Учреждения социального обслуживания населения в Российской Федерации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учреждения социального обслуживания населения в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Определение 1
Социальная защита – это особая политика государства, которая направлена на обеспечение экономических, социальных, политических и иных гарантий и прав человека независимо от его национальной принадлежности и других факторов.

Виды социальных учреждений для пожилых и инвалидов

На основе ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. № 535-ст.) утверждена следующая классификация для предоставления помощи пожилым людям и инвалидам:

  1. По форме собственности.
  2. По типам.
  3. По видам.

На рисунке ниже наглядно представлена классификация учреждений в соответствии с принятым ГОСТом.

Специализированные социальные учреждения для пожилых и инвалидов по форме собственности бывают государственными и негосударственными. Первые принадлежат субъектам РФ, поэтому находятся в их ведении. Второй тип учреждений формируется по инициативе частных лиц или иных негосударственных заведений.

На территории России насчитывается более полутора тысяч действующих домов престарелых, во Франции их более семи тысяч, а в США — свыше двадцати тысяч. Процент государственных домов престарелых в РФ составляет примерно 90 %.

Рекомендуемые статьи по данной теме:

  • Как определить родственника в дом престарелых: особенности процедуры
  • Из лучших побуждений: как убедить пожилого человека переехать в дом престарелых
  • Помощь престарелым людям: виды, способы оказания, меры предосторожности

Как оформить родственника в государственный дом престарелых

Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.

Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.

Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • полис ОМС;
  • заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
  • справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение.

Процесс оформления пожилого родственника в пансионат состоит из нескольких этапов. Ниже мы составили для вас алгоритм, с помощью которого вы сможете все правильно сделать и избежать проблем и проволочек.

Для того чтобы определить пожилого человека в дом престарелых, вам необходимо выполнить следующие действия:

  1. Оформить заявку в отделении социальной защиты по месту жительства на проживание в пансионате.
  2. Пройти медицинскую комиссию. Потребуется получить полный перечень имеющихся заболеваний и отклонений у пожлого человека.
  3. Получить в БТИ справку, свидетельствующую о том, что у пенсионера есть жилье.
  4. Предоставить весь пакет документов в органы социальной защиты.
  5. Дождаться направления на проживание в пансионате. Это может занять некоторое время.
  6. В случае необходимости переоформить пенсию. Создается ощущение, что процедура весьма понятна и проста. В действительности весь процесс занимает достаточно много времени и требует больших усилий. При оформлении в дом престарелых недееспособного человека вы можете столкнуться еще с рядом дополнительных трудностей, особенно при прохождении медицинской комиссии.

Как оформить родственника в государственный дом престарелых

Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.

Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.

Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт);
  • полис ОМС;
  • заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
  • справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
  • СНИЛС;
  • пенсионное удостоверение.

Соц учреждения это какие учреждения

Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания

1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого-педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.

3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.

Категории и группы населения, обслуживаемые в учреждениях социального обслуживания населения

— оставшиеся без попечения родителей;

— нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;

— дети из малообеспеченных семей;

— подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;

— проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав;

— имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии;

— проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;

— дети семей беженцев и вынужденных переселенцев;

— имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;

2) Семьи (отдельные граждане):

— имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;

— имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;

— с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;

— семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);

— семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);

— семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий;

— семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы;

— молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;

— находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающих психическими заболеваниями;

— семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;

— семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную им работу с учетом состояния здоровья;

Читайте также:  Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

— семьи, состоящие из одних пенсионеров;

— семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;

— семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;

— частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;

— граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;

— безработные граждане (в том числе и подростки);

— проживающие в одной квартире бывшие супруги;

— граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми;

— подвергшиеся психофизическому насилию;

— имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома;

— потерявшие родных и близких;

— одинокие матери с несовершеннолетними детьми;

— беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие);

— находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;

— одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными;

— находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов;

— находящиеся в конфликте с семьей;

— матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях.

4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.

6) Граждане без определенного места жительства и занятий.

Классификация стационарных социальных учреждений

Различают следующие виды стационарных учреждений социального обслуживания:

  1. в зависимости от того, на обслуживание какой категории населения направлена деятельность учреждения, различают стационарные учреждения:
    1. общего типа;
    2. психоневрологические;
    3. специальные;
  2. в зависимости от того, каков возраст лиц, обслуживаемых в учреждении, различают стационарные учреждения:
    1. для детей-инвалидов;
    2. для инвалидов;
    3. для лиц пожилого возраста;
    4. для лиц пожилого возраста и инвалидов;
  3. по продолжительности получения социальных услуг различают стационарные учреждения:
    1. оказывающие услуги на постоянной основе круглосуточно (сюда относятся интернаты для престарелых и инвалидов, интернаты психоневрологической направленности;
  4. интернаты для детей с умственной отсталостью; интернаты для детей, имеющих физические недостатки);
    1. оказывающие услуги круглосуточно в течение определенного срока (например, социальный приют для лиц, не достигших совершеннолетия).

Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле».

Погребение – это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).

Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.

Заведения полустационарного обслуживания

Относится полустационарное социальное обслуживание к формам и видам услуг, которые также осуществляются в специальных заведениях, но не постоянно, а в определенное время суток. Такое обслуживание распространяется на инвалидов и пенсионеров, способных активно передвигаться и обслуживать себя, на детей, которые пребывают в сложных психологических, физических и материальных обстоятельствах.

В этих заведениях работники социального обслуживания виды услуг гражданам оказывают в такой форме:

  • предоставляют горячее питание, спальное место с чистой постелью и другие бытовые условия, а также элементарные условия для досуга;
  • помогают получать путевки для санаторного лечения, мероприятий лечебно-оздоровительного и реабилитационного характера, добиться протезирования;
  • организовывают условия для санитарно-гигиенических действий;
  • предоставляют помощь психолога;
  • содействуют в получении профподготовки, образования, трудоустройства;
  • помогают получить правовые услуги;
  • оказывают помощь ритуальных услуг.

Также в РФ действуют полустационарные учреждения ночного пребывания. В них предоставляется ночлег, необходимая доврачебная помощь, бесплатное единоразовое питание, средства гигиены и другие социальные виды обслуживания гражданам, не имеющим какой-либо определенной занятости и жилья, а также, освободившимся недавно из мест заключения. Последним работники социальных центров также помогают восстановить документы, социальные связи с родственниками и права на жилье.

Право на социальное обслуживание

Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.

Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:

1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);

2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);

3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);

4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);

5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);

7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).

Формы предоставления социального обслуживания:

— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;

полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;

форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.

При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:

1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;

2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;

3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;

4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;

5) оказание иных видов посторонней помощи.

Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):

Читайте также:  Как написать заявление в полицию об избиении

— социально-бытовые;

— социально-медицинские;

— социально-психологические;

— социально-педагогические;

— социально-трудовые;

— социально-правовые;

услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

— срочные социальные услуги – включают в себя:

1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;

2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3) содействие в получении временного жилого помещения;

4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;

5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;

6) иные срочные социальные услуги.

4.1.1. Типы учреждений установлены в настоящем стандарте в соответствии с положениями законов Российской Федерации (пункт4 предисловия) и положениями ГОСТ Р 52143, ГОСТ Р 52495, ГОСТ Р 52498.

4.1.2. В настоящем разделе излагаются общие положения, касающиеся всех типов учреждений, установленных в стандарте.

4.1.2.1. При получении социальных услуг в учреждении любого типа семья, дети (их родители или законные представители) имеют право:

— на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

— на информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания учреждениями социальных услуг;

— на уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений;

— на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения при оказании социальных услуг; эта информация является профессиональной тайной, за разглашение которой виновные должны нести ответственность по законодательству Российской Федерации;

— на защиту своих законных прав и интересов, в том числе в судебном порядке;

— на отказ от социального обслуживания.

4.1.2.2. Социальные услуги предоставляются при условии добровольного согласия семьи, детей (их родителей или законных представителей), кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4.1.2.3. Иностранные граждане или дети иностранных граждан, лица без гражданства, в том числе беженцы, имеют те же права в сфере социальных услуг, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

4.1.2.4. При предоставлении социальных услуг должны обеспечиваться полная безопасность для жизни и здоровья взрослых и детей — клиентов учреждений, соблюдаться все установленные нормы и правила противопожарной и санитарной безопасности, приниматься все необходимые меры по профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев.

4.1.2.5. При предоставлении социальных услуг учреждения должны обеспечивать защиту своих клиентов от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения.

4.1.2.6. Семье, детям, помещенным в учреждения, должны предоставляться социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые услуги по ГОСТ Р 52143.

Кто имеет право претендовать на получение помощи

Стационарное социальное обслуживание распространяется по отношению к следующим лицам:

  • матери, являющиеся выпускницами детских домов с детьми младше 3 лет, не имеющие жилья, денежных средств и работы в связи с внутрисемейным конфликтом. Бесплатная помощь предоставляется в течение 2 лет;
  • пенсионеры и инвалиды, включая детей-инвалидов, не способные себя обслуживать и удовлетворять потребности. Для получения услуг требуется официальное подтверждение в необходимости стационарной формы обслуживания работниками;
  • одному из родителей ребенка с инвалидностью. Длительность реабилитации составляет 21 день, оказывается в соответствии с предварительно составленной на индивидуальной основе программе;
  • одному из родителей с несовершеннолетним, испытывающим проблемы, связанной с социальной адаптацией, а также при наличии у него психологических травм, посттравматических расстройств;
  • беременные женщины или матери с ребенком до 3 лет, не имеющие работы, жилья и денежных средств для удовлетворения жизненных потребностей вследствие внутрисемейных проблем. Срок получения помощи на бесплатной основе составляет 6 месяцев;
  • семьи с несовершеннолетними детьми, проживающими в гостиницах социального типа, не имеющие место жительства и официального трудоустройства. Получение помощи возможно на срок до 10 суток;
  • граждане младше 23 лет после завершения пребывания детских интернатах, оставшиеся без попечителей.

