Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.Виды учреждений социального обслуживания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Система социальных служб включает в себя сеть специализированных учреждений, предназначенных для обслуживания соответствующих групп населения. Важное место в этой системе отводится территориальным центрам социального обслуживания населения.
Федеральный закон от 24.11.95 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение для этой категории населения равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
Основные направления социального обслуживания инвалидов закреплены в ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Согласно данному закону инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Социальное обслуживание инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия инвалидов на получение социальных услуг. Социальное обслуживание по желанию инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.
Инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, специально предусмотрены ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В случае отказа от социального обслуживания инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
Отказ инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Ограничения прав инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей решается судом по представлению органов социальной защиты населения.
Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.
Инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
Различают следующие формы социального обслуживания:
1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);
4. срочное социальное обслуживание;
5. социально-консультативную помощь.
Инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
Социальное обслуживание на дому — одна из основных форм социального обслуживания, направленная на максимально возможное продление пребывание инвалидов в привычных для них социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Государством при надомном обслуживании гарантируется следующие социальные услуги:
1. организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6. содействие в организации ритуальных услуг;
7. другие надомные социальные услуги.
При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Инвалидам могут предоставляться иные надомные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением лиц, являющихся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. В связи с этим могут быть оказаны следующие услуги:
1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3. разовое оказание материальной помощи;
4. содействие в получении временного жилого помещения;
5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
7. иные срочные социальные услуги.
Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Эта помощь ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
1. выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
2. профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
3. работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;
4. консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов;
5. обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;
6. правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
7. иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.
Социальные работники — специалисты высшей квалификации, люди особой, деликатной профессии. Они предназначены для обеспечения многопрофильной системы служб социальной поддержки и защиты населения. В зависимости от профиля, специализации социальный работник России может работать непосредственно в жилом доме, на предприятиях и в учреждениях различных ведомств (школе, клинике, досуговом центре и др.) или специализированном учреждении (отделении социальной помощи, детском доме, центре реабилитации, социальном приюте, медико-психологической консультации, «телефоне доверия», центре занятости населения и трудоустройства и т.п.).
Забота социального работника распространяется на различные возрастные категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности.
Опираясь на практический опыт социальной работы, можно выделить следующие наиболее общие (базовые) характеристики социальных работников независимо от специализации:
• способность обеспечить допустимое и целесообразное посредничество между личностью, семьей, с одной стороны, и обществом, различными государственными и общественными структурами — с другой;
• выполнять своеобразную роль «третьего человека», связующего звена между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;
• умение влиять на общение, отношения между людьми, на ситуацию в микросоциуме, стимулировать, побуждать клиента к той или иной деятельности;
• умение работать в условиях неформального общения, оставаясь за спиной, в позиции неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявлению инициативы, активной субъектной позиции клиента;
• способность соучаствовать, сопереживать клиенту в решении его проблем;
• умение строить взаимоотношения на основе диалога, на равных; коммуникабельность, экстравертность.
Исходя из того, что главной целью социальной работы считается забота о благосостоянии и раскрытие возможностей личности, семьи и общества, социальную работу правомерно рассматривать как личностную службу помощи людям.
В мире существуют общепринятые ценности социального работника — это обычаи, этические стандарты и принципы, существенные для данной культуры, группы людей или индивида. Среди специфических ценностей социальных работников как профессиональной группы приоритетными считаются стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу, уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами, готовность к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям; стремление к развитию способностей подопечного помогать себе самому и др.
Не менее важно знать, какие умения социального работника заложены в профессиональном стандарте специалиста. Выделено 12 таких умений:
1. Умение выслушать других с пониманием и целенаправленностью.
2. Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для подготовки социальной истории, оценивания ситуации.
3. Умение создавать и развивать отношения, способствующие успешной профессиональной деятельности.
4. Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
5. Умение активизировать усилия подопечных (индивидов, групп, общины) по решению собственных проблем, добиться их доверия.
6. Умение обсуждать острые темы в позитивном эмоциональном настрое и без выражения угроз.
7. Умение разрабатывать новаторские решения проблем подопечных.
8. Умение выявлять нужды для определения терапевтических зависимостей.
9. Умение вести исследования или интерпретировать выводы исследований и положений профессиональной литературы.
