«Вор в законе»: как и почему появилось это определение?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Вор в законе»: как и почему появилось это определение?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Истоки явления обычно находят в еще дореволюционной России. Еще в начале 18 века в Российской империи появлялись организованные преступные группировки со своими правилами и установками. Кроме того, там же появились негласные лидеры-воры (яркий пример — Ванька-Каин).

В современном же понимании воры в законе появились в 1930-х в СССР. В то время происходили массовые репрессии и ссылки уголовников в трудовые лагеря. В них зарождался современный «воровской мир» — культура со своим обществом и строгой иерархией, языком (сленгом) и негласным сводом правил.

Воровской мир — это совокупное понятие. Суть явления в том, что часть заключенных в лагерях не хотели подчиняться надзирателям и законам СССР, отвергали общественные нормы и моральные устои. На замену им пришел негласный свод «воровских понятий», по которому и жили заключенные. Вокруг этих понятий появился воровской мир и воры в законе.

Ключевые позиции воровских понятий включают в себя: отвержение общественных устоев, неприятие сотрудничества с властью и полицией в любой форме, отказ от семьи, отсутствие политических взглядов. Кроме этого, по воровским понятиям каждый вор должен держать свое слово и выполнять свои обещания.

Сама по себе власть — слово чуждое для преступного элемента. Тем не менее, преступное сообщество испокон веков всё-таки нуждалось в некоторой координации для сложных преступлений. Например, иногда требовалась помощь человека, чтобы совершить кражу в каком-то городе — тогда обращались к воровским авторитетам, которые знали многих других воров.

Они могли посодействовать краже, при этом как найти подходящего человека, так и более грамотно воплотить в жизнь замысел. Эти люди являются главными хранителями неписанного воровского кодекса — понятий.

Это не законы, а своеобразные правила. Если по поводу них существуют какие-то разногласия, то судить, кто прав, а кто виноват, будет именно вор в законе, в то же время другие воры в законе могут оспаривать его решения на собраниях — сходках.

Как коронуют вора в законе

Первое, что должен сделать кандидат – заявить в преступном мире о своем намерении стать «вором в законе» вышестоящим в криминальной иерархии лицам.

Затем, по всем тюрьмам отправляются «малявы», в которых описана личность кандидата и его «погоняло». Это известие рассылается по всем тюрьмам. Затем, в течение определенного время идет процесс отбора.

Человек, который вспомнил о потенциальном «законнике» какие-либо грехи или нарушения жизни «по понятиям» обязан об этом сообщить.

Если кандидат заручился поддержкой минимум у двух авторитетных «законников», то устраивается воровская «сходка», на которой состоится коронация. Обычно, этот процесс осуществляется на свободе, во время каких-либо торжественных мероприятий.

Но, встречаются случаи, когда «вором в законе» становятся в тюрьме во время отбывания наказания. Во время коронации «крестник» дает клятву о непрекословном соблюдении воровских традиций, а это значит, что он должен продолжать криминальную жизнь, отказаться от собственного жилья, предметов роскоши.

Многие «классические воры» не женятся и не заводят детей, до конца своих дней живут одинокими.

КАК ЛИШИТЬСЯ ЗВАНИЯ ВОРА В ЗАКОНЕ?

На этот счет существует также несколько ритуалов.

Если у действующего вора есть оппонент, то он должен собрать доказательства и пригласить братву на сходку с целью разоблачения нарушителя законов.

Наказание для провинившегося может иметь несколько градаций — самой легкой считается публичная пощечина, отвечать на которую или уклоняться запрещается. Получивший пощёчину теряет свой авторитет, так как считается “попустившим” оскорбление, “битым”, но пока еще не низложенным “королем”. Получивший ранее пощёчину и снова попавший на разбор вор может не отделаться уже так легко — его могут лишить статуса вора в законе. При этом он остаётся без доступа к общей кассе, у него отбирается крышуемый участок. Низложенный лишается защиты братства и всех привилегий.

Процедуру разжалования по-блатному называют “дать по ушам”.

Самым строгим наказанием, которое применяют к ворам в законе, является приговор к смерти. Выносится за измену воровским понятиям. Изменой также считается уход в завязку. Если в биографии вора имело место сотрудничество с милицией, растрата общака или убийство равного себе без указа на то сходки братства, то удел такого вора — заказное или самостоятельное убийство. Нет участи позорнее, чем зная свою вину избегать сходки. Вор, заочно приговоренный братвой к смерти, зная о неминуемом возмездии будет обречён на жалкое существование.

