот же ксенон в 500 р. по статье 12.5.1 – «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениямипо допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена».

И вроде бы легко отделались, ан нет, вместе со штрафом сотрудник ГИБДД вручает водителю «нестандартного» автомобиля «предписание о приведении автомобиля в стандартное состояние в течении определенного срока». Информация попадает в базу ГИБДД и если при следующей проверке у автомобиля вновь будут выявлены нестандартные доработки машину снимут с регистрации – аннулируют регистрацию транспортного средства. После такой процедуры машина превращается из средства передвижения в металлолом, на колесах который невозможно продать или вновь зарегистрировать. Все чаще по этой схеме поступают в случае с ксеноном.

Читайте также:  Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

В: Лишают ли прав за ксенон?

О: Такое наказание применяется при наличии одновременно двух условий: нарушение режима работы световых приборов и цвет ламп отличается от разрешенного (белого/желтого/оранжевого). При отсутствии хотя бы одного критерия водителя ждет штраф 500 руб.

В: На какой срок могут лишить прав?

О: При несоответствии режима работы фар и цвета, не отвечающего законным требованиям, водителю грозит лишение за ксенон на срок 6-12 месяцев.

В: Можно ли ставить ксенон в обычные фары?

О: В фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания (в т.ч. галогенными), применение ксеноновых ламп не допускается.

В: Какой штраф за биксенон?

О: Наказание за установку внештатного биксенона на авто такое же, как и за ксенон — штраф либо лишение прав.

Штраф и лишение прав, (КоАП РФ) за ксенон

Так как нет конкретной статьи именно про ксеноновые лампы. Указывающая на несоответствие норм режима работы для световых приборов на автомобилях, то применять к нарушителям можно лишь «общую» статью КоАП РФ. Такой универсальной статьей у нас является статья 12.5 КоАП РФ. Она в частности описывает те случаи, когда эксплуатация ТС при некоторых неисправностях или отклонениях запрещена. Именно под это и можно подвести тот случай, когда на машину устанавливается ксенон, и когда он не предусмотрен. В статье 12.5 КоАП РФ части 3 прописано следующее:

Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и РЕЖИМ РАБОТЫ которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, — влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от 6 месяцев до 1 года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Как видим из пункта 3 есть ссылка на норму «Основные положения по допуску ТС …». Открываем этот документ и находим «Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС». 3«Внешние световые приборы» п. 3.1 гласит:

Количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.

…также вполне может быть и применен п. 3.4

На световых приборах отсутствуют рассеиватели либо используются рассеиватели и лампы, не соответствующие типу данного светового прибора.

Здесь все понятно. Поставил не тот рассеиватель или не ту лампу, изменил режим работы, это и является нарушением «Основных положения по допуску ТС …». Все это значит, что водитель несет ответственность по вышеупомянутой статье 12.5 КоАП РФ.

Разрешены ли такие туманки на территории Российской Федерации?

Как было написано выше, никакого наказания непосредственно за ксеноновые огни нет. А это означает что и никаких запретов на использования данного типа огней не существует в современном законодательстве.

Если фары полностью соответствуют всем нормативам, то езда со ксеноном конечно же разрешается. Это подтверждается широким выпуском автомобилей (в основном зарубежных) с заранее предустановленном в них ксеноновым светом — водители преспокойно с ними ездят, не подвергаясь наказаниям со стороны ГИБДД.

И даже если инспектор и попробует придраться к фаре, то максимум что он сможет сделать — проверку маркировки на фарах. И если все в порядке, то никакого протокола о нарушении он составить просто не сможет. Даже если ему понятно, что ксеноновые фары не заводские — он не сотрудник тех. надзора и не в силе что-либо предпринимать, если фары соответствуют огням по ГОСТу.

То есть, у автовладельца существует только две возможности законно ездить со ксеноном:

  • Если огни автомобиля подразумевают установку ксеноновых ламп.
  • Если ксенон идет в штатном порядке с автомобилем — огни установлены еще с завода и имеют соответствующую маркировку.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]