10. Умение обеспечивать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
11. Умение обеспечивать межинституциональные связи.
12. Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в финансирующих фондах, органах общественности, в законодательных институтах.
Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле».
Погребение – это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.
— оставшиеся без попечения родителей;
— нуждающиеся в жизненном устройстве в связи с отменой или признанием недействительности усыновления, опеки, попечительства;
— дети из малообеспеченных семей;
— подвергшиеся по месту жительства или учебы физическому или психическому насилию;
— проживающие с родителями, пренебрегающими родительскими обязанностями, ведущими аморальный или паразитический образ жизни, лишенными родительских прав;
— имеющие отклонения в умственном, физическом и психическом развитии;
— проживающие с родителями, временно неспособными заботиться о них из-за болезни, нетрудоспособности, привлечения к судебной ответственности, длительных командировок, длительное время имеющими статус официально зарегистрированных безработных;
— дети семей беженцев и вынужденных переселенцев;
— имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении;
2) Семьи (отдельные граждане):
— имеющие на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
— имеющие в своем составе детей с отклонениями в умственном, физическом и психическом развитии;
— имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов, нетрудоспособных или длительно болеющих людей;
— с неблагоприятным психологическим микроклиматом, эмоционально-конфликтными отношениями или находящиеся в состоянии психологического стресса;
— семьи и отдельные граждане, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных бедствий или приравненных к ним, беженцы и вынужденные переселенцы, с безработными родителями и т.д.);
— семьи, где дети, женщины, старики подвергаются любым формам физического или психологического насилия (жестокому обращению, оскорблению, унижению, приобщению к алкоголю, наркотикам и т.д.);
— семьи, где родители или дети погибли (умерли) во время несения воинской службы или выполнения других заданий;
— семьи, где родители являются военнослужащими срочной службы;
— молодые семьи и семьи с несовершеннолетними родителями;
— семьи, имеющие в своем составе лиц, прошедших курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, вернувшихся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений, злоупотребляющих алкоголем или принимающих наркотики;
— находящиеся в состоянии развода, предразводной и послеразводной ситуации;
— семьи, имеющие в своем составе лиц, страдающих психическими заболеваниями;
— семьи с педагогической несостоятельностью родителей, неблагоприятным психолого-педагогическим микроклиматом, жестоким обращением с детьми;
— семьи, где отцы (матери) хотели бы получить любую доступную им работу с учетом состояния здоровья;
— семьи, состоящие из одних пенсионеров;
— семьи, в которых родители уклоняются от воспитания детей, заботы об их здоровье и развитии;
— семьи, имеющие в своем составе лиц, ведущих аморальный, паразитический или криминальный образ жизни;
— частично трудоспособные граждане, желающие получить доступную работу с учетом состояния здоровья;
— граждане, находящиеся в состоянии психологического стресса, длительного дискомфорта;
— безработные граждане (в том числе и подростки);
— проживающие в одной квартире бывшие супруги;
— граждане, испытывающие сложности в отношениях с детьми, родственниками, коллегами по работе и с другими людьми;
— подвергшиеся психофизическому насилию;
— имеющие детей-инвалидов, воспитываемых дома;
— потерявшие родных и близких;
— одинокие матери с несовершеннолетними детьми;
— беременные женщины (в том числе несовершеннолетние и одинокие);
— находящиеся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;
— одинокие женщины, имеющие детей в возрасте до 14 лет, длительное время являющиеся официально зарегистрированными безработными;
— находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
— самостоятельно проживающие выпускницы детских домов и школ-интернатов;
— находящиеся в конфликте с семьей;
— матери, желающие найти временную работу с сокращенным рабочим днем, на дому или работу в других определенных условиях.
4) Граждане пожилого возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
5) Инвалиды различных категорий и групп инвалидности.
6) Граждане без определенного места жительства и занятий.
Государственный дом престарелых — это учреждение социального обслуживания пожилых и инвалидов, которые не способны удовлетворять свои ежедневные потребности без посторонней помощи. В России оформление старика в пансионат большей частью населения считается аморальным. На практике пожилой человек предпочитает самостоятельно бороться с проявлением деменции и другими проблемами со здоровьем. В действительности это вредит не только старику, но и неблагоприятно влияет на обстановку в семье и оказывает губительное воздействие на остальных родственников.