Завязать вор в законе может также только по решению собрания. Основанием для такого вердикта может служить крайне слабое здоровье заявителя — вора с почестями отправляют “на пенсию”, меняя его титул на вора в короне.

Известия о публичном низложении воров в законе в средства массовой информации попадают редко.

Обычный способ лишиться “высокого звания” для российских воров является смерть от рук киллеров. Например в 2013 году, неизвестный киллер расстрелял криминального авторитета Аслан Усоян (Деда Хасан). Он, ничего не подозревающий, выходил из ресторана «Каретный двор» на Поварской улице в Москве и получил несколько пуль из снайперской винтовки с оптическим прицелом.

Несколько раз гремели взрыва на похоронах воров в законе, уменьшая таким образом численности верхушки криминального мира. Виновных в этих убийствах обычно не находят — были ли это разборки конкурентов или спецоперация силовиков, мы так никогда и не узнаем.

Читайте также:  Можно ли управлять без прав до 18 лет, если человек с правами сидит рядом?

Но несмотря на все это структура управления криминалом, насажденная еще в 30-х годах, продолжает исправно функционировать.

После окончания «сучьей войны» лагерное спокойствие длилось недолго: в начале 60-х годов на зонах начались притеснения заключенных — им урезали количество встреч с близкими, ужесточили режим, а главное — сократили возможности получать передачи. Тогда-то и настал звездный час уцелевших законников, имевших связи и свои каналы поставки продовольствия — столь ценных за решеткой колбасы, чая, сигарет и тому подобного. Конечно, все это было не бесплатно, но рядовые зэки соглашались платить любые деньги, лишь бы отведать что-то, кроме жуткой тюремной баланды. Постепенно к законникам стали относиться как к благодетелям, что сыграло им на руку.

Однако картина для воров была радужной лишь на первый взгляд: сбавившие обороты суки никуда не делись и, взяв передышку, принялись снова давить на своих заклятых врагов пускай и не столь агрессивно, как в «сучью войну». Для законников настало время перемен: идейным вдохновителем корректировок воровского кодекса стал вор Анатолий Черкасов (Черкас). Правда, позже выяснилось, что он утаил от воровского сообщества две госнаграды, полученные на войне, но историю, как известно, не перепишешь.

Основа основ действующего сегодня кодекса законников — это преданность воровской идее: вор должен постоянно противостоять государству и никак не сотрудничать с ним, быть вне общества и не иметь социальных связей, в том числе не заводить семью. Тем не менее семейные ценности в среде законников уважают: тем, кто связан узами брака, принято помогать; также в мире преступных генералов уважают старших и родителей, особенно матерей.

Помимо семьи, вор в законе не должен иметь постоянного места жительства. Трудоустройство — табу для законника, кодексом это категорически запрещено. Не приветствуется в воровской среде и бизнес — кормиться законник должен только своим преступным ремеслом.

Кодекс также запрещает ворам врать своим «коллегам», красть у них и самовольно мстить другим законникам, если месть не одобрена воровским сообществом. Любопытно, что в «джентльменский набор» каждого вора обязательно входит умение честно играть в карты с другими законниками. Этот навык показывает, что человек бесстрашен и готов идти на риск проиграть что угодно — от денег до собственной жизни.

Просьба о защите от беспредела

Заключенные низших рангов обращаются к ворам, ища защиты от беспредела — как в тех случаях, когда им уже нанесен вред, так и тогда, когда подозревают, что другие зэки замышляют против них нечто, запрещенное понятиями. Часто воров просят о помощи не напрямую, а через смотрящего, если только обидчик не он сам.

К беспределу относятся воровство («крысятничество») и шулерство в карточной игре, увечья, побои, словесные оскорбления и отъем денег и других ценностей, совершенные без достаточных на то оснований.

Сюда же входят клевета и роспуск лживых слухов. В уголовной среде, особенно в тюрьме и на зоне, это куда более серьезное дело, чем в остальном мире. Оклеветанный человек рискует, например, подвергнуться ритуалу «опускания» – показательного публичного изнасилования – и попасть в категорию «петухов», самых бесправных и презираемых заключенных.

Но просить вора о заступничестве могут даже «петухи», которых «опустили» в соответствии с понятиями. Хотя приятельствовать с этими парнями означает навеки замарать и унизить себя, обижать их тоже западло.

Также заключенные жалуются ворам на обиды, которые терпят от администрации или персонала исправительной колонии. Самый мирный способ решения проблемы в этом случае – взятка из контролируемого ворами общего фонда — общака.