Учреждения социального обслуживания семьи и детей

Важным аспектом в регулировании социально-экономичес­ких процессов в обществе является защита и поддержка инсти­тута семьи.

Основные принципы в деле организации социаль­ной помощи семье со стороны государственных, муниципаль­ных и общественных организаций можно выразить в сле­дующем:

— расширение возможностей семьи для решения жизненно-не­обходимых задач;

— установление связи семьи с другими коллективами, органи­зациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;

— содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;

— развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.

Общую функциональную схему можно представить как сис­тему взаимодействия семьи государственными, общественны­ми, конфессиональными и частными структурами.

Планы развития учреждений социального обслуживания се­мьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы соци­альной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики ре­гионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы со­циальных служб, обслуживающих семьи, должны знать по­требности населения в такого рода услугах.

В этих целях необ­ходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, от­ношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответ­ствующей службы и возможности обращения в нее любого жите­ля региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необхо­димо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.

Областные учреждения призваны выполнять также и науч­но-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной си­туации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Та­кие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., так­же представляются достаточно перспективными.

Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией кон­кретной территории, где отдельные учреждения и подразделе­ния службы выступают в качестве структур элементов, созда­ваемых по мере необходимости.

Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:

— аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;

— планово-организационную: планирует и организует соци­альное обслуживание в социуме;

— управленческую: обеспечивает контакт с государственны­ми органами, от которых зависит решение проблем клиента, до­бивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;

— информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за­ щите населения.

Социальная работа в этих службах может выражаться в раз­личных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызван­ных социальными условиями или трудной жизненной ситуа­цией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого со­стояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неот­ложной психологической помощи и др.

Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направлен­ная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутрен­них резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и воз­можность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая по­мощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (ма­терей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи де­тям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических кон­сультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирую­щиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.

Права и обязанности органов опеки и попечительства

В первую очередь деятельность ООП направлена на защиту прав и законных интересов подопечных, обеспечение им достойного уровня жизни, а также предоставление государственной поддержки. Кроме того, в число их задач входит надзор за опекунами и попечителями, а также контроль за сохранением имущества лиц, находящихся под опекой.

Задачи, полномочия, права и обязанности органов опеки и попечительства исполняются в соответствии с законодательством РФ. Среди наиболее значимых полномочий выделяют:

  • осуществление постановки на учет лиц, которые нуждаются в помощи;
  • ходатайство в суд о признании конкретного лица дееспособным или недееспособным;
  • организацию попечительства в целом;
  • представление интересов подопечных в суде;
  • обязательное участие органов опеки и попечительства в суде и гражданском процессе в случае развода супругов, которые имеют общего несовершеннолетнего ребенка и не могут определить, с кем из родителей он будет проживать в дальнейшем;
  • проведение подготовки лиц, изъявивших желание усыновить сироту;
  • мониторинг условий проживания подопечного;
  • освобождение опекунов и попечителей от выполняемых ими обязанностей;
  • выдачу разрешений на заключение сделок, связанных с имуществом подопечных.
Читайте также:  Нужно ли упаковывать товар при возврате озон?

Помимо всего прочего, важным является заключение органов опеки и попечительства о возможности быть опекуном. Для того чтобы его получить, придется пройти серьезную процедуру.

Заключение имеет определенный срок действия – 24 месяца с момента его выдачи на опеку и 12 месяцев на усыновление. Именно этот документ является основанием для подачи заявления лицом, желающим стать опекуном.

Итак, можно выделить следующие функции органов опеки и попечительства:

  • выявление случаев сиротства;
  • передача детей, лишенных родительского присмотра, в приемную семью;
  • защита прав и интересов сирот, недееспособных лиц;
  • обеспечение детей, оставшихся без родительской защиты, достойными условиями жизни;
  • защита интересов подопечных во время судебных разбирательств.

Если жизни или здоровью ребенка угрожает какая-либо опасность, кого обязан уведомить орган опеки и попечительства, так это прокурора. Кроме того, ООП должен немедленно забрать несовершеннолетнего и обеспечить его временное устройство. Никакое другое физическое или юридическое лицо такими полномочиями не обладает.