Хотя условия, которые предоставляют для проживания дома престарелых государственного типа, не слишком комфортные, данные заведения, как правило, переполнены. Для того чтобы оформить пожилого родственника в пансионат, вам придется приложить определенные усилия.
Государственный дом престарелых предоставляет уход за постояльцами круглосуточно, что благоприятно сказывается на состоянии их здоровья, а та же положительно влияет на атмосферу в семье.
Пребывание бабушки или дедушки в пансионате осуществляется на платной основе. Даже государственные дома престарелых берут плату за проживание.
Услуги пансионат могут быть оплачены двумя способами:
- лично пенсионером, когда из его пенсии вычитают 75 %, а остальные 25 % выдают на руки;
- за счет средств родственников проживающего пожилого человека.
Право выбора способа оплаты предоставляется на этапе оформления престарелого гражданина в дом-интернат.
Более подробно деятельность организаций социального обслуживания урегулирована в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Например, согласно Ст. 17 закона Ростовской области от 03.09.2014 № 222-ЗС «О социальном обслуживании граждан в Ростовской области» организациями социального обслуживания субъекта Российской Федерации независимо от форм собственности и организационно-правовых форм являются:
- комплексные центры социального обслуживания населения;
- комплексные центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- комплексные социальные центры по оказанию помощи лицам без определенного места жительства;
- центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- стационарные организации социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, дома инвалидов, детские дома-интернаты для умственно отсталых и глубоко умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками, социально-реабилитационные отделения центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов);
- дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий;
- центры социальной помощи семье и детям;
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- социальные приюты;
- реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями;
- центры психолого-педагогической помощи населению;
- иные организации, предоставляющие социальные услуги.
Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 24.11.2014 г. № 940н утверждены Правила организации деятельности организаций социального обслуживания в Российской Федерации, их структурных подразделений, которые:
определяют порядок организации деятельности организаций социального обслуживания и их структурных подразделений, предоставляющих социальные услуги в сфере социального обслуживания.
Определяют рекомендуемые нормативы штатной численности и перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания граждан РФ, оказывающих социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания;
Например, указанным правовым актом-установлены следующие рекомендуемые нормативы штатной численности организации социального обслуживания – дома-интерната для престарелых и инвалидов:
Административно-хозяйственная часть |
||||
Директор |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Заместитель директора по общим вопросам |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Заместитель директора по медицинской части |
1,0 при наличии лежачих получателей социальных услуг (свыше 200 коек) |
1,0 при наличии лежачих получателей социальных услуг (свыше 200 коек) |
||
Старшая медицинская сестра |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Заместитель директора по пожарной безопасности |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Юрисконсульт |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Главный бухгалтер |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Бухгалтер |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
Кассир |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Экономист |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Администратор баз данных |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Секретарь-машинистка |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Делопроизводитель |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Начальник хозяйственного отдела |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Заведующий складом |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Кладовщик |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Агент по снабжению |
0,25 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Инженер по охране труда и технике безопасности |
0,5 |
0,5 |
1 |
1,0 |
Специалист гражданской обороны |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Специалист по кадрам |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Инженер (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования и теплоснабжения) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Техник (систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования и теплоснабжения) |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Слесарь-сантехник |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Слесарь по ремонту и обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования |
1,0 |
1,0 |
||
Оператор котельной (при отсутствии централизованного отопления) |
Рассчитывается с учетом норм времени и норм обслуживания |
|||
Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Водитель автомобиля (на 1 автомобиль) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Подсобный (транспортный) рабочий |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
Гардеробщик (на 150 номеров при наличии гардеробной) |
1,0 |
1,0 |
||
Лифтер (на лифт) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Маляр |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Столяр |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Уборщик производственных и служебных помещений |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