Просьбы о финансовой поддержке

В самой отчаянной ситуации заключенный, особенно если он принадлежит к числу блатных, может попросить вора помочь ему деньгами лично. Традиционный воровской закон предписывал ворам аскезу, но и соблюдая ее, вор обычно имел доступ к мощным финансовым потокам. Современные же воры сплошь и рядом оставляют на свободе теневой или полулегальный бизнес, доходами от которого распоряжаются с помощью подручных или подставных лиц.

К личным средствам вор прибегнет, если в общаке недостаточно денег или если другие воры не согласны с такой тратой коллективной собственности. Например, при желании он может снабдить заключенного более низкого ранга суммой для выплаты долга.

Просьбы о защите близких, оставшихся на свободе

Во многих случаях вор может пользоваться обширной паутиной связей, созданных им на воле, чтобы вмешиваться в текущую там без его видимого участия жизнь.

Заключенные нередко приходят к ворам на поклон в надежде уберечь своих близких от угрожающих им опасностей. Часто угроза исходит со стороны врагов или конкурентов просителя, других уголовников. Но вор может уладить и конфликт с представителями «мирного населения», например, с черными риэлторами, желающими отобрать у семьи зэка жилплощадь.

Иногда воры наказывают виновных, если преступление уже свершилось, – мстят за убийство или изнасилование кого-либо из близких просителя.

Для тог, чтобы при необходимости защитить членов семей равных по статусу, то есть других воров, или отомстить за их близких, просьб не требуется. Достаточно того, чтобы воровская сходка узнала о проблеме.

Жалобы на беспредел, притеснение, несправедливость воры, находящиеся в местах лишения свободы, получают и с воли. В подобных случаях ситуация также регулируется посредством системы связей в уголовном мире. Также вор может повлиять на происходящее в другом ИТУ, отправив туда сообщение – «маляву», или «воровской прогон».

Другая версия появления воров в законе это беспризорники, оказавшиеся в 20х годах XX века в бандах тех же белогвардейцев. Впитав с одной стороны босяцковоровскую культуру уркаганов, а с другой офицерский кодекс чести, эти мальчишки уже к началу 30х стали лихими преступниками. По сути, первыми ворами с большой буквы. К тому времени их «учителей» методично выявляло ОГПУ и НКВД, так что вскоре врангелевцев почти не осталось. Другое дело их подросшие воспитанники, плоть от плоти трудового народа. Отсюда пошло и снисходительное подход к грабителям в ГУЛАГе по сравнению с теми ведь общественно-политическими. Отсюда же берет начало и третья вариант возникновения грабителей в законе. То что данное перемещение существовало создано в недрах НКВД в 30х годах с целью контролировать многомиллионную армию заключенных. Известно, что в этот период большой процент арестантов составляли политические. Потому чекисты решили в удержании этой массы опираться на уголовников. Якобы по всей системе ГУЛАГа были разосланы циркуляры о необходимости не угнетать лидеров преступной среды, а напротив давать им больше полномочий, нежели политическим. Вскоре все это вылилось в то, что элита уголовного мира воры карманники, а вместе с ними форточники, медвежатники, марвихеры стали высшей кастой криминалитета. Сильные личности сумели выделиться и вдохнуть жизнь в понятие «воровская идея». При детальном взгляде на которую можно заметить сходство с классической религией. Основная идея учения: «Людскому ход! Ворам свободу!». Хранители учения (пророки) воры в законе. «Паства» братва, сотни тысяч заключенных.

Читайте также:  Пробуем сэкономить при уплате госпошлины за права

Самым первым из воров в законе был «благородный» бандит по имени Мишка Япончик. Он прошел Гражданскую войну, стал ее героем. Был он и советским полководцем. По политической статье его отправили на каторгу в 1908 году. Вышел он оттуда только в 1917 году благодаря амнистии Керенского. Вернулся Япончик со званием «воровской Иван».

Новое звание и почти десятилетний опыт на каторге позволили Япончику реализовать свои амбиции. Он создал первый воровской стрелковый полк из каторжников и головорезов. Вместе с ними он успел повоевать в дивизии Якира за Советскую власть.

После окончания Гражданской войны «красный» командир по имени Моисей Винницкий со своим специфичным законом оказался ненужным. Япончика расстреляли.

Тем не менее определенные люди запомнили его и спустя полтора десятка лет создали собственный воровской закон.