Проблемы и пути совершенствования социального обслуживания людей

В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.

С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.

В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.

Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.

Лица, проживающие в стационарах, имеют право:

  • на условия проживания, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям, и уход;
  • первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь, бесплатную специализированную медицинскую и протезно-ортопедическую помощь в соответствии с территориальными программами ОМС;
  • добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом медицинских рекомендаций;
  • свободное посещение нотариусом, адвокатом, родственниками и другими лицами;
  • сохранение занимаемого по договору найма или аренды жилого помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилого фонда в течение шести месяцев со дня поступления в стационар и др.

Администрация стационара обязана:

  • соблюдать права человека и гражданина;
  • обеспечивать неприкосновенность личности и безопасность;
  • выделять супругам изолированное жилое помещение для совместного проживании;
  • предоставлять возможность пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами;
  • создавать возможность беспрепятственного приема посетителей в дневное и вечернее время;
  • обеспечивать сохранность личных вещей;
  • предоставлять возможность пользоваться телефонной и почтовой связью и пр.

Печальным и тревожным явлением современной России служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).

Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:

  • оставшиеся без попечения родителей;
  • нуждающиеся в социальной реабилитации и экстренной медико-социальной помощи;
  • испытывающие трудности в общении с родителями, сверстниками, педагогами и другими лицами;
  • проживающие в неблагополучных семьях;
  • подвергшиеся физическому или психологическому насилию;
  • отказавшиеся жить в семье или учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.

На основании Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 561 транспортные средства (легковые автомобили) предоставляются за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин. Права на бесплатное получение автомобиля не имеют лица, инвалидность которых возникла в результате совершения ими противоправных действий. Необходимыми условиями являются наличие медицинских показаний и постановка на учет до 01.01.2005 г. в органах социальной защиты населения по месту жительства.

Автомобили предоставляются инвалидам в безвозмездное пользование в порядке очередности. Органы социальной защиты населения субъектов РФ ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в Минздравсоцразвития РФ уточненные сведения об очередности обеспечения инвалидов автомобилями.

Работа попечительских советов в социальной сфере

В государственных организациях социального обслуживания создаются попечительские советы. Структура, порядок формирования, срок полномочий, компетенция попечительского совета учреждения социального обслуживания населения и порядок принятия им решений определяются уставом организации социального обслуживания в соответствии с законодательством на основании Примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания, утвержденного Приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 30.06.2014 г. № 425н.

В указанном правовом акте, в частности, указывается, что попечительский совет организации социального обслуживания является совещательным органом организации социального обслуживания, образованным для рассмотрения наиболее важных вопросов деятельности организации социального обслуживания.

Основными задачами работы попечительского совета в социальной сфере являются:

  • содействие в решении текущих и перспективных задач развития и эффективного функционирования организации социального обслуживания, улучшения качества ее работы;
  • содействие в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности организации социального обслуживания;
  • содействие в совершенствовании материально-технической базы организации социального обслуживания;
  • содействие в улучшении качества предоставляемых социальных услуг;
  • содействие в повышении квалификации работников организации социального обслуживания, стимулировании их профессионального развития;
  • содействие в повышении информационной открытости организации социального обслуживания;
  • содействие в решении иных вопросов, связанных с повышением эффективности деятельности организации социального обслуживания.

Для выполнения возложенных на него задач попечительский совет имеет право:

  • запрашивать информацию от администрации организации социального обслуживания о реализации принятых попечительским советом решений;
  • вносить администрации организации социального обслуживания предложения по вопросам совершенствования деятельности организации социального обслуживания;
  • участвовать в организации и проведении «круглых столов», конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
  • участвовать в подготовке предложений по совершенствованию законодательства по вопросам, отнесенным к компетенции попечительского совета;
  • осуществлять иные права, не противоречащие законодательству.

Ситуации, дающие право на получение социальной помощи

Любой человек может оказаться в сложной или критической жизненной ситуации, но для получения социальной поддержки, должны быть основания. Существуют регламентированные законом определенные обстоятельства, способные нарушить жизнедеятельность граждан (например, семейные трудности: алкоголик в семье или с расстройством психики), в результате чего, способность преодолеть эти препятствия самостоятельно человеку одному – не под силу.

Это могут быть события, связанные с потребностью в определенные жизненные моменты, неожиданно возникшие и трудно решаемые вопросы. Например, потеря родного человека (кормильца), необходимость в большой сумме для лечения или оперативного вмешательства. Также, некоторым может понадобиться юридическая помощь в решении жизненных проблем (добиться получения пенсии по потере кормильца или получение инвалидности).

Т. е., любые ситуации, с которыми самостоятельно человеку справиться трудно или практически невозможно (например, из-за материальных трудностей), решает социальная служба.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]