Садовник (при наличии сада) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Рабочий по благоустройству |
0,5 |
3,5 |
1,0 |
1,0 |
Уборщик территории (в соответствии с нормами по уборке площади) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Сторож (вахтер) |
Рассчитывается с учетом норм времени и норм обслуживания |
|||
Специалист по пожарной безопасности |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Социально-медицинское отделение |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Врач-терапевт |
0,5 |
1,0 |
1,0 на 100коек при совмещении с должностью заведующего отделением |
1,0 на 100 коек при совмещении с должностью заведующего отделением |
Врач-психиатр |
— |
— |
1,0 на 200 коек |
1,0 на 200 коек |
Врач-невролог |
— |
— |
1,0 на 200 коек |
1,0 на 200 коек |
Врач-окулист |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Врач-стоматолог |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Лор-врач |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Врач-хирург |
— |
— |
0,5 |
1,0 |
Фельдшер |
— |
— |
1,0 |
1,0 |
Старшая медицинская сестра |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра процедурная (на кабинет) |
1,0 |
1.0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра по физиотерапии |
0,5 |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
Медицинская сестра по массажу |
0,5 |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
1,0 на 100 коек |
Инструктор по лечебной физкультуре |
0,5 |
Численность устанавливается исходя из действующих расчетных норм нагрузки и объема работы |
||
Лаборант |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Фармацевт |
— |
—. |
1,0 |
1,0 |
Медицинский дезинфектор |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
Санитарка-уборщица |
1,25 |
3,0 |
5,0 |
5,0 |
Отделение милосердия |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Старшая медицинская сестра |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра |
5,0 в сутки |
5,0 в сутки |
5,0 в сутки |
5,0 в сутки |
Медицинская сестра по массажу |
0,5 |
1,0 на50 коек |
1,0 на 50 коек |
1,0 на 50 коек |
Сестра-хозяйка |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Санитарка палатная |
1,0 на 5 коек в сутки |
1,0 на 5 коек в сутки |
1,0 на 5 коек в сутки |
1,0 на 5 коек в сутки |
Санитарка-буфетчица |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Санитарка-ваннщица |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
Санитарка-уборщица |
1,25 |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
Санитарка ритуального зала (на 50 коек) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Отделение активного долголетия |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Старшая медицинская сестра |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Медицинская сестра |
1 на 50 коек в сутки |
1 на 50 коек в сутки |
1 на 50 коек в сутки |
1 на 50 коек в сутки |
Сестра-хозяйка |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
4,0 |
Санитарка палатная |
1,0 на 10 коек в сутки |
1,0 на 10 коек в сутки |
1,0 на 10 коек в сутки |
1,0 на 10 коек в сутки |
Санитарка-ваннщица |
0,5 |
1,0 на 75 коек |
1,0 на 75 коек |
1,0 на 75 коек |
Санитарка-уборщица |
1,25 |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
1,0 на 40 коек |
Социально-реабилитационное отделение |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Инструктор по трудовой терапии (на 50 человек, которым разрешена трудотерапия) |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Воспитатель (на 25 инвалидов молодого возраста) |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
|
Библиотекарь |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Культорганизатор |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Киномеханик (при наличии киноустановки) |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1,0 |
Отделение бытового обслуживания |
||||
Заведующий отделением |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Заведующий прачечной |
— |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья) |
1,0 |
2,0 |
3,0 |
6,0 |
Кастелянша |
0,5 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
Швея |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
3,0 |
Парикмахер |
1,0 |
2,0 |
2,0 |
3,0 |
Обувщик по ремонту обуви |
0,5 |
0,5 |
1.0 |
1,0 |
Как оформить родственника в государственный дом престарелых
Процедуру оформления в пансионат можно инициировать лично либо через законного представителя. На содействие со стороны государства имеют право не все граждане.
Главная причина в том, что, не смотря на не слишком комфортные условия проживания, в государственных домах-интернатах свободные места, как правило, отсутствуют. В любом случае, нужно дождаться направления от органов социальной защиты, без него попасть в пансионат невозможно.
Для оформления путевки в государственный дом для инвалидов и пожилых людей необходимы следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность (паспорт);
- полис ОМС;
- заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья;
- справка о присвоенной группе инвалидности (при наличии);
- СНИЛС;
- пенсионное удостоверение.
Стационарное обслуживание
Под стационарными социальными видами услуг социального обслуживания подразумевается круглосуточное пребывание нуждающихся граждан в специально оборудованных для этой цели заведениях. Такие учреждения предназначены для людей, полностью или частично неспособных к самообслуживанию и (или) передвижению, нуждающихся в постороннем уходе, бытовом обслуживании, постоянном присмотре, медицинской помощи, а именно:
- пенсионеры;
- ветераны;
- инвалиды (как взрослые, так и дети);
- граждане с физическими или психическими нарушениями;
- сироты и несовершеннолетние, оказавшиеся в затрудненных жизненных ситуациях либо лишенные опеки.