Подробности церемонии «коронации» вора в законе известны очень ограниченному кругу лиц, как и большая часть ритуалов криминального мира. Тем не менее, как и в любой достаточно развитой сфере деятельности, в порядке приема в воры «в законе» существует утвержденный порядок действий и обычаи, которые нужно хранить — и они как раз известны.

Общая информация все же позволяет представить картину событий: желающий получить статус «законника» член синдиката обязан отвечать довольно большому количеству строгих требований. Во-первых, кандидат должен заниматься видом деятельности, который требует особых умений, вроде домушников или тех, кто вскрывает сейфы, их называют «медвежатниками». Во-вторых,

обязательно наличие двух или более судимостей, при этом у будущего вора «в законе» не должно быть никаких контактов с представителями власти и, как ни странно, карточных долгов.

Особое значение имеет образ жизни «по понятиям». Кроме того, вор «в законе» не имеет права быть гомосексуалом.

После того, как кандидат подтверждает соответствие требованиям, по всем тюрьмам и другим местам обитания его коллег по «масти», то есть по специализации, рассылаются записки, в которых указаны намерения индивида подняться вверх по социальной лестнице.

В случае, если один из адресатов выступает против назначения вора «законником», он должен представить доказательства и сведения, согласно которым кандидат нарушал законы братвы. При этом, в отличие от преступлений против законов государства, у этого проступка не может быть срока годности.

Если конфликтов не осталось, назначается собрание — сходка, на которой должны присутствовать два вора «в законе», которые в дальнейшем будут выступать на церемонии на правах поручителей новичка.

Предпочтительным местом для торжественного мероприятия считается тюрьма, но в случае, если все действующие лица на данный момент находятся на свободе, принято совмещать «коронацию» со свадьбой или празднованием большого праздника. Ритуал предполагает оголение торса и ступней будущего «законника» — это делается для того, чтобы ответственный за проведение обряда вор мог изучить все татуировки, которыми обладает кандидат.

Кожа любого вора представляет собой его своеобразную краткую биографическую справку, в которую иногда вносят неприятные моменты жизни, вроде измены братве.

Далее соискатель на новую должность произносит клятву, в которой присягает своему клану и обещает придерживаться всех традиций и обычаев братанов. После присяги произносят нечто похожее на свадебный ритуал священника: «если кто-то против, то пусть скажет сейчас» и так далее.

После завершения действия уже состоявшемуся вору в законе наносят новые татуировки. Известны три «наколки», по которым можно узнать законника: две звезды под ключицами символизируют авторитет, две звезды на коленях «бьют» в знак того, что носящий татуировку никогда не склонится перед законом, а пронзенное кинжалом сердце буквально означает «смерть за измену».

Как коронуют вора в законе

Первое, что должен сделать кандидат – заявить в преступном мире о своем намерении стать «вором в законе» вышестоящим в криминальной иерархии лицам.

Затем, по всем тюрьмам отправляются «малявы», в которых описана личность кандидата и его «погоняло». Это известие рассылается по всем тюрьмам. Затем, в течение определенного время идет процесс отбора.

Человек, который вспомнил о потенциальном «законнике» какие-либо грехи или нарушения жизни «по понятиям» обязан об этом сообщить.

Если кандидат заручился поддержкой минимум у двух авторитетных «законников», то устраивается воровская «сходка», на которой состоится коронация. Обычно, этот процесс осуществляется на свободе, во время каких-либо торжественных мероприятий.

Но, встречаются случаи, когда «вором в законе» становятся в тюрьме во время отбывания наказания. Во время коронации «крестник» дает клятву о непрекословном соблюдении воровских традиций, а это значит, что он должен продолжать криминальную жизнь, отказаться от собственного жилья, предметов роскоши.

Читайте также:  Условия сохранения пособия при работе в период отпуска по уходу за ребенком

Многие «классические воры» не женятся и не заводят детей, до конца своих дней живут одинокими.

В чем заключается воровская идея?

Что такое или кто такой АУЕ?значение: согласно правилам поведения, «законам» преступного мира, по которым живут воры в законе. Те, кто живет преступной жизнью и не соблюдает понятий, именуются беспредельщиками. Так делать нельзя — это не по понятиям. … Эта аббревиатура на телах заключенных АУЕ встречается довольно часто.

Бдже стал врать, что отдал деньги через окно людям в подъехавшей машине. Дед Хасан напомнил ему, что он не на допросе в милиции, а разговаривает с ворами в законе. Тогда Бдже назвал имя своего подельника, Акопа Меликсетяна по кличке Кяж, которому, якобы, передавал деньги.

Как жить по понятиям?