Учреждения стационарных видов социального обслуживания отличаются по назначению, пребывание в них может быть временным или постоянным. Есть общего типа дома-интернаты, куда принимают граждан пенсионного возраста, совершеннолетних инвалидов (первая, вторая группа), которые полностью или частично неспособны к самообслуживанию.
Для несовершеннолетних предоставляются учреждения общего типа, куда направляются сироты, дети без постоянной либо временной родительской опеки или оказавшиеся в тяжелой для ребенка жизненной ситуации.
В последние годы в стране начинает формироваться новая государственная система социальной защиты человека, семьи, населения, ориентированная на динамично изменяющиеся социальные условия рынка. Понятия «социальная инфраструктура» и «социально-педагогическая инфраструктура» не являются устоявшимися в научной литературе, при этом необходимость их введения в терминологический аппарат гуманитарно-социальных наук не подвергается сомнению. По определению Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», социальная инфраструктура для детей представляет собой систему объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
В зависимости от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению, учреждения подразделяют на следующие типы:
— стационарные;
— полустационарные;
— нестационарные;
— комплексные;
— учреждения (отделения) социального обслуживания на дому;
— учреждения (отделения) срочного социального обслуживания;
— учреждения (отделения) срочной социально-консультационной помощи.
4.2.1 Стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое осуществляет социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания их в учреждении (отделении учреждения), путем предоставления социальных услуг всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе, и обеспечивает создание соответствующих условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха, досуга и образования по специальным образовательным программам.
4.2.2 Полустационарное учреждение (или отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения).
4.2.3 Нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения).
4.2.4 Комплексное учреждение — это учреждение, которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому.
4.2.5 Учреждение (или отделение) социального обслуживания на дому — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам по месту их проживания.
4.2.6 Учреждение (или отделение) срочного социального обслуживания — это учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке.
4.2.7 Учреждение (или отделение) срочной социально-консультационной помощи — это учреждение (или отделение учреждения), оказывающее гражданам социально-консультационную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.
С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.
Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Социальное обслуживание граждан – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга – действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Государство гарантирует гражданам право вне зависимости от пола и возраста на получение социальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» закрепляет следующие принципы социального обслуживания граждан, в том числе оказания им социальной помощи:
1) адресности (в соответствии с которым государственная социальная помощь направлена на оказание поддержки конкретной категории лиц);
2) доступности (предполагающий равноправие на оказание государственной социальной помощи, государственное гарантирование по основным видам помощи, возможность получения помощи на дому);
3) добровольности (состоящий в том, что граждане могут согласиться или отказаться от социального обслуживания без принуждения их к его получению);
4) гуманности (в соответствии с которым граждане, нуждающиеся в социальной помощи, имеют право на уважительное отношение к ним при оказании социальных услуг);
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
6) конфиденциальности (заключающийся в том, что личная информация, полученная работниками социальных учреждений, составляет профессиональную тайну);
7) профилактической направленности (в соответствии с которым оказание государственной социальной помощи ориентировано, прежде всего, на сохранение здоровья человека).
Формы предоставления социального обслуживания:
— стационарная форма (в стационарных организациях социального обслуживания, например, в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, геронтологических центрах, специальных домах для пожилых людей и др.). – предоставляется получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг;
— полустационарная форма – предоставляется получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток;
— форма социального обслуживания на дому является наиболее востребованной гражданами формой предоставления социальных услуг, приближенной к их потребностям и одновременно экономически выгодной. Ежегодно на дому получают социальные услуги 1,2 млн. человек. Такая форма социального обслуживания должна компенсировать отсутствие родственного ухода, невозможность для членов семьи предоставлять уход и попечение своим старшим родственникам, но при этом сохранить проживание им в привычной для них среде.
При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
Виды социальных услуг, представляемые гражданам (с учетом их индивидуальных потребностей):
— социально-бытовые;
— социально-медицинские;
— социально-психологические;
— социально-педагогические;
— социально-трудовые;
— социально-правовые;
— услуги в целях повышения коммуникативного потенциалаполучателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
— срочные социальные услуги – включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях предоставляется лицам, не нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Оно направлено на максимально возможное продление пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов в привычной для них социальной среде в целях поддержания их социального статуса.
К числу надомных социальных услуг относятся:
- организация питания, включая доставку продуктов на дом;
- помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
- содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;
- поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
- организация получения образования инвалидами с учетом физических возможностей и умственных способностей:
- создание условий для социально – трудовой реабилитации;
- содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
- содействие в организации ритуальных услуг и др.
Если гражданин проживает в жилом помещении без центрального отопления и (или) водоснабжения, то в число надомных социальных услуг, входит содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Важным аспектом в регулировании социально-экономических процессов в обществе является защита и поддержка института семьи.
Основные принципы в деле организации социальной помощи семье со стороны государственных, муниципальных и общественных организаций можно выразить в следующем:
— расширение возможностей семьи для решения жизненно-необходимых задач;
— установление связи семьи с другими коллективами, организациями и социальными институтами, которые обеспечивают ресурсы, возможности поддержки;
— содействие эффективному и гуманному действию семьи как социально-экономической системы;
— развитие самопомощи для улучшения семейной социальной политики на территориях.
Общую функциональную схему можно представить как систему взаимодействия семьи государственными, общественными, конфессиональными и частными структурами.
Планы развития учреждений социального обслуживания семьи и детей увязываются, как правило, с задачами реализации региональных программ семейной политики. В настоящее время идет создание горизонтальных структур системы социальной помощи семье на всех уровнях с учетом специфики регионов. Так, на районном (городском) уровне организаторы социальных служб, обслуживающих семьи, должны знать потребности населения в такого рода услугах.
В этих целях необходимо учитывать типы семей, наличие острых проблем, отношение населения к такой службе; в случаях необходимости формировать общественное мнение по поводу создания соответствующей службы и возможности обращения в нее любого жителя региона. Практика становления служб социальной помощи семье в России показывает, что в районе (микрорайоне) необходимо предусмотреть предоставление комплекса социальных услуг, как детям, так и родителям.
Областные учреждения призваны выполнять также и научно-методические функции: например, комплексный областной центр социальной помощи семье и детям или областной центр социального здоровья населения должен, исходя из местной ситуации, выходить с рекомендациями на властные структуры. Такие областные учреждения, как служба «Доверие» и т.п., также представляются достаточно перспективными.
Социальная служба помощи должна организовываться как открытая система в соответствии с социальной ситуацией конкретной территории, где отдельные учреждения и подразделения службы выступают в качестве структур элементов, создаваемых по мере необходимости.
Государственная служба помощи семье и детям выполняет следующие функции:
— аналитическую: изучает проблемы и нужды своего контингента семей или членов коллектива;
— планово-организационную: планирует и организует социальное обслуживание в социуме;
— управленческую: обеспечивает контакт с государственными органами, от которых зависит решение проблем клиента, добивается решения, проводит оценку результата того или иного мероприятия и т.д.;
— информационную: сообщает населению о возможностях службы, новых государственных решениях по социальной за щите населения.
Социальная работа в этих службах может выражаться в различных формах помощи семье. Так, например, неотложная помощь при острых психических состояниях человека, вызванных социальными условиями или трудной жизненной ситуацией направляется на снятие или уменьшение отрицательных, включая даже возможность суицида, последствий такого состояния. Эту помощь могут осуществлять такие учреждения и подразделения службы, как телефоны доверия, пункты неотложной психологической помощи и др.
Помощь может носить продолжительный характер, когда при трудных жизненных ситуациях клиенту оказывается не только первичная, но и углубленная длительная поддержка, направленная на оздоровление отношения к ситуации, выявление внутренних резервов клиента и увеличение его веры в свои силы и возможность преодоления сложившихся обстоятельств. Такая помощь осуществляется в территориальных центрах социальной помощи семье, социальных приютах для детей и подростков (матерей с детьми), реабилитационных центрах, центрах помощи детям, оставшимся без родителей, в психолого-педагогических консультациях, территориальных бригадах социальных работников, в которые включаются социальные работники, специализирующиеся на разных типах семейных проблем, что дает возможность совместного поиска решения в наиболее сложных ситуациях.