  1. Поддерживать «воровские идеи». За своих стоять горой.
  2. Никогда и ни при каких обстоятельствах не сотрудничать с государственными структурами и правоохранительными органами. Не давать показаний, не свидетельствовать против себя или кого-то другого, не признавать вину, будучи осужденным.
  3. По отношению быть честным. Все преступники — братья, а предательство в семье недопустимо, иначе человека просто загнобят или убьют.
  4. Важно постоянно привлекать в свою среду новых членов. Желательно — молодежь, поскольку они более способны и понятливы.
  5. Запрещено заниматься политической деятельностью. Не состоять в партии. Не иметь дело с документами, не прописываться по месту жительства, не работать.
  6. Соблюдать субординацию, устанавливать власть воров в законе на зонах, в СИЗО и ИТУ. Авторитет в уголовном кругу завоевывает тот, у кого больше жизненного опыта, кто не впервые «мотает» срок, периодически «отсиживается» на зоне за преступления и не работает в одиночку, активно взаимодействует с теми, кто на воле.
  7. Обязательно нужно уметь играть в карты. Не мухлевать в игре на деньги, за это можно получить.

Таким группировкам насаждается уголовное мировоззрение. С них вымогают деньги для формирования так называемого общака. К примеру, малолетние пацаны АУЕ со своими взрослыми товарищами вымогали деньги у школьника. Тот пришел на встречу со своим отцом. Обоих убили на месте, затем вытащили у них из карманов ключи и отправились к ним домой, где похитили ценные вещи.

Происхождение воровского закона[править / править код]

Из-за усиления борьбы с преступным элементом и преступным сообществом в СССР в 1930-х годах, усиливавшейся в связи с коллективизацией и голодом начала 30-х, преступные сообщества начали сплачиваться в более организованные группы. Основной сплачивающей силой преступного мира стала тенденция неполитического противодействия и неподчинения власти, а его элитой стали «воры в законе», которые называли себя хранителями криминальных традиций дореволюционной России[1].

В связи с этим воры в законе создали особый кодекс поведения, свои обычаи и традиции, в число которых вошли полное неприятие общественных норм и правил, в том числе связанных с семьёй (вор в законе ни в коем случае не должен был иметь постоянных связей с женщинами) и не менее полный запрет на какое бы то ни было сотрудничество с государственными органами: как в форме участия в проводимых ими общественных мероприятиях, так и содействия судебно-следственным органам в расследовании преступлений[2].

В 1940-х годах эти традиции, в конце концов, привели к почти полному уничтожению этого преступного сообщества в исторической форме: во время Великой Отечественной войны многие из «воров в законе» ответили согласием на предложение властей вступить в ряды Красной армии, чтобы защитить свою Родину от врага (так называемые «суки»). После победы над Германией они вернулись в лагеря, где между ними и «законниками», не отступившими от традиций преступной среды, началась так называемая «сучья война», в результате которой обе стороны понесли крайне значительные потери[3].

Базовые тюремные понятия

Чтобы репутация не опустилась ниже плинтуса, а жизнь в тюрьме не висела на волоске, нужно запомнить базовые понятия. В правильных тюремных хатах действуют строгие правила.

Пресекается любое применение физической силы. Здесь запрещены вымогательства и любой эпизод подавления личности. Интересы каждого заключенного учитываются в той мере, в которой никто не будет ущемлен.

Новому сидельцу обитатели камеры (братва) должны все показать, рассказать, как нужно себя вести. Только после того как новенькому все расскажут и покажут, можно будет спрашивать с него. По теремных законам с новенького в тюрьме нет спроса, потому что пока он не знает тюремных законов.

На зоне порядок поддерживается с помощью правильных понятий – неформальных тюремных законов, а также тюремных правосудий, осуществляемых с помощью тюремных разборок.

На воле фраза «Жить по понятиям» означает жить вне закона. Правильные понятия – это сама атмосфера, в которой живут заключенные. Зеки сами создают эту атмосферу и поддерживают ее для того, чтобы выйти на волю нормальными людьми.

Очень многие нюансы в правильных понятиях обычному человеку могут показаться дикими, жестокими и бессмысленными.

Понятия – это неписаные законы арестантской жизни. Понятия не регулируются официальным законом. Акцент на понятиях в тюремной жизни ставится на личной свободе заключенного и общем благе.

Если в камере побьют человека, который повздорил с кем-то из «верхушки» камеры и об этом узнает администрация, то всем будет плохо: и смотрящим, и «торчкам», и другой «блатате».


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...

Для любых предложений по сайту: [email protected]